"Производство текстильных волокон"

Автор: Пономарёва Надежда Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Николаевская СОШ"
Населённый пункт: станица Николаевская, Ростовская область
Наименование материала: План-конспект урока по технологии
Тема: "Производство текстильных волокон"
Дата публикации: 03.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ "Николаевская СОШ"

План-конспект урока по технологии

в 5 классе на тему:

"Производство текстильных волокон"
Составитель: Пономарёва Надежда Николаевна учитель технологии МБОУ "Николаевская СОШ" ст. Николаевская 2015 г.

План - конспект урока

Тема урока:
Производство текстильных волокон.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Цели:
Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача.
Задачи:
Сформировать понятия: волокна растительного происхождения, прядильное, ткацкое, отделочное производство. Научить: определять направление уточной и долевой нити; лицевую и изнаночную стороны; выполнять сравнительный анализ прочности окраски ткани.

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе; уважение к мастерам прошлого и настоящего.
Формирование УУД:

Личностные:
формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний; формировать интерес к истории своего народа; грамотно излагать свои мысли в устной речи; понимать смысл поставленной задачи.
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; контролировать свои

действия в процессе его выполнения; обнаруживать, исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
Формирование познавательной цели. Формулирование проблемы. Поиск и выделение информации. Осуществлять анализ

