Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Автор: Исхакова Наиля Аббясовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа Лямбирского муниципального района РМ
Населённый пункт: Республика Мордовия, Лямбирский район., д.Шувалово
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ"
Дата публикации: 24.03.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Н. А. Исхакова

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Под патриотическим

воспитанием

мы

понимаем

взаимодействие

взрослого

и

ребенка

в

совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и

формирование

в

ребенке

общечеловеческих

нравственных

качеств

личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры. С

умения

видеть

красоту

родной

природы,

города

начинается

чувство

Родины.

Только

тот,

кто

любит,

ценит

и

уважает

накопленное

и

сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать

её,

стать

полноценным

патриотом.

Фундамент

будущего

человека

закладывается в раннем детстве. Поэтому в начальной школе большое

внимание уделяется патриотическому воспитанию.

Культура

нашего

региона

очень

богата

и

разнообразна

по

своему

содержанию.

Каждая

грань

национальной

культуры

способствует

расширению

кругозора,

культурных

интересов,

развивает

мышление,

активизирует

интерес,

учит

реконструировать

и

трансформировать

усвоенный

социальный

опыт

в

различных

ситуациях

для

решения

познавательных

задач,

воспитанию

у

детей

чувства

любви

к

«малой»

Родине, через нее – гордости за страну, чувство патриотизма. Если мы

хотим,

чтобы

наши

дети

любили

свой

дом,

свою

улицу,

город,

нам

необходимо показать им все

с положительной стороны, так как писал

К.Д.Ушинский:

«Ребенку

нечего

отрицать,

ему

нужна

только

положительная пища». [4]

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными и очень часто

вызывают недоумение. А ведь прикосновение к истории своей семьи

вызывает

у

ребёнка

сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно

относиться

к

памяти

прошлого,

к

своим

историческим

корням.

Работа

с

родителями

начинается

с

анкетирования

«Что

такое

патриотическое

воспитание?»,

целью

которого

является

узнать

мнение

родителей

о

нравственно

патриотическом

воспитании

младших

школьников.

Проанализировав

анкеты,

готовлю

рекомендации:

«Воспитываем

патриотов

с

детства»,

«Познакомьте

ребёнка

с

родным

городом», консультации: «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш

город часть большой страны».

Вместе с родителями в канун Дня победы посещаем ветеранов,

возлагаем цветы к памятнику. Всё это приобщает детей

к истории края

и своего народа, воспитывает любовь к Родине и, конечно же, сближает

детей и родителей.

Чем раньше начата работа, тем прочнее и устойчивее

будут у них

сформированы нравственные чувства, нравственная позиция, нравственное

поведение, нравственные качества.

Таким образом, следует считать, что выбранная методика воспитания

нравственно – патриотических качеств у школьников является успешной.

Педагоги школы проявляют неустанную заботу о том, чтобы молодое

поколение

вступало

в

жизнь

всесторонне

образованным

и

духовно-

богатым.[1]

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к

самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

школьник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя

многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

Эпизоды,

к

которым

привлекается

внимание

детей,

должны

быть

яркими,

образными,

конкретными,

вызывающими

интерес.

Поэтому,

начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам

его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и

рассказать

детям,

особо

выделив

наиболее

характерное

для

данной

местности или данного города.

Любой

край,

область,

даже

небольшая

деревня

неповторимы.

В

каждом

месте

своя

природа,

свои

традиции

и

свой

быт.

Отбор

соответствующего

материала

позволяет

сформировать

у

школьников

представление о том, чем славен родной город.

В

нравственно

патриотическом

воспитании

огромное

значение

имеет пример взрослых, в особенности

близких людей. На конкретных

фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие

важные

понятия,

как

“долг

перед

Родиной”,

“любовь

к

Отечеству”,

“ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести школьника к

пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина

чтит

своих

героев,

отдавших

жизнь

за

счастье

людей.

Их

имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к

пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах,

больших и маленьких, есть много общего.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей

являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую

мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы,

индивидуальные

задания.

Нужно

приучать

детей

самостоятельно

анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить

найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная

заинтересованность

педагога,

постоянное

пополнение

своих

знаний.

Поэтому

педагоги

нашего

коллектива

постоянно

повышают

уровень

самообразования, изучают новейшую педагогическую литературу, делятся

опытом, посещают музеи и выставки. [2]

В

работе

с

детьми

я

использую

экскурсии,

наблюдения,

живое

выразительное слово, художественные образы книг, картин, песен.

Родина – это страна, где человек родился и живёт. Земля, моря, реки,

поля, леса и озёра – всё это тоже Родина. Всё начинается с родного дома и

матери – хранительницы семейного очага.

Необходимо воспитывать у

ребёнка любовь к родному дому. Прежде всего, школьник должен получить

представление

о

доме,

как

общечеловеческой

ценности.

Дети

должны

понимать, что иметь свой дом – это большое благо.

