Автор: Михеева Лариса Петровна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Нововасюганский ЦРР - детский сад №23 "Теремок"
Населённый пункт: Томская область Каргасокский район, с.Новый Васюган
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Адаптация ребенка в детском саду"
«Адаптация ребенка в детском саду»
Итак, вы отвели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй,
неделю... Только почему-то вы не рады, а скорее озабочены этим. Ваш малыш
почти неузнаваем, с ним что-то происходит, словно он вдруг «развивается
назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре.
И все это только за пару недель! По любому поводу могут случится истерики,
порой, как кажется родителям, на пустом месте Снова могут стать мокрыми
штанишки. Ничего не ест и плохо спит. И...(
довольно часто происходит) не
хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки. Расстается с
плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим,
лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще
хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза.
Почему так бывает, что не мил детский сад? Он же сам твердил, что
ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только
притворялся? Ведь, в конце концов, не подменили же малыша!
«Подменили»... «Подменили» жизнь и обстоятельства. Он такой, каким он
должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в скором
времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него
период адаптации.
Что такое адаптация?
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к
новой
обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском
организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только
вам обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение. А если бы вы
знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в
детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский
коллектив. В нем малыш
постоянно находится в сильном нервно-
психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани
стресса или в полной мере ощущает стресс.
Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый или все-таки
больной? Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом «третьем
состоянии» между здоровьем и болезнью. Что-то сходное испытывали вы,
когда были беременны. Но постоянно находиться в «третьем состоянии»
нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или в самом деле заболеет,
или снова станет сам собой.
Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени
вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что
беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной
адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет
срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель
неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации
стресс у ребенка.
В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно
связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И
вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол
судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей,
которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться,
ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой
формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх
поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в
отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери,
разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука – отрицательные эмоции - страх - стресс - срыв
адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или
неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс,
как правило, затягивается на длительное время, и ваш ребенок
приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не
может приспособиться совсем.
Отрицательные эмоции
- как правило, важнейший компонент,
встречающийся практически у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к
новому организационному коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии,
напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен
ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто
окаменелый, весь погруженный сам в себя. Не ест, не пьет, не отвечает на
вопросы, о сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся
окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе».
Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со
всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму,
захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь
превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой
плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен
приступообразный плач, свидетельствующий о том, что на какое-то время у
малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в
связи с тем, что их оттесняют положительные.
В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже
почти адаптированный к саду ваш ребенок поддерживает «новичков»,
пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто подпевает
в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так
называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при
расставании с родителями, убегающими на работу.
Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?
Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам
малыш замотивирован ходить в сад и насколько не боятся этого родители.
Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье
дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к
исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также
приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть
самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его
накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке,- плачет; не
знает, где взять игрушку,- плачет; не привык спать без укачивания - плачет;
привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,-
плачет и т. д. Поэтому воспитателю важно знать привычки ребенка, считаться
с ними, следовательно такую информацию должны предоставить родители.
Не нужно скрывать каких – то особенностей, привычек ребенка, особенно это
важно в первые дни посещения детского сада. Если ребенок привык засыпать
с бутылочкой, то предупредив воспитателя об этом, вы избежите
дополнительного стресса для ребенка во время дневного сна в саду.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его
педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными
и часто не дают необходимого результата.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье,
необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные
черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками.
Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются,
поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если Вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то
попробуйте поговорить с воспитателем. вашему ребенку нужно постоянное
внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и
обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя
требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным
тормозом.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые
посещать детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем
через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том,
чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и
теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить
его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует
внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню
по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям
в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки
и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к
действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при
доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным
поощрениям.
Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в
садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из
этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка,
что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите
решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный
результат.
Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что
даже те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду,
через несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с
товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось
посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с
удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными
средствами.
Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы на
первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво
относятся к эмоциональным реакциям детей.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые
впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа.
Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что
его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш
привык к новому режиму.
Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении
обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для
ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех
отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе
приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду,
наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и
требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим
привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.
Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой
детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители
нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально
вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить
накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный
вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это голод особого рода,
который очень трудно утолить.
Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит
не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша
в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен
в отсутствие родителей.
Может случиться и так, что, несмотря на все усилия, не удается
преодолеть отторжение ребенком детского сада. Если совершенно очевидно,
что ребенку в саду плохо и издержки общественного воспитания в данном
случае перевешивают все преимущества, все равно не торопитесь вешать на
малыша ярлык «безнадежно домашнего». Вероятно, просто не удалось
создать ему те условия, которые обеспечили бы нормальную жизнь в детском
коллективе. За конкретным советом - как выйти из этой ситуации - лучше
обратиться к специалисту-психологу. Ну а если не помогают никакие советы,
остается только попробовать в домашних условиях обеспечить ребенку те
преимущества, которые дает детский сад. При этом родителям приходится в
какой-то мере поступиться своими интересами. Детский сад помогает решать
одни проблемы, но часто порождает другие. Надо просто решить, какие для
вас важнее.