Напоминание

Развитие физических качеств

Автор: Колпинский Александр Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ ВО Кадетский корпус им. Д.М.Пожарского
Населённый пункт: г Радужный, Владимирская область
Наименование материала: Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры
Тема: Развитие физических качеств







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Подвижные игры

как средство развития физических

качеств

на уроках физической культуры

Презентацию подготовил

учитель физической культуры

высшей категории

Колпинский А. С.

Цель работы:

использование подвижных игр для

совершенствования физических качеств

учащихся.

Задачи работы:

1. Образовательная:

- Совершенствование двигательных действий и физических качеств через

подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости, ориентировка в

пространстве, координации, силы).

2. Воспитательная:

- Формирование дружной и согласованной работы обучающихся.

- Формирование нравственных качеств: организованности, самостоятельности.

3. Оздоровительная:

- Укрепление морфофункциональных систем организма.

- Формирование психологических свойств организма (логическое мышление,

воображение, память и положительных эмоций).

План работы:

1.

Вступление.

2.

Основная часть.

3.

Заключение.

4.

Список используемой литературы и

интернет-ресурсов.

Вступление

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания на уроках

физической культуры, является обеспечение оптимального развития физических качеств,

присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря

которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в

целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят

мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения

показателей физических качеств

употребляются термины «развитие» и

«воспитание». Термин «развитие»

характеризует естественный ход

изменений физических качества, а термин

«воспитание» предусматривает активное и

направленное воздействие на рост

показателей физического качества.

О способностях человека судят не только

по его достижениям в процессе обучения

или выполнения какой-либо двигательной

деятельности, но и по тому, как быстро и

легко он приобретает эти умения и навыки.

Основная часть

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг,

воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней

информации. Педагоги всех времен отмечали её благотворное влияние на формирование детской

души, развитие физических качеств и способностей.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей и подростков. Прежде всего,

интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации, когда приходится

самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с

товарищами, проявляя при этом в игре ловкость, быстроту, выносливость, силу.

Потребность человека в тренировке мышц обусловлена природой. Эта потребность

выливается у учащихся в игру. Играя, дети и подростки тренируются физически.

Включение подвижных игр на уроках физической культуры помогает решить специальные задачи,

оживить учебный процесс. Игра выступает как средство физической и технической подготовки,

как метод, решающий воспитательные задачи, связанные с активизацией внимания и повышения

эмоционального состояния обучающихся, повышает интерес к урокам.

Достижение высоких спортивных результатов требует многократного повторения упражнений,

что является залогом создания и закрепления двигательных навыков. Такая многократная и

рутинная работа вызывает психологический «застой», потерю интереса даже у сознательных

школьников, что является естественной реакцией организма на однообразие уроков.

Использование на занятиях физической культуры игры и эстафеты включает «эмоциональный

рычаг», изменяет характер деятельности. Например, для закрепления места в шеренге или в

колонне используются игры: «Найди своё место», «Кто быстрее».

Эстафеты линейные и по кругу, подвижные игры «Команда быстроногих», «Вызов номеров»,

«Салки» и др. способствуют развитию скоростных качеств у обучающихся.

Прыжковые упражнения в играх и эстафетах выполняются интенсивно, быстро и мощно. Для

некоторых учеников подвижная игра «Зайцы, сторож и Жучка» помогает преодолеть барьер

страха перед прыжком в высоту.

Выносливость развивается в подвижных играх «Салки», «Третий лишний», «Кошки-мышки»

и др.

Использование подвижных игр вырабатывает психологическую готовность к стартам, имитации

соревновательных ситуаций. Например, использование игры «Эстафета по кругу со стартом в

паре» отрабатывает тактические действия и беговые ситуации.

Подвижная игра не является основой урока, она служит вспомогательным средством,

которое эмоционально окрашивает монотонность движений легкоатлетических упражнений. Как

бы не интересны были игры и эстафеты, интерес к ним при слишком частом применении

теряется. Поэтому сочетание всего арсенала приемов и средств, творческого подхода к

планированию и проведению урока физической культуры просто необходимо.

Игры в подготовительной части урока («Ловля парами», «Невод») характерны тем, что все

занимающиеся в основном находятся в движении во время игры (минимально время «простоя»).

Игры с успехом заменяют «гладкий» разминочный бег.

