Автор: Колпинский Александр Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГКОУ ВО Кадетский корпус им. Д.М.Пожарского
Населённый пункт: г Радужный, Владимирская область
Наименование материала: Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры
Тема: Развитие физических качеств
Подвижные игры
как средство развития физических
качеств
на уроках физической культуры
Презентацию подготовил
учитель физической культуры
высшей категории
Колпинский А. С.
Цель работы:
использование подвижных игр для
совершенствования физических качеств
учащихся.
Задачи работы:
1. Образовательная:
- Совершенствование двигательных действий и физических качеств через
подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости, ориентировка в
пространстве, координации, силы).
2. Воспитательная:
- Формирование дружной и согласованной работы обучающихся.
- Формирование нравственных качеств: организованности, самостоятельности.
3. Оздоровительная:
- Укрепление морфофункциональных систем организма.
- Формирование психологических свойств организма (логическое мышление,
воображение, память и положительных эмоций).
План работы:
1.
Вступление.
2.
Основная часть.
3.
Заключение.
4.
Список используемой литературы и
интернет-ресурсов.
Вступление
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания на уроках
физической культуры, является обеспечение оптимального развития физических качеств,
присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря
которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в
целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят
мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения
показателей физических качеств
употребляются термины «развитие» и
«воспитание». Термин «развитие»
характеризует естественный ход
изменений физических качества, а термин
«воспитание» предусматривает активное и
направленное воздействие на рост
показателей физического качества.
О способностях человека судят не только
по его достижениям в процессе обучения
или выполнения какой-либо двигательной
деятельности, но и по тому, как быстро и
легко он приобретает эти умения и навыки.
Основная часть
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг,
воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней
информации. Педагоги всех времен отмечали её благотворное влияние на формирование детской
души, развитие физических качеств и способностей.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей и подростков. Прежде всего,
интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации, когда приходится
самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с
товарищами, проявляя при этом в игре ловкость, быстроту, выносливость, силу.
Потребность человека в тренировке мышц обусловлена природой. Эта потребность
выливается у учащихся в игру. Играя, дети и подростки тренируются физически.
Включение подвижных игр на уроках физической культуры помогает решить специальные задачи,
оживить учебный процесс. Игра выступает как средство физической и технической подготовки,
как метод, решающий воспитательные задачи, связанные с активизацией внимания и повышения
эмоционального состояния обучающихся, повышает интерес к урокам.
Достижение высоких спортивных результатов требует многократного повторения упражнений,
что является залогом создания и закрепления двигательных навыков. Такая многократная и
рутинная работа вызывает психологический «застой», потерю интереса даже у сознательных
школьников, что является естественной реакцией организма на однообразие уроков.
Использование на занятиях физической культуры игры и эстафеты включает «эмоциональный
рычаг», изменяет характер деятельности. Например, для закрепления места в шеренге или в
колонне используются игры: «Найди своё место», «Кто быстрее».
Эстафеты линейные и по кругу, подвижные игры «Команда быстроногих», «Вызов номеров»,
«Салки» и др. способствуют развитию скоростных качеств у обучающихся.
Прыжковые упражнения в играх и эстафетах выполняются интенсивно, быстро и мощно. Для
некоторых учеников подвижная игра «Зайцы, сторож и Жучка» помогает преодолеть барьер
страха перед прыжком в высоту.
Выносливость развивается в подвижных играх «Салки», «Третий лишний», «Кошки-мышки»
и др.
Использование подвижных игр вырабатывает психологическую готовность к стартам, имитации
соревновательных ситуаций. Например, использование игры «Эстафета по кругу со стартом в
паре» отрабатывает тактические действия и беговые ситуации.
Подвижная игра не является основой урока, она служит вспомогательным средством,
которое эмоционально окрашивает монотонность движений легкоатлетических упражнений. Как
бы не интересны были игры и эстафеты, интерес к ним при слишком частом применении
теряется. Поэтому сочетание всего арсенала приемов и средств, творческого подхода к
планированию и проведению урока физической культуры просто необходимо.
Игры в подготовительной части урока («Ловля парами», «Невод») характерны тем, что все
занимающиеся в основном находятся в движении во время игры (минимально время «простоя»).
Игры с успехом заменяют «гладкий» разминочный бег.
В основной части урока в зависимости от решения задач наиболее часто используются игры:
«Сумей догнать», «Караси и щука», линейные эстафеты, круговые эстафеты и др.
