"Лаборатория природы"

Автор: Федорова Оксана Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Рабочая программа экологического кружка для детей 5-7 лет
Тема: "Лаборатория природы"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)
ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72

ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г.

Салехард
Утверждаю: заведующий МДОУ «Детский сад «Улыбка» ____________Е.М.Русакова Приказ №____________ от «__»______2015г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Улыбка» протокол № ___________ от «____»____2015г.
Рабочая программа

экологического кружка

для детей 5-7 лет

«Лаборатория природы»

Надым

2015г
1

Оглавление
1. Паспорт программы.....................................................................стр. 3-5 2.Пояснительная записка.................................................................стр. 6-8 - противоречия, - проблема, - гипотеза, - цель, - задачи, - ожидаемые результаты. 3.Принципы организации образовательного процесса, реализующиеся в рабочей программе.....................................................................стр. 8-9 4. Условия реализации......................................................................стр. 10 5. Тематическое распределение количества часов.........................стр. 10-11 6.Общая характеристика рабочей программы.................................стр. 11-12 7. Результаты освоения рабочей программы....................................стр. 12 8. Содержание рабочей программы...................................................стр. 12-15 9.Диагностический инструментарий..................................................стр. 15-24 10. Используемая литература..............................................................стр. 25 11.Приложение - игры экологической направленности, используемые при проведении НОД - тематическое планирование, - эксперименты и опыты 2

Паспорт программы.
1 Наименование дополнительной образовательной услуги. Рабочая программа кружка по экологической направленности «Лаборатория природы» 2 Основание для разработки программы. 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» 5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа» 6. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017» 7.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» 8. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» . 3 Заказчик программы. Родители, педагоги коллектив МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» 4 Организация- исполнитель. Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» 5 Целевая группа. Старший дошкольный возраст. 6 Составители программы. Педагог дополнительного образования 7
Цель программы.
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ - ного многообразия российского общества. 8
Задачи

программы.

образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и 3
уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях; - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним; - научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение); - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой; - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок. 9 Ожидаемый результат. 1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы. 2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; воспитание ответственного отношения к природе. 3. Принимать участие в экологических выставках, конкурсах
Дети будут знать
: Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов. О природно-климатических зонах Земли и Северного края. Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга). О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера. О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе. 4

Дети будут иметь представления:
О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере). О возникновении жизни на Земле.
Дети будут уметь:
С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. 10 Срок реализации программы. Два учебных года. 5

Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации Концепции устойчивого развития согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к устойчивому развитию является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей и природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Анализ данной ситуации позволил выявить
противоречия
между:  необходимостью внедрения системы непрерывного экологического образования в образовательный процесс ДОУ и отсутствием программ дополнительного образования.  потребностью образовательной практики в высоком уровне экологической компетентности всех участников образовательного процесса и низким уровнем просвещения педагогов и родителей по данной теме. В связи с этим актуальным представляется решение
проблемы
- необходимости внедрения системы непрерывного экологического образования в образовательный процесс посредством использования дополнительной программа экологической направленности. В целях решения обозначенной проблемы разработана
рабочая программа
экологической направленности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Лаборатория природы». Рабочая программа по экологическому воспитанию «Лаборатория природы» построена в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и реализуемыми образовательными программами: содержание соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; основывается на комплексном принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в НОД, а также самостоятельной деятельности детей в соответствии со спецификой дошкольной образовательной организации; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ребенку ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии 6
с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс программы «Лаборатория природы» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира, помогает воспитаннику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородного города, родной страны и планеты Земля. В ходе из учения программного материала старшие дошкольники овладевают основами экологических знаний о природе и обществе, учатся осмысливать элементарные причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс программы способствует формированию у старших дошкольников основ экологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить на блюдения в природе, ставить простейшие опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и правила здорового образа жизни.
Гипотеза рабочей программы:
применение рабочей программы экологической направленности «Лаборатория природы», позволит повысить уровень экологической грамотности, сформирует основы мировоззрения воспитанников старшего дошкольного возраста. Цели образовательной деятельности определены требованиями государственной политики в области образования, запросом родителей (социальный заказ), профессиональными интересами педагогов, накопленным опытом и традициями МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма». Изучение курса «Лаборатория природы» направлено на достижение следующих
целей:
- формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными
задачами
реализации содержания курса являются:
образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений, их разнообразии; о взаимосвязях живой и неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях; - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним; - научить детей простейшим правилам поведения в природе;
развивающие:
- развивать внимание, память и мыслительные операции (сравнение, обобщение); - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь животных и растений; - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой; - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок. 7

