"Опыт использования проектной технологии"

Автор: Галанина Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Каликинская СШ
Населённый пункт: д.Каликино г.о. город Бор Нижегородская область
Наименование материала: Опыт использования проектной технологии на уроках окружающего мира как средство творческой самореализации младших школьников
Тема: "Опыт использования проектной технологии"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ Каликинская СШ
Обобщение опыта

Опыт использования проектной технологии

на уроках окружающего мира

как средство творческой самореализации

младших школьников
учителя начальных классов Галаниной Н.А. 2015 г
СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА Основные идеи педагогов заключались в том, что организация обучения в проектной деятельности предполагает превращение учащегося в субъект творческой деятельности, где каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. Главная идея такой формы обучения состоит в следующем: с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. При этом, чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Анализ научно-педагогической литературы показал, что, исследуемая проблема остается открытой для теоретического осмысления и практического изучения. Я работаю в школе19 лет, и первое серьезное знакомство практического использования развивающего обучения в рамках урока для меня произошло в 2003 г. на семинарах, которые проводились на базе ИМЦ Борского района при подготовке молодых специалистов к аттестации. Замечательный педагог школы № 6 г.Бор Киприянова Елена Васильевна подробно раскрыла нам практическое применение теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Позднее я работала над темой "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства", где одним из условий развития творческих способностей рассматривался метод проектов. Опыт работы, итог которого я подвожу сегодня, начался на рубеже введения Федеральных государственных образовательных стандартов. АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время в системе образования созданы
новые ориентиры
, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях. Новый социальный заказ в области образования, обозначенный в «Модели учения постиндустриального общества» А.М. Новикова, раскрывает умения и качества, необходимые человеку 21 века:
1. Умение ставить и решать задачи. 2. Умение работать с информацией. 3. Направленность на саморазвитие. 4. Коммуникативные умения. 5. Творчество и любознательность. 6. Социальная ответственность. 7. Критическое и системное мышление. В основной образовательной программе начального общего образования Каликинской средней школы одной из главных
целей образовательной деятельности
является развитие у школьников способности к самоорганизации и самообучению, готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности. С каждым годом на фоне обострения социальных проблем на селе, самоустранения родителей от воспитания детей и слабой развитости системы детских центров занятости в сельских населенных пунктах все более остро встает вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Несмотря на большую работу, которая ведется в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум» в детских сердцах, тогда как младший школьный возраст - самый яркий период выявления потенциальной талантливости почти всех детей и, вместе с тем, период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию творческого воображения и творческого мышления. Ведь именно у младших школьников
сензитивный период
– это период развития мышления и воображения. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. А эффективность образования в
значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации. Поэтому наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Передо мной, как учителем начальных классов, встала
проблема
поиска технологии обучения, которая обеспечивала бы возможность самореализации младших школьников. Я остановила свой выбор на проектной технологии.
Тема:
Использование проектной технологии на уроках окружающего мира как условие творческой самореализации младших школьников
Объект исследования:
Творческая самореализация младших школьников
Предмет исследования:
Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство творческой самореализации младших школьников
Пути исследования:
1. Провести анализ целей и задач творческой самореализации на этапе начального образования 2.Рассмотреть взаимосвязь деятельности проектирования и творческой самореализации младших школьников 3.Проанализировать возможности творческой самореализации через проектную деятельность по окружающему миру на основе УМК "Школа России" и внеурочной деятельности 4. Исследовать эффективность внедрения технологии проектного обучения как условия творческой самореализации младших школьников и повышения качества знаний по предмету
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ «Человека можно заставить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя» (Л. Н. Коган) 1.Что же такое самореализация?
Самореализация
(этимологически от слов «реализация», «реализовать») В словаре С.И. Ожегова «Реализовать – осуществить, исполнить планы; Реализоваться – осуществиться, исполниться» Впервые термин «самореализация» (selffrealization) приводится в словаре по философии и психологии (Лондон, 1902 г.), в котором указывается, что «Самореализация – осуществление возможностей развития «Я». Понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах социально-философского содержания (Л.Г. Брылева, И.Ф. Ведин, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинов, В.В. Зотов, Л.Н. Коган, В.И. Муляр, О.Ю. Рыбаков, Л.А. Цыренова, Г.К. Чернявская и др.) Психологические аспекты проблемы обозначены в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, М.П. Гинзбурга, О.А. Конопкина, JI.A. Коростылевой, JI.H. Леонтьева, JI.C. Рубинштейна и др.
В педагогике
интерес к данной проблеме обнаружился лишь в недавнее время в ряду исследований различных аспектов саморазвития личности. Характерным ее положением является следующее: «Личность строит себя сама. Отсюда роль педагогики - не формирование, а помощь в нем» [Слободчиков В.И.,1986г.] Обобщая различные точки зрения, будем трактовать
самореализацию как форму

