"Аналитическая деятельность педагога в процессе повышения качества обучения"

Автор: Ночная Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №47
Населённый пункт: пгт Шерловая Гора Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Аналитическая деятельность педагога в процессе повышения качества обучения"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Аналитическая деятельность педагога в процессе повышения качества обучения»
Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать
.
Уважаемые коллеги, целью нашего семинара является формирование системного подхода к аналитической деятельности как необходимому условию эффективности образовательного процесса. Просим вас внимательно прочитать утверждения и ответить: если согласны «+», если не согласны «-» ( Приложение 1 ) В современных условиях сфера образования становится одним из приоритетных направлений нашего государства. Разработана Концепция модернизации образования. Учитель получил возможность выбора учебников, программ с учетом потребностей и способностей учеников. А это, в свою очередь, предполагает новое содержание профессионально-педагогической деятельности, в частности, возрастает значимость аналитических умений и навыков педагогов. Эффективность работы любой школы и каждого учителя обеспечивается умением осуществлять аналитическую деятельность, т.е. анализировать свой труд. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике. Педагогический анализ способствует методическому совершенствованию деятельности учителя. В основе аналитической деятельности лежит анализ. По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на: -изучение состояния и тенденций развития, -объективную оценку результата образовательного процесса, -выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние. Система аналитической деятельности – единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляет заместитель директора школы и учитель. В основе творческого труда учителя лежит, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление. Аналитическая деятельность дает возможность учителю:
-формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать; -развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей; -формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; -формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом. Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие технологически педагогического процесса, побуждает находить основания результативной учебной деятельности. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя и означает его переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности образовательного процесса. В современной школе учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации. Во все времена к учителю предъявлялось требование обладать системой общепедагогических знаний, умений и навыков, однако необходимо признать, что, в зависимости от уровня развития общества, его потребностей менялись и требования, предъявляемые к школьному педагогу. В настоящее время все большую роль приобретает профессиональный анализ самых разнообразных педагогических явлений. Как отмечают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.Л. Плетнева и др.), на сегодняшний день профессионализм - это понятие, стоящее в шкале современных ценностей на одном из первых мест. Без аналитической деятельности невозможно ни выявить противоречия в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Также невозможно оценить уровень собственного профессионализма, без чего немыслима работа над повышением качества своей деятельности, ибо только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем. В школе, как правило, используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический и итоговый.
Оперативный анализ
направлен на сбор информации о состоянии учебно- воспитательного процесса. Содержание данного вида анализа строится на основе анализа посещенных уроков, внеклассных занятий и включает: – оценку работы учителя, учащихся; – выявление причин отклонений в качестве преподавания; – установление причин отклонений фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе. Оперативный анализ – значит ежедневный. Именно он помогает получить информацию о ходе и состоянии дел за день, месяц, четверть. На наш взгляд, этот вид анализа остается наиболее значимым и важное место в нем занимает самоанализ урока.
Тематический анализ
– диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей. Его содержание строится на основе изучения различных сторон образовательного процесса, объективной его оценки, установления педагогических резервов и путей их реализации.

