Напоминание

"Фразеологизмы в речи младшего школьника"

Автор: Шиленок Людмила Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Фразеологизмы в речи младшего школьника"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фразеологизмы в речи младшего школьника

Для

развития

речи

учащихся

начальных

классов

большое

значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и

чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом

отношении. Все это еще усугубляется и тем, что учащиеся начальных

классов мыслят конкретно: слова они употребляют, зачастую совсем

не понимая их значение. Поэтому работа по развитию речи младших

школьников

предполагает

введение

в

их

словарный

запас

фразеологизмов.

По

выражению

В.Г. Белинского,

фразеологизмы

составляют

«народную

физиономию

языка,

его

оригинальные

средства

и

самобытное, самородное богатство».

Понимание

фразеологизмов

при

чтении

художественной

литературы или просмотре фильмов, употребление их в устной и

письменной речи является одним из показателей уровня владения

родным языком. Но, к сожалению, программы не предусматривают

специальных уроков для работы над фразеологией.

Разработанный комплекс упражнений направлен на развитие речи

через выполнение специально подобранных заданий с использованием

устойчивых

выражений.

Методика

работы

над

развитием

речи

строилась с учетом темы урока.

Для

того

чтобы

использование

фразеологизмов

в

речи

стало

продуктивным, работа с ними проводилась не менее раза в неделю.

Фразеологизмы, с которыми дети знакомились, постоянно включались

в дальнейшем в процесс повторения.

Формирование умений составлять простые тексты, предложения

с использованием фразеологизмов, находить их в тексте, употреблять

в речи, проявлять устойчивый интерес к ним являлось важнейшей

целью обучения.

Создание

проблемных

ситуаций,

предоставление

детям

определенной

самостоятельности

при

выполнении

заданий,

способствует

созданию

у

них

внутренней

мотивации

к

учебной

деятельности.

Фрагмент календарно-тематического планирования уроков

русского языка в 4-м классе. (Программа ХХI века.)

п/п

Тема урока

Задачи урока

Упражнения

1

Знакомство с

понятием

«фразеологизм»,

отличие его от

свободного

словосочетания

Познакомить с

понятием

«фразеологизм»,

показать его отличие

от свободного

словосочетания

Дать некоторые сведения о

фразеологизмах, их семантико-

грамматических особенностях,

функции в речи. Упомянуть, что

пословицы и поговорки также

относятся к фразеологизмам

1

2

Правописание

безударных

окончаний

глаголов

Учить устанавливать

различия между

свободным

словосочетанием и

фразеологизмом,

пользуясь их

известными

признаками

Из списка свободных

словосочетаний и фразеологизмов

выписать только фразеологизмы,

доказать свои действия:

Рисовать в альбоме, чистить

ботинки, воспрянуть духом,

вешать нос, ходить в библиотеку,

не ударить лицом в грязь,

чертить по линейке, оставить в

дураках, морочить голову,

готовить ужин, заговаривать

зубы, бегать по улице,

высасывать из пальца, сваливать

с больной головы на здоровую.

Домашнее задание: найти

материал по происхождению

данных фразеологизмов: дамоклов

меч, крокодиловы слёзы

3

Настоящее

время глаголов

Формировать умение

пользоваться

фразеологизмами в

связной речи

Заменить в пословицах и

поговорках начальную форму

глагола формой 2-го и 3-го лица

ед. числа.

Вспомнить ситуации из жизни,

когда можно использовать данные

пословицы и поговорки.

Пропущенный час годом не

(нагнать).

Поменьше говори – побольше

(слушать).

Степного коня на конюшне не

( удержать).

Из песни слова не (выкинуть).

Кто (уметь), тот и (делать).

Под лежачий камень вода не

(течь).

Учёный (водить), а неучёный

следом (бродить)

4

Прошедшее

время глаголов

Формировать умение

составлять

предложения с

фразеологизмами

Составить пары предложений со

свободными сочетаниями слов и

фразеологизмами, используя

выражения:

много воды утекло, намылить

шею, заварить кашу.

Домашнее задание: составить

фразеологизмы с глаголами

держать, рубить, опустились

5

Текст

Формировать умение

распознавать

фразеологизмы в

тексте и

иллюстрациях,

понимать их

1. При чтении предложений

указать, какие ошибки допущены.

Она так испугалась, что

бросилась в обморок.

Она одевалась со всех ног.

Катя покраснела от корки до

2

значение и

использовать при

составлении

предложений

корки.

Ее глаза смотрели то в лес, то по

дрова.

Его съели угрызения совести.

2. Ко двум рисункам, отражающим

прямое значение фразеологизмов,

объяснить, какие устойчивые

выражения здесь скрыты.

Составить с ними предложения.

Рисунки: курица пишет лапой;

девочка берёт быка за рога.

Домашнее задание: объяснить,

что означают данные

фразеологизмы и когда они

употребляются в речи. Составить

с ними предложения

6

Наклонение

глаголов

Формировать умение

распознавать

фразеологизмы в

тексте, раскрывать

их значение

Указать, в каком наклонении

употреблены глаголы. Закончить

предложение. Объяснить значение

фразеологизмов.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой ... (не разольёшь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь... (медвежью услугу).

