"Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение"
Автор: Залатов Дмитрий Анатольевич Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: КОУ Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Выступление на пед. совете
Тема: "Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение"
КОУ "Нижневартовская школа для детей с ОВЗ №2"
Тема выступления:
" Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для
ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение."
подготовил учитель
Залатов Д.А.
г. Нижневартовск 2015.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута
для ребенка с ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение.
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в
образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных
действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды
специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в
процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Разработка
индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (ребенка-
инвалида) в рамках одного учреждения предполагает определение и
реализацию необходимых и достаточных специальных условий для
полноценного включения его и его семьи в образовательную среду,
определение стратегии и тактик психолого-педагогической поддержки.
Индивидуальный образовательный план — документ, отражающий общую
стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды и родителей в
организации психолого-педагогического сопровождения индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках школы на определенный
период, утвержденный директором образовательного учреждения и
подписанный родителями ребенка.
Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с
ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация
и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-
педагогического сопровождения решают следующие задачи:
1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных
материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений,
организация развивающей предметно-пространственной среды.
2. Определение формы обучения ребенка, режима пребывания в школе,
общей учебной и внеучебной нагрузки, соответствующей возможностям и
специальным потребностям ребенка в области получения образования.
3. Определение объема, содержания — основных направлений, форм
организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.
Определение стратегии — форм и содержания — коррекционно-
развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы
оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени
его адаптации в среде сверстников.
4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации
образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на
данные комплексной психолого-педагогической диагностики (на уровне
Психолого-медико-педагогической комиссии и школы), которые позволяют
прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной
программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о
системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности.
5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных
пособий и дидактических материалов.
6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии
организации образовательного процесса.
7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь
с целью развития его социальной компетентности и творческой
самореализации посредством участия в системе дополнительного
образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Кроме обозначенных выше задач, которые решает педагогический
коллектив в рамках разработки и реализации индивидуального
образовательного маршрута, существуют дополнительные задачи, которые
возникают на различных этапах включения ребенка с ОВЗ в образовательную
среду:
1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов
сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе.
2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка
на разных этапах его обучения.
3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребенка
при переходе им на следующую ступень образования, а так же форм
итоговой аттестации.
4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной
профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития
социально)бытовой ориентации.
5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и
потребностям ребенка на разных этапах его развития.
6. Работа с детским коллективом — класса, школы, способствующая
максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного
развития (такая работа будет отличаться, например, с детьми
младшего школьного возраста, подростками, старшеклассниками) и др.
Говоря об общей стратегии деятельности педагогической команды в
рамках школы, необходимо упомянуть так же об определении форм,
содержания и регламентов взаимодействия специалистов в
междисциплинарной команде; привлечении дополнительных ресурсов для
создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ; стратегии
и тактик поддержки «основных» педагогов — учителей, классного
руководителя и т. д.
Общий алгоритм деятельности команды в рамках разработки и
реализации индивидуального образовательного маршрута:
1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет, к
какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же
определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения
могут войти в междисциплинарную команду. Если в школе
нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные
варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество
с ППМС) центром, привлечение волонтеров и т. д.). Заключается договор с
родителями.
2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с
ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора
и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его
семье. Изучается документация: Индивидуальная программа реабилитации
ребенка)инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК,
медицинская карта (первоклассника — если ребенок поступает в 1 класс
общеобразовательной школы), возможно - психолого-педагогические
характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных
представителей) специалистами других образовательных учреждений.
На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации
и сотрудников школы — договориться с родителями об одной общей цели на
определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В
беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка
исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся
междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области
обучения и социальной адаптации ребенка. При этом, подписывая договор о
сотрудничестве, а затем, принимая участие в разработке индивидуального
образовательного плана для своего ребенка, родитель должен осознать меру
своей ответственности
за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.
3. Разработку индивидуального образовательного маршрута (и -
соответственно — ИОП) предваряет диагностический этап, в процессе
которого в течение двух (максимум — трех) недель пребывания ребенка в
школе учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения
проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу.
Если специалисты школы затрудняются в выборе тех или
иных форм и тактик диагностики, интерпретации полученных результатов,
можно через координатора по инклюзии обратиться за консультацией к
специалистам ПМПК или ППМС)центра, являющимся ресурсным в данном
направлении. В результате, на заседание ПМПк по разработке ИОП
выносится заключение о психологических особенностях ребенка,
сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в
данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у
ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие
из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми
актуальными.
4. Собственно разработка Индивидуальной образовательной программы
(ИОП) на заседании Психолого-медико-педагогического (психолого-
педагогического) консилиума школы.
5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов
Психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации
индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального
образовательного плана на определенный период времени).
6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов — динамики
психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в
школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи
в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм
и приемов обучения и социализации ребенка с
ОВЗ, организации взаимодействия с родителями.
7. Постановка задач на последующий временной период.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута
ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения предполагает
внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого
учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей
педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу
образовательного учреждения приводит к упорядочению деятельности
педагогического коллектива, сохранению ровного,
позитивного эмоционального состояния всех участников работы по
включению ребенка с ОВЗ в среду школы.