Ожидаемые результаты:

Исследовательские умения:
Приобретение практических экологических и природоохранительных навыков; Выполнение простейших экологических исследований в условиях ДОУ.
Организационно – пропагандистские умения:
Исполнение практических дел по охране природы; Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе.
Опознавательные умения:
Распознание объектов природы. 5. Воспитанники должны уметь наблюдать за природными явлениями, за взаимосвязями живых организмов и объяснять увиденное. 6. Воспитанники должны проявлять бережное отношение к живым организмам. 7. Развивать в процессе общения память, внимание, речь, мышление, эмоционально – волевую сферу. Развивать умение анализировать глобальные, региональные экологические проблемы.
Принципы организации образовательного процесса, реализующиеся в рабочей

программе «Лаборатория природы»
, таковы:  Принцип единства (все мы являемся частью природы).  Непрерывности и системности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.  Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.  Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки, экзистенционализма и т. д.  Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.  Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки.  Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей, эмоциональную и мотивационную сферу.  Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.  Принцип смирения (мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие). 8
 Принцип сотрудничества (наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании).  Принцип уважения к природе (каждое живое существо имеет право на жизнь или по крайней мере на борьбу за выживание просто потому, что оно живое; наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас в настоящее время или от его потенциального использования в будущем).  Принцип уважения к своим корням и, прежде всего, к Земле (все, что мы имеем или будем иметь, в конечном счете, идет от Солнца и Земли; Земля без нас может существовать, а мы без нее – нет).  Принцип права будущих поколений (после себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).  Принцип: непосредственный опыт – лучший учитель (чтобы любить, лелеять и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов природы).  Принцип: люби свой родной край, страну (изучайте и любите природу своего края, страны, живите в согласии с ней. Ступайте по Земле с осторожностью.
Основные направления рабочей программы «Лаборатория природы»:
 Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.  Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические игры, игры- путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.  Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, оформлению цветников, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.  Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.  Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные, экскурсии, походы в ближайшее природное окружение, экологические десанты.  Экологическая безопасность направление – широко используются различные ситуации, беседы, проблемные вопросы. 9

Система работы с детьми в старшей и подготовительной группе:
 создание эколого – развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);  совместная деятельность воспитателей, детей и родителей (акции «Накормим птиц зимой», «Насекомые - посланники природы», «Сохрани цветок», фотоальбомы по группам «Жизнь в солнечной стране», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению кормушек для птиц и др.);  выращивание зелени в зимнее - весенний период («огород на окне»);  игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;  экология здоровья (физическое здоровье -двигательная активность, закаливание, социально – нравственное здоровье, духовное здоровье, безопасное здоровье).
Методологическую основу
рабочей программы составили: -концепция системного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников (А.Г.Асмолов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, М.Н.Полякова, Л.П.Стрелкова, Р.М.Чумичева; Л.В.Моисеева, С.Н. Николаева, З.И.Тимасеева, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, Л.В.Безрукова, П.Г.Саморукова, Е.Ф.Терентьева) идеи ознакомления дошкольников с природой (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). методологическое обоснование процесса экологического воспитания (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева), теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Условия реализации программы
Учебно-методическая база: наличие программы, планов-конспектов дидактических игр по темам, видеоматериалов, художественной литературы и хрестоматийной литературы по темам, создание развивающей экологической среды; Методологический подход к реализации программы включает:  систематизированный подход к изучению окружающего мира;  отбор форм и темп прохождения материала, основанный на возрастном подходе к составу групп;  создание доверительной обстановки на занятиях и комфортной атмосферы, способствующих лучшему усвоению материала;  заинтересованность и поддержка образовательного процесса со стороны руководства детского сада и родителей детей. Программно-методическое обеспечение: научно-методическая литература, Интернет - ресурсы Информационное обеспечение: результаты диагностики экологического развития детей, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения.. Материально-техническое обеспечение: кабинет, наличие объектов исследования, мест прогулок, стол, персональный компьютер, ноутбук, SMART доска, программное обеспечение (компьютерные программы, игры, презентации), дидактический материал, гербарии, экспериментальная мобильная лаборатория. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители старших дошкольников, воспитатели групп. 10
На изучение курса программы «Лаборатория природы» для детей старшего дошкольного возраста отводится 72 часа, по 1часу в неделю во второй половине дня в соответствии с СанПин требованиями.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п Разделы, темы Часов по разделам курса программы
Человек и природа