целенаправленной активности человека в реализации собственных возможностей

и способностей в личностно значимой творческой деятельности, при которой

происходит раскрытие потенциала личности и переход ее потенциальных

способностей в актуальные.

Творческая

самореализация
учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно- познавательной деятельности.

Творческая самореализация младших школьников
- целенаправленная активность личности по реализации собственных возможностей и способностей в рамках личностно-значимой творческой деятельности. Она проявляется в  самостоятельном достижении намеченной цели  критичности мышления  исследовательских умениях  самостоятельном управлении собственной деятельностью  самооценке Творческая самореализация младшего школьника, исходя из особенностей данного возрастного периода, наиболее успешно осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, при условии, что ребенок в ней является
субъектом
. Основополагающим здесь является понятие учебной деятельности, данное В.В. Давыдовым: это сотрудничество учителя и учащихся, направленное на изменение ученика как субъекта учения. Именно данная трактовка свидетельствует о приобретении младшим школьником статуса субъекта, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, а значит и самореализации в учебной деятельности Структура творческой самореализации младших школьников представлена следующими компонентами: -мотивационный (способность к целеполаганию); -интеллектуально-коммуникативный (интеллектуально-коммуникативные способности); -содержательно-операционный (способность к преобразующей деятельности); -рефлексивный (способность к самооценке и самоуправлению в творческой деятельности ).
Доминантными качествами личности
, которые определяют ее способность к творческой самореализации, является любознательность, смелость, уверенность в собственных силах и способностях, креативность, настойчивость, инициативность,
самостоятельность, нестандартность, выраженная сила «Я», развитое представление, фантазия, способность к исследовательской деятельности.
Эффективность
процесса творческой самореализации учащихся, в частности, младшего школьного возраста, в учебно-воспитательном процессе в значительной степени обуславливает применение инновационных технологий обучения и воспитания. 2.
Проектно-исследовательская деятельность
- это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая -выделение целей и задач -принципов отбора методик -планирование хода исследования -определение ожидаемых результатов -оценку реализуемости исследования -определение необходимых ресурсов Она является организационной рамкой исследования.
Проект
-от лат. projectus — брошенный вперёд) - замысел (идея, образ), воплощённый в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект завершается созданием продукта. Метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Его основоположником был американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Принцип прагматической педагогики: «обучение посредством делания». Идею проектной деятельности реализовал в практике последователь Д. Дьюи - Уильям Херд Килпатрик. Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале ХХ века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Метод проекта в современном российском образовании активно используется вновь. В основе метода проектов - прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи  Ермаков, 2005г.  Метод проектов всегда ориентирован на
самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Проект - это разовая деятельность, которая  имеет конечную цель и промежуточные задачи  производит хорошо определенный конечный результат, который может быть оценен  состоит из последовательности взаимосвязанных работ  имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания  использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, временных, информационных и человеческих
Проект- это приставная лестница , где нельзя перепрыгивать через ступеньки.
Она имеет четкую структуру и критерии оценки каждого этапа структуры.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению  Бычков, 2000г.  .
По типологическим признакам
проекты бывают: - доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д; - предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект; - характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта); - характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира); - количество участников проекта (личностные, парные, групповые); - продолжительность выполнения проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).  Полат, 2000г.] Участвуя в проектной технологии, ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями. Метод проектов позволяет создавать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. К важным факторам проектной деятельности относятся: – рост познавательной, творческой активности учащихся; – раскрытие их творческого потенциала; – активизацию субъектной позиции; – формирование самостоятельности и ответственности;
– стимулирование самореализации; – повышение мотивации учащихся при решении задач; – смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; – создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Однако проект в начальных классах - это проблематично, так как учащиеся еще малы для проектирования, но возможно. Они не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые могли бы использовать при выполнении проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности».
Выводы:
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала, обеспечивает становление субъектной позиции младшего школьника в учебно-творческой деятельности,поэтому является одним из условий его саморазвития и самореализации. Младший школьный возраст является «началом» для вхождения ребенка в проекты, так как в этом возрасте акценты смещаются на обучение школьников умению планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла, рефлексировать свою позицию, адекватно оценивать возможности.
Цель педагогической деятельности:
создать условия для творческой самореализации младших школьников через проектную деятельность в процессе изучения окружающего мира
Задачи:


