"Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС. Рекомендации педагогам среднего звена"
Автор: Комерсантова Татьяна Степановна Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Школа № 24
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС. Рекомендации педагогам среднего звена"
Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС.
Рекомендации педагогам среднего звена.
Комерсантова Татьяна Степановна, учитель изобразительного искусства,
МБОУ Школа № 24 г.о.Самара
Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во - первых,
учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь находить различные способы и
приемы передать эти знания другим. Во - вторых, он должен чувствовать «зов сердца».
Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми,
воспитывать их. В - третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими
как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость,
такт, принципиальность, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет
вызвать у них доверия и уважения. В - четвертых, он должен сам постоянно учиться,
развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром, чтобы в обучении и воспитании
придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе
со своими учениками, но все же немного впереди них.
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к
учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать
совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения,
способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно
мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять
детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью,
профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При
переходе на ФГОС педагоги сталкиваются с определёнными проблемами.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к:
планированию и организации образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФГОС;
изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей
образовательной среды;
переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений
учеников;
развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности.
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя):
психологические , связанные с традиционным подходом к профессии, а не
осознанием себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС,
консервативным мышлением;
дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части
изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков,
организации проектной и исследовательской деятельности;
организационно-нормативные , связанные с отсутствием научной организации
трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы;
профессиональные , связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности
экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие
изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального
сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих
в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные технологии – именно
личность педагога формирует личность ребёнка, в большей степени влияет на достижение
планируемых результатов обучения.
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна
успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям
психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их
уверенности в своих силах.Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса
- одно из обязательных условий для работы образовательных учреждений по ФГОС. Вторым
показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности
педагогов.
Несомненно, компетентность - многоуровневое образование с компонентами
когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система
внутренних психолого-педагогических составляющих и свойств личности учителя. Есть
связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в
себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как
интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных
задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои
функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.
Психолого-педагогическая компетентность учителя рассматривается, как способность
рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность
осуществлять педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры:
постановка целей и задач; способы воздействия; изучение педагогических ситуаций и
принятие решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение
проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом перспектив развития и
деятельности самих учащихся с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять
целям развития у школьников выбор средств, осуществлять самостоятельный
педагогический и психологический анализ деятельности и поведения.
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами
образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности
учителя , которая включает в себя:
осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его
способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках
предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных
стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми
учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и
между учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере
процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых
педагогических результатов;
осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к
профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах
своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в
отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Содержание компетенций учителя
Компетенци
я
Содержание компетенции
Предметн
о-
система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого
предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, владение
разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми,
Психолог
о-
педагогич
еская
система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного
успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого
ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно
Компетен
ция
теоретические знания в области валеологии и проектировании
здоровьесберегающей образовательной среды, система нормативно-правовых
знаний, владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды,
Коммуни
кативная
компетен
ция
система знаний о законах общения, владение приемами эффективного
общения, позволяющими осуществлять направленное результативное
неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно
Компетен
ция в
области
система знаний о педагогическом экспериментировании; система знаний о
способах и формах профессионального самосовершенствования, умение
планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать
Формирование психолого-педагогической компетентности проходит в несколько
этапов.
1 этап. Выявление уровня психолого-педагогической компетентности учителя
(диагностирование, тестирование, определение путей совершенствования психолого-
педагогической компетентности).
2 этап. Механизмы развития психолого-педагогической компетентности педагога.
(самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие
в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание
собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя)
3 этап. Анализ деятельности учителя
(обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию
профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная,
методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений,
самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения)
и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие
учительского потенциала, уровень квалификации, профессиональное развитие. Личностное и
профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразования и
саморазвития.
Задача психологической службы образовательного учреждения заключается в помощи
учителям в повышении общей психолого-педагогической грамотности, помощи овладевать
доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности,
коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса.
Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-
педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности,
педагогического общения, личностного развития учителя.
Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-
педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения
психолого-педагогической компетентности учителя.
Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-
педагогической компетентности учителя.
Психологическое сопровождение педагогов
Мероприятия
Время проведения
Результат
Анкетирование
(сбор запросов на
психологическое
просвещение)
В конце учебного года
(для планирования работы
психолога на учебный год)
Формирование банка
данных о запросах
педагогов
Психологическое
просвещение
(выступление на заседаниях
педагогического совета,
методических объединений)
В течение учебного года
Повышение
психологической
грамотности и развитие
психологической культуры
Психологическое
консультирование
В течение года
Психологическая
поддержка педагогов,
профилактика
эмоционального
выгорания
Психологический анализ
уроков
В течение года
Психологическая
экспертиза
профессиональной
деятельности учителя
Одним из способов повышения профессиональной компетентности является
психологический анализ урока.
Основные задачи психологического анализа урока :
развитие у педагогов мотивации к применению психологических знаний в практике
профессиональной деятельности;
развитие внутренних резервов личности педагога;
возможность диагностики внутригрупповых отношений в классном коллективе,
исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей
учителя.
После посещения урока педагог-психолог:
делится результатами наблюдения ( какие методы и формы урока были наиболее
эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не по могли
достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями
учащихся, со спецификой классного коллектива)
формулирует рекомендации по оптимизации учебно- воспитательного процесса в
данном классе (с учётом запроса педагога);
формулирует рекомендации для администрации образовательного учреждения по
развитию профессионального мастерства педагогов;
способствует обучению и овладению педагогом методами самодиагностики
профессионально-личностных качеств, стиля педагогического общения.
Таким образом, психолого-педагогическая компетентность представляет собой
максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных,
коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных
результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся. Повышение психолого-
педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в
образовательном учреждении. Для развития профессионально-значимых личностных качеств
педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности
психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов
образовательных учреждений с учителями в различных формах.
Рекомендации педагогам 5-х классов
Что необходимо учитывать педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел
более равномерно, последовательно и эффективно?
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности,
условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
- Отслеживать ход развития процессов обучения, воспитания.
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих
способностей.
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых
жизненных ситуациях.
- Формирование общих учебных умений и навыков.
- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего
образования.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов .
Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если
его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя
всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной
деятельности.
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно
налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является
учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него
с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.
Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых
функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда
подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о
развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка,
сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем
шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей,
способствовать установлению контакта родителей с ними.
2. Поддерживать контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т.
д.).
3. Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом и социальным педагогом.
4. Помочь новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-
предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту
на каждом уроке).
6. Познакомиться с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем
ребенка (по медицинской карте ребенка).
7. Осуществить грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных
особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам.
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников
в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с
учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях
выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим,
критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений
должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее
снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя
сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не
бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей
работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные
работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных
особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец,
хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты,
благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его
здоровье, семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности
пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и
связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания,
двигательная активность и т.д.
Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего
звена от родителей и учеников пятых классов.
• Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
• Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
• Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на
прописанные в учебниках.
• Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в
себя и свои силы.
• Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое
и не давая негативного прогноза на будущее.
• Будьте с детьми вежливыми.
• Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
• Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания
дисциплины.
• Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
• Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в
голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
• Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не
имеющими отношения к объясняемому материалу.
• Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над
душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
• Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
• Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по
голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
• Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из
одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
• Сообщите заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а
не после ответа у доски).
• Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот
день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
Литература
1.
Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного
процесса // Управление школой № 17, 2007
2.
Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством
образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября
3.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
4.
Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное
пособие.- М.: ИЗД-ВО Артикул 2007.
5.
Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на
ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая
лаборатория”) – М.: 2013.
6.
Якушина Е. В. «Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС» // Справочник
заместителя директора школы, №10, 2012 г
7.
Психолог в средней школе. Справочные материалы: О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто
— Санкт-Петербург, Феникс, 2015 г.- 334 с.