Напоминание

Алгоритмические конструкции.Создание блок-схем

Автор: Долгополова Антонина Алексеевна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна"
Населённый пункт: г. Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Алгоритмические конструкции.Создание блок-схем







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка учебного урока

по дисциплине ОУД.9 «Информатика»

Тема: «АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. СОЗДАНИЕ БЛОК-СХЕМ»

Разработчик преподаватель высшей квалификационной категории

ДОЛГОПОЛОВА АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

г. Волгодонск

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«ВОЛГОДОНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА

имени В.В. САМАРСКОГО»

Пояснительная записка

к уроку по теме «Алгоритмические конструкции. Создание блок-схем»

Характеристика учебной группы:

Урок реализуется в группе обучающихся I курса по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по

отраслям), в стандартной учебной обстановке – в лаборатории информатики и информационных технологий.

Все студенты имеют хороший образовательный уровень. Участники данной учебной группы имеют хороший

уровень познавательных интересов, умеют контролировать свою деятельность и самостоятельно работать с

информационными источниками, позитивно относятся друг к другу, способны оказывать взаимопомощь в учебном

процессе, успешно пользуются дидактическим материалом на уроках.

Характеристики темы:

Разработка урока основывается на рабочей программе по дисциплине ОУД.07 «Информатика»

Данная

программа

включает

шесть

тем:

«Информационная

деятельность

человека»,

«Информация

и

информационные процессы», «Средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология создания и

преобразования информационных объектов», «Технология работы с информационными структурами – электронными

таблицами и базами данных» и «Телекоммуникационные технологии». Для учебного урока

выбран урок

«Алгоритмические конструкции. Создание блок-схем» по Теме 2. «Информация и информационные процессы».

Открытый урок по теме «Алгоритмические конструкции. Создание блок-схем» является 19-20 уроком календарно-

тематического планирования в изучении Темы 2 «Информация и информационные процессы» дисциплины ОУД.07

«Информатика». На изучение темы урока отводится 90 минут.

На уроке актуализируются знания в области особенностей восприятия понятия алгоритм, его свойств, базовых

структур и способов описания; закрепляются

умения использовать свойства алгоритмов; формируются умения

построения графического алгоритма и чтения алгоритма на языке блок-схем, что способствует формированию общих

компетенций в области изучения данной дисциплины и коммуникативную культуру.

Тип урока: урок приобретения знаний на основе имеющихся, комбинированный.

Форма проведения: урок формирования знаний.

Методические указания по организации и проведению урока

При подготовке к уроку формулируются образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными

задачами; определяется оптимальное содержание данного урока в соответствии с дидактическими целями урока, с

учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозируется уровень усвоения студентами научных

знаний, сформированности умений и навыков; делает выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств

обучения, стимулирования и контроля, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных

форм коллективной, фронтальной работы на уроке и самостоятельность в учении студентов.

На этапе сообщения темы и целей урока во вступительном слове преподавателя целесообразно привлекать

внимание студентов для приобретения теоретических знаний в области алгоритмического мышления, как искусства,

которое учит логически мыслить, планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать в

соответствии с ними.

Для более глубокого осмысления знаний рекомендуется применять следующие методы обучения: словесный

(рассказ, объяснение, диалог); ассоциативный, наглядно-иллюстративный; репродуктивный; элементы самостоятельной

и групповой работы.

Для достижения желаемого результата целесообразно активизировать познавательную деятельность обучающихся,

формировать учебно-познавательные компетенции, расширить представление обучающихся о решении задач с

помощью алгоритмов и овладевать навыками сотрудничества в группе, в самостоятельном и совместном решении

учебной задачи. На уроке рекомендуется использовать следующие приемы: диалог, раскрытие практической значимости

темы, использование электронной презентации.

Урок построен на основе инновационных педагогических технологий. В процессе активизации опорных знаний

используется фронтальная работа. Устные вопросы составлены так, чтобы студенты могли пользоваться знаниями,

полученными ранее по дисциплине «Информатика». Межпредметные связи: дисциплины математика, бухгалтерский

учёт.

В течение объяснения и закрепления нового материала обучающиеся устанавливают связи содержания урока с

реальной жизнью, потребностями общества и личным жизненным опытом, что способствует закреплению полученных

знаний, развитию навыков анализировать сферу применения алгоритмов, умению обобщать изученный материал и

делать выводы. Это является необходимыми элементами системы формирования общих компетенций.

