Проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья"

Автор: Зинюхина Светлана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 29"
Населённый пункт: город Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта_________________________________3 2. Цели проекта _________________________________________6 3. Задачи проекта _______________________________________7 4. Проблемное поле ______________________________________8 5. Ожидаемые результаты________________________________8 6. Продукт проекта______________________________________10 7. Критерии результативности проекта____________________10 8. Этапы исследования___________________________________10 9. Функциональная структура управления проектом_________12 10.Ресурсное обеспечение проекта__________________________13 11.План реализации проекта_______________________________14 12.Перспективы распространения результатов проекта_____________________________________________15 Литература____________________________________________16 Приложения 1

1.

Актуальность проекта:
Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности всего общества в целом, и в дошкольном образовании, в 2
"Каждый ребенок изначально талантлив

и даже гениален, но его надо научить

ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь

максимального эффекта"

(Г.С.Альтшулер)

частности. Развитие коммуникативных способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Проблема развития речи дошкольников актуальна, сложна и многоаспектна. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение . Разговорная речь бедна, малословна, языковые средства несовершенны. Резко снизился интерес детей к чтению. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников возникают затруднения, как в связи с недостаточной изученностью этих условий, так и со сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой познавательно - речевого развития дошкольников на протяжении многих лет, педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных технологий и методик, необходимых для организации образовательного процесса по 3
развитию речи дошкольников. Но многие методики, дидактические пособия, наглядно – иллюстративный материал, которые были рекомендованы к использованию воспитателями, перестали отвечать современным требованиям к организации воспитательно – образовательного процесса, и, в том числе, познавательно – речевого развития дошкольников. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по формированию коммуникативных навыков и творческого воображения детей дошкольного возраста с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей технологий, методических приёмов, средств. Необходимо внести изменения в практику деятельности педагогов, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса, способствовать мотивации к творчеству, повышению профессионализма. Так, подводя итоги анализа речевого развития детей, наши педагоги столкнулись с тем, что речь дошкольников недостаточно развита, о чём говорит сравнительный мониторинг речевого развития воспитанников ДОУ за 2010-2011учебный год: 4
Необходимо было решать задачи развития речи детей дошкольного возраста, в том числе: научить не просто говорить, а связно излагать свои мысли, описывать, сочинять, рассказывать, таким образом, педагогический коллектив ДОУ был вовлечен в поиск эффективных методик. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, мы пришли к выводу, что применение технологии ТРИЗ позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей, потому что методы и приёмы технологии ТРИЗ и РТВ : мозговой штурм, эмпатия, морфологический анализ, метод фокальных объектов, методика формирования классификационных навыков и т.д., направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей, и, конечно, речи дошкольников. Не секрет, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности детей дошкольного возраста. Таким образом, педагогический коллектив нашего детского сада направил свою деятельность на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, развитие творческих способностей, а также создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
2. Цели проекта:
5
 Создание единого языкового пространства «Детский сад и семья», способствующего развитию творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.  Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с родителями.
3.Задачи:
С педагогами:  Разработка и апробация системы перспективного планирования образовательной деятельности по области «Коммуникация», циклов конспектов образовательной деятельности и мероприятий по речевому развитию.  Повышение уровня сформированности коммуникативной компетентности педагогов ДОУ как средства повышения уровня имиджа ДОУ.  Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов для обеспечения качества работы по развитию речи и творческих способностей детей дошкольного возраста. С детьми:  Повышение эффективности работы по формированию коммуникативных умений и навыков, культуры общения, творческих способностей детей дошкольного возраста.  Организация дополнительной работы с детьми, направленной на формирование интереса к родному языку, его истории, культуре, традициям через установление связей с социумом(детская библиотека). С родителями:  Разработка механизмов взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих активизации роли родителей в развитии речи и творческих способностей детей дошкольного возраста. 6
 Создание условий для активного участия родителей в совместной с детьми речевой и продуктивной деятельности. Среда:  Обновление и оптимизация условий создания современной предметно развивающей среды для организации работы по развитию коммуникативных навыков, культуры общения и творческих способностей детей дошкольного возраста. Социум:  Взаимодействие с социумом в работе по формированию у дошкольников коммуникативных навыков и творческих способностей (детская библиотека, АРИПК, педагогический колледж, АГУ).
4.Проблемное поле:

Формулировка

проблем

Способы

решения проблем

1 группа:

Пассивность

педагогов

в использовании

развивающих

возможностей

современных

педагогических

технологий
 Организация выставок - конкурсов конспектов различных видов НОД, сценариев и т.д.  Взаимопосещения различных форм непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация».  Разработка диагностических материалов, системы планирования.  Создание инициативной группы педагогов.  Стимулирование педагогов.  Защита проектов на педагогическом совете.  Получение дополнительного образования по проблеме .
2 группа:

Недостаточная

заинтересованн

ость родителей

в совместной

деятельности и

включение в

педагогический

процесс

МБДОУ.
 Организация конкурсов и выставок совместных работ по речевому развитию: (конкурс сочинений, детских поздравлений и пожеланий к праздникам, самодельных книжек и т.д.).  Диспуты и развлечения на тему: «Говорим правильно».  Вовлечение родителей в познавательный процесс по сбору информации к конкурсу «Продолжите пословицу».  Организация обучающих семинаров, консультаций.
5.

Ожидаемые результаты:


Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста будет эффективным лишь в том случае, если они будут представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому воспитаннику для 7
практического овладения разговорной речью, выбрать такие методы, приёмы и формы организации образовательной деятельности, которые позволили бы детям проявлять свою речевую активность, свое словотворчество. Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29», на основе изучения современных инновационных технологий и методической литературы по данной проблеме, определил основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте, в связи, с чем
ожидаемыми результатами
для нас являются: 8
9

6. Продукт проекта:
 Инновационные педагогические проекты педагогов ДОУ по развитию речи и творческих способностей дошкольников, основанные на принципе интеграции образовательных областей, в соответствии с ФГТ.  Система планирования познавательно - речевой деятельности.  Обновление и пополнение речевой предметно - развивающей среды.  Выпуск газеты для родителей «Учимся сами, учим, играя».  Сборник методических рекомендаций для родителей и воспитателей по теме проекта.
7. Критерии результативности проекта:
Оценка эффективности методической работы МБДОУ по следующим критериям:  Научная обоснованность.  Системность.  Дифференциация.  Этапность.
8. Этапы исследования (педагогический эксперимент):

№ Наименование

этапа

инновационной

деятельности

Цель этапа

Содержание деятельности

1.
Первый этап «Констатирующи й» Изучение и анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, гипотезы, задач, методики опытно- поисковой работы. -Организация работы творческой группы по апробации и внедрению технологий развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста; -Мониторинг развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста; -Анкетирование родителей по данному вопросу; -Изучение, анализ и осмысление теоретико-методологических основ 10
формирования коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста; -Выявление компетентности и организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива по данной проблеме. -Анализ речевой предметно – развивающей среды
2.
Второй этап «Формирующий» Разработка и реализация нетрадиционных форм и методов работы с детьми, родителями -Систематизация образовательной работы педагогического коллектива, обеспечивающей формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. -Разработка и создание перспективного планирования познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста. -Корректировка речевой предметно – развивающей среды. -Организация, информирование о целях и задачах, формах работы и привлечение родителей к нетрадиционным формам сотрудничества; -Организация сотрудничества с учреждениями социума по развитию речи и творческих способностей дошкольников; -Внедрение технологии контроля процесса развития речи и творческих способностей дошкольников.
3.
Третий этап «Обобщающий» Обработку и систематизацию материала, полученных результатов, оформление материалов проекта. -Презентация проектов педагогов; -Анкетирование родителей, -Организация и проведение «Круглого стола» по проблеме развития речи и творческих способностей детей дошкольного возраста с участием родителей и представителей учреждений социума 11

9.Функциональная структура управления проектом
12

10.
Ресурсное обеспечение проекта:


п/п

Ресурсы

Планируемые мероприятия

1

Кадровые
 создание творческой группы педагогов, в составе которой будут 6 воспитателей дошкольных групп и 2 специалиста, старший воспитатель. Из них: 7 педагогов – с высшей категорией. Стаж работы у 80 % педагогов более 20 лет. Уровень профессионализма достаточно высокий;
2

Научно-

методические
 подбор печатных теоретических материалов по развитию речевой и познавательной деятельности, образовательная область «Коммуникация»;  методическое сопровождение проектной деятельности;  разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека схем и моделей, и т.п.);  самообразование педагогов, курсовая подготовка в АРИПК.
3

Организационные
 организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;  разработка Положений о выставках – конкурсах сказок, сочиненных родителями и детьми «Сказки осеннего леса», «Зимняя фантазия» и выставки – конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми»;  определение критериев эффективности реализации проекта, повышения профессионализма педагогов в организации познавательно - речевой деятельности.
4

Информационные
 использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;  консультации и семинары по педагогическому проектированию;  знакомство родителей с проблемой на общем собрании;  создание банка методических материалов.  Организация работы консультативного пункта «Малышок» (для родителей, воспитывающих детей на дому) по познавательно-речевому развитию
5

Мотивационные
 разработка системы материального стимулирования педагогов- участников проекта;  организация выставок – конкурсов сказок, сочиненных родителями и детьми «Сказки осеннего леса», «Зимняя фантазия» и выставки – конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми»;  накопление и обобщение педагогического опыта;  повышение квалификационных категорий педагогов.
6

Материально-

технические
 подключение Интернета в МБДОУ, создание сайта МБДОУ;  размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ;  выпуск газеты МБДОУ №29 «Учимся сами, учим, играя», организация презентаций по результатам реализации проекта
7

Финансовые
 материальное поощрение педагогов по результатам выставок- конкурсов; 13
 оплата услуг Интернета;  приобретение методических материалов по области «Коммуникация» (речевое развитие);
11.План реализации проекта:
I этап - Подготовительный
Сроки

Содержание

Ответственные

Май-июнь
Анализ ситуации по реализации образовательной области «Коммуникация» (речевое развитие – анализ сводных данных мониторинга на конец учебного года). Педагоги, старший воспитатель
Июнь - июль
Изучение ФГТ в области «Коммуникация» (речевое развитие) - изучение образовательной программы ДОУ Педагоги, старший воспитатель
Июль-август
Подбор психолого- педагогической и методической литературы по проблеме проекта, пополнение картотеки Старший воспитатель
Август-сентябрь
Разработка системы перспективного планирования по образовательной области «Коммуникация» (речевое развитие) Старший воспитатель
Сентябрь-

октябрь
-Разработка и апробация цикла конспектов НОД в области «Коммуникация» -Организация работы консультативного пункта «Малышок» по проблемам речевого развития детей дошкольного возраста. Педагоги, творческая группа
Октябрь
Консультация: на тему: «Основные принципы построения предметно-развивающей речевой среды». Заведующая
Октябрь- ноябрь
Семинар-практикум «Игровые технологии в развитии речи дошкольников» (с использованием методик активизации педагогов) старший воспитатель
Ноябрь
Сообщение из опыта работы и мастер-класс «Организация образовательной деятельности с детьми по развитию речи». Воспитатели подготовительной.гр.
Декабрь
Разработка критериев конкурса для воспитателей «Педагогический проект» и выставки – конкурса книжек для малышей «Хотим быть здоровыми». Члены творческой группы
Январь.
Анализ реализации подготовительного этапа проекта. Корректировка второго – практического (основного) этапа проекта. старший воспитатель, члены творческой группы II этап- Основной
Январь-февраль

Диагностика речевого развития детей.

Старший воспитатель

Февраль- март
Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста по теме «Мой родной язык» воспитатели, старший воспитатель
Март
Совместное с родителями, детьми и педагогами изготовление и пополнение схем, моделей. Воспитатели
Март
Конкурс среди возрастных групп МБДОУ - «Книжкин дом» воспитатели, дети
Март- апрель
Организация выставки творческих работ детей старшего дошкольного возраста по теме: «Как я учу говорить правильно свою любимую куклу». воспитатели, дети
В течении всего

периода
Взаимодействие с родителями: - Анкетирование. -Групповые родительские собрания. -Оформление папок - передвижек с материалами для чтения в домашнем кругу. Старший воспитатель 14
- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ, детских книжек и т.п. III этап - Заключительный -Организация работы творческой группы
Апрель-май

Презентация педагогических проектов по

речевому развитию дошкольников для педагогов

других ДОУ

Старший воспитатель педагоги

Апрель-май
-Подготовка пакета методических материалов по разработке перспективного планирования по образовательной области «Коммуникация» (речевое развитие). Старший воспитатель, члены творческой группы
Май
-Показ открытых мероприятий для педагогов детских садов города. -Выпуск газеты МБДОУ «Улыбка» на тему: «Учимся сами, учим, играя» Старший воспитатель, педагоги ДОУ
Май
-Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности. -Составление перспективного планирования образовательной познавательно - речевой деятельности Старший воспитатель
Июнь
Анализ реализации педагогических проектов и проекта в целом, итоговый педагогический совет. Старший воспитатель, заведующая
Проходит на

