"Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в процессе групповой деятельности"

Автор: Съедугина Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в процессе групповой деятельности"
Дата публикации: 05.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения подразумевают под образовательным результатом «приращения» в личностных ресурсах учащихся, которые могут быть использованы при решении проблем, значимых для каждой конкретной личности. Соответственно, в деятельности учителя должны быть отобраны такие методы и технологии, которые способствуют формированию у учащихся универсальных учебных действий и ценностных ориентаций. Введение новых форм деятельности приводит к перестройке системы отношений участников образовательного процесса. Личность педагога существует и проявляет себя в коллективной деятельности, в условиях диалога, сотрудничества субъектов – индивидуальностей. Учитель и ученик осуществляют совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов учебно- поисковой деятельности, направленной на решение учебной задачи. Степень и формы участия в ней каждой их сторон не остаются постоянными – они определяются фактическими возможностями ученика, по мере расширения которых учитель передает ему новые составляющие деятельности. Однако, учебно-поисковая деятельность считается более эффективной, если она осуществляется в результате взаимодействия учащихся между собой. В ходе такого обучения повышается не только качество усвоения материала, но и вырабатываются психологическая совместимость членов классного коллектива, формы и способы взаимодействия с товарищами. Учебно-поисковая деятельность сама по своей сути является коллективно- распределенной, т. к. предполагает подбор различных подходов к решению задачи, выбор оптимального и оценку результата. Это вызывает у учащихся взаимный интерес к работе друг друга, побуждает к анализу и оценке проделанной работы. Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Модель взаимодействия с одноклассниками более эффективна и в том плане, что учащийся, получая замечания от такого же ученика, как и он сам, менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях исправить эти ошибки, успешно справляется с заданиями на уроке и на контрольной работе. Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки
учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские навыки, рефлексивные способности, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь. Организация групповой работы начинается с формирования групп. Группы могут формироваться как учителем, так и самими учащимися. Количество человек в группе может быть различным (3-7 человек). Состав групп и критерии отбора в группу должны постоянно меняться, чтобы дети имели возможность общаться со всеми членами коллектива. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:  Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;  Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща;  Задания в группе выполняются таким образом, чтобы была возможность оценить индивидуальный вклад каждого члена группы. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: I. Подготовка к выполнению группового задания:  Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);  Инструктаж о последовательности работы;  Раздача дидактического материала по группам. II. Групповая работа:  Знакомство с материалом, планирование работы в группе;  Распределение заданий внутри группы;  Индивидуальное выполнение задания;  Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;  Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);  Подведение итогов группового задания. III. Заключительная часть:  Сообщение о результатах работы в группах;  Анализ познавательной задачи, рефлексия;  Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить «готовые» правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно. Примерные правила могут быть следующими: 1. Объединитесь по группам быстро и тихо. 2. Принесите необходимые материалы. 3. Говорите тихо. 4. Слушайте, когда кто-то говорит.
5. Знайте свое задание. 6. Оставайтесь в своей группе, пока не пришло время делать другую работу. При объединении усилий детей в решении поставленной задачи (проблемы):  Возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;  Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, меньше времени тратится на формирование знаний, умений;  Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;  Ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;  Меняется характер взаимоотношений между учениками, возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга, возрастает способность адекватно оценивать свои и чужие возможности;  Ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, учет позиции других людей;  Учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;  Воспитательная работа учителя становится необходимым условием групповой деятельности, т. к. все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений. Учитель может сделать работу в группах более эффективной, если:  Содержание учебных заданий будет соединять в себе практическую, интеллектуальную, эмоционально-оценочную деятельность;  Деятельность учащихся будет направлена на решение задач, проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;  На уроке будет поддерживаться атмосфера, позволяющая придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией. Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально. Дети всегда готовы поделиться друг с другом тем, что они хорошо знают. Учащиеся совместно занимаются конкретным, интересующим их делом, следовательно, сохраняется интерес к познанию. В ходе групповой работы дети не только имеют возможность общаться и обмениваться своими мнениями, но и оказывают взаимопомощь в решении общих задач, учатся слушать и понимать друг друга, вступать в диалог,
задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Кроме явно прослеживающихся, формируются и развиваются такие умения, как:  Осмысление собственной деятельности, ее самооценка и взаимооценка деятельности товарищей в группе;  Вычленение главного из собранной общими усилиями информации;  Установление причинно-следственных связей, нахождение и сравнение разных способов решения проблемы;  Прогнозирование последствий решения (или не решения) проблемы. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. Учитель должен помнить, как важно сохранить стремление ребенка к коммуникации и взаимодействию, к самостоятельности и активности в изучении нового, к инициативе и творчеству.
Литература
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.. 1986. 2. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования /У Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5-14. 3. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.. 1989. 4. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес . М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. 5. Носова И. В. Особенности работы в малых группах. –//Начальная школа плюс до и после. 2004. №6. С. 69 6. Полуянов Ю. А. Развитие взаимопонимания между детьми в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1983. 7. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 2 9. Хуторской А. В. Деятельность как содержание образования [Текст] // Народное образование. 2003. №8. С. 107-114. 10.Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985. 11.Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя [Текст] // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 27-40. 12.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. 160 с.