Напоминание

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе

Автор: Никитина Регина Ниязовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Когалым, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»

-

Познавательно исследовательская

деятельность во второй младшей группе

Воспитатель

Никитина Р.Н.

, 2021

Когалым

Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования

самосознания.

От

спонтанных

действий

с

предметами

происходит

переход

к

целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование

когнитивных и исследовательских навыков является одной из основных образовательных

задач занятий во второй младшей группе детского сада.

Развитие познавательных способностей детей является одним из основных

направлений

работы

педагога

согласно

Федеральному

государственному

образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах

окружающего

мира,

их

качествах

и

свойствах

должно

осуществляться

в

соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей в

возрасте 3–4 лет характерны:

Любознательность.

Малыши активно изучают новые предметы и с интересом

расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.

Проявление

самостоятельности.

Педагог

должен

поощрять

стремление

дошкольников к приобретению новых знаний.

Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что

вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго

удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой

смене исследуемых предметов или видов изучения.

Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне

прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для

детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений

и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.

Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог

прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.

Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и

наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению

словарного запаса.

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем

большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность

его воображения.

Выготский Л. С.

Цель и задачи

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и

накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и

желание

самостоятельного

познания. Целью

познавательно-исследовательской

деятельности

в

детском

саду

является

развитие

исследовательского

типа

мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта

и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное

самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

развитие интереса к окружающему миру;

формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме,

цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об

увиденном), словарного запаса;

создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой

моторики.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на

занятиях различных видов:

по ознакомлению с окружающим миром (исследование различных предметов,

явлений природы, веществ);

на музыкальных занятиях (знакомство с музыкальными инструментами и их

звучанием, возможностями голоса);

на физкультуре (изучение и применение свойств предметов из резины, пластмассы,

дерева — мячи, обручи, кегли, скакалки и др.);

во время самостоятельной игровой деятельности (экспериментальная деятельность с

различными по форме и строению игрушками);

на

прогулках

(проведение

наблюдений

за

погодой,

природными

явлениями,

растениями и животными на территории детского сада).

Приёмы.

Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы

организации исследовательской деятельности детей:

Наблюдения. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить

наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем

воздухе во время прогулки. Наблюдение является одной из активных практик научно-

исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается

непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте

в течение длительного времени.

Решение проблемных ситуаций. Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей

группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку

детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать

результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у

дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.

Беседы.

Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности,

развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими

дошкольниками, в основе которых — изложение опыта детей. Например, «Какой мячик

выше подпрыгивал на занятии физкультурой — резиновый или кожаный?», «Что

происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка

лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной

на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами

деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание

иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).

Опыты и эксперименты. Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период

раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной

деятельности

к

целенаправленной.

Дошкольники

с

удовольствием

участвуют

в

проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят

опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями.

Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может

осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка

дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения

опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии

любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе

совместного исследования.

Проекты.

Проектная

деятельность

с

воспитанниками

второй

младшей

группы

предполагает совместную работу детей и педагога и/или родителей. Взрослый помогает

составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и

при необходимости направляя его активность. Проект является синтезом различных форм

детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой.

Использование ТРИЗ-технологий. Элементы теории решения изобретательских задач

(ТРИЗ) используются в насыщении игровой деятельности детей исследовательской

активностью. Применение ТРИЗ-методики способствует формированию творческого

мышления у дошкольников, учит не бояться принимать решения и проверять их

правильность опытным путём.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей

группе детского сада

Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо

предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты

во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную

исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками

используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности»,

«Что такое снег?»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить

из

глины»),

музыкальных

(«Как

звучат

колокольчики

металлические,

глиняные,

фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.

В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает

младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение

всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети

начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель

применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно

тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.

При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности

младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько

отдельных

этапов.

Процесс

изучения

может

прерываться

для

профилактики

переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).

Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира,

он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых

знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен

бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и

активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог

успешного обучения и освоения профессии в будущем.