Итоговый анализ
– анализ результатов деятельности школы за определенный период. Содержание данного вида анализа направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Итоговый анализ дает возможность сопоставить результаты, достигнутые школой, с государственным стандартом, увидеть место школы в системе народного образования, определить основные направления ее развития. Я предлагаю поработать в группах, каждая из которых будет работать по своему аспекту. (Приложение 2) Творческая группа 1 анализирует
«Деятельность учителя на уроке».
(Приложение 3) Творческая группа 2 анализирует
«Деятельность учащихся на уроке».
(Приложение 4) Учителя работают в группах 10-15 мин. Затем высказывают свое мнение и проверят ответы в соответствии с ключом (соответственно) 2 или 3. После этого учителя посетили уроки и собрались за круглым столом поделиться своими впечатлениями и мыслями. Каждый получил памятку анализа урока по результатам ФГОС (Приложение 5)
Проект решения:
Используя теоретические обоснования анализа урока в научно-методической литературе и собственный опыт учителей определить следующие показатели для проведения анализа отдельных аспектов урока:
анализа деятельности учителя на уроке:
1.Сотрудничество с учащимися. 2. Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий. 3.Дифференцированный подход к учащимся: А) работа с сильными учениками; Б) работа со слабыми учениками. 4. Мотивировка учащихся. 5. Научность и доступность изложения новых знаний. 6. Связь обучения с жизнью. 7. Рациональное использование времени на уроке.
анализа деятельности учащихся на уроке:
1. Уровень активности на уроке. 2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала. 3. Организованность и активность на разных этапах урока. 4. Уровень оценки и самооценки. 5. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие. 6.Интенсивность и качество самостоятельной работы. 7. Организованность, дисциплина. 8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной работы. Для эффективного достижения намеченных целей в рамках реализации ФГОС является повышение аналитической компетенции педагогов. При организации дальнейшей работы по обмену опытом учителя школы должны использовать новую схему анализа урока, позволяющую увидеть педагогический арсенал учителя, действия, которые удалось продемонстрировать ученикам начальной школы, условия, которые были созданы учителем для формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока.
Умение анализировать уроки по данной схеме требуют от учителей знаний перечня действий нового образовательного результата, требуемых ФГОС, образовательных технологий, таблиц требований по каждому учебному предмету, который анализируется по данной схеме. Приложение 1 Уважаемые коллеги! Просим вас внимательно прочитать утверждения и ответить: если согласны «+», если не согласны «-» Критерии Ответы Баллы 1 Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы 2 Могу не заметить недостатки работы, если меня восхищает в ней какая-то новая идея 3 Частые дискуссии только мешают установить истину 4 В коллективе многие признают мои способности критически оценить работу 5 Я против «сумасшедших» идей в работе 6 Часто убеждаюсь в том, что новые идеи, которые у меня возникают, на поверку оказываются далеко не новыми 7 Не люблю и не умею давать критические оценки другим работам 8 Критическому анализу выполненных работ предпочитаю собственный поиск 9 Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия 1 0 Я критически отношусь к выполнению любой работы Приложение 2 Список творческой группы № 1 _________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ Параметры для анализа урока
«Деятельность учителя».
Список творческой группы№ 2 _________________________ __________________________ __________________________ __________________________ Параметры для анализа урока
«Деятельность учащегося на уроке»
Приложение 3 Уважаемые коллеги!
Просим вас, используя собственный опыт и предложенные рекомендации, определить минимальный необходимый перечень параметров (6 - 8) для проведения
анализа

деятельности учителя
на уроке. Дайте аргументацию выбранных критериев. Критерии Ответы Баллы 1. Сотрудничество с учащимися. 2. Умение слушать и слышать ученика. 3. Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий. 4. Дифференцированный подход к учащимся: А) работа с сильными учениками; Б) работа со слабыми учениками. 5. Мотивировка учащихся. 6. Научность и доступность изложения новых знаний. 7. Организация самостоятельной работы учащихся. 8. Отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала. 9. Эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения. 10. Связь обучения с жизнью. 11. Создание ситуации успеха. 12. Качество речи, такт. 13. Рациональное использование времени на уроке. 14. Стиль руководства деятельностью учащихся. 15. Оптимальность объёма домашнего задания и эффективность методики доведения его до учащихся Приложение 4 Уважаемые коллеги! Просим вас, используя собственный опыт и предложенные рекомендации, определить минимальный необходимый перечень параметров (6 - 7)для проведения
анализа

деятельности учащихся
на уроке. Дайте аргументацию выбранных критериев. Критерии Ответ ы Балл ы 1. Уровень активности на уроке. 2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала. 3. Развитость самостоятельной речи. 4. Организованность и активность на разных этапах урока 5. Отношение к предмету и выполняемым работам. 6. Уровень оценки и самооценки. 7. Подготовка рабочего места. 8. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие. 9. Интенсивность и качество самостоятельной работы. 10. Умение работать у доски. 11. Самоконтроль, самокоррекция. 12. Организованность, дисциплина. 13. Развитие навыков групповой, парной и коллективной работы. 14. Внешний вид учащихся. (Приложение 5) Ключ ответов 1 Ключ ответов 2 Ключ ответов 3 Критерий Ответ 1 + Критерий Ответ 1 + 2 + 3 - 4 + 5 - 6 + 7 - 8 + 9 + 10 - 11 - 12 + 13 + 14 - Критерий Ответ 1 + 2 - 3 + 4 + 5 + 6 + 7 - 8 - 9 - 10 + 11 - 12 - 13 + 14 - 15 -
2 - 3 - 4 + 5 - 6 + 7 - 8 - 9 - 10 + Проанализируйте в соответствии с ключом ответов каждую анкету и если - Ответ совпал с ключом поставьте
1
, - Ответ не совпал с ключом поставьте
0
. - Найдите
сумму
полученных баллов:
10 - 9
баллов соответствуют оптимальному уровню аналитических способностей;
7 - 8
баллов соответствуют допустимому уровню
5 - 6
балловсоответствуют критическому уровню Приложение 6
Схема анализа урока по результатам ФГОС

Фрагменты урока:
виды деятельности учащихся, задания и т.д.
Использование

технологий
деятельнос тного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.)
Какие результаты

продемонстрированы
в виде предметных и универсальных учебных действий (указать группу и виды действий):
Регулятивные
: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные:
извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.
Коммуникативные
: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.
Личностные
: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей
Что в следующий раз

можно сделать лучше?
Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока