"Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи"
Автор: Мельникова Лариса Геннадьевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №6
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: Актуальные вопросы дошкольного образования
Тема: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи"
Мельникова Л.Г.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования
средствами живописи.
Мельникова Лариса Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ ДС №6
г.Кузнецка Пензенской области.
Художествено-эстетическое воспитание дошкольников одна из главных, требующих
отдельного внимания проблем современного образования.
Использование живописи как
вида изобразительного искусства,очень интересная и актуальная тема в практике
дошкольной педагогике.
Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа
педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Художественно-эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в
дошкольной педагогике. Отдельные стороны этой проблемы раскрываются в работах
известных педагогов: А.С.Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский,
К.Д.Ушинский.
Особая роль в
художественно-эстетическом воспитании детей, педагоги отводят
искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных
явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к
сопереживанию, к осуждению зла.
Художественно -э стетическое воспитание не является изолированной областью
педагогики, оно взаимодействует со всеми её сторонами. В.Н. Шацкая отмечает: «…
педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в
окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях
искусства». Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и
активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически
развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от
эстетического воспитания.
Задачи
художественно -
эстетического воспитания непосредственного связанны с
формированием морального облика ребёнка – дошкольника. Научить малыша различать
добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков,
красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
В современных условиях перед воспитателем выдвигаются несколько групп задач
связанных с эстетическим воспитанием детей, среди которых важное значение придаётся
развитию художественно – творческих способностей детей. Их деятельность, связанная с
искусством, должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением,
творческим воображением, инициативой. Работа в детском саду строится в соответствии с
требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы»
(авт.Н.Е.Веракса
),
в ней указывается на то, что чем больше эстетически развит ребёнок,
тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развёртывается его
творческая деятельность. Исследователи отмечают, для того чтобы научиться понимать
прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления
элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо
определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Большое значение в эстетическом воспитании детей, как указывается педагогами имеет
живопись. Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с
помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство
художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и
чувства зрителей. Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными
жанрами: пейзаж, портрет бытовой, исторический, натюрморт.
В соответствии с программой в младшей группе начинается знакомство с книжной
иллюстрацией, некоторыми односложными натюрмортами и даже пейзажем близким по
восприятию к опыту детей.
В возрасте четырёх лет, отмечаются изменения детей, их учат воспринимать уже форму
предметов, изображённых на картинах, замечать выразительность позы, жестов. С
пятилетнего возраста учат детей рассказывать о том, что они видят на картине. С детьми
шести – семилетнего возраста необходимо продолжить работу над умением понимать
содержательные и выразительные стороны живописного произведении, устанавливать
взаимосвязь между содержанием и выразительными средствами.
Программа эстетического воспитания предполагает формирование восприятия,
воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые
содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их
развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий:
объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности
возраста ребёнка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности
педагога.
Выше изложенное указывает на актуальность выбранной темы: «
Художественно-
эстетическое воспитание дошкольников на занятиях изодеятельности средствами
живописи»
Список литературы:
1. Школа рисования. Пейзаж. Под редакцией НабукинаЮ.А., Мир книги.
Москва 2005г.
2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.,1971.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк. 2-е изд. – М.,1967.
4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч.: В 10т.-
М., 1950.
6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.
7. Комарова Т.С., ЗацепинаМ.Б. Художественная культура.
Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет. – М.: Аркти, 2003.
8. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. М. ,1967.
10. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г.
11. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. Москва., 1986 г.
12. Шедевры живописи в Эрмитаже. Составитель альбома. Новосельская
И. Н. Ленинград,1972.
13. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – М., 2000.-115с.
14.Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.