Проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья"
Автор: Зинюхина Светлана Владимировна Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 29"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья"
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Актуальность проекта_________________________________3
2.
Цели проекта _________________________________________6
3.
Задачи проекта _______________________________________7
4.
Проблемное поле ______________________________________8
5.
Ожидаемые результаты________________________________8
6.
Продукт проекта______________________________________10
7.
Критерии результативности проекта____________________10
8.
Этапы исследования___________________________________10
9.
Функциональная структура управления проектом_________12
10.Ресурсное обеспечение проекта__________________________13
11.План реализации проекта_______________________________14
12.Перспективы распространения результатов
проекта_____________________________________________15
Литература____________________________________________16
Приложения
1
1.
Актуальность проекта:
Существенные перемены в социальной, экономической и
социокультурной сфере вызывают значительные изменения в
жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в
2
"Каждый ребенок изначально талантлив
и даже гениален, но его надо научить
ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь
максимального эффекта"
(Г.С.Альтшулер)
частности. Развитие коммуникативных способностей ребенка – одна из
важнейших задач современного образования.
Проблема развития речи
дошкольников актуальна, сложна и многоаспектна. Массовое явление, связанное
с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами.
Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять
достаточного внимания всестороннему развитию своих
детей. Игрушки,
телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение
.
Разговорная речь
бедна, малословна, языковые средства несовершенны. Резко снизился интерес
детей к
чтению.
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики
поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития
речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у
практических работников возникают затруднения, как в связи с
недостаточной изученностью этих условий, так и со сложностью самого
предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и
практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич,
В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С.
Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований -
выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено,
что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Одним из основных
показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно
считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее
психическое развитие и будущая успешность в школе.
Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой
познавательно - речевого развития дошкольников на протяжении многих лет,
педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных технологий
и методик, необходимых для организации образовательного процесса по
3
развитию речи дошкольников. Но многие методики, дидактические пособия,
наглядно – иллюстративный материал, которые были рекомендованы к
использованию воспитателями, перестали отвечать современным
требованиям к организации воспитательно – образовательного процесса, и, в
том числе, познавательно – речевого развития дошкольников.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под
руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического
воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой
деятельности. Необходимо вести целенаправленную систематическую
работу по формированию коммуникативных навыков и творческого
воображения детей дошкольного возраста с использованием более
эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей
технологий, методических приёмов, средств. Необходимо внести изменения
в практику деятельности педагогов, переосмыслить цели и задачи, формы
организации образовательного процесса, способствовать мотивации к
творчеству, повышению профессионализма.
Так, подводя итоги анализа речевого развития детей, наши педагоги
столкнулись с тем, что речь дошкольников недостаточно развита, о чём
говорит сравнительный мониторинг речевого развития воспитанников ДОУ
за 2010-2011учебный год:
4
Необходимо было решать задачи развития речи детей дошкольного
возраста, в том числе: научить не просто говорить, а связно излагать свои
мысли, описывать, сочинять, рассказывать, таким образом, педагогический
коллектив ДОУ был вовлечен в поиск эффективных методик. Знакомясь с
инновационными технологиями, которые используются в дошкольном
образовании, мы пришли к выводу, что применение технологии ТРИЗ
позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи
детей, потому что методы и приёмы технологии ТРИЗ и РТВ
:
мозговой
штурм, эмпатия, морфологический анализ, метод фокальных объектов,
методика формирования классификационных навыков и т.д., направлены на
развитие мышления, воображения, творческих способностей детей, и,
конечно, речи дошкольников.
Не секрет, что развитие речи протекает более
успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский
сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок.
Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития
маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной
деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где
проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и
удовлетворяются интеллектуальные потребности детей дошкольного
возраста. Таким образом, педагогический коллектив нашего детского сада
направил свою деятельность на формирование у дошкольников
коммуникативных навыков, культуры общения, развитие творческих
способностей, а также создание языковой среды, способствующей
возникновению естественных потребностей в общении.
2. Цели проекта:
5
Создание единого языкового пространства «Детский сад и семья»,
способствующего развитию творческих и речевых способностей детей
дошкольного возраста.
Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по
повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития
дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с
родителями.
3.Задачи:
С педагогами:
Разработка и апробация системы перспективного планирования
образовательной деятельности по области «Коммуникация», циклов
конспектов образовательной деятельности и мероприятий по речевому
развитию.
Повышение уровня сформированности коммуникативной
компетентности педагогов ДОУ как средства повышения уровня
имиджа ДОУ.
Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов для
обеспечения качества работы по развитию речи и творческих
способностей детей дошкольного возраста.
С детьми:
Повышение эффективности работы по формированию
коммуникативных умений и навыков, культуры общения, творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Организация дополнительной работы с детьми, направленной на
формирование интереса к родному языку, его истории, культуре,
традициям через установление связей с социумом(детская библиотека).
С родителями:
Разработка механизмов взаимодействия с семьями воспитанников,
способствующих активизации роли родителей в развитии речи и
творческих способностей детей дошкольного возраста.
6
Создание условий для активного участия родителей в совместной с
детьми речевой и продуктивной деятельности.
Среда:
Обновление и оптимизация условий создания современной предметно
развивающей среды для организации работы по развитию
коммуникативных навыков, культуры общения и творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Социум:
Взаимодействие с социумом в работе по формированию у
дошкольников коммуникативных навыков и творческих способностей
(детская библиотека, АРИПК, педагогический колледж, АГУ).
4.Проблемное поле:
Формулировка
проблем
Способы
решения проблем
1 группа:
Пассивность
педагогов
в использовании
развивающих
возможностей
современных
педагогических
технологий
Организация выставок - конкурсов конспектов различных видов НОД,
сценариев и т.д.
Взаимопосещения различных форм непосредственно образовательной
деятельности по образовательной области «Коммуникация».
Разработка диагностических материалов, системы планирования.
Создание инициативной группы педагогов.
Стимулирование педагогов.
Защита проектов на педагогическом совете.
Получение дополнительного образования по проблеме .
2 группа:
Недостаточная
заинтересованн
ость родителей
в совместной
деятельности и
включение в
педагогический
процесс
МБДОУ.
Организация конкурсов и выставок совместных работ по речевому развитию:
(конкурс сочинений, детских поздравлений и пожеланий к праздникам,
самодельных книжек и т.д.).
Диспуты и развлечения на тему: «Говорим правильно».
Вовлечение родителей в познавательный процесс по сбору информации к
конкурсу «Продолжите пословицу».
Организация обучающих семинаров, консультаций.
5.
Ожидаемые результаты:
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста
будет эффективным лишь в том случае, если они будут представлять собой
целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных
педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Задача
педагогов состоит в том, чтобы создать условия
каждому воспитаннику для
7
практического овладения разговорной речью, выбрать такие методы,
приёмы и формы организации образовательной деятельности, которые
позволили бы детям проявлять свою речевую активность, свое
словотворчество.
Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 29», на основе изучения современных
инновационных технологий и методической литературы по данной
проблеме, определил основные направления и педагогические задачи по
развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как
творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте, в связи, с чем
ожидаемыми результатами для нас являются:
8
9
6. Продукт проекта:
Инновационные педагогические проекты педагогов ДОУ по развитию
речи и творческих способностей дошкольников, основанные на
принципе интеграции образовательных областей, в соответствии с
ФГТ.
Система планирования познавательно - речевой деятельности.
Обновление и пополнение речевой предметно - развивающей среды.
Выпуск газеты для родителей «Учимся сами, учим, играя».
Сборник методических рекомендаций для родителей и воспитателей
по теме проекта.
7. Критерии результативности проекта:
Оценка эффективности методической работы МБДОУ по следующим
критериям:
Научная обоснованность.
Системность.
Дифференциация.
Этапность.
8. Этапы исследования (педагогический эксперимент):
№ Наименование
этапа
инновационной
деятельности
Цель этапа
Содержание деятельности
1.
Первый этап
«Констатирующи
й»
Изучение и анализ
психолого-
педагогической
литературы по проблеме
исследования.
Определение цели,
гипотезы, задач,
методики опытно-
поисковой работы.