Для осознания

значения изучаемой темы студенты должны знать, что понятие алгоритма ценно не только практическим

использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического

мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются: умение

чётко и лаконично излагать свои мысли, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации, правильно

ставить задачу и находить окончательные пути её решения и др.

При закреплении основных положений учебного материала обучающимся целесообразно предложить усложнённые

разноплановые задания, где необходимо ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно определить пути

решения и получить навыки работы в группе, для создания версии совместного решения предложенных заданий.

С учётом особенностей учебной группы при организации учебной деятельности на уроке целесообразно применять

элементы дифференцированного подхода в обучении, технологии сотрудничества. Результатом применения элементов

этих технологий будут являться не только знания, но и навыки активной деятельности обучающихся.

Для проведения урока целесообразно подготовить наглядно-иллюстрационный материал для фронтальной работы –

электронную интерактивную презентацию, эталоны выполнения заданий, раздаточный дидактический материал.

Студенты выполняют и представляют результаты своей деятельности. Урок проводится в течение 90 минут,

сохраняя традиционную структуру учебного занятия.

Проверка и оценка знаний студентов.

Выявление степени понимания студентами материала, проверка и оценка первичных знаний, их умений и навыков

является важным компонентом урока. Учитывая особенности данного урока, при оценивании целесообразно применять

гибкий подход и использовать в качестве критериев активность студентов и правильность выполнения заданий.

Результаты работы студентов на уроке преподаватель озвучивает в конце урока.

План открытого занятия

Тема урока: Алгоритмические конструкции. Создание блок-схем.

Тема 2. Информация и информационные процессы

Цели урока:

1.

Образовательные:

-

Обеспечить усвоение учащимися понятия «алгоритм» и правильное представление блок-схем.

-

Актуализировать знания в области алгоритмизации и навыков графического описания алгоритмов.

-

Отработать навыки создания графических алгоритмов с помощью решения практических задач.

2.

Развивающие:

-

Обеспечить развитие формально-логического мышления.

-

Обеспечить развитие внимания, познавательного интереса, самостоятельного анализа, умения обобщать и

сравнивать.

-

Обеспечить овладение всеми студентами приёмами создания блок-схем на базовые структуры алгоритма.

3.

Воспитательные:

-

Воспитывать осознанную потребность в знаниях.

-

Воспитывать культуру общения и дисциплинированность.

-

Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять взаимопомощь и поддержку и формировать умение четко

организовать самостоятельную и групповую работу.

Основные методы обучения, используемые на уроке:

-

словесный (объяснение, диалог);

-

репродуктивный;

-

фронтальный;

-

наглядно - иллюстративный;

-

ассоциативный.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока:

- мультимедийный комплекс;

- электронная интерактивная презентация к уроку;

- дидактический печатный раздаточный материал;

- электронный интерактивный кроссворд ;

- автоматизированные рабочие места обучающихся.

Тип урока: урок приобретения знаний на основе имеющихся, комбинированный, интегрированный.

Форма проведения: традиционный урок.

Ход урока

п/

п

Внешняя

структура

Внутренняя

подструкту-

ра

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Учебно-

методическое

и

материально-

техническое

обеспечение

1

2

3

4

5

6

I

Организационное

начало урока

Приветствие

Взаимные приветствия.

Проверка готовности к уроку: готовность рабочих

ученических и отсутствующих на занятии студентов.

Эмоционально-психологический настрой на работу.

Активизация внимания обучающихся.

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Проверьте, все ли

готово к уроку: тетради и учебные принадлежности.

Предлагаю выбрать старшего в каждой группе

студентов, который будет отслеживать

результативность обучения.

Приветствуют

преподавателя.

Староста сообщает фамилии

отсутствующих студентов

Проверяют готовность

Сообщают преподавателю

фамилию старшего в каждой

группе.

Активизируются и

вовлекаются в учебный

процесс.

Слайды 1, 2

II

Сообщение темы

и целей урока

Сообщение

темы и целей

урока

Мотивация обучающихся для определения темы

занятия с помощью вопросов.

Предлагается вспомнить, над какой темой мы

работали с вами на прошлом уроке?

-

С какими определениями познакомились?

-

Какие свойства алгоритмов вам известны?

-

Какие способы описания алгоритмов вы знаете?

