"Организация двигательного режима детей дошкольного возраста"
Автор: Шолохова Мария Алексеевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 47 "Лесовичок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Организация двигательного режима детей дошкольного возраста"
Организация двигательного режима детей дошкольного возраста
Подготовила учитель-логопед:
Шолохова Мария Алексеевна
Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и
развитие ребенка – дошкольника, является двигательная активность.
Благоприятное влияние на организм может быть оказано только в том случае,
если ее уровень находиться в пределах оптимальных величин.
Главное содержание физического воспитания в детском саду составляют
разнообразные виды двигательных действий и подвижные игры, которыми
дети овладевают и в которые должны систематически упражняться. Это
основные движения (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля и метание,
ползание и лазание), общеразвивающие упражнения (с предметами и без),
ритмическая гимнастика, элементы аэробики, построения и перестроения,
игры (подвижные и элементы спортивных), спортивные упражнения (ходьба
на лыжах и др.).
Организации двигательного режима в ДОУ придается особое значение.
Первостепенная задача педагогов – установление индивидуальных
особенностей потребности ребенка в движении. В детском саду
используются различные варианты двигательной деятельности детей. В
течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз.
Варианты двигательной активности детей в ДОУ
№ Мероприятия
Содержание
1
Утренняя гимнастика
- в форме подвижной игры;
- танцевально – ритмические
упражнения;
- смешанного типа
2
Занятия физической
культурой
- обычного типа;
- занятие – прогулка;
- игровые;
- самостоятельные;
- занятие – тренировка;
- сюжетное занятие
3
Гимнастика после сна
- самостоятельная;
- оздоровительная;
- игровая;
- музыкально – ритмические
упражнения;
- дыхательная;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика
4
Динамическая пауза
- в форме подвижной игры;
- самостоятельная;
- музыкально-ритмические
упражнения;
- с использованием
нетрадиционного оборудования
Развитие интереса к движениям формируются на основе жизненной
потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким, поэтому главное место
в физическом воспитании занимают разные формы активного отдыха:
спортивные праздники, досуги, соревнования, Дни здоровья, походы и пр.
В рациональном сочетании с другими видами работ по физическому
воспитанию создается целесообразный двигательный режим, который
способствует повышению функциональных возможностей, улучшению
работоспособности, закаленности детей.
Слаженная деятельность взрослых (сотрудников детского сада и родителей) и
детей позволяет добиваться активного эмоционального отдыха и является
пропагандой здорового образа жизни, как среди ребят, так и среди взрослых.
При любой форме организации активного отдыха главная забота коллектива о
том, чтобы никто из детей не находился в рядах посторонних зрителей,
болельщиков. Большое место отводится подвижным играм, разнообразным
интересным показательным выступлениям детей, которые создают
возможность активного участия всех детей сада.
Таким образом, широкое использование физических упражнений в виде
спортивных игр, занятий физкультурой, в комплексе с закаливающими
процедурами, способствует эффективному, всестороннему развитию и
оздоровлению детей.
Двигательная активность детей в течение дня
№ Режимные
моменты
Нагрузки
низкой
интенсивности
средней
интенсивности
высокой
интенсивности
1
Прием детей
+
2
Утренняя
гимнастика
+
3
Физкультминутки +
4
Занятия
Физкультурой
+
5
Занятия
Музыкой
+
6
Прогулка
+
7
Самостоятельная
двигательная
+
активность
8
Вторая половина
дня
+
В связи с учетом особенностей двигательной активности детей дошкольного
возраста в ДОУ разработана рациональная модель двигательной активности.
При разработке данной модели учитывались следующие факторы:
- удовлетворение детьми биологической потребности в двигательной
активности;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на
оптимальном соотношении разных видов деятельности, подобранных с
учетом возрастных и индивидуальных способностей;
- двигательная активность должна соответствовать опыту ребенка, интересам,
желаниям, функциональным возможностям организма – что составляет
основу индивидуального подхода;
- оптимизация двигательной активности за счет дополнительных видов
занятий двигательного характера с использованием нетрадиционных
методик.
Модель двигательной активности
Формы
организации
Особенности
проведения
Младший возраст
Старший возраст
младшая
средняя
старшая
Подгото-
вительная
1
2
3
4
5
6
Утренняя
гимнастика
Ежедневно в
помещении и на
воздухе с учетом
климатических
условий
5-6 минут
6-8
минут
8-10
минут
10 - 12
минут
Гимнастика после сна
Ежедневно, после
дневного сна
5-6 минут
5-8 минут
8-10 минут
10 – 12 минут
Подвижные игры
Ежедневно на прогулке
и в помещении
15 – 20 минут
25 -30 минут
30-35 минут
35 - 40 минут
Спортивные игры
не реже 1 раза в неделю
Целенаправленное обучение педагогом
Занятия физкультурой
Три раза в неделю
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
Музыкальные занятия
(часть занятия)
2 раза в неделю
3-5 минут
5 минут
7-10 минут
10 минут
Двигательные игры
под музыку
1 раз в неделю
5-10 минут
10-15 минут
15-20 минут
25 минут
Спортивные
развлечения
1 раз в месяц
20 минут
20 минут
30 минут
30-35 минут
Спортивные праздники
2 раза в год
20-25 минут
20-25 минут
50-60 минут
50-60 минут
День здоровья
1 раз в месяц
Неделя здоровья
2 раза в год
Самостоятельная
двигательная
активность
Ежедневно индивидуально и подгруппами