Чувство Родины

начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он

изумляется и, что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления

ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие,

они

играют

огромную

роль

в

становлении

личности

патриота.

Патриотическое

воспитание

направлено

на

формирование

развития

личности,

обладающей

качествами

гражданина

патриота

Родины

и

способной

успешно

выполнять

гражданские

обязанности

в

мирное

и

военное

время.

Система

патриотического

воспитания

предусматривает

формирование

и

развитие

социа льно

значимых

ц е н н о с т е й

гражданственности

и

патриотизма

в

процессе

воспитания

и

обучения

школьников.

С

6-ти

лет

ребёнок

уже

в

состоянии

выслушивать

и

запоминать

истории

о

героизме

и

патриотизме

русских

людей,

рассматривать

художественные

материалы,

посвящённые

этой

теме,

отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы.

Важнейшей

составляющей

патриотического

воспитания

является

приобщение ребёнка к родному слову, формированию у него чувства языка.

Если

мы

хотим

растить

людей

культурных,

образованных,

умеющих

высказывать свои мысли, то с детства должны их купать в красивой,

грамотной, богатой, сочной родной речи. Необходимо грамотно отобрать

материал,

способный

вызвать

у

детей

интерес,

живой

эмоциональный

отклик и положительное отношение к действительности.

Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного

воспитания подрастающего поколения. Я считаю необходимым

руководить процессом воспитания, так, чтобы уже со школьного возраста

детей «волновало настоящее и будущее отчизны».

Не

менее

важным

условием

гражданского

и

патриотического

воспитания детей является взаимосвязь по данному вопросу с родителями.

Взаимодействие

с

родителями

способствует

бережному

отношению

к

традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Именно

в

семье

и

под

руководством

родителей

растёт

будущий

гражданин. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в

растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у

детей

черты

характера,

которые

помогут

ему

стать

человеком

и

гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому,

школе, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны,

любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать

интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.[3]

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.

Пристальное внимание учителей и родителей должно быть направлено на

содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности,

взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные

проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять

знания,

формировать

у

него

начальное

чувство

Родины

правильное

отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Привлечение семьи к гражданскому и патриотическому воспитанию

детей требует от педагога большого такта, внимания, чуткости к каждому

ребёнку.

В

настоящее

время

наблюдается

значительное

усиление

интереса

людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание

знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные,

религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов

рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной

поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого в истории и традиции семьи, своего народа, прошлое

края и страны;

семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи – счастье и благополучие народа, народа, общества,

государства.

Мы

в е дем

активную

работу

с

учащимися

по

про ектно-

исследовательской

деятельности. Мои

учащиеся

неоднократно

становились

победителями

и

призерами

районных,

республиканских

и

межрегиональных

конкурсов

научно-исследовательских

работ:

«Первые

шаги»,

(победитель),

«VI

Бахтинская

открытая

гимназическая

научно-

практическая

конференция.

«Диалоги

в

пространстве

культуры»,

(победитель),

«II

Открытая

Республиканская

конференция

проектно-

исследовательских работ учащихся начальной школы «Новое поколение»,

(победитель),

межрегиональный

конкурс

проектно-исследовательских

работ учащихся начальных классов «Юный исследователь» (призёр).

Всё

это

приближает

детей

к

истории

края

и

своего

народа,

воспитывает любовь к Родине.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для

младшего

школьного

периода

характерна

наибольшая

обучаемость

и

податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё,

что усвоено в этот период – знания, навыки , привычки, оказываются

особенно

прочными

и

являются

в

полнм

смысле

фундаментом

дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой

возрастной

ступени

ребёнок

приобретает

важнейшие

человеческие

качества.

При

правильном

воспитании

в

младшем

школьном

возрасте

интенсивно

развиваются

целостное

восприятие

окружающего

мира,

наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное

эмоциональное

отношение

к

окружающим

людям,

сочувствие.

Если

у

школьников такого рода качества не

будут сформированы надлежащим

образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется трудно, а

может даже и невозможно.

В своей работе совместно с родителями я стараюсь сформировать у

младших

школьников

первые

чувства

патриотизма:

гордости

за

свою

Родину, любви к родному краю, уважения традиций. Полученные знания на

тематических утренниках и других досуговых мероприятиях позволяют

подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

[4]

Литература.

1.

Байбородова,

Л.

В.

Воспитание

толерантности

в

процессе

организации

деятельности

и

общения

школьников

[Текст]

/

Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник.

2.

Беловолов,

В.А.

Введение

в

методологию

педагогического

исследования: учеб. пособие [Текст] / В.

А. Беловолов, С. П. Беловолова.

-Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. - 117 с.

3. Буркова, В. Мы разные, и мы вместе [Текст]/ В. Буркова// Семья и

школа. – 2008. - №12. – С. 2-3.

4. Ушинский, К. Д. «Константин Ушинский. Воспитать ребёнка как?»:

АСТ; Москва; 2014