В основной части урока в зависимости от решения задач наиболее часто используются игры:

«Сумей догнать», «Караси и щука», линейные эстафеты, круговые эстафеты и др.

При использовании игр и эстафет необходимое условие их проведения - выполнить подбор так,

чтобы они не уводили от решения основных задач, а наоборот, чтобы динамический

приобретенный стереотип двигательных действий, лежащий в основе двигательного навыка,

становился более прочным.

Игры с мячом любимы всеми учащимися, поэтому в заключительной части урока играют в

«Вышибала», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Эти игры хорошо развивают

все физические качества в комплексе, являются отличными играми в подготовке обучающихся к

метанию.

Работа над развитием физических качеств в учебном процессе способствует успешному

овладению двигательных навыков, достижению высоких результатов.

Необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности школьников

- скелет продолжает развиваться, мускулатура недостаточно сильная, быстрая

психологическая утомляемость, особенно при однообразных действиях и

быстрое восстановление биохимических процессов. Учитывая это, игра должна

быть не слишком продолжительной, с кратковременным отдыхом,

разнообразными движениями и упражнениями для постановки опорно-

двигательного и мышечно-связочного аппаратов – это самая главная задача в

физической подготовке.

Физические качества наиболее успешно развиваются в комплексе, когда на

уроках физической культуры применяются средства, предусматривающие

одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.

Быстрота развивается во многих подвижных играх – это линейные эстафеты, коллективные

игры: «Бегуны», «Скакуны», «Кто быстрее» и др. - игры, побуждающие своевременные ответы на

зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний

в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях. Следует подбирать игры,

требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы.

Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями,

внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на

короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на

сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Игры на развитие силы: «Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию»,

«Борьба за территорию» и др. - игры с кратковременными мышечными напряжениями

динамического и статистического характера. Основные содержательные компоненты таких игр

включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания.

Эффективными для решения данной задачи оказываются двигательные операции с доступными

для детей отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег

или прыжки.

Игры на развитие выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Круговые

эстафеты» и др. - игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых

действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия

чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим.

Игры на развитие ловкости: «Салки», «Ловля парами», «Эстафеты с предметами», игры с

использованием мяча, предметов («Вышибала», «Снайпер» и др.) - игры, на переключения от

одного действия к другому; требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких

действиях бег, прыжки, действия с увертыванием. Необходимо использовать игры, требующие

проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами

по команде, обладания определенной физической сноровкой.

Игры и эстафеты на развитие гибкости физиологически обосновано проводить в конце

основной части урока. Используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной

амплитудой - упражнения на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов,

висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.

Отличный тренировочный материал - эстафеты с различными передачами мяча, предметов в

колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в

сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».

Для развития двигательных способностей необходимо

создать определенные условия деятельности, используя

соответствующие физические упражнения на скорость, на

силу и т.д. Эффект развития этих способностей зависит и от

индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Заключение

Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные средства и методы развития разных

двигательных способностей, способы организации подвижных игр на уроке. Так он сможет точнее подобрать

оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.

Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять

себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных

физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной,

трудовой и спортивной деятельности. У школьников основным видом деятельности становится

умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном

сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует

достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

Решение задач физического воспитания по развитию физических

способностей в подвижных играх приводит к тому, что учащиеся:

- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают

различными двигательными действиями;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает

успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными

двигательными навыками;

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в

процессе двигательной деятельности;

- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения

от освоения в совершенных формах новых разнообразных движений.

В условиях научно-технической революции значимость различных координационных

способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий

(трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся

имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности

управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических

способностей — важный компонент состояния здоровья. Очень важно заботиться о постоянном

повышении уровня физической подготовленности и физических качеств.

Список использованной литературы:

1

.

Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам

/ Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 2002 – 240 с.

2

.

Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев:

Здоровье, 1985 – 80 с.

3

.

Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн.

для студ. фак. физ. культуры пед ин

тов.

М.: Инфра-М, 2006

287 с.

Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры:

Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн.

М.: Физкультура и спорт, 1999

208 с.

4. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и

мышечной деятельности школьников. – М., 2003 – 197 с.

5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. –

Минск: Спорт, 1998 – 88 с.: ил.

6. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом.

М.:

Физкультура и спорт, 1991

116 с.

7. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия. – 2000. – 160 с.

Спасибо за

внимание!