-

Какой из них мы использовали?

-

В чем особенности создания графического

алгоритма?

-

Какие основные базовые структуры изучили?

-

На какую из них вы научились создавать блок-

схемы?

-

Узнали историю возникновения такого понятия,

как алгоритм и где вы с этим понятием

встречаемся в реальной жизни.

Отвечают на вопросы на

повторение по материалу

предыдущего урока.

Слайд 3

Мир алгоритмов очень разнообразен, поэтому сегодня

на уроке мы продолжим работать над темой

Алгоритмические конструкции.

Подскажите, пожалуйста, какие алгоритмические

конструкции вы ещё не изучили?

Познакомимся с разветвлённой и циклической

структурами алгоритма и освоим их особенности

создания.

-

Вспомним, с чего начинается создание блок-схемы.

-

Изучим основные виды и структурные части

разветвленного и циклического алгоритмов.

-

Выполним практические задания на эти

структуры, которые будут представлены в

различной форме.

-

Научимся определять тип алгоритма и читать

алгоритмы на языке блок-схем.

-

Отработаем умение анализировать, адекватно

оценивать правильность выполнения предложенных

действий и вносить в них изменения при выработке

коллективного мнения, работая в группах.

Отвечают на вопрос.

III

Актуализация

опорных знаний

Педагогичес-

кий диалог со

студентами

Прежде чем перейти к дальнейшему изучению,

предлагаю в игровой форме «Опять двадцать пять»

ответить на выше представленные вопросы, по

материалу, изученному на прошлом занятии.

Разноплановые вопросы необходимо выбрать в

произвольном порядке поочередно каждой группой

студентов. За каждый верный ответ группа получает

один балл (максимальное количество – 6 баллов).

По результатам этой игры можно сделать вывод, что

вы хорошо освоили материал предыдущего урока.

(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Представители каждой

группы студентов

поочерёдно отвечают на

выбранные вопросы,

сравнивают правильность

ответа, делают выводы и

фиксируют результаты.

Слайд 3

(ссылка)

IV

Изучение нового

материала.

Создание блок-

схем.

Объяснение

нового

материала,

I этап.

В настоящее время слово алгоритм является одним из

важнейших понятий такой науки как информатика.

Мы с вами знаем, что выполнение действий в

линейном алгоритме следует друг за другом, т.е.

последовательно.

Слушают, анализируют

полученную информацию из

представленной презентации

(мультфильм, слайд),

дополняют примерами,

Слайды 4-22

Любой прибор, купленный в магазине, снабжается

инструкцией по его использованию. Каждый водитель

или шофёр обязан знать правила дорожного

движения. Массовый выпуск автомобилей стал

возможен тогда, когда был придуман порядок сборки

машины на конвейере.

Однако очерёдность действий может быть изменена,

если в алгоритме предусмотрен анализ некоторого

условия.

Предлагается посмотреть и обсудить мультфильм

«Двое из ларца» и сказочный элемент, представленный

на слайде.

Давайте вспомним русские сказки. Царевич

останавливается у развилки дороги и видит камень с

надписью: «Направо пойдёшь друга найдёшь, налево

пойдешь - сам пропадешь».

Подобная ситуация заставляющая нас принимать

решения в зависимости от некоторого условия,

постоянно встречается в повседневной жизни.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

-

Почему выполненные действия в мультфильме

вызвали у вас иронию? (Указания были не

конкретные, не соблюдены такие свойства

алгоритма, как определённость,

результативность)

-

Какое условие можно поставить в сказочной

этюде, представленном на слайде? (Куда идти?)

Как вы думаете, можем мы сделать с вами вывод:

«Какую структуру алгоритма будем изучать?

Предлагаются для изучения виды разветвленной

структуры алгоритма (частный случай «Обход»,

основной вид и множественный выбор).

Материал подкрепляется практическими примерами с

различными вариантами решения и различной формой

представления алгоритмов, отражающей

междисциплинарные связи.

отвечают на вопросы.

объясняя смысл полученной

визуальной информации.

Смотрят фрагмент из

мультфильма.

Отвечают на вопросы

преподавателя.

Формулируют дальнейшие

действия, цель урока.

Анализируют практические

задания, участвуют в

обсуждении решений задач,

т.к. задания представлены с

конкретными исходными

данными для проверки

правильности создания

Практическое

применение

Объяснение

нового

материала,

II этап.

