"Важность дыхательной и звуковой гимнастики"

Автор: Зверева Александра Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №232
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Важность дыхательной и звуковой гимнастики"
Дата публикации: 01.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Важность дыхательной и звуковой гимнастики
Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца. Кроме того, специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов и, что важно, повышают эффективность актов (то есть образно представляемых движений и состояний). Доказано, что потребность организма в кислороде во многом зависит от степени мышечного напряжения, а под воздействием расслабления мышц (релаксации) снижается ток импульсов, идущих от рецепторов мышц и суставов в нервную систему. По специальным путям нервные импульсы распространяются из дыхательного центра в кору головного мозга и существенно влияют на его тонус: вдох повышает его, а выдох понижает. Именно поэтому максимального физического усилия человеку удается достичь в момент задержки дыхания на вдохе. Короткий вдох, растянутый или замедленный, а также небольшая задержка дыхания приводит к снижению тонуса центральной нервной системы и кровяного давления, урежению пульса. Быстрое и глубокое дыхание в течении 1-2 минуты дает головокружение; спокойное и ровное дыхание с удлиненным выдохом в течении 5 минут вызывает желание спать. В начале желательно научить ребенка правильному дыханию, так как оно является энергетической основой человеческой речи, а затем – дышать через нос, тем самым подготовив его к более сложным дыхательным упражнениям. Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения: ведь они полезны не только детям, но и взрослым. Кроме того, это поможет снять некую преград между взрослым и ребенком, даст возможность почувствовать себя равным близкому человеку, что положительно повлияет на его самооценку. При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак происходящего биохимического процесса). Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения. При выполнении упражнений важно следить за тем, что бы звук был ровным и находился на одной высоте в течении всего выдоха. Не нужно произносить звук мощно, а заканчивать писком. Следует остановиться так, чтобы перед концом произнесения звука остался не большой запас воздуха. Каждое упражнение рекомендуется повторять 2-4 раза с небольшими перерывами для отдыха. В звуке можно выразить много и, кроме того, «звуки имеют вкус». Если в течение некоторого времени тянуть звук – 0 - , то во рту появится кисловатый привкус, звук – а – дает ощущение сладости.

Предложу несколько упражнений дыхательной и звуковой гимнастики.

Звук – А –

Исходное положение
– произвольное.
Взрослый.
Положим правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вздохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «а-а-а…». Тянем его как можно дольше.
Ощущения.
При произнесении звука ты ощущал вибрацию гортани и верхней части грудной клетки? А вибрацию головы? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?
Трактор

И. п.
– произвольное
Взрослый.
Представим, что мы превратились в трактор – энергично произносим «д-т, д-т», меняя громкость и долготу звуков. В поле трактор стоит, Трактор новенький на вид. Вокруг него такой простор! «Д-т, Д-т», - стучит мотор.
Ощущения.
Какой ты трактор? Понравилось ли тебе быть трактором? Почему? Что ты чувствуешь сейчас?
Колечко

И. п.
– произвольное.
Взрослый.
Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу и со звуком «л-л- л…» или «ль-ль-ль…» будим задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о- о…». Попробуем задвигать колечко, не произнося при этом ни звука, а затем закрыв рот. Положим ладонь на горло и станем продвигать колечко быстро – быстро. Чувствуете, как напряглись мышцы? Я с кольцом играю: Я во рту катаю. Быстро бегает кольцо И поет: «Ль-ль-ль-о-о…».
Ощущения.
Какое колечко находилось у тебя во рту? Чувствовал ли ты напряжение? Где? Что ты чувствуешь сейчас?