Напоминание

Тренинг развития творческого потенциала педагогов

Автор: Воробьева Евгения Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"
Населённый пункт: ХМАО-Югра г. Нижневартовск
Наименование материала: Тренинг для педагогов
Тема: Тренинг развития творческого потенциала педагогов
Дата публикации: 26.07.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тренинг развития творческого потенциала педагогов

Цель: развитие логического мышления, осознание и коррекция эмоционального состояния, поиск,

прояснение глубинных ценностей и ресурсов самосовершенствования.

Задачи:

отработать навык взаимодействия с подгруппой, способствовать сплочению группы;

развивать мыслительные операции, критическое мышление;

развить навыки рефлексии;

научить творчески самовыражаться.

Ориентировочное время работы: 30 минут

Упражнение «Приветствие»

Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы:

«Привет, (имя), (говорится комплимент)».

Упражнение «Передай мяч»

Смысл упражнения:

1. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью

нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («если надо перекинуть –

значит, следует подбросить вверх, а потом поймать») .

2. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Обсуждение: Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип

при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а,

роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное виденье мешало

разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте

участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Ход: Участники стоят в тесном кругу. Им дается небольшой мячик и формулируется задание: как

можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого.

Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до

8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение

в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется

примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 — 4 раза, ведущий

просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной

секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым

можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на

всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют

соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг

над другом, и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки

и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Игра «Алфавит»

Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита.

Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу,

каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но

только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий

называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас

получится

ряд

существительных,

начальные

буквы

которых

составят

алфавит.

Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта

необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой

стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за

последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного

мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

Игра «К счастью. К сожалению. » (работа в группах)

Цель: развитие воображения и творческих способностей.

Инструкция:

«Вам предстоит сочинить рассказ. Каждое придуманное Вами предложение,

обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно). Длина

истории не установлена, вы можете ее закончить в любой момент». Возможные варианты:

Вы затерялись на необитаемом острове.

Одиссей попадает на Красную площадь.

Вася и Маша открывают магазин игрушек.

Мальчик влюбился в девочку.

Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Резюме: Предлагаемые упражнения направлены на развитие креативности. Большинство из них

носит игровой характер и не решает реальных жизненных проблем, однако креативность

неспецифична: она не связана напрямую с конкретными ситуациями, и ее тренировка в играх

приводит к тому, что возрастают соответствующие возможности и в других видах деятельности.

Методика «Шерлоки Холмсы»

Цель: развитие логического мышления,

Задачи:

отработать навык взаимодействия с подгруппой, способствовать сплочению группы,

научиться логически решать поставленные задачи.

Инвентарь: заранее подготовленные пары карточек со словами-анаграммами (по количеству

предполагаемым подгрупп): КЦИОМТОЛ - мотоцикл, ДПЕОМ- мопед, СУБТВАО – автобус,

ТОЛЬВАИБОМ – автомобиль, ЛВЕИСОПДЕ – велосипед.

Алгоритм проведения:

Игра проходит в несколько этапов

1 этап: каждому участнику выдаётся карточка со словом-анаграммой, которое он должен разгадать,

не произнося вслух.

2 этап: после того, как каждый участник разгадал своё слово, он начинает искать без слов, только с

помощью жестов и мимики, других участников с такими же словами. Все участники объединяются

в группы.

3 этап: каждой команде даётся логическая задача, решать которую необходимо всей командой.

Ответы аргументируются, обсуждаются.

Логические задачи:

1.

Человек полностью здоров, не умер, не инвалид, но выносят его из больницы на руках.

(Новорожденный).

2.

Человек хочет, чтобы он включился. Но когда он включается, человек злится и старается

сразу его выключить (будильник).

3.

Рудольф ужинал в ресторане. Когда ему подавали закуску, он посмотрел в окно и увидел

большую церковь. Когда принесли основное блюдо, он, посмотрев в то же самое окно, увидел

густой лес. А взглянув в окно после того, как принесли десерт, он увидел огромную

электростанцию. Как такое могло быть? (Рудольф ехал в вагоне-ресторане).

4.

После обеда Мария прилегла вздремнуть. Она всё время лежала на спине и ни разу не

повернула голову в сторону. Проснувшись в первый раз, она увидела соседний дом слева, во второй

раз – соседний дом справа, в третий раз – самолёт. Как такое могло быть? (Мария дремала в саду в

гамаке).

