Напоминание

"Формирование коммуникативной компетентности младших школьников"

Автор: Тимошенко Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Татарск Новосибирская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №4 города Татарска Новосибирской области Тема: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников» Выполнила: Тимошенко Татьяна Владимировна учитель начальных классов 2015 г. 1
Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми. Компетентность в общении сегодня является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных россиян развития новых качеств. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно- активным, социально компетентным, более адаптивным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Коммуникативная компетентность - это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и многое другое. Коммуникативная направленность процесса обучения - одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускникам школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного - приоритетная задача образования на современном этапе. Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативной компетенции в ходе учебной деятельности нашла своё отражение в исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Таковы работы Т.Н.Мальковской о коммуникативных аспектах руководства, А.В.Мудрика — о взаимодействии школьников и способов воспитательного влияния на них, В.В.Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативной компетенции отводится начальному образованию. (СМ. Гапеенкова «Коммуникативная направленность учителя, реализующего педагогические принципы Образовательной системы 2100». Е.А.Овсянникова «Развитие коммуникативных умений у младших школьников в тренинговой группе» и др.) В концепции модернизации российского образования отмечается: «Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочей сферах». В связи с этим на современном этапе стало необходимо осуществление компетентностного подхода. Компетентностный подход – это 2
подход, акцетирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Поэтому коммуникативная компетентность есть способность ставить и решать определённые типы коммуникативных задач: • Определять цели коммуникации; • Оценивать ситуацию; • Учитывать намерения и способы коммуникации партнёра; • Выбирать адекватные стратегии коммуникации; • Оценивать успешность коммуникации; • Быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Для её формирования необходимо вести целенаправленную работу и начинать её нужно в начальном звене. Поэтому, работая над проблемой: «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников», поставила
цель:
 Создание условий для развития и формирования коммуникативных компетенций младших школьников. Для достижения поставленной цели, определила следующий круг
задач:
1. создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально-личностному, познавательно-эстетическому развитию ребёнка; 2. обеспечение готовности детей к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); 3. воспитание инициативности, самостоятельности, формирование навыков сотрудничества в разных видах деятельности; 4. усвоение школьниками программного материала с учётом индивидуальных особенностей; 5. развитие и формирование коммуникативных умений; 6. развитие ряда мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации (общительность, эмпатия, рефлексия); 7. формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения; 8. оказание помощи в овладении средствами коммуникации (речь, взгляд, мимика, жесты). Для реализации поставленной цели и задач мной был выбран учебно – методический комплекс «Школа 2100»

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников - пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный 3
материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который: -обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; -владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира); -привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; -усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать и сделать этот опыт своим собственным и тем самым заложил основу своей гражданской и национальной самоидентификации; -толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других; -эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Поставленные задачи решаются поэтапно
: 1. диагностика; 2. определение целей и задач обучения, гарантирующих прогнозируемый результат; 3. модель формирования коммуникативных способностей; 4. отбор способов мотивации; 5. отбор методов, приемов, форм организации учебной деятельности; 6. формирование коммуникативных умений и навыков через внеклассную работу; 7. контроль, диагностика, анализ, коррекция учебного процесса; 8. рефлексия полученных результатов.
I этап - диагностический,
где я провела исследование, выделив ряд основных коммуникативных умений (помогающих развить коммуникативные способности и достичь коммуникативной компетентности), которое показало следующие результаты: (Приложение №1) 4
Качественный анализ проведённой диагностики и диагностический инструментарий. (Приложение №2) Анализ полученных данных свидетельствует о том, что с детьми необходимо вести целенаправленную работу по формированию коммуникативных умений. Апробация технологии «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников» позволяет
спрогнозировать

результаты - II этап моей деятельности.


Обучающиеся к окончанию курса обучения в начальной школе должны уметь: - спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации); - выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); - договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение). - правильно и быстро ориентироваться в условиях общения; - грамотно спланировать свою речь; - выбрать содержание общения; - найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь; - раскрывать тему, основную мысль; - находить материал к высказыванию; - систематизировать материал, собранный к высказыванию; - строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко; - определять авторскую позицию; - высказывать собственное отношение. Мною выделены педагогические принципы, которые направлены на решение проблемы по формированию коммуникативной компетентности: - гуманность; - проблемность; - принцип субъект - субъектной позиции; - принцип открытости и доверия; - научность и интегративность; - связь теории с практикой; - диалогичность.


