Автор: Митина Галина Владимировна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?"
Тема: «Вы скажите нам, откуда
появилось это чудо?»
Составила: Митина Г. В.
г Ангарск 2015г
Цель: формирование знаний об особенностях росписи игрушек, колорите,
основных элементах узора.
Задачи:1. Продолжать учить детей рассматривать игрушки, выделяя детали
узора (колечки, круги, точки, линии).
Упражнять в рисовании кругов безотрывными линиями всем ворсом
кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и черточек
концом кисти.
Учить использовать маленькие ватные тампоны для выполнения
мелких элементов узора (точки, черточки, грива, копыта).
Учить самостоятельно выбирать цвета для узора.
2. Учить обращать внимание детей на тесную связь народных
традиций, декоративно – прикладного искусства, музыки и устного
народного творчества. Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
3. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров –
умельцев.
Материалы для занятия: дымковские игрушки, фотоиллюстрации, модели
дымковских коней, гуашь, кисти, ватные палочки.
Ход занятия: Вводная часть
Воспитатель: «Дорогие ребята! Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Мы
пойдём в музей. А вы когда – нибудь бывали в музеях?
Основная часть
Воспитатель: «В Москве музеев много, и у нас в городе Ангарске тоже есть
музеи. Это художественный музей, музей часов и музей Победы. Все музеи
очень разные, в них собрано много экспонатов. Мы сегодня пойдём не в
большой музей, а в музеё нашего детского сада. Там вы увидите очень красивые
вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать»?
Чтение отрывка из стихотворения А. Дьякова «Весёлая дымка».
«Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может где – то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь…»
Итак, сегодня выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие,
нарядные. Как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе
Дымково рядом с русским городом Вяткой.
«Как – то вятичи дружки сели в праздник у реки
Кто – то сделал индюка – распушенные бока,
У кого – то глина стала вдруг павлином.
Кто – то вылепил синицу – сразу стало веселей,
Мастера и мастерицы появились на селе.»
Раньше русские люди верили, что у них есть много богов – покровителей.
Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать
его в виде коня. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали
красный круг – символ красного солнца.
«Кони глиняные мчатся на подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.»
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали
раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Под
музыку появляется дымковская игрушка – конь и предлагает детям украсить
узором силуэты коней.
Воспитатель: «Что ж ребята, вы сейчас превратитесь в мастеров.
Посмотрите, для каждого мастера приготовлено рабочее место, проходите и
садитесь. Воспитатель напоминает, как рисовать круги всем ворсом кисти
одним круговым движением. Теперь мелкие детали: грива, хвост, глаза,
копытца. Их можно изобразить с помощью ватных палочек, которые есть на
ваших столах. Обмакните их в чёрную гуашь и отпечатайте на бумаге глаза
коня. Теперь попробуйте с помощью ватной палочки нарисовать
развевающуюся гриву и хвост. Получается? А чем вы украсите коня?
Пожалуйста, подбирайте нужные краски и – за дело!
Во время работы звучит негромкая музыка (попурри мелодий русских
народных песен).
Заключительная часть
Молодцы ребята, вы сегодня были мастерами и ваши кони получились на славу.
Мы сегодня узнали много нового о народных игрушках, и вы показали свои
знания – молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша
родина Россия и что богата она талантами.