-Организация работы творческой
группы по апробации и внедрению
технологий развития речи и
творческих способностей детей
дошкольного возраста;
-Мониторинг развития речи и
творческих способностей детей
дошкольного возраста;
-Анкетирование родителей по
данному вопросу;
-Изучение, анализ и осмысление
теоретико-методологических основ
10
формирования коммуникативных
компетенций детей дошкольного
возраста;
-Выявление компетентности и
организация работы по повышению
профессиональной компетентности
педагогического коллектива по
данной проблеме.
-Анализ речевой предметно –
развивающей среды
2.
Второй этап
«Формирующий»
Разработка и реализация
нетрадиционных форм и
методов работы с
детьми, родителями
-Систематизация образовательной
работы педагогического коллектива,
обеспечивающей формирование
коммуникативных навыков детей
дошкольного возраста.
-Разработка и создание
перспективного планирования
познавательно-речевой деятельности
детей дошкольного возраста.
-Корректировка речевой предметно –
развивающей среды.
-Организация, информирование о
целях и задачах, формах работы и
привлечение родителей к
нетрадиционным формам
сотрудничества;
-Организация сотрудничества с
учреждениями социума по развитию
речи и творческих способностей
дошкольников;
-Внедрение технологии контроля
процесса развития речи и творческих
способностей дошкольников.
3.
Третий этап
«Обобщающий»
Обработку и
систематизацию
материала, полученных
результатов, оформление
материалов проекта.
-Презентация проектов педагогов;
-Анкетирование родителей,
-Организация и проведение
«Круглого стола» по проблеме
развития речи и творческих
способностей детей дошкольного
возраста с участием родителей и
представителей учреждений социума
11
9.Функциональная структура управления проектом
12
10.
Ресурсное обеспечение проекта:
№
п/п
Ресурсы
Планируемые мероприятия
1
Кадровые
создание творческой группы педагогов, в составе которой будут 6
воспитателей дошкольных групп и 2 специалиста, старший
воспитатель. Из них: 7 педагогов – с высшей категорией. Стаж работы
у 80 % педагогов более 20 лет. Уровень профессионализма достаточно
высокий;
2
Научно-
методические
подбор печатных теоретических материалов по развитию речевой и
познавательной деятельности, образовательная область
«Коммуникация»;
методическое сопровождение проектной деятельности;
разработка системы планирования, методических материалов
(конспекты, сценарии, картотека схем и моделей, и т.п.);
самообразование педагогов, курсовая подготовка в АРИПК.
3
Организационные
организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;
разработка Положений о выставках – конкурсах сказок, сочиненных
родителями и детьми «Сказки осеннего леса», «Зимняя фантазия»
и
выставки – конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми»;
определение критериев эффективности реализации проекта,
повышения профессионализма педагогов в организации познавательно
- речевой деятельности.
4
Информационные
использование возможностей Интернета в поиске информации,
адресов опыта;
консультации и семинары по педагогическому проектированию;
знакомство родителей с проблемой на общем собрании;
создание банка методических материалов.
Организация работы консультативного пункта «Малышок» (для
родителей, воспитывающих детей на дому) по познавательно-речевому
развитию
5
Мотивационные
разработка системы материального стимулирования педагогов-
участников проекта;
организация выставок – конкурсов сказок, сочиненных родителями и
детьми «Сказки осеннего леса», «Зимняя фантазия»
и выставки –
конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми»;
накопление и обобщение педагогического опыта;
повышение квалификационных категорий педагогов.
6
Материально-
технические
подключение Интернета в МБДОУ, создание сайта МБДОУ;
размещение информации и методических материалов на сайте
МБДОУ;
выпуск газеты МБДОУ №29 «Учимся сами, учим, играя», организация
презентаций по результатам реализации проекта
7
Финансовые
материальное поощрение педагогов по результатам выставок-
конкурсов;
13
оплата услуг Интернета;
приобретение методических материалов по области «Коммуникация»
(речевое развитие);
11.План реализации проекта:
I
этап - Подготовительный
Сроки
Содержание
Ответственные
Май-июнь
Анализ ситуации по реализации образовательной области
«Коммуникация» (речевое развитие – анализ сводных
данных мониторинга на конец учебного года).