58
«Живая и неживая природа» 4 «Что, куда, когда?» 4 « Я и другие» 2 «Почему и зачем?» 4 «Малая родина» 4 «Природа России» 6 «Путешествие по природе» 4 «Как устроен этот мир?» 4 «Эта удивительная природа» 10 «Здоровье и Я» 2 «Защити Землю» 4 «Природа России» 6 «Родной Ямал – часть большой страны» 4
Человек и общество

10
«Зеленые станицы города» 2 «Моя красная книга» 6 «Я – современный житель» 2
Правила безопасной жизни

5
«Здоровье и безопасность» 3 «Моя безопасность» 2 ИТОГО:
72

Общая характеристика рабочей программы «Лаборатория природы»
Отбор содержания программы «Лаборатория природы» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внима ние уделяется знакомству старших дошкольников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу 11
отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе программы «Лаборатория природы» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об - разовательную среду: - наблюдения явлений природы и общественной жизни; - практические опыты и эксперименты, в том числе исследовательского характера; - различные творческие задания. Проводятся дидактические игры, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения поставленных за дач важны экскурсии, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в группе, но и на улице, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятельности, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Ценностные ориентиры
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно - социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты освоения программы «Лаборатория природы»
сформированы: -самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; -эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой народов Ямала, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории; -этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание братьям нашим меньшим; -установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; научится: -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения опытов и экспериментов; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; -включаться в диалог со взрослым и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; -формулировать ответы на вопросы; -слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; 12
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -приводить примеры растений и животных, в том числе внесённых в Красную книгу России; -выявлять экологические связи своего региона, изображать эти связи с помощью моделей и значков; - оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
Содержание рабочей программы «Лаборатория природы» –

Старшая группа 36 часов

Раздел «Живая и неживая природа»
Звёзды и планеты. Мир камней, его разнообразие и красота. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни рас тения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
2 год обучения.
Неживая и живая природа. Связи в окружающем мире между неживой и живой природой. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Примеры природных явлений. Погода, её составляющие. Наблюдение за погодой. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Раздел «Что, куда, когда?»
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Вода. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
2 год обучения
Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Раздел
« Я и другие»
Правила поведения в детском саду, в обществе. Обращение к взрослому. Со вместные игры, отдых, занятия Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Взаимопомощь в природе. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения.
2 год обучения.
Профессии людей связанные с охраной природы. Взаимопомощь в природе. Как и кто заботиться о природе. Почему я дружу с природой.
Раздел «Где и когда?»
Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Представление о времени и его течении. Последовательность дней недели, времен года, месяцев.
2 год обучения.
Какой климат, такая и природа. Особенности животных и растений разных климатических зон. Раздел
« Почему и зачем?»
Луна – спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Разнообразие звуков в окружающем мире. Посильное участие в охране природы. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, растительного и животного мира. Зависимость жизни человека от природы.
2 год обучения.
Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов раги. Радуга – украшение 13
окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги. Человек — часть природы. Раздел
«Малая Родина»
Родной город - Надым, Ямал - основные достоприме чательности городов. Коренные народы Ямала, жизнь, традиции, обычаи
2 год обучения.
Ненецкие сказки про природу. Жизнь, традиции, обычаи ненцев. Чему нужно учиться у коренных малочисленных народов Севера. Раздел
«Природа России»
Многообразие животных и растений. Кто в природе главный. Как заботиться о природе. История и ее ошибки. Охрана окружающей среды — задача всего человечества.
2 год обучения
. Многообразие растений и животных. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Многообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери. Связи между природой и человеком. Дикие и домашние животные. Раздел
«Путешествие по природе»
Уникальные явления в природе (гейзеры, извержения вулканов). Удивительные растения и животные.
2 год обучения.
Чудеса природы. Жизнь удивительных растений и животных. Раздел
«Как устроен этот мир»
Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Модель солнечной системы. Звездное небо — великая «книга» природы.
2 год обучения.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Что изучает астрономия. Небес ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Раздел
«Эта удивительная природа»
Природные богатства России. Голубое топливо Ямала. Месторождения Надымского района.
2 год обучения.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Польза или вред. Раздел
«Здоровье и Я»
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
2 год обучения.
Экологическое здоровье. Полезное питание. Раздел
«Защити Землю»
Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества.
2 год обучения.
Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна родное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Раздел
«Природа России»
Путешествия по карте России. Сезонные изменения в природе. Перелетные и зимующие птицы. Жизнь животных при сезонных изменениях
2 год обучения.
Путешествия по карте России. Климатические зоны России. Способы маскировки растений и животных. Раздел
«Родной Ямал - часть большой страны»
Где мы живем. Надым – город газовиков, строителей, - часть большого Ямала. Уникальность природы Ямала. Растения и животные, внесенные в Красную книгу.
2 год обучения.
Как люди используют богатства земных кладовых.
Человек и общество
Раздел
«Зеленые страницы города»
Экологический десант. Экскурсии в природу. Помогаем братьям меньшим. 14