 Способствовать реализации деятельностного подхода  Способствовать повышению мотивации учебной деятельности  Способствовать развитию критического мышления
и интеллектуально-коммуникативных способностей  Способствовать формированию исследовательских умений  Формировать способности личности к самоуправлению и самоанализу творческой деятельности
Ведущая педагогическая идея


Включение обучающихся в собственный исследовательский поиск на окружающем мире и во внеурочной деятельности через разработку системы упражнений и заданий для творческой самореализации младших школьников.
Условиями активизации творческой самореализации
младшего школьника являются 1.Лично-значимая, свободно выбранная деятельность 2. Наличие творчества в деятельности 3.Ребенок - субъект творческой деятельности 4.Активизация саморазвития, собственных возможностей и способов 5.Рефлексия деятельности Рассмотрим возможности проекта как дидактического средства активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Проектная деятельность позволяет
 акцентировать внимание на мотивационно - смысловой составляющей деятельности  переориентировать учащихся от «изолированного» изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач  перейти от определения цели обучения как усвоения знаний к определению цели как формирование умений
 перейти от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения  построить процесс обучения – от усвоения знаний, умений, навыков – к развитию Личности Проект - это метод обучения  Может применяться на уроке и во внеурочное время  Ориентирован на постановку и достижение целей самих учащихся  Формирует умения и навыки самостоятельной деятельности  Проект дает ученикам опыт деятельности поэтому опыт проектной деятельности необходим учащимся для развития ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Условием успешного выполнения проектов младшими школьниками будет четко построенная работа сначала под руководством учителя, далее под контролем учителя, и только в 4 классе самостоятельное решение проблемы в группе, а также  если проектная деятельность имеет четкий алгоритм  если учитель и родители сопровождают школьника в процессе самостоятельной работы  если дети проживают ситуацию успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации  если обучающиеся промотивированы на каждом этапе проектной деятельности Опираясь на структуру деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов по Е.Н.Землянской, я стараюсь четко разграничивать свою деятельность и деятельность моих учеников.
Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создаёт условия для активности школьника Субъект обучения Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки
Общие подходы к этапам проекта
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 6. Защита проектов. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Введение ФГОС НОО внесло существенные изменения в содержание предмета Окружающий мир. В учебниках 1-4 классов можно проследить систему работы над проектами. В 1-2 классе проект представляет собой подборку рисунков и фотографий на предложенную тему, в 3 классе появляются технологические карты проектов, отражающие этапы работы над проектом. В 4 классе учебники предлагают темы проектов на выбор обучающихся. Работая по новым стандартам второй год, могу отметить, что это большая помощь учителю. Мой опыт затронул период, когда в учебниках отсутствовала система работы над проектом, поэтому основная функция разработки внедрения технологии на базе моего класса пала на плечи учителя. 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 ч «Моя малая родина» (подготовка) «Явления природы» «Звездное небо» «Вода- волшебница» «Наша безопасность» «Тайны гор нашей Родины» «По морям, по волнам нашей Родины» «Охрана природы в нашем крае» «Промыслы нашего края» 2 ч «Моя малая родина» (защита) «Моя семья» (подготовка) «Красная книга: растения» «Про кошек и собак» «Профессии» «Красная книга: животные» «В грибном царстве» 3 ч «Моя семья» (защита) «Мой класс. Моя школа» «Мои домашние «Родословная» «Города России» « Наше здоровье» « Вот это кожа» «Дорожные знаки» «Хлеб – всему голова» «Древние города России» «Патриоты России» «Исторические достопримечательности нашего края»
питомцы» (подготовка) «Великая страна и великая победа» 4 ч «Мои домашние питомцы» (защита) «Города России» «Страны мира» «Соль» «Золотое кольцо России» «По странам Европы»
В первом классе
происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Очень важно заинтересовать ребёнка данным видом деятельности, показать его значимость, повысив эмоционально позитивное отношение к творческим удачам детей. Введение учащихся своего класса в проектную деятельность я осуществляла постепенно. На начальном этапе проекты, которые правильнее назвать проектными задачами, - это доступные творческие задания, выполняемые индивидуально на уроках окружающего мира и в форме коллективных творческих дел (очень часто организованных с привлечением родителей), которые проводились во внеурочное время и на базе кружка "Изобразительное творчество" Опыт работы над коллективными проектами показал, что обучающиеся с большим интересом под руководством учителя и родителей проводят общее для всех учебное исследование, выполняют посильные для каждого ученика задания проектной работы. Им нравится выступать перед классом. В итоге создаются разнообразные проектные продукты, а вместе с ними ситуация успешности, как для сильного, так и для слабого ученика; формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели, что не менее важно в условиях формирования нового коллектива.
Во втором классе
учащиеся учатся составлению общего плана действий по выполнению проекта, работают в группах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвёртом классах
происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Проекты, подготовленные учащимися 3-4 классов, более сложные. В процессе работы над индивидуальными проектами авторы получили более полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех её этапах (согласно алгоритму выполнения проекта): основы исследовательского творчества, способности к самоорганизации и самообучению, умение презентовать свой продукт. Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям и учителям. Вот примеры некоторых памяток, которые я использую в работе.
Памятка для учителя 1.
1.Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной. 2.Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования. 3.Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха. 4.Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику. 5.Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
6.Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным. 7.В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памятка для учителя по подготовке к презентации.
1.Помогите ученикам произвести самооценку проекта:  Почему начали работу над проектом?  Решили ли вы проблему?  Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?  Что не доделано, а может быть можно изменить. 2.Помогите оценить процесс проектирования. 3.Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления. 4.Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути. 5.Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. 6.Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Больше номинаций.
Памятка для родителей.
1.Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью. 2.Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей. 3.Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
4.Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них. 5.Меньше наставлений, прямых инструкций. 6.Не сдерживайте инициативу. 7.Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой. 8.Не раздражайтесь. 9.Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается. 10.Учите доводить дело до конца.
Правила презентации для ученика.
1.Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает. 2.Найди удобное положение тела и место для рук. 3.Спокойно посмотри на слушателей. 4.Назови тему. 5.Заинтересуй слушателей выступлением. 6.Говори свободно. Следи за жестами и мимикой. 7.Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления. 8.Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали. 9.Логично закончи свое выступление. С целью развития у ребёнка навыков работы с информацией, умений анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников,
практикую
информационные

