Напоминание

Комплект контрольно-оценочных средств ОП.10 Детская литература

Автор: Барановская Людмила Борисовна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ЧУПОО ТЕХНИКУМ "БИЗНЕС И ПРАВО"
Населённый пункт: город Белореченск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплект контрольно-оценочных средств ОП.10 Детская литература







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

_____________________________________________________________________________

Комплект контрольно-оценочных средств

для оценки результатов освоения дисциплины

ОП.10 Детская литература

Программы подготовки специалистов среднего звена

44.02.01 Дошкольное образование

Базовая подготовка

Белореченск, 2019

Утверждаю

Заместитель директора

______ ______________

«___» __________ 20___

«___» ______ 20___ г.

Утверждаю

Заместитель директора

______ __________

«___» __________ 20___

«___» ______ 20___ г.

Рассмотрено

На заседании цикловой комиссии

_______________________________

_______________________________

Протокол № ___ «___»_______ 20__г.

Председатель

комиссии ___________________________

Рассмотрено

На заседании цикловой комиссии

_______________________________

_______________________________

Протокол № ___ «___»_______ 20__г.

Председатель

комиссии ___________________________

1

Комплект

контрольно-оценочных

средств

разработан

на

основе

рабочей

программы учебной дисциплины ОП.10 Детская литература

в профессиональной

деятельности, разработанной в соответствии с Программой подготовки специалистов

среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование базовой подготовки,

введенной за счет часов вариативной части ФГОС.

Разработчик:

Барановская Л.Б.– преподаватель ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт комплекта оценочных средств

1.1 Область применения комплекта оценочных средств

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2. Оценка освоения учебной дисциплины

2.1 Формы и методы оценивания

3. Контрольно- оценочные средства

3.1 Задания для проведения входного контроля

3.2 Задания для проведения текущего контроля

3.3 Задания для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

3.4 Пакет экзаменатора

3

1.

ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Область применения комплекта оценочных средств

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки

образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины

ОП.10 Детская литература

в профессиональной деятельности.

КОС включают контрольные материалы для проведения входного, текущего

контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Контрольно-оценочные средства разработаны в соответствии с документами:

ФГОС СПО 44.02.01 Дошкольное образование;

Учебным планом и программой подготовки специалистов среднего звена

специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование;

программой

учебной

дисциплины

ОП.10

Детская

литература

в

профессиональной деятельности;

учетом требований работодателей (представителей отрасли).

1.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка

следующих умений и знаний:

Таблица 1

Результаты обучения: умения,

знания и общие компетенции

(из ФГОС, ОПОП)

Показатели оценки результата

Форма

контроля и

оценивания

Уметь:

У-1 - грамотно пользоваться

основными понятиями: знать их

определения и правильно

употреблять в речи;

- грамотно пользуется основными

понятиями, знает их определения

и правильно употребляет в речи;

практическая

работа, оценка;

У-2 - отбирать произведения для

детского чтения;

- отбирает произведения для

детского чтения;

практическая

работа, оценка;

У-3 - критически оценивать

творчество детских писателей и

отдельные произведения,

адресованные детям;

- критически оценивает

творчество детских писателей и

отдельные произведения,

адресованные детям;

практическая

работа, оценка;

У-4 - анализировать художественный

текст, адресованный детям или

вошедший в круг чтения

дошкольников;

- анализирует художественный

текст, адресованный детям или

вошедший в круг чтения

дошкольников;

практическая

работа, оценка;

У-5 - пропагандировать детскую

книгу среди родителей;

- пропагандирует детскую книгу

среди родителей;

практическая

работа, оценка;

У-6 - осуществлять показ приемов

- осуществляет показ приемов

практическая

4

работы с атрибутами разных видов

театров;

работы с атрибутами разных

видов театров;

работа, оценка;

У-7 - выразительно читать

литературные тексты.

- выразительно читает

литературные тексты;

практическая

работа, оценка.