2 год обучения.
Экологический десант. Экскурсии в природу. Помогаем братьям меньшим. Раздел
«Моя Красная книга»
Проектная деятельность; составление совместных проектов про животных и растения, внесенных в Красную книгу.
2 год обучения
. Красная книга. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Международная Красная книга. Раздел
«Я современный житель»
Знакомство с инновационными разработками, для улучшения экологической обстановки. Интернет – способ получения информации о природе. Экологические компьютерные игры.
2 год обучения
. Способы и средства познания окружающего мира. Экологические компьютерные игры. Как можно заботиться о природе.
Правила безопасности жизни.
Раздел
«Здоровье и безопасность»
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас ности при обращении с домашними животными.
2 год обучения
. Правила поведения при опасных ситуациях в природе. Влияние окружающей природы на человека. Раздел
«Моя безопасность»
Дорога от дома детского сада, правила безопасного поведения на дорогах. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасности при контактах с незна комыми людьми. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
2 год обучения
Правила безопасного поведения в лесу, на водоёме в разное время года. Правила безопасности при контактах с незнакомыми растениями и животными.
Диагностический инструментарий для детей 5-6 лет

по экологическому развитию.
Диагностика сформированности экологических представлений – автор методики Соломенникова О.А.) Задание №1. Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним. Инструкция к проведению. Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных). Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:  Как называется животное, птица, насекомое?  Что ты можешь рассказать о нем?  Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой, весной?  Как человек может помочь птицам зимой?  Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?  Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?  Как надо относится ко всем животным? Задание №2. 15
Игра «Когда это бывает?»: Дополни предложение:  Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;  Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;  С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;  На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники…(вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом). Назови времена года в чередующейся последовательности? Задание №3. Ботаническое лото. Рассмотри, покажи и назови:  Деревья (6 – 7);  Кустарники (4 – 5);  Ягоды (6 – 7);  Грибы (съедобные и ядовитые);  Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7). Беседа. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений? Как правильно ухаживать за растением? Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек? Какие растения Надымского района занесены в «Красную книгу»? Дидактическая игра. Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения). Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды). Задание №4. Беседа. Чем дышит человек? Где можно обнаружить воздух? Что загрязняет воздух? Как человек использует воздух, ветер? Зачем и кому нужна вода? Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан) Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха) В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар) Надо ли беречь воду? Почему? Что такое «почва»? Задание №5. Дидактическая игра. Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор. Каждое задание оценивается по бальной системе: Высокий уровень – 3 балла; Средний – 2 балла; Ниже среднего – 1 балл; Низкий – 0 баллов. Высокий уровень (3 балла) Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и 16
жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года. Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним. Не знает как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира. Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года. Низкий уровень (0 баллов). Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. 17
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень: Высокий – 13 – 15 баллов; Выше среднего – 10 – 12 баллов; Средний уровень – 8 – 9 баллов; Ниже среднего – 6 – 7 баллов; Низкий – 4 – 5 баллов.
Диагностический инструментарий для детей 6-7 лет