Домашнее задание: объяснить

значение фразеологизмов с

помощью фразеологического

словаря

7

Текст

Учить детей

заменять

выделенные слова

фразеологизмами;

подбирать

фразеологизмы к

предложенным

рисункам;

продолжать работу

по использованию

устойчивых

выражений в речи

1. Заменить в предложениях

выделенные выражения

фразеологизмами.

Много прошло времени той

поры.

Стали искать Виктора, но он

бесследно, неожиданно исчез.

На соревнованиях наши ребята

не оплошали, не осрамились.

После серьёзного разговора с

отцом Эдик, кажется, образумился.

2. Назвать фразеологизмы, в

состав которых входят названия

животных: медведь, лев,

мартышка, черепаха, белка.

Сказать, в каких жизненных

ситуациях употребляются данные

фразеологизмы

8

Глагол в

предложении

Учить подбирать

фразеологизмы с

1. Записать как можно больше

фразеологизмов, состоящих из

3

указанными частями

речи;

совершенствовать

знания о

разнообразии

фразеологизмов в

русском языке

глагола и существительного без

предлога. Например: заливаться

соловьем, задать перцу и т.д.

2. Разложить попарно карточки с

началом и окончанием

фразеологизма, прочитать каждый

фразеологизм полностью,

привести пример его

употребления в речи. Ломать...

(голову), прикусить... (язык),

плестись ...(в хвосте), кривить...

(душой), выбиться... (из сил), не

сводить... (глаз), обивать...

(пороги), лёгок... (на помине)

9

Наречие

Формировать умение

заменять

фразеологизмы

наречиями.

Продолжать работу

над активизацией

фразеологизмов в

речи

1. Подобрать наречия наиболее

точно выражающие смысл

приведенных ниже

фразеологизмов.

Во что бы то ни стало.

(Непременно.)

Рукой подать. (Близко.)

Лицом к лицу. (Вплотную.)

Время от времени. (Иногда.)

На всех парах. (Стремительно.)

Не покладая рук. (Усердно.)

Как по команде. (Дружно.)

2. Вставить пропущенные слова во

фразеологизмы.

брать свои слова... (обратно);

уму ...(непостижимо);

сколько душе... (угодно);

редко да... (метко);

... хлебавши (несолоно).

Домашнее задание: найти в

баснях И.С. Крылова

фразеологизмы

10

Текст

Формировать навык

нахождения

фразеологизмов в

тексте, раскрывать

его значение.

Активизировать

работу с

фразеологизмами в

русском языке

1. В предложенном тексте найти

фразеологизмы, кратко объяснить

своими словами их значения.

Озаглавить отрывок, используя

фразеологизм, который подходит к

его содержанию.

Вадим был добрый парень. Но

сейчас он из себя выходил,

вспоминая, как подло вел себя

Игорь в истории с запчастями.

Вадим часто и незаслуженно

бывал у нас в классе козлом

отпущения. И вспоминая теперь о

несправедливостях, выпадавших

на его долю, кипел от

негодования.

4

2. Вспомнить фразеологизмы,

которые раскрывают черты

характера человека.

Часто меняет свои решения.

(Семь пятниц на неделе.)

Человек, которого трудно

заставить поверить чему-либо.

(Фома неверующий.)

Тот, кто склонен к воровству. (На

руку не чист.)

Кроткий, безобидный человек.

(Мухи не обидит.)

Болтливый человек. (Язык без

костей.)

Человек, испытывающий

большую неловкость, стыд.

(Готов сквозь землю

провалиться.)

Что-либо необычное,

невероятное. (Чудеса в решете.)

11

Имя

числительное

Формировать умение

подбирать

фразеологизмы с

указанной частью

речи.

Продолжать

совершенствовать

умение пользоваться

фразеологизмами в

связной речи

1. Вспомнить фразеологизмы, в

состав которых входят имена

числительные. Составить с ними

предложения.

Все как один; в один голос; как

свои пять пальцев; на один зуб; в

двух шагах; два сапога пара;

быть на седьмом небе.

2. Заменить выделенные слова

фразеологизмами.

Довольно тебе сидеть дома, не

общаясь ни с кем. (Сидеть в

четырёх стенах.)

Вскоре мы оказались в

положении, когда опасность

грозила с двух сторон. (Оказаться

между двух огней.)

12

Имя

числительное

Совершенствовать

умение подбирать к

данным выражениям

фразеологизмы.

Учить использовать

фразеологизмы в

разговорной речи

детей

1. Подобрать фразеологизмы, в

состав которых входят имена

числительные. Указать характер

употребления их в речи.

Усердно трудиться. (До седьмого

пота.)

Все без исключения. (Все как

один.)

Мгновенно. (В один миг.)

Совсем близко. (В двух шагах.)

Все одинаково хороши. (Один к

одному.)

Вплотную столкнуться,

встретиться, остаться с кем-либо.

(Один на один.)

5

2. Составить рассказ по случаю из

жизни с использованием

фразеологизмов:

в один голос, все как один, с

минуты на минуту.