При использовании игр и эстафет необходимое условие их проведения - выполнить подбор так,
чтобы они не уводили от решения основных задач, а наоборот, чтобы динамический
приобретенный стереотип двигательных действий, лежащий в основе двигательного навыка,
становился более прочным.
Игры с мячом любимы всеми учащимися, поэтому в заключительной части урока играют в
«Вышибала», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Эти игры хорошо развивают
все физические качества в комплексе, являются отличными играми в подготовке обучающихся к
метанию.
Работа над развитием физических качеств в учебном процессе способствует успешному
овладению двигательных навыков, достижению высоких результатов.
Необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности школьников
- скелет продолжает развиваться, мускулатура недостаточно сильная, быстрая
психологическая утомляемость, особенно при однообразных действиях и
быстрое восстановление биохимических процессов. Учитывая это, игра должна
быть не слишком продолжительной, с кратковременным отдыхом,
разнообразными движениями и упражнениями для постановки опорно-
двигательного и мышечно-связочного аппаратов – это самая главная задача в
физической подготовке.
Физические качества наиболее успешно развиваются в комплексе, когда на
уроках физической культуры применяются средства, предусматривающие
одновременно развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости.
Быстрота развивается во многих подвижных играх – это линейные эстафеты, коллективные
игры: «Бегуны», «Скакуны», «Кто быстрее» и др. - игры, побуждающие своевременные ответы на
зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний
в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях. Следует подбирать игры,
требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы.
Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями,
внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на
короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на
сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Игры на развитие силы: «Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию»,
«Борьба за территорию» и др. - игры с кратковременными мышечными напряжениями
динамического и статистического характера. Основные содержательные компоненты таких игр
включают в себя различные притягивания, сталкивания, удержания, выталкивания.
Эффективными для решения данной задачи оказываются двигательные операции с доступными
для детей отягощениями, наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег
или прыжки.
Игры на развитие выносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Круговые
эстафеты» и др. - игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых
действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия
чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим.
Игры на развитие ловкости: «Салки», «Ловля парами», «Эстафеты с предметами», игры с
использованием мяча, предметов («Вышибала», «Снайпер» и др.) - игры, на переключения от
одного действия к другому; требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких
действиях бег, прыжки, действия с увертыванием. Необходимо использовать игры, требующие
проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами
по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Игры и эстафеты на развитие гибкости физиологически обосновано проводить в конце
основной части урока. Используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной
амплитудой - упражнения на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов,
висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.
Отличный тренировочный материал - эстафеты с различными передачами мяча, предметов в
колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в
сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком».
Для развития двигательных способностей необходимо
создать определенные условия деятельности, используя
соответствующие физические упражнения на скорость, на
силу и т.д. Эффект развития этих способностей зависит и от
индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Заключение
Педагог по физической культуре должен хорошо знать основные средства и методы развития разных
двигательных способностей, способы организации подвижных игр на уроке. Так он сможет точнее подобрать
оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.
Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять
себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных
физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной,
трудовой и спортивной деятельности. У школьников основным видом деятельности становится
умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном
сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует
достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Решение задач физического воспитания по развитию физических
способностей в подвижных играх приводит к тому, что учащиеся:
- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают
различными двигательными действиями;
- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает
успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными
двигательными навыками;
- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в
процессе двигательной деятельности;
- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения
от освоения в совершенных формах новых разнообразных движений.
В условиях научно-технической революции значимость различных координационных
способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий
(трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся
имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности
управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических
способностей — важный компонент состояния здоровья. Очень важно заботиться о постоянном
повышении уровня физической подготовленности и физических качеств.
Список использованной литературы:
1
.
Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам
/ Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 2002 – 240 с.
2
.
Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев:
Здоровье, 1985 – 80 с.
3
.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн.
для студ. фак. физ. культуры пед ин
тов.
М.: Инфра-М, 2006
287 с.
Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры:
Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн.
М.: Физкультура и спорт, 1999
208 с.
4. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и
мышечной деятельности школьников. – М., 2003 – 197 с.
5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. –
Минск: Спорт, 1998 – 88 с.: ил.
6. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом.
М.:
Физкультура и спорт, 1991
116 с.
7. Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Академия. – 2000. – 160 с.
Спасибо за
внимание!