Напоминание

Проблема формирования полоролевой идентичности у детей 4 года жизни посредством сказки.

Автор: Кременская Татьяна Нилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №83
Населённый пункт: Иркутская область г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: Проблема формирования полоролевой идентичности у детей 4 года жизни посредством сказки.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проблема формирования полоролевой идентичности у

детей 4 года жизни посредством сказки.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №83» муниципального образования г. Братска

Кременская Татьяна Нилевна, воспитатель

Ключевые слова: пол, идентичность, полоролевая идентичность

Актуальность

проблемы:

В

последние

годы

в

зарубежной

и

отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования

полоролевой

идентичности.

Проблема

полоролевой

идентификации

включающая

в

себя

вопросы

формирования

психологического

пола,

психологических половых различий и половой дифференциации – одна из

важнейших и актуальных проблем в психологии.

Многие отечественные Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, И. С.

Кон и др. и зарубежные Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон и др. учёные

склоняются к мнению, что первичная полоролевая идентичность (понимание

принадлежности к определённому полу и представление о половых ролях)

устанавливается к концу дошкольного детства. В дальнейшем возможности

организованных воздействий на систему полоролевой идентичности ребёнка

снижаются, поэтому старший дошкольный возраст можно считать наиболее

сензитивным

периодом

для

формирования

условий,

способствующих

принятию ребёнком своей социальной принадлежности по признаку пола,

адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и

женственность [5].

В современном образовании до настоящего времени не созданы условия

для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе

обучения

и

воспитания.

Полоролевая

идентичность

осуществляется

стихийно,

без

должного

педагогического

внимания

и

психолого-

педагогического сопровождения.

Несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме полоролевой

социализации детей значительно усилился, по-прежнему в практике работы

дошкольного

учреждения

педагогики

проявляют

некомпетентность

в

решении задач полового воспитания дошкольников, испытывается дефицит

средств и методов, связанных с теоретическим и методическим обеспечением

по данной проблеме.

И.С. Кон отмечает, что пол – это первая категория, в которой ребенок

осмысливает свою индивидуальность, свое Я [5].

Ожегов

рассматривал

понятие

пол,

«пол»

-

это

совокупность

генетических и морфо-физиологических особенностей, обеспечивающих

половое размножение организмов. Мужской или женский пол организма

детерминирован генетически - специальными половыми хромосомами.

Э.

Эриксон

отмечал,

что

идентичность,

с

точки

зрения

психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного

цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического

конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик

зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Идентичность

обусловливает

способность

индивида

к

ассимиляции

личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и

субъектности в подверженном изменениям внешнем мире [1].

Фрейд впервые использовал термин «идентификация», под которой он

понимал неосознаваемое отождествление субъектом себя с другим субъектом

и считал ее механизмом усвоения ребенком образцов поведения значимых

других, формирования супер-эго [3].

Г. Глейтман определяет половую идентичность, как осознание того,

мужчина ты или женщина.

С точки зрения Д.Н. Исаева, В.Е. Каган половая идентичность – это

единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к одному или

другому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой

роли[2].

По данным исследования Л.В. Ильченко, психологический пол у детей

дошкольного возраста включает следующие важнейшие параметры:

Осознание и принятие себя представителем определенного пола;

Усвоение

половой

роли,

формирование

системы

половых

ценностных

ориентаций,

развитие

структур

полового

самосознания.

Л.В. Ильченко впервые описывает содержательное своеобразие и

динамику значимых параметров психологического пола мальчиков и девочек

на этапе от 4 до 7 лет. Он доказал, что к концу дошкольного детства

происходит становление указанных параметров психологического пола,

которые приводят к становлению образа «Я мальчик (девочка)» [5].

Таким образом, первичная половая идентификация в качестве попытки

осмысления себя как индивидуальности имеет место уже на втором году

жизни ребенка. После трех лет происходит процесс интенсивного освоения

половых ролей. К старшему дошкольному возрасту уже сформируется

система

половой

идентичности

на

личностно-эмоциональном

и

познавательном уровнях. Результатом сформированности психологического

пола является половая идентичность как единство переживания и ролевого

поведения [4].

Сказки – одно из первых литературных произведений в жизни ребенка.

Именно

через

сказку

ребенок

познает

окружающий

мир,

учится

сопереживать, обогащает свой духовный мир, развивает мышление и

фантазию. Поэтому сказка должна стать неотъемлемым элементом и

средством в развитии ребенка [6].

Таким образом, работа с детьми посредством сказки направленная на

развитие полоролевой идентификации должна содержать в себе следующие

задачи:

- знакомство детей с качествами мужественности и женственности,

проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах

деятельности через определенные сюжеты произведений

- формирование навыков и умений поведения, а так же выработку

отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений

и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе.

-

научить

использовать

механизм

подражания

в

поведении

дошкольника, яркость его чувств и живость его образов воображения (особая

роль отводится при этом слушанию художественных произведений, где

привлекательные для ребенка герои – эталоны проявления мужественности

или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек

быть на них похожим).

По воспитанию женственности: «Морозко», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка»», «Дикие лебеди и т.п.».

По воспитанию мужественности: «На заставе», «Сивка-Бурка», «Дядя

Степа», «На льдине», «Шел по улице солдат», «Два брата» и т.п. [6].

Литература

1.

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-

практика [Текст] / М.Ю.Кондратьев - В.А. Ильин.

2.

Градусова Л.С. Гендерная педагогика [Текст] / Л.С. Градусова.

ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176с.

3.

Краткий психологический словарь. [Текст] / — Ростов-на-Дону:

«ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.

1998.

4.

Полоролевое воспитание в условиях детского сада [Текст]: Метод.

рекомендации / Ирк. гос. пед. университет. (Иркутск): сост. Н.Г.

Косолапова. – Иркутск: ИГПУ, 2001. – 20с.

5.

Полоролевое воспитание мальчиков и девочек в условиях ДОУ,

Методические

рекомендации

для

практических

работников

дошкольных

образовательных

учреждений,

Н.Г.Косолапова.

Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2003. – 15с.

6.

Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. [Текст] / Р.М. Ткач, СПб.:

Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.