Знать:

З-1 - детскую художественную

литературу и историю русской

детской литературы;

- детскую художественную

литературу и историю русской

детской литературы;

устный опрос,

тестирование,

оценка;

З-2 - закономерности исторического

развития детской литературы и

детского чтения;

- закономерности исторического

развития детской литературы и

детского чтения;

устный опрос,

тестирование,

оценка;

З-3 - виды театров, средства

выразительности в театральной

деятельности.

-

виды

театров,

средства

выразительности в театральной

деятельности.

устный опрос,

тестирование,

оценка.

2.

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по

дисциплине ОП.10 Детская литература

в профессиональной деятельности, направленные

на формирование общих и профессиональных компетенций.

Критерии оценивания устных и письменных ответов

Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания

основных процессов изучаемого вопроса, отличается глубиной и полнотой раскрытия

темы, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение

монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Отметкой "ХОРОШО" оценивается ответ, который показывает прочные знания

основных процессов изучаемого вопроса, отличается глубиной и полнотой раскрытия

темы, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение

монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако, допускается

одна - две неточности в ответе.

Отметкой "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в

основном о знании процессов изучаемого вопроса, отличающийся недостаточной

глубиной и полнотой раскрытия темы; слабо сформированными навыками анализа

явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и

приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью,

логичностью

и

последовательностью

ответа.

Допускается

несколько

ошибок

в

содержании ответа.

Отметкой "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий

незнание процессов изучаемого вопроса, отличающийся неглубоким раскрытием темы;

незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений,

процессов;

неумением

давать

аргументированные

ответы,

слабым

владением

5

монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются

серьезные ошибки в содержании ответа.

Критерии оценивания тестирования

Процент результативности

(правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

1.

Если контроль знаний и умений проходит в виде тестирования, то в КОС

должны быть представлены как сами тесты, так и ключи к ним.

2.

Если контроль знаний проходит в виде письменного или устного опроса, то в

КОС должны быть представлен только перечень вопросов.

3.

Если контроль знаний проходит на практическом занятии, то в КОС может

быть ссылка на методические указания для проведения практических занятий.

6

Элемент учебной

дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые

У, З

Форма контроля

Проверяемые

У, З

Раздел 1. Устное народное

творчество.

Устный опрос

Практическая работа №1

Самостоятельная работа (Рефераты)

З-1,З-2,

У-2, У-4, У-7

Дифференцирован

ный зачет

У-2, У-3, У-4,

У-6, У-7

З-1, З-2, З-3

Раздел II. Возникновение,

формирование и развитие

русской детской литературы в

разные исторические периоды.

Устный опрос

3-1, З-2

Раздел III. Русская детская

литература 19 века.

Устный опрос

Тестирование

Практические работы № 2-4

Самостоятельная работа (Задания для

самостоятельной работы)

У-2,У-4,У-5, У-7

З-1,З-2

Раздел IV. Современная

русская детская литература.

Устный опрос

Практические работы № 5-10

Самостоятельная работа (Задания для

самостоятельной работы, презентация)

З-1, З-2

У-3, У-4, У-7

Раздел V. Зарубежная детская

литература.

Тестирование

Самостоятельная работа (Рефераты)

З-1, З-2

У-4

Раздел VI. Организация

театрализованной деятельности

и выразительное чтение.

Практическая работа № 11-12

Устный опрос

Самостоятельная работа (Задания для

самостоятельной работы)

З-3

У-6, У-7

7

3.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕМАТЕРИАЛЫ

3.1 Задания для проведения текущего контроля

Текущий контроль освоения обучающимися дисциплины ОП.10 Детская литература в

профессиональной деятельности осуществляется преподавателем в процессе проведения

практических занятий, тестирования, устного и письменного опроса различных форм, а также

выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований и др. Задания

для текущего контроля представлены в соответствии с логической последовательностью,

выстроенной в рабочей программе дисциплины и календарно-тематическом плане.

РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

Оцениваемые знания: З-1, З-2

1.

Типичное издание произведений фольклорных жанров для детей.

2.

Структура детского фольклора.

3.

Система жанров детского фольклора.

4.

Назовите малые формы детского фольклора.

5.

Назовите крупные формы фольклора.

6.

Общие особенности жанра сказок.

7.

Классификация сказок по тематике и стилистике.

РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

Оцениваемые знания: З-1, З-2

1. Формирование круга детского чтения в Древней Руси.

2. Ребенок в восприятии автора «Сказания о Борисе и Глебе».

3.Исторические предпосылки возникновения литературы для детей.

4. Первые детские писатели

5. Деятельность Феофана Прокоповича.

6. Первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова и его значение

в истории отечественной детской литературы.

7. Литературно-педагогическая деятельность Н.М.Карамзина.

РАЗДЕЛ III. РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

Оцениваемые знания: З-1, З-2

1. Понятие о басне и аллегоризме.

2. Единство эпоса, драмы и лирики в баснях Крылова.

8

3. Прозаические басни Л.Н.Толстого в детском чтении.

4. Жанр басни в творчестве К. Ушинского.

5. Основные тенденции развития детской поэзии в 19 веке.

6. Образы родной природы, времена года, изображение крестьянского быта и праздников.

7. Особенности поэтики литературной сказки, проблема сказочного вымысла.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Оцениваемые знания: З-1, З-2

Инструкция

Внимательно прочитать задание.

Выбрать правильный ответ из предлагаемых.

Максимальное время выполнения задания – 20 мин.

Вариант № 1

1. Определить, в каком произведении древнерусской литературы впервые встречается

образ ребенка:

A) «Сказание о Борисе и Глебе» B) «Девгениево деяние» C) «Александрия»

D) «Повесть о Варлааме и Иоасафе» E) «Поучение Владимира Мономаха»

2. Указать, в какой период происходит зарождение поэзии для детей:

A) 10-11 век B) 12-13 век C) 9-10 век D) 17 век E) 19-20 век

3. Определите одну из первых учебных книг для детей и взрослых в Европе и на Руси:

A) Библия B) первая часть Библии (Ветхий Завет)

C) вторая часть Библии (Новый Завет) D) Псалтырь E) Евангелие от Иоанна

4. Определить, кто из писателей создал произведения, вошедшие в круг классической

поэзии для детского чтения:

A) Крылов, Жуковский B) Пушкин, Кольцов C) Лермонтов, Ершов

D) Шергин, Некрасов E) Ремизов, Гарин- Михайловский

5. Определить, кто из детских писателей рассказывал о народе, его нуждах, жизни

крестьян, природе:

A) Некрасов B) Суриков C) Никитин D) Плещеев E) Кюхельбеккер

6. Определить, какая из российских императриц создавала произведения для детей:

A) Екатерина I B) Елизавета C) Екатерина II D) Софья E) Анна Иоанновна

Вариант № 2

1. Указать автора сказки «Аленький цветочек»:

A) Пушкин А.С. B) Кольцов А.В. C) Ершов П.П.

D) Жуковский В.А. E) Аксаков С.Т.

2. Определить, кем были заложены основы перевода для детей:

A) А. Кантемир B) В. Тредиаковский C) В. Одоевский

D) В. Жуковский E) А. Погорельский

3. Определить автора цитаты: «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются -

и старые, и молодые, и дети тоже»:

A) Д. Писарев B) С. Аксаков C) А. Пушкин D) В. Белинский E) Д. Веневитинов

4. Указать автора сказки «Конек-горбунок»:

A) Пушкин А.С. B) Кольцов А.В. C) Ершов П.П. D) Жуковский В.А. E) Аксаков С.Т.