Предлагаются дифференцированные задания на

разветвлённую структуру алгоритма для

самостоятельного выполнения по группам (1 задача

для каждой группы). За верно составленный алгоритм

студенты получают – 5 баллов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Анализирует правильность создания блок-схемы на

разветвлённую структуру алгоритма.

Многие процессы в окружающем нас мире основаны

на многократном повторении одной и той

последовательности действий, например круговорот

воды в природе и другие.

Предлагается в диалоговом режиме назвать несколько

подобных примеров, помогая им подобными

алгоритма.

Заносят в рабочие тетради

теоретический материал и

варианты решения задач.

Знакомятся с заданиями,

отображёнными в

электронном виде на слайде

и продублированными в

печатном виде на

раздаточном материале.

Индивидуально решают

задания в рабочих тетрадях,

обсуждают свои варианты и

выбирают правильный,

сопоставимый с условием

задачи и, при

необходимости, исправляют

ошибки. Планируют время

выполнения задания.

Предъявляют преподавателю

для проверки.

Сверяют с эталона решения.

Обсуждение, предложение

своих вариантов.

Знакомятся с вариантами,

предложенными

преподавателем.

Формулируют дальнейшие

действия, цель урока.

Отвечают на вопрос.

Заносят в рабочие тетради

теоретический материал.

Слайды 19-22

Раздаточный

дидактический

материал

Слайды 23-34

Практическое

применение

примерами, представленными на слайде.

Как вы думаете, можем мы сделать с вами вывод:

«Какую структуру алгоритма далее будем изучать?

Предлагаются для изучения виды циклической

структуры алгоритма (цикл «ДЛЯ» или «ДО», цикл

«ПОКА»).

Основательно будет изучен один вид циклической

структуры алгоритма – цикл «ДЛЯ» или «ДО».

Изучение материала на циклическую структуру

алгоритма разобьём на два этапа.

Материал первого этапа содержит информацию и

структуре цикла и формированию таблиц расчётов

данных, материал второго этапа содержит данные по

способу накопления суммы, произведения и

количества информации в цикле.

Первый этап. Информация по изучению материала

цикла излагается в электронном виде и подкрепляется

практическими примерами с решениями и различной

формой представления алгоритмов, отражающей

междисциплинарные связи.

Предлагаются дифференцированные задания на

циклическую структуру алгоритма «ДЛЯ» или «ДО»

для самостоятельного выполнения по группам (1задача

для каждой группы). За верно выполненное задание

студенты получают – 5 баллов. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

На этом этапе выполнение задания предлагается в

игровой форме «Следствие ведут знатоки».

Необходимо найти ошибки в предложенном варианте

алгоритма по конкретной задаче и занести правильное

решение в рабочую тетрадь.

Анализируют практические

задания, участвуют в

обсуждении решений задач,

т.к. задания представлены с

конкретными исходными

данными для проверки

правильности создания

алгоритма.

Заносят в рабочие тетради

блок-схемы - варианты

решения задач.

Знакомятся с заданиями,

отображёнными в

электронном виде на слайде

и продублированными в

Слайды 35-42

Раздаточный

дидактический

материал

Анализирует правильность создания юлок-схемы на

разветвлённую структуру алгоритма.

Второй этап.

Предлагается учебный материал по

накоплению суммы, произведения и количества в

цикле «ДЛЯ» или «ДО». Информация по изучению

данного материала излагается в электронном виде и

подкрепляется практическими примерами с решениями

и конкретными исходными данными.

печатном виде на

раздаточном материале.

Индивидуально решают

задания в рабочих тетрадях,

Проявляют умение читать

графические алгоритмы и

анализировать ошибки.

Обсуждают свои варианты и

выбирают правильный,

сопоставимый с условием

задачи и, при

необходимости, исправляют

допущенные ими ошибки.

Планируют время

выполнения задания.

Предъявляют преподавателю

для проверки.

Производят сверку с

эталоном решения.

Информация по изучению

материала второго этапа

цикла излагается в

электронном виде и

подкрепляется

практическими примерами с

решениями и различной

формой представления

алгоритмов, отражающей

междисциплинарные связи.

Слайды 43-48

IV

Закрепление

изученного

материала

Практическое

применение

Преподаватель знакомит с новым родом деятельности

данного этапа урока.

