"Водоёмы нашего края"

Автор: Горчакова Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Водоёмы нашего края"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДОЕМОВ И ИХ ОХРАНА
Урок окружающего мира в 4 классе Горчакова Галина Михайловна г. Новый Уренгой ЯНАО учитель начальных классов
Цели:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края. 2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах. 3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека. 4. Показать необходимость и способы охраны водоемов. 5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать. О б о р у д о в а н и е: презентация, глобус, карта края.
Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с природой нашего края. - Перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним и повторим пройденный материал:
II. Проверка знаний и умений.
- Что такое
овраг?
(Резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном.) - Как образуются овраги? (Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Не скрепленная корнями растений рытвина легко размывается водой, углубляется, расширяется, превращается в овраг.) - Как с ними бороться? ( По краям оврагов высаживают деревья и кустарники, корневая система которых препятствуют разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около оврагов пашут только поперек склонов, чтобы вода по борозде не стекала в овраг, размывая его склоны.) - Что такое
терриконы?
(Горы, которые создал человек). - Как они образуются? (Образовались они из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых.) - Какой вред они наносят? (Терриконы опасны, так как занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.) - Как с ними надо бороться?( Сажать деревья, привозить почву, извлекать из них ценные вещества.)
III. Работа над новым материалом.
-Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».
- Где находится вода? (в водоёмах)
Загадки о водоёмах:
- Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь. 1) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) 2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море) 3) Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги. (Болото) 4) В голубеньких рубашках Бегут по дну овражка. (Ручьи) 5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны) - Как все это можно назвать одним словом? (Водоемы) - Какие ещё водоёмы вы знаете? (Озеро, родник, болото, пруд, канал, водохранилище) - На какие 2 группы можно их разделить по их происхождению? (Водоемы естественные (созданные природой) и искусственные (созданные человеком).
Работа в тетради (стр. 49)
Давайте сравним:
СЛАЙД № 2
– Какие водоемы расположены на территории нашего города? (Город расположен на берегу реки Ево-Яха, притока Пура.Реки Тамчара-Яха и Седе-Яха протекают через город и делят его на две части — Северную и Южную.)
СЛАЙД № 3

Ево-Яха
— река в Ямало-Ненецком автономном округеТюменской областиРоссии. Берёт начало из болота в Надымском районе недалеко от посёлка городского типа Пангоды. Течёт сначала на север, потом на восток, протекает через посёлок Пангоды, затем ближе к востоку — через город Новый Уренгой. Дальше на восток, чуть севернее посёлкаЛимбяяха впадает в рекуПур. Местность в области реки, как правило, болотистая. Длина реки составляет 25 км.
СЛАЙД № 4


Седэ-Яха
— река в России, протекает в Ямало-Ненецком АО. Устье реки находится в 198 км по левому берегу реки Хадуттэ. Длина реки составляет 61 км.
СЛАЙД № 5

Тамчара-Яха
впадает в Седэ-Яху.Дальше идут: Ево-Яха, Пур, Тазовская губа, Обская губа, Карское море.
СЛАЙД № 2
Озеро Безымянное.
Учитель.
В этом небольшом стихотворении говорится о роли реки. - А какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека?
Учебник стр. 155-156.
(Читают по цепочке)
Ученики.
Люди берут воду из водоемов для хозяйственных нужд, для питья и приготовления пищи. Водоемы – это дом для животных и растений. По воде перевозят грузы на судах. Люди купаются, значит, водоем – это место отдыха людей.
Учитель.
Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек.
Учитель.
Как взрослые и дети должны охранять водоемы?
Ученики.
Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор, оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.
Учитель.
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где бывшая в производстве вода очищается и используется снова. Мы знаем, что вода – это растворитель. В ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого.
IV. Закрепление изученного материала.

-
Итак,какое значение в природе имеют водоемы?
Ученики.
Хранилище воды для быта, производства, дома, приготовления пищи; место для отдыха; перевозка грузов.
Давайте уточним «Правила поведения у водоема».
СЛАЙДЫ № 7-9

Учитель.
Что еще загрязняет водоемы? С чем надо бороться?
Ученики.
В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.
Учитель.

V. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 157 учебника.
Домашнее задание.
С. 154–158. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3.
РЕЗЕРВ

Учитель.
Какие водоемы вы знаете?
Ученики.
Ручей, река, озеро, пруд, море, океан, канал, водохранилище.
Учитель.
Разгадайте ребусы. Как все назвать этоодним словом?