5. Определить, в какой период началось бурное развитие массовой детской литературы:

A) конец 18-начало 19 века B) 18 век C ) 19 век

D) 20 век E) конец 19-начало 20 века

6. Вычленить произведение, не входящее в сборник Л.Н. Толстого «Русские книги для

чтения»:

A) «Лев и собачка» B) «Корова» C) «Филиппок»

9

D) «Три медведя» E) «Кавказский пленник»

Вариант № 3

1. Определить автора тезиса «охрана детей – охрана культуры»:

A) М. Горький B) Е. Шварц C) В. Ленин

D) К. Чуковский E) С. Маршак

2. Указать инициатора первого в мире детского издания:

A) Михалков B) Чарская C) Лукашевич

D) Демьян Бедный E) Горький

3. Указать год возникновения альманаха «Воробей»:

A) 1899 год B) 1919 год C) 1930 год D) 1923 год E) 1928 год

16. Определить автора «Слова к взрослым»:

A) Л. Чарская B) М. Горький C) К. Чуковский D) С. Халтурин E) А. Барто

4. Жанры второй половины XVIII века:

A) басни, сказки B) баллады

C) нравоучительные рассказы, повести D) былины E) оды, стихи

5. Определить басни И. Крылова:

A) «В лесу» B) «Лебедь, щука и рак» C) «Мартышка и очки»

D) «Лисица-казнодей» E) «Стрекоза и муравей»

6. Назвать поэмы детского писателя Аполлона Майкова:

A) «Машенька» B) «Утро» C) «Две судьбы»

D) «Душечка»

E) «Снегирь»

Вариант № 4

1. Определить названия цикла пейзажных зарисовок К. Ушинского:

A) Зима, Весна B) Зимний лес C) Лето D) Летнее утро E) Осень

2. Указать сказки А. Пушкина:

A) Сказка о попе и работнике Балде B) Аленький цветочек

C) Сказка о царе Салтане D) Конек-горбунок E) Сказка о рыбаке и рыбке

3. Определить, что за произведения В.Ф. Одоевского собраны в два сборника:

A) Детские сказки дедушки Иринея B) Дед Мазай и зайцы

C) Детские песни дедушки Иринея D) Мужичок с ноготок E) Крестьянские дети

4. Обозначить произведения К.Д. Бальмонта, посвященные 4-летней дочери:

A) Прогулка феи B) Светлое утро C) Золотая рыбка D) Забавы феи Е) Лучик

5. Определить сказки К. Ушинского:

A) Сивка-Бурка B) Аленький цветочек C) Плутишка кот

D) Серая Шейка E) Вареный топор

6. Определить произведения Л.Н. Толстого:

A) «Булька»

B) «Александрия» C) «Золотоволосая царевна»

D) «Детство»

E) «Как ходят деревья»

РАЗДЕЛ IV. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

Оцениваемые знания: З-1, З-2

1. Обновление тем, развитие жанров. Круг детских писателей.

2. Мотивы детства в стихах И.А.Бунина.

3. А.А.Блок о детях и детской литературе.

10

4. Стихи С.А.Есенина, вошедшие в круг чтения маленьких детей.

5. Роль Максима Горького в формировании детской литературы советского периода.

6. Жанр детской приключенческой новеллы в творчестве Гайдара.

7. Нравственный подтекст рассказов Б.Житкова.

РАЗДЕЛ V. ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Вариант № 1

1. Выделить произведение Д. Свифта:

A) Путешествия Гулливера B) Приключения Робинзона Крузо

C) Гаргантюа и Пантагрюэль D) Дон Кихот E) Айвенго

2. Указать название книги, русский перевод которой появился около 1791 года под

заглавием «Не любо - не слушай, а лгать не мешай»:

A) Путешествия Гулливера B) Приключения Робинзона Крузо

C) Гаргантюа и Пантагрюэль D) Приключения Мюнхгаузена E) Айвенго

3. Определить, что в 1768 году, в России сказки какого автора появились под названием

«Сказки о волшебницах с нравоучениями»:

A) Ш. Перро B) Г.-Х. Андерсен C) Г. Бюргер D) братья Гримм E) Д. Родари

4. Назвать автора сказки «Красная шапочка»:

