"Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС. Рекомендации педагогам среднего звена"

Автор: Комерсантова Татьяна Степановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Школа № 24
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС. Рекомендации педагогам среднего звена"
Дата публикации: 27.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС.

Рекомендации педагогам среднего звена.
Комерсантова Татьяна Степановна, учитель изобразительного искусства, МБОУ Школа № 24 г.о.Самара Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во - первых, учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь находить различные способы и приемы передать эти знания другим. Во - вторых, он должен чувствовать «зов сердца». Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми, воспитывать их. В - третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет вызвать у них доверия и уважения. В - четвертых, он должен сам постоянно учиться, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром, чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них. Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При переходе на ФГОС педагоги сталкиваются с определёнными проблемами.
Общие проблемы
заключаются в неготовности педагогов к:  планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;  изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;  выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;  переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников;  развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности.

Личностные проблемы
(связанные с особенностями личности учителя): 
психологические
, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением; 
дидактические,
обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности; 
организационно-нормативные
, связанные с отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы; 
профессиональные
, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций. В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные технологии – именно личность педагога формирует личность ребёнка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения. Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных условий для работы образовательных учреждений по ФГОС. Вторым показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов. Несомненно, компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психолого-педагогических составляющих и свойств личности учителя. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки. Психолого-педагогическая компетентность учителя рассматривается, как способность рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры:
постановка целей и задач; способы воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития у школьников выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности и поведения. В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена
сущность психолого-педагогической компетентности

учителя
, которая включает в себя:  осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;  осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;  осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Содержание компетенций учителя

Компетенци

я

Содержание компетенции

Предметн

о-
система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, владение разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми,
Психолог

о-

педагогич

еская
система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно
Компетен

ция
теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды, система нормативно-правовых знаний, владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды,

Коммуни

кативная

компетен

ция
система знаний о законах общения, владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно
Компетен

ция в

области
система знаний о педагогическом экспериментировании; система знаний о способах и формах профессионального самосовершенствования, умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать
Формирование психолого-педагогической компетентности
проходит в несколько этапов.
1 этап. Выявление уровня психолого-педагогической компетентности учителя
(диагностирование, тестирование, определение путей совершенствования психолого- педагогической компетентности).
2 этап. Механизмы развития психолого-педагогической компетентности педагога.
(самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя)
3 этап. Анализ деятельности учителя
(обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности) Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие учительского потенциала, уровень квалификации, профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития. Задача психологической службы образовательного учреждения заключается в помощи учителям в повышении общей психолого-педагогической грамотности, помощи овладевать доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса.
Просветительная функция
состоит в знакомстве учителей с явлением психолого- педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.

Развивающая функция
заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого- педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.
Корректирующая функция
программы заключается в коррекции дефектов психолого- педагогической компетентности учителя.
Психологическое сопровождение педагогов

Мероприятия

Время проведения

Результат
Анкетирование (сбор запросов на психологическое просвещение) В конце учебного года (для планирования работы психолога на учебный год) Формирование банка данных о запросах педагогов Психологическое просвещение (выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений) В течение учебного года Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры Психологическое консультирование В течение года Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания Психологический анализ уроков В течение года Психологическая экспертиза профессиональной деятельности учителя Одним из способов повышения профессиональной компетентности является
психологический анализ урока.

Основные задачи психологического анализа урока
:  развитие у педагогов мотивации к применению психологических знаний в практике профессиональной деятельности;  развитие внутренних резервов личности педагога;  возможность диагностики внутригрупповых отношений в классном коллективе, исследования индивидуальных особенностей учащихся, педагогических способностей учителя. После посещения урока педагог-психолог:
 делится результатами наблюдения ( какие методы и формы урока были наиболее эффективны для решения поставленных педагогом задач, какие методы не по могли достигнуть высоких результатов, как это связано с индивидуальными особенностями учащихся, со спецификой классного коллектива)  формулирует рекомендации по оптимизации учебно- воспитательного процесса в данном классе (с учётом запроса педагога);  формулирует рекомендации для администрации образовательного учреждения по развитию профессионального мастерства педагогов;  способствует обучению и овладению педагогом методами самодиагностики профессионально-личностных качеств, стиля педагогического общения. Таким образом, психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучающихся. Повышение психолого- педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении. Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов образовательных учреждений с учителями в различных формах.
Рекомендации педагогам 5-х классов
Что необходимо учитывать педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно? - Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка. - Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды. - Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика. Что необходимо грамотно осуществлять? - Отслеживать ход развития процессов обучения, воспитания. - Процесс социализации ребенка в коллективе. Что поможет ребенку учиться успешнее? - Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех. - Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий. - Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. - Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых жизненных ситуациях. - Формирование общих учебных умений и навыков. - Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Рекомендации классным руководителям 5-х классов
. Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей. Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей? 1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними. 2. Поддерживать контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 3. Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом и социальным педагогом.
4. Помочь новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей- предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке). 6. Познакомиться с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка). 7. Осуществить грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
Рекомендации учителям-предметникам.
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. 3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе. 5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). 6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться. 7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. 8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). 10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. 12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 16. Не допускайте педагогического манипулирования. 17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение. 18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. 19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. 20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от родителей и учеников пятых классов. • Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям. • Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз. • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках. • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы. • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
• Будьте с детьми вежливыми. • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа. • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины. • Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат. • Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться. • Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу. • Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему. • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника. • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться. • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен. • Сообщите заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски). • Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.
Литература
1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007 2. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября 3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. 4. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие.- М.: ИЗД-ВО Артикул 2007.
5. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая лаборатория”) – М.: 2013. 6. Якушина Е. В. «Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС» // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г 7. Психолог в средней школе. Справочные материалы: О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто — Санкт-Петербург, Феникс, 2015 г.- 334 с.