проекты,
в ходе работы над которыми у учащихся развивается и совершенствуется именно
информационная компетентност
ь. Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят
исследовательские проекты.
Для совершенствования практических предметных умений и навыков учащихся применяю
практико-ориентированные проекты
(озеленение класса, наша клумба, растим лук). В ходе выполнения этого рода проектов учащиеся разовьют у себя
деятельностную компетентность.
Особый интерес и большой простор для развития творческих способностей представляет
творческий проект
, который позволяет учащимся проявить себя, создав и презентовав произведение любого жанра(оформление предметных недель, внеклассное мероприятие, оформление наглядных пособий). В ходе творческого проекта идёт формирование
коммуникативной компетентности
. Близки к творческому проекту
игровые и ролевые проекты
(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Презентация результатов проекта разнообразна - альбомы ("Мои любимые домашние питомцы", " Профессии") , наглядные пособия по окружающему миру (Животные красной книги", "Комнатные растения"), мультимедийные презентации, газеты, участие в творческих неделях, поделки для детского сада, оформление класса и др. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. А лучше выделить несколько номинаций и сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации: дипломы, памятные подарки, медали. Приведу пример из опыта работы:
педагогический проект
"Наглядные пособия по окружающему миру". Я спланировала долгосрочный проект по созданию дидактического наглядного материала (рисунки, фотоматериалы) на основе исследовательских и информационных проектов при изучении различных тем по окружающему миру и внеурочных занятиях. Темы дидактического материала: «Осень»,
«Зима», «Весна», «Лето», «Первоцветы нашего края», «Лекарственные растения», « Растения красной книги», «Животные красной книги», «Украшение нашего сада, «Комнатные растения», «Деревья и кустарники нашего края», «Оседлые птицы нашего края», «Перелётные птицы нашего края». (презентация 2) Проектная деятельность осуществляется в единой системе «Урок - внеурочная работа» (кружок «Изобразительное творчество» и во внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб всезнаек») Здесь простор для моего творчества. Я включаю игры и тренинги на развитие наблюдательности, восприятия, внимания; упражнения на выбор темы, составление плана действий, непосредственное проведение мини-исследований, организую индивидуальные и групповые проекты. Кружок "Изобразительное творчество позволяет провести интеграцию изобразительного искусства с окружающим миром, с литературным чтением. И что очень важно, является своеобразной арт-терапией после напряженного учебного дня. Вот некоторые проекты, получившие реализацию во внеурочной деятельности Класс Наименование проекта Вид проекта Результат УУД 1 «Удивительная радуга» Творческий, групповой Поделки для детского сада Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные 1 «Очей очарованье» Познавательно- творческий индивидуальны й Выставка рисунков, поделок, литературных сочинений Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные 1 «Любимое животное» Исследовательс кий, Презентация на родительском Регулятивные Коммуникативн
творческий индивидуальны й собрании, выставка рисунков и фотографий ые Познавательные Личностные 2 «Подарки матушки зимы» Познавательны й, индивидуальны й Выступление с презентацией в классах начальной школы Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные «Богатыри в современном мире» Познавательны й, творческий Презентация поделок на родительском собрании Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные 3 «Масленица широкая» Творческий, коллективный Представление для детского сада Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные 4 «Святая Русь» Познавательны й, групповой Выступление с защитой проекта на семинаре учителей ШМО Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные 4 «Осень, осень, в гости просим» Социальный, групповой Выступление перед в 1-4 классе Регулятивные Коммуникативн ые Познавательные Личностные 4 «Я помню, я горжусь»: боевые листы, исследовательс кий, информационн Выступление перед учащимися 1-4классов с Регулятивные Коммуникативн ые