A) Ш. Перро B) Г.-Х. Андерсен C) Г. Бюргер D) братья Гримм E) Д. Родари

4. Назвать организатора «Сказочного общества», существующего до сих пор,

объединяющего любителей сказки из разных стран:

A) Вильгельм Гримм B) Г.-Х. Андерсен C) Г. Бюргер

D) Якоб Гримм E) Генрих Гейне

5. Назвать произведения Шарля Перро:

A) Дюймовочка B) Золушка C) Огниво

D) Кот в сапогах E) Синяя борода

6. Указать произведения Г.-Х. Андерсена:

A) Дюймовочка B) Золушка C) Огниво

D) Кот в сапогах E) Русалка

7. Назвать авторов барона Мюнхгаузена:

A) Рудольф Эрих Распе B) братья Гримм C) Готфрид Август Распе

D) Э.-Т. А. Гофман E) Г.-Х. Андерсен

Вариант № 2

1. Обозначить сказки братьев Гримм:

A) Волшебный рог мальчика B) Золушка

C) Бедный Генрих D) Рейнеке Лис E) Русалочка

2. Указать, в немецких вариантах каких сказок читатель найдет немало общего с

русскими, болгарскими и французскими сказочными сюжетами:

A) Дюймовочка B) Золушка C) Мальчик-с-пальчик

D) Волк и семеро козлят E) Красная Шапочка

3. Назвать сказки Вильгельма Гауфа, известные во всем мире:

A) Волшебный рог мальчика B) Карлик Нос C) Бедный Генрих

D) Рассказ о калифе-аисте E) Рассказ о Маленьком Муке

4. Указать, действие каких сказок и историй Г.-Х. Андерсена разворачивается в Италии

или переносится туда:

A) Дюймовочка B) Мальчик-с-пальчик C) Огниво

D) Кот в сапогах E) Русалочка

11

5. Назвать сказки Андерсена, герои которых воплощают авторский идеал мужества и

веры в добро:

A) Гадкий утенок B) Стойкий оловянный солдатик

C) Снежная королева D) Лист E) Русалочка

6. Обозначить произведения Льюиса Кэрролла:

A) Алиса в Стране Чудес B) Мальчик-с-пальчик

C) Гадкий утенок D) Карлик Нос E) Алиса в Зазеркалье

7. Указать автора сказок «Спящая красавица», «Рикке с хохолком», «Мальчик с

пальчик»:

A) Шарль Перро

B) братья Гримм C) Готфрид Август Распе

D) Э.-Т. А. Гофман E) Г.-Х. Андерсен

РАЗДЕЛ VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

Оцениваемые знания: З-3

1. Виды театрализованных игр.

2. Оборудование, методика показа настольного плоскостного театра.

3. Оборудование, методика показа настольного театра игрушек, теневого театра.

4. Техника работы с театром Би-ба-бо.

5. Интонация и ее компоненты. Неязыковые средства выразительности устной речи.

6. Подготовка воспитателя к исполнению литературных произведений.

7. Пауза. Виды. Правила постановки.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(дифференцированный зачет - устный)

ПАКЕТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Условия проведения: До начала проведения процедуры преподавателем подготавливается

необходимый банк оценочных материалов для оценки знаний, умений, навыков. Банк

оценочных материалов может включать вопросы, перечень тем, выносимых на опрос, типовые

задания. Из банка оценочных материалов формируются печатные бланки индивидуальных

заданий. Количество вопросов в бланке индивидуального задания определяется преподавателем

самостоятельно.

Оборудование: Каждому обучающемуся, принимающему участие в процедуре преподавателем

выдается вопрос. После получения вопроса и подготовки ответов обучающийся должен в меру

имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые

ответы на поставленные в задании вопросы в установленное преподавателем время.

Продолжительность проведения процедуры определяется преподавателем самостоятельно,

исходя из сложности индивидуальных заданий, количества вопросов, объема оцениваемого

учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины и других факторов.