Домашнее задание: взять любой

фразеологизм и сделать рисунок

на эту тему

13

Имя

числительное в

предложении

Учить устанавливать

различия между

свободным

словосочетанием и

фразеологизмом,

пользуясь их

известными

признаками.

Актуализировать

знания о пословицах

как видах

фразеологизмов и

учить применять их

в жизни

1. Составить пары предложений со

свободными словосочетаниями и

фразеологизмами. Объяснить,

почему водном случае

употреблено свободное

словосочетание, а в другом –

фразеологизм:

в двух словах, как свои пять

пальцев, в двух шагах.

2. Вспомнить русские пословицы

и поговорки с именами

числительными. Привести

примеры жизненных ситуаций, в

которых можно употребить эти

пословицы

14

Словосочетание

Совершенствовать

умение детей

заменять

выделенные слова

фразеологизмами,

согласовывая их с

остальными

словами.

Продолжать

формировать умение

подбирать

словосочетания,

заменяющие

фразеологизмы

1. Заменить в предложениях

выделенные выражения

фразеологизмами.

Дождь лил сплошным потоком.

Ребята у нас в команде все

одинаково хороши.

Мне надо поговорить с тобой

наедине.

Нельзя судить об этом

односторонне, со своей точки

зрения.

Они всю жизнь прожили

вместе, дружно, в полном

согласии.

2. Подобрать к данным

фразеологизмам, словосочетания,

которые выражают их смысл.

На нём лица нет, быть под боком,

от корки до корки, только пятки

засверкали

15

Связь слов в

словосочетании.

Управление

Совершенствовать

навык различения

словосочетаний и

фразеологизмов.

Учить устанавливать

различия между

свободным

словосочетанием и

1. Выписать из текста

словосочетания. Доказать, что это

словосочетания. Определить, чем

являются остальные выражения.

Речной берег, уму непостижимо,

заговаривать зубы, кленовый

лист, играть в бирюльки,

безоблачное небо, золотые руки,

6

фразеологизмом,

пользуясь их

известными

признаками

письма другу, кувшин с молоком,

дать маху, стакан воды.

2. Составить пары предложений со

свободными словосочетаниями и

фразеологизмами, используя

выражения:

со дна моря достать, водить

компанию, чёрным по белому,

много воды утекло, сказка про

белого бычка

Диагностика уровня сформированности знаний о

фразеологических единицах у младших школьников

1. Найти

в

тексте

устойчивые

выражения

(фразеологизмы).

Подчеркнуть.

а) Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости,

стали

совещаться,

где

его

припрятать,

чтобы

от

ворон

уберечь.

Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов

писал. Того и гляди утащат среди бела дня из-под носа.

б) Я бы сквозь землю провалился от стыда. Глеб позавтракал на

скорую руку, взял сумку с учебниками и вышел на крыльцо. Разбудить

Димку было делом нелегким, потому что Димка спал, как убитый.

Если бы за рулем сидел Зуев, ни рыба, ни мясо, мы ползли бы, как

черепахи.

Все бросили Ваню на произвол судьбы и накинулись на Букатина.

2. Привести примеры фразеологизмов со следующим значением:

очень близко ____________

попасть в неудобное положение ____________

справляться с любой работой ____________

не осрамиться ____________

небрежно, кое-как ____________

3. Объяснить, что обозначают представленные фразеологизмы:

ворон считать ____________

вышел сухим из воды ____________

рукой подать ____________

заговаривать зубы ____________

обвести вокруг пальца ____________

4. Составить

рассказ

(4–5

предложений)

с

использованием

фразеологизмов.

Критерии оценки сформированности использования

7

фразеологических единиц в речи младшими школьниками.

п/п

Задания

Критерии оценок (в баллах)

0

1

2

3

1

Найти в тексте

устойчивые

выражения

(фразеологизмы)

Не подчеркнуто

ни одного

фразеологизма

Подчеркнуто 1–4

фразеологизма

Подчеркнуто 5–7

фразеологизмов

Подчеркнуты

все

фразеологизмы

2

Приведите

примеры

фразеологизмов

к предложенным

свободным

словосочетания

м (5 свободных

словосочетаний)

Ни приведено,

ни одного

фразеологизма

Приведены 1–2

примера

Приведены 3–4

примера

Приведены

примеры ко

всем пяти

словосочетаниям

3

Объяснить, что

обозначают

представленные

фразеологизмы

(5

фразеологизмов)

Не объяснено ни

одного

фразеологизма

Объяснены 1–2

фразеологизма

Объяснены 3–4

фразеологизма

Объяснены все 5

фразеологизмов

4

Составить

рассказ с

использованием

фразеологизмов

(4–5

предложений)

Рассказ не

составлен

Составлен

бессвязный

рассказ без

фразеологизмов

Составлен

связный рассказ

из 2–3

предложений с

правильным

использованием

одного

фразеологизма

Составлен

связный рассказ

из 4–5

предложений с

использованием

нескольких

фразеологизмов

0–4 баллов – низкий уровень;

5–8 баллов – средний уровень;

9–12 баллов – высокий уровень.

8