стенгазеты, мультимедийная презентация о пионерах- героях, концертные номера к празднику Победы ый, творческий индивидуальны й, групповой презентацией работ, выступление перед жителями д. Каликино Познавательные Личностные Хотелось бы рассказать об интересной практике внеурочного интегрированного проекта "Богатыри в современном мире", который проводился во 2 классе. Данный проект может быть приурочен к разным знаменательным датам нашей Родины. Например, к Дню защитника Отечества, Дню великой Победы, а может быть, в начале года в память о трагедии Беслана или в начале января, так как 1 января - День былинного богатыря Ильи Муромца. Я решила организовать интегрированный проект ( окружающий мир, литературное чтение и изобразительное искусство) во 2 классе при изучении темы "Профессии" по окружающему миру. При организации проекта я использовала метод моделирования. Тема «Подвиги русских богатырей в современном мире» способствует развитию творческого воображения и предполагает моделирование ситуации, когда русские богатыри попадают в нашу современность и находят в ней свою нишу. На уроке окружающего мира дети участвовали в обсуждении мира профессий. Был поставлен проблемный вопрос: а есть ли такая профессия "богатырь" в современном мире? Создание банка идей, анализ идей и обработку результатов мы проводили фронтально с предварительным обсуждением в группах. На кружке была разработана система подготовки к выполнению творческого проекта: распределение тем, сроки, распределение ролей, творческие варианты защиты, техника выполнения творческой работы и необходимые для этого материалы. Богатырская тема любима детьми. Даже слабо подготовленные ребята могут назвать Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Современные мультипликационные богатыри - любимые персонажи ребят. Представить русских богатырей в нашем современном мире – новое для ребят, но по силам каждому ребенку. Группы подбирались мной не только по
творческим интересам, симпатии, но и равные по уровню знаний и умений, необходимых для данной работы. Учащиеся представили на защиту три вида группового творческого задания: коллаж с использованием журнальных вырезок и рисунков участников группы, барельеф из соленого теста, бумагопластика. Налицо интерес к такому виду работы, удовлетворение и радость от творчества, гордость за результат работы. Поставленные цели достигались следующим образом:  закрепление и проверка знаний по профессиям осуществлялась с помощью викторины, актуализация знаний о богатырях осуществлялась с помощью блиц - опроса, индивидуальных карточек, групповых заданий;  совершенствование техники проходило в процессе творческой групповой работы;  вопрос возможности развития былинной тематики в современном мире средствами изобразительного искусства рассматривался в процессе защиты творческих работ и при итоговом обобщении;  творческая и познавательная активность развивалась с помощью перенесения знакомой ситуации в новые условия и выполнением творческой работы и ее защиты (мотивационный компонент);  на развитие творческого мышления, критичности ума, творческого воображения, а также на совершенствование учебных умений (наблюдать, сопоставлять, обобщать) работали метод моделирования, карточки с индивидуальными заданиями, фронтальный и групповой опрос, выполнение творческих работ;  развитие коммуникативных навыков и монологической речи осуществлялось в процессе выполнения работ и их защите;  на развитие эмоциональной сферы и воспитательного аспекта работали нестандартный подход к рассмотрению былинной тематики в изобразительном искусстве (удивление, кругозор, интерес к историческому прошлому России, обогащение духовного мира), выполнение творческих работ и их защита (радость, гордость, чувство товарищества, аккуратность, сотрудничество и т.п.) Принципы обучения:
 Научность (освоение элементарной грамоты изобразительного искусства - понятия «бумагопластика», «коллаж», «аппликация», «техника изображения»;  Связь с жизнью (моделирование ситуации перенесением в современность исторических фактов);  Наглядность (презентации, репродукции, портрет);  Доступность (опора на изученный ранее материал);  Систематичность и последовательность (опора на логику программы);  Опора на меж(внутри)предметные связи (окружающий мир, литература, история, современные события); Принципы развивающего обучения:  Обучение на высоком уровне трудности (проблемный метод – моделирование);  Продвижение в изучении материала более быстрыми темпами (использование в одной теме нескольких изобразительных техник, самостоятельное исследование вопроса защиты творческих работ);  Ведущая роль теоретических знаний (искусствоведческий материал, знакомство с творчеством великих художников, укрепление межпредметных связей);  Осознание ребенком процесса учения (мотивационный, операционный, регулирующий компоненты);  Работа над развитием всех (индивидуальные дифференцированные карточки). В проекте были использованы способы организации активности детей:  Репродуктивный (проверка знаний);  Творческий (мысленное рисование, творческий метод самостоятельной работы);  Исследовательский (защита работ как результат исследований на предыдущих уроках, на данном – обсуждение вопроса о людях-богатырях современности (в том числе и детей); ОФО: фронтальная – на всех этапах урока; групповая – на этапе актуализации знаний, самостоятельная практическая деятельность, защита работ;
индивидуальная – этап актуализации знаний, в процессе самостоятельной работы и защиты творческой работы, на этапе информирования домашнего задания (по потребности). Средства обратной связи: наблюдение, ответы детей. Санитарно-гигиенические нормы: класс проветрен, освещение в норме, проведение физкультминутки, смена деятельности, темп урока соответствует норме. Психологический режим урока: мобилизующее начало урока, положительная аффирмация, доброжелательность, сотрудничество. Приложение: Совместное творчество учителя Галаниной Н.А., учащихся первой группы и родителей. На защиту проекта представлена творческая работа «Добрыня Никитич - пожарник» (бумагопластика) Защита: Наша творческая работа называется «Добрыня Никитич – пожарник». Мы считаем, что тема гибели людей в пожарах актуальна как никогда. Статистика показывает ежегодный рост числа погибших в пожаре людей, особенно беззащитны в этой ситуации дети. Недавние события в Перми подтверждают нашу правоту. Пожар-
это страшно! Поэтому мы считаем, что пожарников можно отнести к категории богатырей, так как они ежедневно рискуют своей жизнью ради других людей. Защита творческой работы второй группы – «Илья Муромец – защитник дорог» (коллаж) Нам работать вместе интересно! Кто-то лепит мордочки из теста, Кто-то строит школу, дом, гараж… Мы ж решили выполнить коллаж. О, коллаж, тебе поем мы оду! Сколько б в школе не было народу, Младший он иль старший ученик, В сердце каждого уж точно ты проник! Что за тема? «Богатырь вернулся!» В современность нашу влился он. Хорошо бы это был не сон… Вот народ бы русский встрепенулся! Мы решили Муромца Илью На дорогу стражником поставить! Тут ни дать ни взять и не убавить - Он бы за год-то ее очистил всю: Соловьев - разбойников связал бы, Черну силушку копьем бы исколол,
Денег с проезжающих не брал бы, А детей за ручку перевел. Он бы пешеходных переходов Нам нарисовал и тут и там, Он бы, улыбаясь, на дорогах Полосатой палицей махал! Говорят, что мысль материальна, Мы ж ее смогли изобразить, Значит в скором будущем порядок На дорогах точно сможет быть! Третья группа учащихся представила трех русских богатырей защитниками детства. Детскую творческую работу – барельеф из соленого теста - сопровождала презентация «Русские богатыри в современном мире» (выполненная совместно с родителями сильной группой учащихся) Наряду с проектной технологией, использую
приемы развития образного мышления и