Вопросы к зачету

1. «Стихи для маленьких» С.Я. Маршака как пример поэзии пестования.

12

2. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» (трилогия). Юмор сказки, слияние фантастики

ирреальности и др. особенности.

3. Басенное творчество И.А. Крылова. Идейно-тематическое богатство, аллегорический

характер, сюжетная острота, народность басен Крылова. Прочитать одну из басен поэта

наизусть.

4. Бытовые сказки. Их основные темы, сатирическая направленность, отличие от сказок

волшебных и о животных. Анализ одной из сказок этой группы.

5. В. Бианки – писатель – натуралист. Слияние сказки и познавательного материала в

произведениях В. Бианки для детей.

6. В. Маяковский – детям. Стихи о труде, о профессиях, об охране природы, о нравственности и

др. Рассказать наизусть и проанализировать одно стихотворение поэта.

7. Деятельность В.А. Жуковского по созданию литературы для детей. Фольклорные традиции в

стихах и сказках поэта. Анализ стихов («Птичка», «Жаворонок») и сказок («Кот в сапогах»,

«Спящая царевна», «Мальчик-с-пальчик»).

8. Жанр социальной сказки в творчестве Э.Н. Успенского (анализ 1-й сказки – «Вниз по

волшебной реке», «Дядя Федор, пес и кот», «Гарантийные человечки», «Школа клоунов»,

«Меховой интернат»).

9. Идейно-тематическое разнообразие произведений В.Ф. Одоевского, объединенных в сборник

«Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Анализ одной из сказок писателя, вошедших в

эту книгу. Научная сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». Поэтическое своеобразие

сказки.

10. К. Станюкович – первооткрыватель морской темы в русской литературе для детей.

11. Книга Житкова «Что я видел» - своеобразная энциклопедия для маленьких.

12. Книга К.И. Чуковского «От 2 до 5». Заповеди для детских писателей (6 гл. книги).

13. Лаконизм и чувство формы, ритма в цикле «Игрушки» А. Барто.

14. Мотив двоемирия в сказочной повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные

жители».

15. Образы детей в рассказах А.П. Чехова (на материале 3-4 рассказов – «Детвора», «Беглец»,

«Ванька», «Спать хочется», «Мальчик», «События»).

16. Общая характеристика детской переводной литературы 20-60-х г.г. XX века (А. Линдгрен,

А. Милн, Д. Родари и др.).

17. Особенности психологизма в рассказах Б. Житкова (анализ 2-3 рассказов).

18. Особенности изображения природы в сказках К. Паустовского.

19. Особенности повествовательной манеры рассказчика в рассказах М. Пришвина («Еж»,

«Гаечки», «Лисичкин хлеб» и др.).

20. П. Бажов Циклы сказов: «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка-

поскакушка» и др. сказы, доступные дошкольникам школьникам.

21. Песенные мотивы в стихотворении К.И. Чуковского «Тараканище» (или «Муха-Цокотуха»,

«Краденое солнце»).

22. Понятия «Детская литература» и «Круг детского чтения». Предмет, специфика, основные

задачи детской литературы.

23. Поэтические особенности волшебных сказок. Конфликт, идеи, образы данной группы

сказок. Подробный анализ любой волшебной сказки.

24. Произведения Б. Житкова для детей: «Морские истории», «Обвал», «Мангусты», «Как слон

спас своего хозяина от тигра» и др. Темы, главные герои, художественные особенности

рассказов и сказок писателя.

25. Произведения Н. Носова для детей (повести, рассказы, сказки).

26. Книга Житкова «Что я видел» - своеобразная энциклопедия для маленьких.

27. Пьесы-сказки С. Маршака: «Кошкин дом», «Теремок», «Двенадцать месяцев» и др. История

создания, художественные особенности.

