Напоминание

Использование мнемических приемов в словарно - орфографической работе в начальной школе

Автор: Немчинова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №4
Населённый пункт: г. Славянск-на-Кубани
Наименование материала: статья
Тема: Использование мнемических приемов в словарно - орфографической работе в начальной школе
Дата публикации: 17.10.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование мнемических приемов в словарно - орфографической

работе в начальной школе.

В начальной школе написание слов с непроверяемыми орфограммами, то

есть слов, требующих индивидуального запоминания, особенно трудно

усваивается на практике, так как работа с ними обычно ориентирована на

память, а не на воображение, чувства и мысли ребенка.

Еще до школы дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение

несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом,

хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные

чувства. Именно они оказывают большое влияние на быстроту и прочность

запоминания. Поэтому дети так живо учат песни, стихи, сказки, которые

вызывают яркие образы и сильные эмоциональные переживания.

Еще до школы дети уже умеют запоминать произвольно, но этот навык

несовершенен. Так, первоклассник часто не помнит, о чем его спрашивали

дома, хотя легко и быстро запоминает, что интересно, что вызывает сильные

чувства. Они оказывают большое влияние на скорость и прочность

запоминания. Именно поэтому дети так живо усваивают песни, стихи и

сказки, которые вызывают яркие образы и сильные эмоциональные

переживания

При активизации и запоминании слов на этапе восприятия преподаватель

может предложить следующие методики:

1)

произносить каждое слово вслух тихо, слогами (для учащихся с

двигательной памятью);

2)

молча смотреть на слово, читая про себя по слогам; затем закрыть

глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и

проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

3)

произносить слово по слогам соседу по парте или слушать, как сосед

произносит слово (для учащихся со слуховой памятью).

На самом деле первый способ запоминания предполагает сочетание трех

факторов: зрения (ребенок видит слово), моторики (слова произносятся) и

слуха (ребенок слышит то, что он говорит).

На этапе введения нового слова работа должна включать представление

слова таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно поставить

орфографическую задачу и, по возможности, решить ее, а не анализировать

слово, данное учителем в готовом виде. В словарную и орфографическую

работу необходимо включать считалки, скороговорки и различные рифмы

слов, как они есть. Вызывая положительный эмоциональный настрой детей,

они способствуют более эффективному и быстрому запоминанию слов с

непроверяемыми орфограммами.

Поскольку проблема формирования орфографического навыка

непроверяемого написания в настоящее время очень актуальна, я выбрала

тему: "Использование мнемонических приемов в лексико-орфографической

работе в начальной школе". Я остановлюсь на каждом из них в деталях.

Психологи И. Митюхин и И. Рыбникова выделили наиболее эффективные

методы организации мнемической деятельности младших школьников при

изучении слов с непроверяемыми орфограммами: метод графического

ассоциирования, фонетический метод, комбинированный метод.

При использовании метода графической ассоциации делается рисунок,

обозначающий само слово, и в нем воспроизводится заученная буква.

Рисунок с четко определенной запоминающейся буквой должен легко

вспоминаться, иначе буква будет потеряна при запоминании.

Самостоятельное придумывание таких рисунков детьми способствует

развитию их воображения и образного мышления.

Метод звукового ассоциирования предпочтителен в тех случаях, когда

воспроизводимая фраза из созвучия и "словарного" слова особенно удачна,

то есть хорошо звучит и легко представляется:

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак – рак,

Кричи: «Ура!»

Трудные учить слова

Помогает нам игра!

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется.

Комбинированный метод заключается в одновременном использовании слов

из орфографического словаря, графических и звуковых ассоциаций при их

запоминании

Проиллюстрирую примером работы со словом петух:

1.

Детям предлагается загадка: «На заборе сидит, утром рано голосит,

просыпаться всем велит». Они называют отгадку.

2.

Учащиеся проговаривают слово петух орфоэпически,

определяют ударный и безударный слог.

3.

В тетради они записывают слово, пропустив орфограмму (опасное

место).

Такой подход повышает самостоятельность ребенка в постановке и решении

орфографических задач, работа строится на основе эмоционального типа

памяти (ребенку интересно, какая буква "спрятана в окошке").

4.

Далее ученики узнают из устного сообщения о происхождении слова,

о его связях с реализациями, то есть получают небольшую

этимологическую справку как дополнительное средство к

мнемическим приемам: «Все знают петуха, непременного персонажа

многих сказок и басен, поговорок и загадок. Славится петух

важностью походки и задиристым характером. Недаром говорят:

важный, как петух…Но главное, чем славится петух, это своим

пением. Петух – своеобразные поющие часы. С петухами на рассвете

люди просыпались. С петухами на закате ложились спать. Сигналом

служил петушиный крик. За способность громко и звонко петь и

прозвали петуха петухом…

Учитель задает вопрос: «Какую же букву, как подсказывает последняя фраза,

надо писать в первом слоге?»

Интересная и четкая этимологическая справка, как дополнительный

инструмент для мнемических приемов, помогает эффективно запоминать

написание слова, поскольку активизирует слуховую, ассоциативную и

семантическую память.

Дети проверяют правильность ответа на вопрос о непроверяемой букве в

слове «петух» с помощью орфографического словаря, а это также развивает

самостоятельность учащихся в решении орфографических задач, в

самоконтроле, в запоминании слов с помощью зрительной памяти.

Проговаривание слова «петух», то есть как оно пишется, является

следующим шагом. Это включает в себя зрительную, речемоторную и

слуховую память в комплексе, так как ребенок видит слово, произносит его и

слышит, что оно говорит. Вставка в «окошко» нежной буквы: е.

5.

Повторное чтение слова орфографически, после чего слово

закрывается и под орфографическую самодиктовку каждым

учеником записывается, а затем запись сверяется с образцом.

6.

Для закрепления написания слова используется мнемический прием:

Петуха спросили дети:

«Отчего зовут Вас Петей?»

Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!»

В процессе работы со словарными словами рождается детское творчество.

Дети сами придумывают подсказки-запоминалки в отдельных словарях.

Как-то Мише дал отец

Преогромный огурец!

Ого-го, какой большой!

Ох, и вкусный! Хорошо!

Смотрит Миша на него:

Он похож на букву «О»!

И теперь, конечно, Миша

С буквой «О» его напишет.

*****

Оля съела на обед

10 вкусненьких котлет.

На котлету «О» похожа.

«О» в ОБЕДЕ пишем тоже.

*****

Солнышко на «О» похоже.

«О» в ПОГОДЕ пишем тоже.

Рябины, ягоды, друзья,

Похожи тут на букву Я.

*****

Карандаш мы подточили,

Букву «А» в нем получили.

Чтобы слово не зубрить,

Попусту не мучиться,

Сочиняем мы подсказки!

Все у нас получится.