III этапом
моей деятельности
стала разработка модели

формирования коммуникативных способностей
с целью осуществления продуктивной деятельности по формированию КК младших школьников.
Модель развития коммуникативных способностей.
1. Получение знаний о коммуникации - теоретические знания, коммуникативная диагностика уровня коммуникации детского коллектива; 5
2. Овладение системой упражнений для развития свободного говорения и рассказывания; 3. Организация взаимодействия между двумя партнёрами (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель, и т.д.); 4. Разнообразие коммуникативной деятельности: убедительно аргументировать, делать сообщения и доклады, упражнения в риторике; 5. Моделирование, коммуникативные и интеракционные игры в урочное и внеурочное время. В процессе этой работы ученики знакомятся с правилами речи общения и упражняются в них. Например, такие
правила:
1. Дать знать, если хочешь высказаться! 2. Аргументировать кратко и точно! 3. Оставаться при теме/учитывать вопрос! 4. Внимательно слушать, когда говорит другой! 5. Учитывать в своём выступлении то, что говорили другие выступающие.
IV этап-мотивационный.
Считаю, что успешность образовательного процесса в школе в значительной степени зависит от уровня коммуникативной деятельности учащихся, активизация которой является одной из основных задач учителя начальной школы. Главная цель активизации – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования. В основе активизации коммуникативной активности младших школьников находится специально разработанная система педагогических условий, способствующих эффективному процессу активизации общения младших школьников: 1. развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников с опорой на взаимосвязь интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер; 2. включение учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха; 3. стимулирование коммуникативной деятельности учащихся путем ориентировки на те области предметно-практической деятельности, которые отвечают их потребностям и интересам. Структурными компонентами коммуникативной активности младших школьников являются: 1. мотивационный (стремление принимать активное участие в речевом общении, потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности, познавательный интерес к родному языку, как ведущий мотив изучения языка) 6
Задачу по формированию у млад ших школьников положительной мотивации к обучению решаю,используя следующие способы мотивации: - осознание близких целей обучения; - осознание далеких целей обучения; - постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций; - привлечение учащихся к оценочной деятельности на уроке; - необычная форма проведения урока; - культура общения, открытость и искренность эмоциональных проявлений учителя. Условиями, которые позволяют мне формировать и развивать учебную мотивацию, являются:  создание комфортной среды на уроке;  умение учащихся самостоятельно ставить цель урока и реализовывать ее в процессе обучения;  создание на уроке здоровьесберегающей среды;  создание ситуаций для проявления успешности учащихся;  поощрение всех видов деятельности, поощрение за любой видимый успех;  формирование интереса к предмету;  рефлексия деятельности учащихся. 2. креативно-деятельностный (использование коммуникативных знаний, умений, навыков в процессе общения, обогащение личного коммуникативного опыта), 3. интеллектуальный (самооценка личностных качеств, в том числе коммуникативных, оценка личностных качеств и коммуникативной деятельности сверстников). Эти компоненты проявляются в инициативности общения; активности мышления; сознательности выполнения коммуникативных заданий; в умении подбирать языковые средства, адекватные ситуациям общения; в придании коммуникативной деятельности творческого характера; в исследовательском подходе к учению. Важным условием формирования коммуникативной компетентности является отбор различных форм организации учебной деятельности, приёмов и методов –
V этап решения поставленной проблемы.
Среди наиболее эффективных методов организации обучения выделяю:  метод совместной деятельности;  метод познавательной игры;  метод создания ситуации успеха;  метод проектов;  метод диалогического изложения;  поисково-исследовательский метод;  проблемный метод. 7
Работая по данной технологии предпочтение отдаю активным , диалоговом формам организации учебного процесса. В частности очень важны такие формы работы, как:  организация взаимной проверки заданий;  взаимные задания групп;  учебный конфликт;  обсуждение учениками способов своих действий. При организации групповой работы младших школьников соблюдаю определённые правила. Некоторые
правила при организации групповой работы:
> Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; > Разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; > Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I-II классах, не более 20-30 минут - в III-IV классах; > Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); > Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практикой. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. (Приложение №3) Обучать сотрудничеству в группе мне помогают методические рекомендации, в которых выделены блоки: 1. Формы и принципы учебного сотрудничества. 2. Отбор содержания для групповой работы. 3. Результативность совместной деятельности. 4. Этапы становления коллективно-распределительной деятельности в начальных классах. Наряду с этим разработан
алгоритм движения при выполнении

заданий в группе:
1. Повторение задания, которое будет выполняться, для более сознательного его понимания. 2. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи). 3. Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы). 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания. 5. Совместное принятие решения. 8
6. Анализ решения задания, его оформление. 7. Проговаривания в группе выступление спикера. 8. Представление решения спикером. Использование групповых форм организации учебного процесса даёт ряд преимуществ: > Взаимоувязка позиций, мнений детей, выработка коллективных суждений; > Изменение мотивации работы учеников с «я» на «мы»; > Повышение самооценки учащихся; > Умение работать в любом коллективе сверстников; > Умение сосредотачиваться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество в конкретном случае; > Выслушивать, принимать мнение других или тактично аргументировано дополнять или не соглашаться, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения. Данные выводы позволяют судить о целенаправленной реализации поставленных мною задач. Для организации учебного процесса, позволяющего развивать и формировать КК, выделила наиболее эффективные
приёмы
: 1. коммуникативная атака; 2. опрос в форме диалогической пары; 3. интенсивный опрос; 4. проведение ораторских предметных состязаний; 5. приём результативного обучения; 6. мозговой штурм; 7. мозговая атака; 8. мысли по аналогии; 9. размышления от обратного. 10. приёмы ситуации успеха (Приёмы «Линия времени»,»Оценка - не отметка»,«Лестница », « Даю шанс »и т.д.) (Приложение №4) Считаю, что приведённые выше формы работы и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом –атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель даёт речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведения аргументов и т.д. С целью усиления влияния обучения на формирование коммуникативной компетенции использую разнообразные
виды уроков
:  урок- экскурсия  урок-путешествие  урок-зачет 9
 урок-соревнование  урок-игра  интегрированный урок  урок-аукцион  урок взаимообучения  урок «эврика»  урок – дискуссия (Приложение №5). Для контроля и коррекции уровня сформированности коммуникативных компетенций на уроках мною были отобраны следующие типовые задания (Приложение №6) –
VII этап моей