по экологическому развитию.
Задание №1 (Задание проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: Определить уровень знания детей о характерных особенностях животных, птиц и насекомых.
Оборудование:
Три больших карты с различным изображением природных ландшафтов. Первая карта разделена на три части. На первой части изображен хозяйственный двор, на второй - лес, на третьей – пейзаж жарких стран. Вторая карта с изображением голубого неба, ветвей деревьев и земли. Третья карта с изображением неба и разноцветного луга. Фигурки вырезанных животных: Лошадь, корова, поросенок, коза, баран, собака; Волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра. Фигурки вырезанных птиц: Голубь, синица, воробей, дятел, сорока, ворона, снегирь, сова. Фигурки вырезанных насекомых: Бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, паук.
Инструкция к проведению:
1. Педагог предлагает ребенку взять первую карту, где изображено три картинки: хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран. Педагог: Из всех силуэтных картинок нужно выбрать животных и разместить их на карте с учетом проживания. 2. Педагог предлагает ребенку взять вторую карту, где изображено небо, земля и ветви деревьев. Педагог: Из всех оставшихся картинок нужно выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. 3. Педагог предлагает ребенку взять третью карту, где изображено небо и луг. Педагог: Из оставшихся картинок нужно разместить на данной карте только насекомых. В случае если на столе остались силуэты с изображением каких-либо представителей, предложите ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить ребенка, по каким признакам размещены представители животного мира на картах. 18
После того, как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать две картинки с изображением животных, три картинки с изображением птиц и три картинки с изображением насекомых. После чего педагог предлагает ребенку ответить на вопросы в соответствии с выбранными картинками. 1. Как называется животное (птица, насекомое)? 2. Что ты можешь рассказать про это животное (птицу, насекомое) 3. Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности

Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Знает их характерные признаки. Без особого труда связно и последовательно отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей животного мира со средой обитания. Знает их характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают очень краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).
Уровень ниже среднего
Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Задание №2 (Задание проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: Определить уровень знания детей характерных особенностей растительного мира.
Оборудование:
Комнатные растения: герань (пеларгония), традисканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению:

Задание №1.
Педагог называет ребенку 5 комнатных растений: герань (пеларгония), традисканция, бегония, аспидистра (дружная семейка), бальзамин султанский (огонек). Просит ребенка показать эти растения. Вопросы к детям: 19
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? - Расскажи, как правильно ухаживать за комнатными растениями; -Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения). - Для чего нужны людям комнатные растения? - Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Задание №2
Педагог предлагает детям назвать: а) деревья и кустарники - (тополь, сирень, береза) б) лиственные и хвойные деревья – (ель (елка), дуб, сосна, осина) в) ягоды и грибы - (земляника, волнушка, подберезовик, клубника) г) цветы сада и цветы леса: (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)
Оценка результатов деятельности

Высокий уровень
Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений (деревья, кустарники, цветы; хвойные и лиственные деревья, цветы сада и цветы леса). Без помощи взрослого называет условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растении: деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор (деревья, кустарники, цветы; хвойные и лиственные деревья, цветы сада и цветы леса). Без помощи взрослого называет условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется называть растения: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений. Не может аргументировать свой выбор (деревья, кустарники, цветы; хвойные и лиственные деревья, полевые и садовые цветы). 20
Не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к растениям. Задание №3. (Задание проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: Определить уровень знания детей о характерных особенностях неживой природы
Оборудование:
Баночка с песком, баночка с камнями, баночка с водой.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает детям определить содержимое баночки. Что лежит в баночке? После того, как дети назовут объекты неживой природы, педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Назови свойства песка. - Для чего человек может использовать песок? - Назови свойства камней. - Для чего человек может использовать камни? - Назови свойства воды. - Для чего человек может использовать воду?
Оценка результатов деятельности

