"Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ"

Автор: Никитина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе ДОУ"
Дата публикации: 04.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Комплексное использование оздоровительных мероприятий в

образовательном процессе ДОУ.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни. Именно на дошкольный возраст приходится период его интенсивного развития. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится об усилении внимания к занятиям физкультурой, о проведении систематической работы по здоровьесбережению в ДОУ. Проблема охраны здоровья и физического развития дошкольника находит отражение в целях и задачах нашей работы, которую мы проводим ежедневно. Работая с детьми дошкольного возраста, необходимо создать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. В новом учебном году, я начала работать с детьми второй младшей группы и поставила перед собой следующие задачи, а именно:  Сохранение и укрепление здоровья детей.  Формирование привычки к здоровому образу жизни.  Профилактика нарушений зрения, простудных заболеваний.  Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.  Привитие культурно-гигиенических навыков.  Осознание и осмысление собственного «я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков.  Развитие умения снять усталость, улучшить осанку, стать спокойнее.  Оздоровление организма посредством приобретения навыка правильного дыхания.  Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами. Свою работу я начала с обогащения развивающей предметно- пространственной среды. Были подобраны произведения художественной литературы: «Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковский, «Про девочку, которая плохо кушала» С.Маршак, «Девочка чумазая» А.Барто, стихи З.Александрова. Подобраны мультипликационные фильмы по теме из серии «Азбука здоровья. Смешарики», «Мойдодыр», «Айболит». Изготовлены картотеки: «Оздоровительные игры», «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»; «Игры на развитие речевого дыхания».
Был оформлен спортивный уголок, изготовлено и приобретено нетрадиционное спортивное оборудование: массажные коврики, мешочки для осанки, кольцеброс «Гусь», тренажеры для ступней ног, массажные мячики «Су-джок». С начала учебного года, нами была выстроена система по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни: -ежедневно проводилась утренняя гимнастика, которая способствует укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. -занятия по физической культуры, которые формируют двигательные умения и навыки, развивают физические качества дошкольников; -занятия в плавательном бассейне детского сада, которые создают основу для разностороннего физического развития, ребята обучаются плаванию, происходит закаливание и укрепление детского организма; Для дыхательной гимнастики были изготовлены интересные пособия «Сдуй бабочку», «Футбол», с которыми дети с удовольствием играли; Пальчиковая и артикуляционная гимнастика проводилась не только как часть занятия, но и в других режимных моментах. Ежедневно проводилась гимнастика после сна с использованием нетрадиционного спортивного оборудования, которая способствует быстрому и комфортному пробуждению детей после сна. В течении дня ребята играли в подвижные игры, которые способствуют сближению и объединению детей, поднимают настроение. Игры воспитывают организованность, внимание, развивают физические качества. В системе проводились закаливающие процедуры, повышающие устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Ребята научились элементарным основам самомассажа, который помогает снять усталость, поднять настроение. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, подчеркивается важность одного из принципов дошкольного образования – сотрудничество с семьёй, которое должно быть основано на личностно-ориентированном взаимодействии. Для родителей были подобраны различные консультации и папки- передвижки на тему здоровья и здоровьесбережения: «Спорт и дети», «Домашний стадион», «Как сохранить здоровье ребенка», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты», «Путь к здоровому образу жизни», «Здоровое питание», «Движение это жизнь», «Дыхание и здоровье». В течение учебного года был реализован проект «Быть здоровыми хотим!», целью которого было - формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом, потребности в получении знаний и
способов сохранения и укрепления здоровья. Был проведен спортивный досуг «Быть здоровыми хотим! Цель досуга: п ривлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга, формирование здорового образа жизни семьи, воспитание физической культуры и нравственной сплоченности, развитие спортивных и двигательных навыков. Для того, чтобы разнообразить двигательную деятельность детей в зимнее время года, родители группы изготовили разнообразные снежные постройки. В конце учебного года прошел круглый стол: «Формирование здорового образа жизни в семье». Цель: пропаганда ЗОЖ, объединение усилий в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. В дальнейшем работа в данном направлении будет продолжена, так как она интересна как детям, так и взрослым. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в образовательном процессе позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Данная работа поможет сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Используемая литература: Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: программа оздоровления дошкольников Программа развития.-М.:Сфера, 2007.-208ст. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие.- М.АРКТИ, 2002.-64ст. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.- М.:АРКТИ,2000.-112ст. .