деятельности.
Среди них : «Левая и правая стороны», « Братья и сёстры» , « Ваза с яблоками» (Пиаже), « Дорога к дому» и т.д.
VIII этап решения поставленной проблемы –
рефлексивный. Формирую это умение у детей, т.к. рефлексия - умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Развивая у учеников рефлексию, особое внимание уделяю, с одной стороны, их умению критично относиться к себе, а с другой - принимать себя как личность, которую может сам совершенствовать в определённых пределах , необходимых направлениях. Некоторые виды рефлексии, используемые в учебном процессе: 1. Наш день (урок, мероприятие, игра) подошёл к концу, и я хочу сказать... Мне больше всего удалось... Мои достижения на уроке... Как строить отношения?... 2. Урок: • Заставил задуматься... • Взволновал... • Навёл меня на размышления...и т.д. 3. Рисуем настроение. 4. Подведение итогов дня. «Огонек общения», «Образная рефлексия», «Древо творчества», «Метод пяти пальцев», «Выбери утверждение», «Светофор», «Пик взаимопонимания». Осуществляя повторную диагностику по выявлению сформированности коммуникативных умений, получаем следующие результаты: (Приложение №7). 10
Качественный анализ проведённой диагностики свидетельствует о динамике роста сформированности коммуникативных умений младших школьников (Приложение №8). Уровень сформированности социально-психологического климата в классном коллективе представлен в диаграмме (Приложение №9). Внедрение данной технологии влияет в целом на весь процесс обучения ( Приложение № 10). Это подтверждают результаты обученности 3в класса: 1. Уровень обученности. Абсолютная успеваемость - 100%. Успешность - 71% 2. По математике: 2010-2011 2011-2012 Абсолютная успеваемость - 100%. Абсолютная успеваемость - 100%). Успешность - 69% Успешность - 71 % 3. По русскому языку: 2010-2011 2011-2012 Абсолютная успеваемость— 100%. Абсолютная успеваемость— 100%. Успешность - 70% Успешность - 72% 4. По литературному чтению: 2010-2011 2011-2012 Абсолютная успеваемость - 100%. Абсолютная успеваемость - 100% Успешность - 83% Успешность - 87%
Результаты олимпиад школьного тура.
Год (Математика) Место Выполнено заданий 2010-2011 II 79% 2011-2012 I ,II 86%, 78% Год (Русский язык) Место Выполнено заданий 2010-2011 II 76% 2011-2012 II 82% .
Результаты конкурса районного тура.
11

«Первый раз в первый класс »
Год 2009-2010 Козина Алёна II место в районе Номинация «Моя первая учительница »
Результаты олимпиад всероссийского тура.

«Кенгуру»
Год 2010-2011 Козина Алёна II место в школе 1084 в районе 78% выполненных заданий
«Человек и природа»
Год 2010-2011 Фуголь Павел II место в школе Кадацкая Анастасия I I I место в школе
Всероссийская дистанционная викторина

«Наши пернатые друзья »
Год 2010-2011 Музючкина Валерия I место по стране Цигипов Данил II место по стране Кадацкая Анастасия 7 место по стране 5 место по субъекту федерации 4 место по населённому пункту 2 место по учебному заведению
«Обитатели морских глубин »
Год 2010-2011 Цигипов Данил 10 место по стране 3 место по субъекту федерации 1 место по населённому пункту 1 место по учебному заведению Козина Алёна 10 место по 3место по 1 место по 1 место по 12
стране субъекту федерации населённому пункту учебному заведению Самоанализ показывает, что используемая мною технология развития и формирования КК младших школьников (через создания условий, необходимых для формирования КК, диагностирование, применение модели развития коммуникативных способностей, использование эффективных форм организации, новых открытых способов обучения, организацию нетрадиционных уроков, развитие рефлексии) даёт позитивные результаты. Опыт по данной технологии распространён на кафедре учителей начальных классов, своей работой делюсь на заседаниях МО ,были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия на город и район. 13
14