Высокий уровень
Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет их качественные характеристики. Самостоятельно приводит примеры о том, для чего люди могут быть использовать объекты неживой природы (песок, камни, воду). При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень
Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные качественные характеристики объектов неживой природы. При дополнительных вопросах взрослого приводит примеры о том, для чего люди могут использовать объекты неживой природы (песок, камни, воду).
Уровень ниже среднего
Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет качественные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется ответить на вопрос «Для чего человек может использовать объекты неживой природы (песок, камни, воду)». Задание № 4. (Задание проводится индивидуально или маленькими подгруппами) Цель: Определить уровень знания детей о временах года 21

Оборудование:
альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры
Инструкция к проведению:
Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Педагог: Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, что будет за ним и т.д. Затем педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Когда это бывает?» - Светит яркое солнце, дети купаются в реке; - Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках; - С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края; - На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности

Высокий уровень
Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в определенной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию, в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень
Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего
Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе. Задание № 5 (Задание проводится индивидуально с каждым ребенком) Цель: Определить уровень отношения детей к миру природы
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы: - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? 22
(В случае, если у ребенка нет домашних животных, педагог спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»). - Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними питомцами? (В случае, если в детском саду нет обитателей живого, педагог спрашивает: «Если бы у нас в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»). - Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения? - Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности

Высокий уровень
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме. Уровни сфорсированности экологических (примерная таблица)
Фамилия

Имя

ребенка

Знания о

животных,

птицах и

насекомых

Знания о

растительно

м мире

Знания о

неживой

природе

Знания о

временах

года

Отношение

к миру

природы

Наташа М.

Всего 13

баллов)

Высокий

(3 балла)

Высокий

(3 балла)

Средний

(2 балла)

Средний

(2 балла)

Высокий

(3балла)
Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла Уровень ниже среднего – 1 балл
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (15 – 13 БАЛЛОВ)
23
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Ребенок классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Знает их характерные признаки. Называет условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Ребенок знает объекты неживой природы и правильно называет их качественные характеристики. Самостоятельно приводит примеры о том, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода). Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в определенной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (12-8 БАЛЛОВ)
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. Ребенок в основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Ребенок знает объекты неживой природы и в основном правильно называет их качественные характеристики. Самостоятельно приводит примеры о том, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода). Ребенок в основном правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в определенной последовательности. С помощью наводящих вопросов взрослого, правильно называет характерные признаки каждого времени года.
УРОВЕНЬ НИЖЕ СРЕДНЕГО (7-5 БАЛЛОВ)
Ребенок допускает частые ошибки в названии представителей животного мира. Допускает значительные ошибки при разделении их по видам: звери, птицы и насекомые. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес и эмоционально не выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым). Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка 24
природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально не выражает свое отношение к представителям животного мира. Ребенок не может классифицировать растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Ребенок не знает объекты неживой природы. Не может правильно назвать их качественные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода). Ребенок неправильно называет времена года. Не может перечислить их в определенной последовательности. Литература 1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста., М. АСТ, 1998. 2. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Кто живет в лесу» Ярославль, 2003. 3. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Кто живет в воде», Ярославль, 2003. 4. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек», Ярославль, 2003 5. Беккер И.Л. «Времена года» Книга юного филолога. М. 2001. 6. Блинников В. И., Блинникова Л. Н. «Биологические экскурсии в природу» Рязань, 1993 8. Брем А. Э. «Жизнь животных» в 7 томах М., 1992 9. Горбатенко О.Ф. «Дошкольник. Система экологического воспитания в ДОУ». Волгоград, 2007г. 10. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М. «Новая школа», 1995. 11. Шабалина З.С. «Вода и жизнь», Экологические проекты. Ярославль, 2005. 12. Шаболина 3. С. «Игровая экология» 2 части. Ярославль, 1999. 13.Козлова С. А. «Мой мир». М. «Линка-Пресс»,2000. 14.Прозорова М. М., Иванова Г. М. «Опыты и наблюдения над растениями». Ярославль, 1989. 15.Шорыгина Т.А. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе». Практическое пособие, М. «Аркти», 2006. 25
26