восприятия.
Фактически, любая работа с образами развивает соответствующие формы мышления. Но если такая работа идет планомерно, то и эффективность ее больше. Тонкое ощущение образов позволяет отличить один листок дерева от другого и различать один и тот же листок в разных условиях освещения или колышущего его ветра. Нужно ли это ребенку? По-моему, да. Умение тонко видеть мир, чутко чувствовать душевные движения – это всегда очень интересно. К примеру, создаю мнимую ситуацию, «действие в воображаемом поле», которым может быть сказка,
произведение музыкальное или живописное. «Отправляясь» в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок примеряет на себя различные роли. Варианты такой работы представлены мной в презентации 3. А еще я
учу
ребят,
как жить без лишних переживаний
: использую оптимистические настрои, объясняю, что нужно учиться контролировать свои мысли и слова. Раскрепощение, снятие зажатости также способствуют творчеству.
Учу понимать, чувствовать и любить природу.
Для детей активное и пассивное общение с различными природными объектами – прекрасное средство развития самых разных сторон личности, самых разных навыков. Важно почувствовать объекты природы не только с точки зрения внешнего вида, но и с точки зрения тех ощущений, которые они вызывают внутри нашей души. И если акцентировать внимание детей на таком глубинном восприятии, то процесс идет еще интенсивнее, еще интереснее. Причем не обязательно создавать сложное и проработанное изображение. Иногда вполне достаточно эскизов и простых символических рисунков, набросков. Соразмерность природных гармоний – прекрасный ориентир при выборе композиции рисунка, пропорций, цветовых решений, всего строя художественного произведения.
Учу