Предлагается по одному представителю от команды

выделить для выполнения на компьютере

интерактивного кроссворда на общие знания

дисциплины «Информатика». За верно выполненное

задание студенты группы получают 3 балла.

Остальным студентам предлагаются алгоритмы на:

-

разветвлённую структуру «Погуляй с другом» – в

нём необходимо расставить пропущенные команды и

обозначить переходы действий;

-

циклическую структуру – по его структуре

предлагается заполнить таблицу предполагаемых

результатов выполнения алгоритма.

За правильно выполненное задание представители

группы получают 6 баллов (по 3 балла за задачу).

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Решают кроссворд за

персональным компьютером.

Индивидуально решают

задания в рабочих тетрадях,

Проявляют умение читать

графические алгоритмы.

Обсуждают свои варианты и

выбирают правильный,

сопоставимый с условием

задачи и, при

необходимости, исправляют

допущенные ими ошибки.

Планируют время

выполнения задания.

Предъявляют преподавателю

для проверки. Производят

сверку с эталоном решения

Слайды 54 - 59

VI

Подведение

итогов

Оценивание

Предлагается оформить оценочные листы и сдать

преподавателю.

Анализирует оценочные листы. Подводит итоги

занятия.

Молодцы. Вы проявили умение:

- создавать и читать графические алгоритмы,

- выработать правильный вариант ответа,

сопоставимый с условием задачи,

- регулировать работу в малой группе.

Вы хорошо справились с заданиями.

Выражается надежда на успешное выполнение

практического занятия на следующем уроке.

Оценку отлично получают представители группы…

Оценку хорошо получают представители группы …

Оценку удовлетворительно получают представители

группы …(Вы можете доработать свои задания дома).

Заполняют оценочные листы

(по группам).

Старшие в группах называют

преподавателю самого

активного студента.

преподавателю

Слушают преподавателя.

Раздаточный

дидактический

материал

Домашнее

задание

В качестве домашнего задания предлагается:

1)

выучить материал учебника «Информатика и

ИКТ» (авторы М.С. Цветкова, Л.С. Великович), стр. 89-

Записывают в рабочие

тетради задание.

Практическую часть

Слайд 54

105;

2)

решить

на выбор одну из задач:

а) Составить графический алгоритм для выполнения

следующего задания:

Известна заработная плата сотрудника – P.

Вычислить величину подоходного налога N. Налог

от заработной платы, не превышающей 7000 руб. не

взимается; от зарплаты, не превышающей15000руб. –

составляет 8,2%;от зарплаты, превышающей 15000

руб. начисляется по формуле N= 8,2+0,13*(Р-15000)

б) Создать графический алгоритм другого решения

задачи на определение наибольшего среди двух

натуральных чисел.

домашнего задания изымают

из раздаточного материала.

Раздаточный

дидактический

материал

Рефлексия

Предлагается продолжить фразы:

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно …

Я понял, что ….

Я приобрёл …

Я научился …

Предлагается поставить галочку рядом с картинкой:

Я умница Так держать! Надеюсь на лучшее

Предлагается обучающимся (выборочно) зачитать свои

варианты ответов.

Собираются листы раздаточного материала для

мониторинга.

Выражается благодарность студентам на участие в

данном учебном занятии.

Записывают в листы

раздаточного дидактического

материала окончания фраз.

Ставят знаки отличия на

листе раздаточного

материала.

Зачитывают варианты

ответов.

Сдают преподавателю

раздаточные листы.

Благодарят за урок.

Приводят в порядок свое

рабочее место.

Слайд 55

Раздаточный

дидактический

материал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.

Алгоритм – это:

a)

внешний носитель информации

b)

вид памяти ЭВМ

c)

язык программирования

d)

строго

определённая последовательность действий для решения задачи

2.

Какое из понятий не является свойством алгоритма?

a)

понятность

b)

массовость

c)

цикличность

d)

результативность

3.

Назовите основные алгоритмические конструкции.

a)

циклический, разветвлённый, линейный

b)

2) разговорный, резервный

c)

3) основной, вспомогательный

d)

4) Нет верного ответа

4.

Какой вид алгоритма изображён на схеме?

a)

циклический

b)

линейный

c)

разветвлённый

d)

все выше перечисленные

5.

Каким свойством алгоритма вы можете

характеризовать процесс решения квадратного уравнения?

a)

массовость

b)

понятность

c)

результативность

d)

Нет верного ответа

6.

