Автор: Сапаркина Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Сетская ОШ"
Населённый пункт: д.Сетка, Веневского района, Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках математики и внеурочной деятнльности.
Использование ИКТ на уроках
математики и во внеурочной
деятельности. (Доклад учителя
математики МОУ «Сетская ОШ»
Сапаркиной И.Н.)
С 2013-2014 учебного года начала работать по методической теме «Использование ИКТ
на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Размер его весьма обманчив, когда лежит и просто спит.
Он хоть и мал, весьма заманчив, имея славный внешний вид.
Hо стоит пальцами коснуться, как он спешит скорей проснуться,
И вы почувствуете вмиг - как он могуч и как велик.
Восхищаясь способностями компьютера, поставила перед собой следующие задачи:
развитие мышления и способностей учеников через использование ИКТ и развитие
информационно-познавательной компетенции обучающихся;
усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем; воспитание активной творческой личности ученика,
умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока,
стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю ИКТ в преподавании
математики:
для диагностического тестирования качества усвоения материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения
темы;
в обучающем режиме, при работе с отстающими учениками, для которых применение
компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Провожу лекции в старших классах с использованием мультимедийного проектора,
когда компьютер позволяет расширить возможности обычной лекции, демонстрировать
учащимся красочные чертежи и проводить построения «в реальном времени»,
использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power
Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под
контингент учащихся своих классов, что позволяет:
продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;
абсолютно абстрактные понятия и объекты;
повысить уровень наглядности в ходе обучения;
показать красоту геометрических чертежей;
повысить познавательный интерес;
внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
вести уровневую дифференциацию обучения;
побудить учеников использовать домашний ПК для изучения математики;
достичь эффекта быстрой обратной связи.
В курсе геометрии традиционными стали творческие домашние задания, а также
творческие работы обучающихся, например, при изучении тем: «Симметрия», «Подобные
фигуры», «Поворот», «Параллельный перенос», «Симметрия относительно точки»,
«Симметрия относительно прямой», «Фигуры, имеющие центр симметрии», «Фигуры,
имеющие ось симметрии» и др. Учащиеся с большим интересом создают презентации по
темам: «Симметрия», «Векторы», «Многогранники», «Теоремы синусов и косинусов»,
«Теорема Пифагора». Применяю такой подход к урокам. на которые дети сами готовят
презентации и ведут объяснение новой темы.
На уроках использую различные типы презентаций: тесты – тренажеры, игровые
программы и другие программные продукты, свободно распространяемые в сети
Интернет (наиболее активно при изучении тем: «Квадратичная функция», «Координатная
плоскость», «Системы уравнений»). Систематизирую материал по темам, (варианты
устного счета, демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы,
тесты, тренажеры). Применяю ЦОРы при организации контроля и самоконтроля.
Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить
объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя скорректировать
процесс учения. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что
экономит время урока.
Продумывая ход урока с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесбережении
учеников. При подборе методов и форм преподавания учитываю психологические,
возрастные особенности учащихся.
Информационно – коммуникационные технологии во внеурочное время и в
воспитательной работе позволяют мне реализовать личностно-ориентированное обучение,
развивать исследовательские, информационные и коммуникативные способности,
мышление обучающихся, формировать модельные представления.
В воспитательной работе применение компьютера играет большую роль.. На
родительских собраниях обзор в виде презентации фотографий или фильма - знакомство
старшего поколения о работе с младшим за прошедший период времени. Посещаемость
собраний почти 100%, за исключением пропусков по уважительной причине.
Основное направление работы - постоянное совершенствование образовательного
процесса, индивидуальный подход к детям, применение новых форм работы в сочетании с
традиционными.
Применяю в работе современные информационные технологии: эффективно использую
цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках
Общероссийского проекта "Школа цифрового века".
Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков, для
проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам беру с
Интернет-порталов Министерства образования.
Делюсь опытом по использованию ИКТ на уроках математики, по созданию
презентаций для опубликования их на различных сайтах на заседаниях школьного и
районного методического объединения учителей математики.
Участвовала в обучающем семинаре «Обучение работе с интерактивным оборудованием
SMART».