5.

Принцы Чарльз и Вильям ни за что не полетят в одном самолете (вертолете). Почему? (что

бы королевство не лишилось двух принцев сразу).

Методика «Синквейн» (релаксация)

Цель: осознание и коррекция эмоционального состояния; поиск, прояснение глубинных ценностей

и ресурсов самосовершенствования.

Алгоритм работы.

Клиента (участников группы) информируют о методике, ее целях и возможностях; приводятся

примеры синквейнов; оглашается психотехника составления синквейна.

Инструкция:

1.

Вспомните

состояние

(эмоцию,

ощущение),

которое

Вы

бы

хотели:

осмыслить,

проанализировать, научиться изменять или от которого бы хотели избавиться.

2.

Назовите это состояние одним словом, например: страх, злость, беспомощность и т.д. Это слово

и будет названием синквейна, его началом (болезни не могут быть названиями синквейна).

3.

По данной схеме сочините синквейн (не рифмуя):

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строкадва слова - описание, в том числе и метафорическое, этого состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это состояние;

четвертая строка

- четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив привычные

действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его синоним или

название состояние после прошедших изменений.

Выводы: меняя действие, совершая нечто новое, пробуя различные варианты, каждый человек

способен изменить свое состояние. Сочинение синквейна способствует анализу, преобразованию

состояния, от которого автор желает избавиться, активизирует саморегуляцию через раскодировку

словесных метафор.

Примеры синквейнов.

Страх.

Инстинктивный. Социальный.

Парализует. Мобилизует. Охраняет.

Картина Айвазовского «Девятый вал».

Адреналин.

Сострадание.

Милосердное. Сочувствующее.

Соприсутствует. Поддерживает. Любит.

Движение от «Я» к «Ты».

Сопереживание.

Гармония.

Душа напевает.

Дышу, улыбаюсь миру.

Тепло, уютно, легко, спокойно.

Приложения

Ситуации: ( работа в группах)

Вы затерялись на необитаемом острове.

Одиссей попадает на Красную площадь.

Вася и Маша открывают магазин игрушек.

Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

ДПЕОМ- мопед, СУБТВАО – автобус, ЕСОФМТРЛА - фломастер, МДЬЕВДЕ- медведь, ЕДЛТЯ-

дятел, АУКИЛНБК – клубника, ХРДААОП- параход, ИИВПГНН-пингвин.

Методика «Синквейн»

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строкадва слова - описание, в том числе и метафорическое, этого состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это состояние;

четвертая строка

- четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив привычные

действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его синоним или

название состояние после прошедших изменений.

Вы затерялись на необитаемом острове.

Одиссей попадает на Красную площадь.

Вася и Маша открывают магазин игрушек.

Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

ДПЕОМ

ХРДААОП

ИИВПГНН

ЕДЛТЯ

МДЬЕВДЕ

СУБТВАО

ЕСОФМТРЛА

АУКИЛНБК

Методика «Синквейн»

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строка

два слова

- описание, в том числе и метафорическое, этого

состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это

состояние;

четвертая строка - четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив

привычные действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его

синоним или название состояние после прошедших изменений.

Методика «Синквейн»

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строка

два слова

- описание, в том числе и метафорическое, этого

состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это

состояние;

четвертая строка - четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив

привычные действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его

синоним или название состояние после прошедших изменений.

Методика «Синквейн»

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строка

два слова

- описание, в том числе и метафорическое, этого

состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это

состояние;

четвертая строка - четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив

привычные действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его

синоним или название состояние после прошедших изменений.

Методика «Синквейн»

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строка

два слова

- описание, в том числе и метафорическое, этого

состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это

состояние;

четвертая строка - четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив

привычные действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его

синоним или название состояние после прошедших изменений.

Методика «Синквейн»

первая строка (см.п.2 ) - одно слово - название состояния;

вторая строка

два слова

- описание, в том числе и метафорическое, этого

состояния;

третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это

состояние;

четвертая строка - четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив

привычные действия;

пятая строкаодно слово- название состояния - повторение первой строки, его

синоним или название состояние после прошедших изменений.