Определите, какое из понятий является свойством алгоритма?

a)

целостность алгоритма

b)

демонстрация алгоритма

c)

понятность алгоритма

d)

цикличность алгоритма

7.

Определите, кто может являться исполнителем алгоритма?

a)

робот

b)

бумага

c)

кирпич

d)

нет верного ответа

8.

Как можно иначе назвать линейную структуру алгоритма?

a)

исследование

b)

нет верного ответа

c)

организационная структура

d)

следование

9.

К какой структуре алгоритма можно отнести инструкцию по выключению компьютера?

a)

линейной

b)

разветвлённой

c)

циклической

d)

системной

10.

К какому виду описания алгоритма можно отнести представленный

алгоритм?

a)

графический

b)

естественный язык

c)

псевдокод

d)

нет верного ответа

11.

Какое значение будет получено при выполнении данного алгоритма,

при a=2, b=3 ?

на

ча

ло

во

д

a,

b

=

ы

во

д

С

ост

ан

ов

н

а

ч

а

л

о

в

в

о

д

a

,

b

в

ы

в

о

д

С

a

<

b

?

C =

a +

b

C =

a -

b

о

ст

а

н

о

в

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

a)

20

b)

16

c)

12

d)

40

12.

Укажите лишнее в видах алгоритма:

a)

линейный

b)

командный

c)

циклический

d)

разветвлённый

13.

Представленный алгоритм вычисляет:

a)

площадь треугольника

b)

длину окружности

c)

площадь круга

d)

площадь трапеции

14.

Техническим исполнителем алгоритма может быть:

a)

человек, амёба

b)

банкомат, компьютер

c)

искусственный интеллект

d)

внешний носитель информации (диск, флеш-накопитель)

15.

Некий злоумышленник в качестве алгоритма получения кипятка предложил следующий

алгоритм:

1.

Налить в чайник воду.

2.

Зажечь спичку.

3.

Открыть кран газовой горелки.

4.

Поднести спичку к горелке.

5.

Ждать пока вода закипит.

6.

Поставить чайник на плиту.

7.

Выключить газ.

Какие шаги алгоритма необходимо поменять местами?

a)

2 и 5

b)

1 и 6

c)

5 и 6

d)

1 и 6

16.

Представленный алгоритм вычисляет:

a)

площадь треугольника

b)

длину окружности

c)

площадь круга

d)

объём цилиндра

17.

Представленный алгоритм определяет:

a)

среднее геометрическое двух чисел

b)

площадь квадрата

c)

площадь круга

d)

нет верного ответа

18.

Блок-схема относится к следующему виду описания алгоритма:

a)

словесно-пошаговый

b)

графический

c)

псевдокод

d)

нет верного ответа

19.

Какое название этапа в блок-схеме обозначает следующий блок?

a)

блок вычислений

b)

условный блок

c)

блок ввода/вывода

d)

начало/Останов

20.

Какое название этапа в блок-схеме обозначает следующий блок?

a)

блок вычислений

b)

условный блок

начало

Ввод a,b

C = 2a + 4b

Вывод С

останов

=

a

+

b

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

c)

блок ввода/вывода

d)

начало/Останов

21.

Какое название этапа в блок-схеме обозначает следующий блок?

a)

начало/Останов

b)

блок вычислений

c)

условный блок

d)

блок ввода/вывода

22.

Какое название этапа в блок-схеме обозначает следующий блок?

a)

условный блок

b)

блок ввода/вывода

c)

начало/Останов

d)

блок вычислений

23.

Какие блоки из представленных ниже используются при создании графического алгоритма на

линейную структуру:

a)

№№ 1, 4 , 2

b)

№№ 2, 3 , 4

c)

№№ 1, 3 , 2

d)

Нет верного ответа

24.

Какое значение необходимо ввести в блок, чтобы результатом

данного алгоритма получилось число 32?

a)

15

b)

17

c)

30

d)

16

25.

Какое значение будет получено при выполнении данного алгоритма,

при x=1, y=2 ?

a)

8

b)

3

c)

2

d)

Нет верного ответа

=

a

+

b

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАЗВЕТВЛЁННАЯ СТРУКТУРА АЛГОРИТМА

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

1.

Составить блок-схему, определяющую и выводящую на экран сообщение о том,

что является ли человек совершеннолетним в 2016 году, если он родился в N-ом

году.

2.