13

28. Развитие литературной сказки в 30-40 г.г. Повесть – сказка А. Толстого «Золотой ключик,

или Приключения Буратино». История создания, социальные, моральные идеи сказки, образы

главных героев, связь с книгой К. Коллоди «Приключения Пиноккио».

29. Рассказы и сказки Е. Чарушина для дошкольников («Томкины сны», «Волчишко»,

«Большие и маленькие» и др.).

30. Ребенок и мир природы в поэзии Е. Благининой.

31. С.В. Михалков – детский писатель. Жанровое разнообразие творчества: стихи, пьесы,

сказки, басни и др. Привести примеры.

32. Сатирические стихи С. Маршака: «Багаж», «Мастер - ломастер», «Человек рассеянный» и

др. Краткая характеристика.

33. Сатирические стихи современных детских поэтов (Э. Успенского, Б. Заходера и др.)

34. Сборник Д.Н. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки». Галерея сказочных образов

животного мира. Воспитательная ценность сказок.

35. Сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Образы Пятачка, Винни-Пуха, ослика Иа-Иа,

Кристофера Робина и др.

36. Сказки – ведущий жанр устного народного творчества. Тематические группы сказок.

Занимательность сюжета, четкость характеристик, типичность образов героев сказок: простота

композиции, традиционные приемы построения народной сказки: присказки, повторы,

концовки.

37. Сказки А.М. Горького для маленьких: «Воробьишко», «Утро», «Случай с Евсейкой»,

«Самовар» и др. Темы, жанры, главные герои.

38. Сказки А.С. Пушкина. Особенности композиции и стиля. Сочетание в сказке волшебного,

бытового и сатирического начал. Образы главных героев: царя Салтана, князя Гвидона,

царевны-Лебедя или других.

39. Сказки и рассказы К. Паустовского для детей. Лиризм, эмоциональность, образность

повествования («Кот - ворюга», «Золотой линь» и др.).

41. Сказочные формы повествования в рассказе М. Пришвина «Кладовая солнца».

42. Современная литературная сказка. Творчество Э. Успенского, В. Сутеева, А. Шарова и др.

43. Современные произведения для маленьких о природе и животных (Н. Сладков,

Г. Скребицкий, Э. Шим и др.).

44. Соединение сказочного и реального в литературной сказке А.М. Волкова «Волшебник

Изумрудного города».

45. Сюжет «Красавица и чудовище» в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

46. Творчество для детей С.Я. Маршака: «Багаж», «Мастер - ломастер», «Человек рассеянный»

и др. Краткая характеристика.

47. Тема детской дружбы в детской прозе 20 в. В. Драгунский «Денискины рассказы»

Соединение лирики и юмора в произведениях Н. Носова.

48. Тема счастья в произведения А.П. Гайдара («Чук и Гек», «Голубая чашка»).

49. Устное народное творчество как первоисточник детской литературы и детского чтения.

Общее понятие о детском фольклоре. Его классификация.

50. Фольклорное начало в сказках о животных Д.Н. Мамина-Сибиряка (анализ 2-3 сказок).

51. Фольклорные основы пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (или «Умные вещи»).

52. Художественные особенности «Лесной газеты» В. Бианки.

53. Э. Успенский – детский писатель. Повести – сказки писателя: «Крокодил Гена и его

друзья», «Дядя Федор, пес, и кот», «Вниз по Волшебной реке» и др.

Основные источники:

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. 2-е изд., стереотип.-М.,2014-

552с.

14

2. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учебное

пособие/ З.А. Гриценко. - М.: Издательский центр «Академия», 2013/-224c.

3. Путилова Е.О. Детская литература. 4-е изд., М., «Академия», 2014 - 430с.

4.

Детская литература. Выразительное чтение/Под ред. Г.В.Рыжиковой. – М., Академия,

2012.

Дополнительные источники:

1. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор, - М., 2012.

2. Арзамасцева И.Н. «Век ребенка» и русская литература 1900-1930-х годов. - М.,2013.

3. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка 20 века: История, классификация,

поэтика. - М., 2013.

15