Педагоги,
старший воспитатель
Июнь - июль
Изучение ФГТ в области «Коммуникация» (речевое
развитие) - изучение образовательной программы ДОУ
Педагоги,
старший воспитатель
Июль-август
Подбор психолого- педагогической и методической
литературы по проблеме проекта, пополнение картотеки
Старший воспитатель
Август-сентябрь
Разработка системы перспективного планирования по
образовательной области «Коммуникация» (речевое
развитие)
Старший воспитатель
Сентябрь-
октябрь
-Разработка и апробация цикла конспектов НОД в области
«Коммуникация»
-Организация работы консультативного пункта
«Малышок» по проблемам речевого развития детей
дошкольного возраста.
Педагоги,
творческая группа
Октябрь
Консультация: на тему: «Основные принципы построения
предметно-развивающей речевой среды».
Заведующая
Октябрь- ноябрь
Семинар-практикум «Игровые технологии в развитии
речи дошкольников» (с использованием методик
активизации педагогов)
старший воспитатель
Ноябрь
Сообщение из опыта работы и мастер-класс
«Организация образовательной деятельности с детьми по
развитию речи».
Воспитатели
подготовительной.гр.
Декабрь
Разработка критериев конкурса для воспитателей
«Педагогический проект» и выставки – конкурса книжек
для малышей «Хотим быть здоровыми».
Члены творческой группы
Январь.
Анализ реализации подготовительного этапа проекта.
Корректировка второго – практического (основного)
этапа проекта.
старший воспитатель,
члены творческой группы
II этап-
Основной
Январь-февраль
Диагностика речевого развития детей.
Старший воспитатель
Февраль- март
Открытые просмотры непосредственно образовательной
деятельности для детей дошкольного возраста по теме
«Мой родной язык»
воспитатели,
старший воспитатель
Март
Совместное с родителями, детьми и педагогами
изготовление и пополнение схем, моделей.
Воспитатели
Март
Конкурс среди возрастных групп МБДОУ - «Книжкин
дом»
воспитатели, дети
Март- апрель
Организация выставки творческих работ детей старшего
дошкольного возраста по теме: «Как я учу говорить
правильно свою любимую куклу».
воспитатели, дети
В течении всего
периода
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование.
-Групповые родительские собрания.
-Оформление папок - передвижек с материалами для
чтения в домашнем кругу.
Старший воспитатель
14
- Организация совместной деятельности родителей с
детьми по изготовлению творческих работ, детских
книжек и т.п.
III этап - Заключительный -Организация работы творческой группы
Апрель-май
Презентация педагогических проектов по
речевому развитию дошкольников для педагогов
других ДОУ
Старший воспитатель педагоги
Апрель-май
-Подготовка пакета методических материалов по
разработке перспективного планирования по
образовательной области «Коммуникация» (речевое
развитие).
Старший воспитатель,
члены творческой группы
Май
-Показ открытых мероприятий для педагогов
детских садов города.
-Выпуск газеты МБДОУ «Улыбка» на тему:
«Учимся сами, учим, играя»
Старший воспитатель,
педагоги ДОУ
Май
-Анкетирование педагогов для определения уровня
повышения компетентности.
-Составление перспективного планирования
образовательной познавательно - речевой
деятельности
Старший воспитатель
Июнь
Анализ реализации педагогических проектов и
проекта в целом, итоговый педагогический совет.
Старший воспитатель,
заведующая
Проходит на
протяжении
всего
времени
проекта
-Обновление информации в методическом уголке
(один раз в месяц);
- постоянно действующий «Круглый стол» для
воспитателей всех возрастных групп по проблеме
проекта ДОУ;
-Разработка и пополнение картотеки методических
разработок для распространения опыта педагогов
Старший воспитатель, воспитатели
12.Перспективы распространения результатов проекта:
Презентация педагогических проектов на городском уровне.
Показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для
педагогов детских садов города.
Публикация методических материалов по теме проекта (критерии,
показатели и уровни развития творческих способностей детей
дошкольного возраста, диагностический инструментарий по их
выявлению, описание передового педагогического опыта МБДОУ №29
по данной проблеме и др.)
Размещение методических материалов на информационном сайте
МБДОУ.