Y

=¿

{

2

+

9 k , если k

>

0

¿

¿ ¿ ¿

Составить блок-схему, определяющую и выводящую на

экран значение функции:

3.

Составить графический алгоритм, который определяет и выводит на экран

большее из двух натуральных чисел m и n , вводимых с клавиатуры (m≠ n).

ЭТАЛОНЫ РЕШЕНИЯ:

ЗАДАЧА 1.

Исходные данные: N

Результат: сообщение

ЗАДАЧА 2.

Исходные данные: k

Результат: Y

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАЧА 3.

Исходные данные: m, n

Результат: max

да

Вы

во

д

«С

о

ве

рш

е

нн

о

ле

тн

ий

»

N-

20

16

>=

1

8

Вв

од

N

Вы

во

д

«Н

е

со

ве

р

ше

н

но

ле

т

ни

й

»

не

т

Начало

Нач

ало

Останов

Остано

в

Вывод Y

max = m

Н

ачало

Ввод m, n

max = n

Y = 32k - 19

Y =2 + 9k

Ввод k

k > 0

Да

Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

m > n

Да

Нет

Вывод max

Останов

ЦИКЛИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АЛГОРИТМА

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

ЗАДАЧА 1.

Найти ошибки в графическом алгоритме, который выводит на экран квадраты

чётных чисел из интервала от 1 до 30.

ЭТАЛОН

Исходные данные: а = 1, 2, 3, 4, … , 30

Результат: b

нет

да

начало

b = a

2

Выводb

a = a + 1

a > 30 ?

останов

a = 2

начало

a = 2

Вывод b

a = a + 2

a > 30 ?

останов

b = a

2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

нет

Да

ЗАДАЧА 2.

Найти ошибки в графическом алгоритме, который выводит на экран таблицу

значений функции

y = sin x + 2,

если аргумент х изменяется в интервале от 0,1 до 0,5 с шагом 0.02..

ЭТАЛОН

Исходные данные: x = 0,1; 0,12, … ,0,5

Результат: y

да

нет

начало

x = 2

Выводy

x = x + 0,02

x > 0,5 ?

останов

y = sinx+2

начало

x = 0,1

Выводy

x = x + 0,02

x > 0,5 ?

останов

y = sinx+2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

да

нет

ЗАДАЧА 3.

Найти ошибки в графическом алгоритме, который выводит на экран таблицу

умножения от 0 до 10 на число 5.

ЭТАЛОН

Исходные данные: a = 0, 1, 2, 3,… ,10

Результат: b

начало

a = 1

Выводb

a = a + 1

a > 10 ?

останов

b = 5а

начало

a = 0

Выводb

a = a + 1

a > 10 ?

останов

b = 5а

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

нет

да

да

нет

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

ЗАДАЧА 1.

По данному алгоритму заполнить таблицу

(Циклический алгоритм)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

A

3

-15

8

102

10

-4

65

X

.

ЭТАЛОН ЗАПОЛНЕНИЯ

Да

нет

начало

N=1

Ввод A

x=x-7

x=x+7

Вывод x

N=N+1

N < 8

останов

A<0

x=0

Да

нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Счётчиком числа повторений

(N) в данном алгоритме

является порядковый номер

числа А в представленной

таблице

№1

№2

№3

4

№5

№6

№7

A

3

-15

8

102

-10

44

65

X

7

7

-7

-7

7

-7

-7

ЗАДАЧА 2.

Расставьте пропущенные команды на схеме алгоритма «ПОГУЛЯЙ С ДРУГОМ».

Вместо знаков «?» впишите слова «ДА» или «НЕТ».

ЭТАЛОН ЗАПОЛНЕНИЯ

останов

Друг дома

начало

останов

позвони другу

Друг дома

предложи погулять

друг согласился

оденься

выйди из дома

начало

нет

да

нет

да

друг согласился

предложи

погулять

?

?

?

?

оденься

позвони другу

выйди из дома

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ОПРОСНИК

Закончите, пожалуйста, фразу:

Сегодня я узнал(а)….

Было интересно…

Было трудно …

Я понял(а), что ….

Я приобрёл(а) …

Я научился(лась) …

Поставьте, пожалуйста, галочку на одном из рисунков, который отражает

ваш эмоциональный настрой, полученный на уроке.

Я умница Так держать! Надеюсь на лучшее

Не забудьте сдать листочек преподавателю