наблюдательности

в

повседневной

жизни.
Например, чтобы не скучать в очередях и автобусах, можно наблюдать интерьеры и людей, пространственные соотношения стен и предметов, условия освещенности, микрофактуру поверхностей и так далее. Иногда можно вот так увидеть истинную красоту в каком-нибудь обшарпанном сарае или старом стуле…Мы начинаем «дружить» с предметами. При составлении натюрморта можно показать ребенку, что чайник рядом с кирпичом выглядит совсем иначе, нежели рядом с хрустальной вазой или с горкой нечищеной картошки. Наблюдение - важный подготовительный этап любого художественного творчества.
Учу быть организованными, аккуратными, сосредоточенными.
Концентрация просто необходима в творчестве. Свобода самовыражения не имеет ничего общего с расхлябанностью или ленью. Наблюдение природы и объектов,
созданных людьми, тоже требует сосредоточенности, определенной концентрации, это не просто хаотичное и безвольное вялое «скольжение взгляда».
Учу общаться.
С этой целью использую коллективные, групповые, парные формы работы; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность для более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Учу

рефлексировать

творческую

деятельность.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен учиться осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Текущая рефлексия предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся в процессе работы (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Например, использую пооперационные карты, составляем с детьми план выполнения работы, сравниваем работы высокого качества с работами, в которых допущены ошибки. Итоговая рефлексия предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся при завершении работы. В начальных классах это еще и развитие речи детей. Выводы: Проектная деятельность в начальной школе возможна, необходима, так как идет включение детей в интеллектуальную, исполнительскую и авторскую деятельность, тем самым способствуя творческой самореализации младших школьников. МОНИТОРИНГ Для проведения мониторинга я использовала следующие методики -тест на определение самооценки «Лесенка»; методика «Что такое хорошо и что такое плохо» . -анкета по оценке уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой; -методика «Ковер» Р. Овчаровой;


-методика «Узор под диктовку», «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая); диагностики целеполагания (наблюдение); -диагностики творческих способностей (Наборщик, Рассказ о несуществующем животном, Три слова) и творческого мышления (тест Торренса); «Найди отличия» (сравнение картинок); По результатам мониторинга можно сделать следующий вывод: В процессе проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень, повысился уровень качества знаний, созданы условия для разностороннего развития личности, начато формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности, повысилась мотивация к обучению. Таким образом, проектная деятельность стимулирует мотивацию к повышению учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Этот вид работы эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Младшие школьники приобретают опыт общения, совершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует саморазвитию школьников. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Лето - пора творчества и вдохновения. Наша школа ежегодно участвует в муниципальном фотоконкурсе "Краски лета", с каждым годом занять призовые места в нем было сложнее из-за критерия оригинальности, с каждым годом фотоработы, представленные на этот конкурс были все более неординарны, креативны. И мои дети с удовольствием участвовали в этом конкурсе, продолжали занимать призовые места. Кроме фотоконкурсов, мы активные участники других творческих конкурсов школы и района ( рисунки, поделки, стихи - фейерверк творчества!), участвовали в различных интернет-конкурсах разной направленности, организовывали творческие недели, концерты, праздники. Несмотря на то, что мой класс прошел опыт начальной школы не по ФГОС НОО, мы активно работали с проектами, у всех ребят класса были портфолио,
которые хранились на руках у ребят, они могли в любое время дня открыть и посмотреть на свои успехи, и это создавало дополнительный стимул пополнять портфолио. Считаю, что системно - деятельностный подход органично вписался в мою педагогическую практику. Я вложила в детей очень много, и довольна результатом. Когда мои дети перешли в 5 класс, он стал лучшим классом средней школы и остается таковым по сегодняшний день, чему я несказанно рада. Все учителя среднего звена оценили не только знания, но и высокую организованность и работоспособность ребят. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если рассматривать актуальность исследования проблемы самореализации младших школьников уже с позиции ФГОС НОО, то она обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя проекты в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность проявить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки. Опыт работы по формированию навыков самореализации младших школьников убеждает, что проектная деятельность на уроках и во внеурочное время многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация проектной деятельности, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать мотивационный, интеллектуально-коммуникативный, содержательно-операционный и рефлексивный компоненты самореализации младших школьников. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость. Метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения на уроках окружающего мира с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой самореализации младших школьников.
Анализируя опыт и результаты моей педагогической деятельности невозможно поставить точку на достигнутом. С уверенностью можно сказать: «Много задач впереди, есть к чему стремиться, но постоянно нахожусь в состоянии поиска и по- другому жизнь свою не представляю».
ЛИТЕРАТУРА 1.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. 2.Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. 3.Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. 1 БЛАГОДАРЮ!