"Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи"

Автор: Мельникова Лариса Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №6
Населённый пункт: город Кузнецк, Пензенская область
Наименование материала: Актуальные вопросы дошкольного образования
Тема: "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мельникова Л.Г.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования

средствами живописи.
Мельникова Лариса Геннадьевна, воспитатель МБДОУ ДС №6 г.Кузнецка Пензенской области. Художествено-эстетическое воспитание дошкольников одна из главных, требующих отдельного внимания проблем современного образования. Использование живописи как вида изобразительного искусства,очень интересная и актуальная тема в практике дошкольной педагогике. Внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует тщательного анализа педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Отдельные стороны этой проблемы раскрываются в работах известных педагогов: А.С.Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский. Особая роль в художественно-эстетическом воспитании детей, педагоги отводят искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Художественно -э стетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, оно взаимодействует со всеми её сторонами. В.Н. Шацкая отмечает: «… педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства». Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи художественно - эстетического воспитания непосредственного связанны с формированием морального облика ребёнка – дошкольника. Научить малыша различать
добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. В современных условиях перед воспитателем выдвигаются несколько групп задач связанных с эстетическим воспитанием детей, среди которых важное значение придаётся развитию художественно – творческих способностей детей. Их деятельность, связанная с искусством, должна быть непринуждённой, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» (авт.Н.Е.Веракса ), в ней указывается на то, что чем больше эстетически развит ребёнок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развёртывается его творческая деятельность. Исследователи отмечают, для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов. Большое значение в эстетическом воспитании детей, как указывается педагогами имеет живопись. Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами: пейзаж, портрет бытовой, исторический, натюрморт. В соответствии с программой в младшей группе начинается знакомство с книжной иллюстрацией, некоторыми односложными натюрмортами и даже пейзажем близким по восприятию к опыту детей. В возрасте четырёх лет, отмечаются изменения детей, их учат воспринимать уже форму предметов, изображённых на картинах, замечать выразительность позы, жестов. С пятилетнего возраста учат детей рассказывать о том, что они видят на картине. С детьми шести – семилетнего возраста необходимо продолжить работу над умением понимать содержательные и выразительные стороны живописного произведении, устанавливать взаимосвязь между содержанием и выразительными средствами. Программа эстетического воспитания предполагает формирование восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности
возраста ребёнка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога. Выше изложенное указывает на актуальность выбранной темы: « Художественно- эстетическое воспитание дошкольников на занятиях изодеятельности средствами живописи» Список литературы: 1. Школа рисования. Пейзаж. Под редакцией НабукинаЮ.А., Мир книги. Москва 2005г. 2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.,1971. 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд. – М.,1967. 4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979. 5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч.: В 10т.- М., 1950. 6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995. 7. Комарова Т.С., ЗацепинаМ.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5 – 7 лет. – М.: Аркти, 2003. 8. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г. 9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М. ,1967. 10. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г. 11. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. Москва., 1986 г. 12. Шедевры живописи в Эрмитаже. Составитель альбома. Новосельская И. Н. Ленинград,1972. 13. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – М., 2000.-115с. 14.Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.