протяжении

всего

времени

проекта
-Обновление информации в методическом уголке (один раз в месяц); - постоянно действующий «Круглый стол» для воспитателей всех возрастных групп по проблеме проекта ДОУ; -Разработка и пополнение картотеки методических разработок для распространения опыта педагогов Старший воспитатель, воспитатели
12.Перспективы распространения результатов проекта:
 Презентация педагогических проектов на городском уровне.  Показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов детских садов города.  Публикация методических материалов по теме проекта (критерии, показатели и уровни развития творческих способностей детей дошкольного возраста, диагностический инструментарий по их выявлению, описание передового педагогического опыта МБДОУ №29 по данной проблеме и др.)  Размещение методических материалов на информационном сайте МБДОУ. 15
 Описание опыта работы и выступление на городском и республиканском уровне (конференции, педагогические чтения и т.п.)
Л

итература
Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. 288с. – Библиограф.: 2802886 с. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. № 3. – С. 102109. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. Новоселовой С.Л. М.: Просвещение, 2003. 286с. Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк.вос. М.: Изд. АПИ, 2003.152с. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с. Библиогр.: 410 413 с. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. – 54 с. Библиогр.: 53 с. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е.Е. Кравцова. М., 1996. 118 с. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до семнадцати лет) [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 1996. – 186с. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева Иркутск, 2000. – 350 с. Библиогр.: 338348 с. Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. – 2е изд. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 253 с. 16
Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра. [Текст] / И.И. Мамайчук СПб., 2008. – 126 с. Библиогр.: 124126 с. Немов, Р.С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. [Текст] / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 2003. – 442 с. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. – М.: Канон+, 2006. – 183 с. – Библиограф.: 182 с. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. [Текст] / Под.ред. В.А. Петровского.М.: Аспект Прес, 1995.152с. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. – 200 с. Библиогр.: 195198 с. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. М: Педагогика, 2003. 216 с. Библиогр.: 212214 с. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина М.: Академия, 2005. – 248 с. Библиогр.: 238246 с. Смирнова Е.О. Детская психология. [Текст] / Е.О. Смирнова М.: Владос, 2003. – 386 с. Библиогр.: 378383 с. Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] – Свердловск, 1990. – 137 с. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности.:Межвузовский сборник трудов. [Текст] / Под ред. А.Н. Троян, Н.Д. Ватутиной. Свердловск: УГПИ, 2008.137с. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. [Текст] / Е.В. Субботский М.: Просвещение, 1991. 207 с. 17
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр « Академия», 1997.96с. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина М.: Просвещение, 1995. Фадеева, Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ [Текст] / Е.М. Фадеева // Управление ДОУ. – 2006. №7. – С.7076. Швайко, Г.С. Совет педагогов [Текст] / Г.С. Швайко // Ребёнок в детском саду. – 2004. №1. – С. 2429. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск, 1991. Ардашева Н. И. и др. Истории про… - Ульяновск. – М., 1991. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. Гин А. А. «Да» и «нет» говорите… // Педагогика+ТРИЗ. – Гомель, 1997. Вып. Гин С. И. Мир фантазии. – М., 2000. Гин С. И. Мир человека. М., 1993.Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А. И. Никашин. – Ростов н/Д, 1991. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. психологии. 1993. № 2. «Золотой ключик» творческого мышления / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Челябинск, 2000. Киплинг Р. Сказки. – М., 1986. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн., 2000. Ладошкина С. Ч. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста. – Новосибирск, 1990. Ладошкина С. Н. Сказочные задачи. – Новосибирск, 1990. 18
Мурошковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинки без запинки. СПб, 1995. Мурашковска И. Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». – Гомель, 1997. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником // Познание. – Рига. 1993. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. 1993. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1987. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск. 1998. Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск. 1997. Страунинг А. М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск. 1995. Творческие задания в работе с дошкольниками / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Челябинск. 2000. И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989 Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994 Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/ Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995 Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993. Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992. Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166 Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность» 19
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995 Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. - 80с. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4. 20