15
Описание опыта работы и выступление на городском и
республиканском уровне (конференции, педагогические чтения и т.п.)
Л
итература
Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] /
Ю.А. Антонова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.
288с. – Библиограф.: 2802886 с.
Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова //
Народное образование. – 2004. № 3. – С. 102109.
Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С.Л. М.: Просвещение,
2003. 286с.
Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк.вос.
М.: Изд. АПИ, 2003.152с.
Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.:
Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с. Библиогр.: 410 413 с.
Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М.,
2005. – 54 с. Библиогр.: 53 с.
Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. М.,
1996. 118 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до
семнадцати лет) [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996. – 186с.
Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников.
Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева Иркутск,
2000. – 350 с. Библиогр.: 338348 с.
Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин.
– 2е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 253 с.
16
Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика
наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. [Текст] / И.И.
Мамайчук СПб., 2008. – 126 с. Библиогр.: 124126 с.
Немов, Р.С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая
психология. [Текст] / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2003. – 442 с.
Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной
деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. – М.:
Канон+, 2006. – 183 с. – Библиограф.: 182 с.
Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального
школьного образования, преподавателей, психологов. [Текст] / Под.ред. В.А.
Петровского.М.: Аспект Прес, 1995.152с.
Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В.
Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. – 200 с. Библиогр.: 195198 с.
Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г.
Рузской. М: Педагогика, 2003. 216 с. Библиогр.: 212214 с.
Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина
М.: Академия, 2005. – 248 с. Библиогр.: 238246 с.
Смирнова Е.О. Детская психология. [Текст] / Е.О. Смирнова М.: Владос,
2003. – 386 с. Библиогр.: 378383 с.
Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский
сборник научных трудов. [Текст] – Свердловск, 1990. – 137 с.
Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в
деятельности.:Межвузовский сборник трудов. [Текст] / Под ред. А.Н. Троян,
Н.Д. Ватутиной. Свердловск: УГПИ, 2008.137с.
Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. [Текст] / Е.В. Субботский М.:
Просвещение, 1991. 207 с.
17
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника
[Текст] / Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр « Академия», 1997.96с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. [Текст] /
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина М.: Просвещение, 1995.
Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ
[Текст] / Е.М. Фадеева // Управление ДОУ. – 2006. №7. – С.7076.
Швайко, Г.С. Совет педагогов [Текст] / Г.С. Швайко // Ребёнок в детском саду.
– 2004. №1. – С. 2429.
Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития
творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. –
Петрозаводск, 1991.
Ардашева Н. И. и др. Истории про… - Ульяновск. – М., 1991.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… // Педагогика+ТРИЗ. – Гомель, 1997. Вып.
Гин С. И. Мир фантазии. – М., 2000.
Гин С. И. Мир человека. М., 1993.Дидактические игры для развития
творческого воображения детей /Сост. А. И. Никашин. – Ростов н/Д, 1991.
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии.
1993. № 2.
«Золотой ключик» творческого мышления / Под ред. Т. А. Сидорчук. –
Челябинск, 2000.
Киплинг Р. Сказки. – М., 1986.
Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с
дошкольниками. – Мн., 2000.
Ладошкина С. Ч. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста. –
Новосибирск, 1990.
Ладошкина С. Н. Сказочные задачи. – Новосибирск, 1990.
18
Мурошковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995.
Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста //
«Педагогика+ТРИЗ». – Гомель, 1997.
Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником // Познание. – Рига. 1993.
Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. 1993.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1987.
Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей
дошкольников. – Обнинск. 1998.
Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников.
– Ульяновск, 1997.
Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому
рассказыванию по картине. – Ульяновск. 1997.
Страунинг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного
возраста. – Обнинск. 1995.
Творческие задания в работе с дошкольниками / Под ред. Т. А. Сидорчук. –
Челябинск. 2000.
И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989
Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г.
С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/
Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995
Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять
ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига,
1993.
Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и
задачах. — Новосибирск, 1992.
Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166
Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
19
Гин С.
И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.
учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов.
— Гомель.- 1995
Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста:
учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. —
112 с.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для
воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208
с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.:
АРКТИ, 2011. – 96 с.
Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост.
О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.//
методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004,
№4.
20