"Формирование связной речи посредством кукольного кружка"
Автор: Соловьева Сардана Коммунаровна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №15
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование связной речи посредством кукольного кружка"
Соловьева Сардана Коммунаровна
МОБУ СОШ №15 г.Якутск
Формирование связной речи посредством кукольного кружка.
Одной из главных задач обучения в начальной школе является
формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении
прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как
педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык
чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что
школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной
информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у
них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
Формирование интереса к чтению у учащихся следует рассматривать не
как отдельную, самостоятельную решаемую психолого-педагогическую задачу.
Интерес к чтению — это оборотная, познавательно-эмоциональная сторона его
технико-смысловой составляющей, он прямо и непосредственно зависит от
степени сформированности последней. Сформировать интерес к чтению —
значит прежде всего обеспечить хорошую сформированность самого умения
читать.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начальной
школы описаны планируемые результаты освоения междисциплинарных
программ, среди которых присутствует ряд универсальных учебных действий,
связанных с речью. Это строить речевое высказывание в устной и письменной
форме; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием
разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Важнейшие изменения в речи учащихся связаны со становлением их
учебной деятельности. Коллективно-распределенный характер учебной
деятельности ставит ребенка перед необходимостью обсудить ее цели и задачи,
способы и средства их решения, оценить полученные результаты, т.е.порождает
содержательные мотивы общения.
Тем не менее, задача развития речи не утрачивает своей самостоятельности
и актуальности в условиях современного обучения. Очень важно научить детей
строить связные высказывания в целях повышения их коммуникативной
компетенции. Последнее предполагает приобретение умения понять тему,
выбрать, систематизировать и синтезировать необходимый материал,
совершенствовать и «редактировать» собственный текст.
Развитие речи мы понимаем как процесс приобретения необходимых для
выражения знаний, потребностей и эмоций, языковых средств, в тесной
взаимосвязи с общепсихическим развитием. Это означает не механическое
владение определенной суммой знаний о структуре языка, а непрерывное
обогащение уже имеющихся в наличии средств.
Живое речевое общение, как и процесс усвоения знаний в целом,
немыслим без обращения к эмоционально-волевой сфере психической жизни
ребенка. Обогащение чувств и эмоций учащихся является основой для
формирования навыка связной речи.
Кукольный кружок (как форма) своим словом, музыкой, своими
художественными образами-персонажами, оформлением, влияет на
формирование у первоклассников связной речи, художественного вкуса,
ненавязчиво вырабатывает нравственные качества.
Работа с куклой помогает детям опосредованно выразить себя, так
как дети стеснительны, а за ширму можно спрятаться! Это очень важно в нашем
случае: ребенок чувствует себя в безопасности, и это придает ему смелости.
Роль ширмы в развитии коммуникативных навыков представляется очень
важной.
Разыгрывание сказки с помощью куклы помогает ребенку
научиться выступать перед большой группой школьников и взрослых,
заучивание и пересказ текста-хорошая тренировка речи и памяти.
Самостоятельная работа первоклассников по изготовлению кукол и
декораций заключает в себе возможность всестороннего развития ребенка. Эти
возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют
радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества
вызывает хорошее настроение.
Программа кукольного кружка ориентирована на всестороннее
развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена
на гуманизацию воспитательно - образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития младших школьников. Игра различных
направлений, игра с куклой — основной вид деятельности ребенка младшего
школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности,
удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности,
складывается характер. Самый скромный ребенок развивается и раскрывается
во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на
что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в
большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька —
маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем
забывая о ее присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он
может делать интересные постановки, у него формируется устойчивое
положительное отношение к театру. Вот он уже перестает бояться публики,
учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом,
мимикой. Проходи время, и ребенок начинает мыслить, думать, предлагать свои
идеи. Задача руководителя — поддержать крупицы его творчества, помочь
развить способности ребенка. Кукольный кружок — стартовая дорожка для
формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся
раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся
интересы и мало кто из них станет актером — сейчас они живут увлекательной,
интересной жизнью. Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали
от насилия на экранах телевизоров, им хочется жить весело, непосредственно,
общаться с друзьями. Все это они могут найти в кукольном кружке
«Солнышко». Каждое утро перед занятиями в в школе дети делятся своими
радостями и печалями, в их сердцах горит огонь чистой любви. Они учатся
общаться, уважать друг друга.
Основная цель учебного процесса в кукольном кружке — формирование
навыков связной речи первоклассников, формировать навыки сотрудничества,
творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации,
самореализации через занятия, постановку спектаклей. Поставленной цели
соответствует модель ожидаемого результата:
раскрепощенный, общительный
человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в
любой области.
Программа кружка включает в себя три этапа:
1.
подготовительный, который включает в себя знакомство с различными
видами кукол (перчаточные, пальчиковые, марионетки) и мини-спектакли
с ними;
2.
основной, включает в себя ознакомление со сценарием сказки,
распределение и заучивание ролей, репетиции, изготовление кукол к
спектаклю, оформление ширмы;
3.
заключительный, включает в себя показ спектакля одноклассникам,
родителям, гастроли с представлением в детский сад.
В разработанной программе использовались следующие приемы, игры и
упражнения: беседа, диалог, сочинение сказок и рассказов, заучивание,
проговаривание; игры-драматизации, театральные этюды; пальчиковая,
дыхательная, артикуляционная гимнастика; работа над мимикой, жестами и
интонационной выразительностью. Программа построена с учетом возрастных
особенностей и актуализации потребности в речевых высказываниях, что
стимулирует речевое развитие первоклассников, способствует большей
связности речи, активизирует речевой потенциал.
Программа рассчитана на детей школьного возраста от 7 до 10 лет. В 1-й
год обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, во 2-й год — 2 раза
по 1,5 часа, в 3-й год обучения — 2 раза в неделю по 3 часа плюс 1 час —
индивидуальная работа.
Форма работы: коллективная и индивидуальная. Срок реализации программы
— 3 года.
В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей
деятельности. Наградой за старание служит радость от выступлений перед
публикой, мнение окружающих о спектакле. Причем важна не только оценка в
целом, но индивидуальная оценка каждого участника — как он понравился
окружающим. После премьеры спектакля интересно проходит рефлексия, где
каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что у него получилось очень
здорово, а где можно еще подтянуться. Поэтому необходима организация
видеосъемки спектакля и сбор как можно большего количества мнений
зрителей, родителей. Малышей можно попросить нарисовать самого
понравившегося сказочного персонажа, а воспитателей детских садов —
записать интересные высказывания детей. Во время просмотра премьеры
спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов,
при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации. Поэтому
внешним результатом деятельности будут следующие формы работы: показ
спектаклей,участие в школьных, городских конкурсах и фестивалях детского
творчества. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых
личностных качеств детей: навыки сотрудничества, творческая активность,
стремление к самореализации,эмоциональная гибкость, трудолюбие,
толерантность.
Использованная литература:
Гегелло Н.В. Ширма поднимается выше. Из опыта работы кружков, театра
кукол. М.: Молодая гвардия, 1962.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 2007.
Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания//
Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. М.: Изд.дом Шалвы
Амонашвили, 2002.
Тимофеева Е.В. Языковая игра и лексические ошибки // Русская словесность.
2006 №2.