с выделением главных понятий. синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные:
Воспитывать любовь к предмету, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, обосновывать свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, оценка действий и коррекция их и высказывание мнений, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Оборудование и материалы:
4 листа формата А-3с заданием; формат А-4 - 4листа; карточки с заданием; образцы тканей 15на 15 см; карточки - красные, желтые, зеленые (на каждого ученика), квадраты из 2-х цветов бумаги 10 на 10 см, линейка, карандаш, ножницы.
Ход урока
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД 1 этап. Приветствие/ знакомство. - Сейчас я с каждым поздороваюсь , но Учащиеся поочередно встречаются с учителем глазами, выражая свое Регулятивные: сформировать взаимоотношение с
АМО "Поздоровайся глазами" поздороваюсь не словами, а молча глазами. При этом постарайтесь глазами показать . какое у вас сегодня настроение. настроение. окружающими. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми. 2 этап. Вхождение в тему урока (определение целей урока) АМО "Прояви смекалку". - Девочки, все мы ходим в одежде. а все ли знаете из чего изготавливают ткани? - Вспомните, как называлась сказка, в которой сестра спасала своих братьев рубашками, связанными из крапивы? Учитель открывает первую часть темы, написанную на доске :"Производство" - Для изготовления ткани необходимо сырье, которое получают из растений. Отгадайте, какие это растения: Голубой глазок, золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает. В высоком дворце, Маленькие ларцы, Кто их открывает. Белое золото добывает. - Из льна и хлопка получают текстильное волокно. Давайте Ответы девочек. "Дикие лебеди". Читают на доске: "Производство" Это растение - лен. Это растение - хлопок. "Производство текстильных волокон" Личностные: Формирование мотивации и самомотивации изучения темы урока, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям. Регулятивные: Осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми, готовность к коллективным формам деятельности. Познавательные: Умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения.
сейчас сформулируем полностью тему урока. - В каждом доме есть различные вещи, изготовленные из различных текстильных волокон. Наша промышленность выпускает различные виды тканей, без них современный человек не представляет своей жизни, необходимо знать ее свойства, применение. 3 этап. Инпут. АМО "Автобусная остановка" - На столе лежат листы: с текстом, с заданиями; формат А-3, фломастеры. Вам необходимо на каждой остановке изучить материал и выполнить задание , указанное на листе. Для этого каждой команде отводится одинаковое время - 4 минуты, затем переход на другую остановку по моей команде. На первой остановке "Рассуждай-ка" внимательно прочитайте текст , выясните какие волокна по происхождению бывают и составьте схему. Изучают информацию о хлопке и льне. На второй остановке Производственнеые этапы изготовления Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование готовности и способности вести диалог с людьми и достигать в нем взаимопонимания. Регулятивные: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
"Рассуждай-ка" учащимся предстоит изучив прядильное и ткацкое производство составить последовательность производственных этапов изготовления ткани. На 3 остановке "Допиши" учащимся предстоит рассмотреть и определить по кусочку ткани кромку, долевую ( нить основы) и поперечную (нить утка) ткани. Им предстоит на картон наклеить кусочек ткани и определить направление нитей и кромки, определить лицевую и изнаночную стороны ткани. 4 - я остановка "Найди" . Учащимся предлагаются образцы ткацких переплетений: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Необходимо определить ткань с полотняным переплетением и выполнить образец. ( Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани (ситец, бязь, миткаль, маркизет), льняные ткани (полотно, бортовая ткань, парусина и др.) шелковые и шерстяные ткани. Полотняное переплетение придает ткани наибольшую прочность. Оно используется для ткани. Волокно----нити (пряжа) ---- ткачество ---- суровая ткань ---- отделка ---- готовая ткань. Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, или долевыми, а нити, идущие поперек, называются нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити образуется неосыпающиеся края, которые называются кромками. Расстояние от кромки до кромки называется шириной ткани. Признаки лицевой стороны ткани: 1. По яркости рисунка. 2. по мелким дефектам ткани. 3. По ткацкому рисунку (переплетению нитей). Наиболее распространенным является полотняное переплетение. Нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней (Как шахматка)
Практическая работа.
«Изготовление образца полотняного переплетения» аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
тонких полотен платьевого, сорочечного или бельевого назначения. ) 4 этап. Проработка содержания темы. АМО "Жужжащие группы" А теперь выясним, сможете ли вы применить полученные знания при решении обычных жизненных ситуаций. Ваша задача - прочитать задание на карточке и дать ответ на него. 1 группа. Определение вида ткани. Задание: сравните образцы хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду и на ощупь, сделайте вывод о том, из каких волокон они состоят. 2 группа. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани данных образцов (по каким признакам). Обсуждение в группах в течении 5 минут. От каждой группы одна ученица защищает ответ. Личностные: Формирование готовности и способности вести диалог с другим людьми и достигать в нем взаимопонимание. Регулятивные: Осознанно выбирать способы решения поставленной задачи. Познавательные: Умение сравнивать , обобщать , устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе и индивидуально; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 5 этап. Эмоциональная разрядка. Учитель поочередно называет стихии. "Земля" - присесть, коснуться Все учащиеся встают со своих мест и становятся на свободных от столов местах. Личностные: формирование понимания ценности здорового образа жизни.
АМО "Четыре стихии". руками пола. "Воздух" - подняться на носочки и поднять руки вверх. "Вода" - движение руками, имитация движений руками пловца кролем. "Огонь" - кисти рук к плечам, круговые движения плечами. Учащиеся выполняют упражнения в течении 5 минут. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемым результатом. Познавательные: Освоение приемов и действий в опасных ситуациях. Коммуникативные: Умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. 6 этап. Рефлексия. АМО "Светофор." - Сегодня на уроке мы с вами расширили знания о тканях, познакомились с их классификацией, происхождением, изготовлением. Перед вами лежат карточки трех цветов. Поднимите красную карточку, если материал не понятен, желтую - если усвоили частично, зеленую - если усвоили хорошо. На уроке составили схему этапов производства тканей , познакомились с переплетением нитей в тканях. Если вам понятны этапы производства ткани поднимите зеленую карточку, если непонятно - красную. я сегодня работал отлично - зеленая карточка, хорошо - желтая карточка, Учащиеся поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работой на уроке. Личностные: Формирование ответственного отношения к учению. Регулятивные: владение основами самоконтроля. самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: Умение самостоятельно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Умение формулировать , аргументировать и отстаивать свое мнение.
удовлетворительно - красная карточка. Выставление оценок. Домашнее задание: П. 14, стр.82-90