"Явления природы"

Автор: Серебрянникова Наталья Фаритовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Агрыз, Республика Татарстан
Наименование материала: разработка открытого урока по географии 5 класс
Тема: "Явления природы"
Дата публикации: 06.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Предмет: География Учитель:Серебрянникова Наталья Фаритовна МБОУ СОШ №4, г.Агрыз, РТ. Класс: 5 Тип урока: Открытие нового знания.
План конспект урока по теме:

Тема:
Явления погоды.
Цель урока:
Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:

Образовательные:
Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года
Развивающие:
Развитие представления учащихся о многообразии явлений погоды в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать через элементы музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при групповой работе.
Планируемый результат:

Предметные

Знать

Уметь
Что такое погода, явление, характерные признаки явлений погоды в разные времена года. Формулировать определение-«погода», «явление», называть явления погоды, уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностные
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока.
Метапредметные
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану.
Основные понятия
Погода, явление, разнообразие явлений погоды по временам года.
Межпредметные связи
биология
Ресурсы:

-основные

-дополнительные
Учебник по природоведению, 5 класс/ А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. мультимедиа установка, компьютер; карточки с изображением времен года, явлений природы

Организация пространства
Групповая, индивидуальная
Технология

проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД
Проблематизация, актуализация, мотивация.
Цель: подведение

учеников к цели

урока, мотивация.
Включение в учебную деятельность. Добрый день, ребята, начинаем наш урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поэтому надеюсь, что каждый из вас покажет ,насколько активно и умело, вы можете работать на уроке. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем). Голубое, голубое! Голубее не бывает! И неспешною гурьбою Облака на нем летают (небо) Он может лить и сеять, И просто так идет, Летать он не умеет, А в небе ведь живет! (дождь) Дождь не шел сегодня ночью, Звездочки мерцали, А на травке и листочках Капли засверкали! (роса) О, наше яркое светило, Источник жизни на Земле! Все без тебя бы камнем было И пребывало бы во мгле! (солнце) Если новости идут, То, в обычной моде, Что в конце передают? Точно! – О ...! (
погоде
) - Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами поговорим сегодня на уроке? Отгадывая загадки, вы назвали такие слова , как-дождь, роса, как можно назвать это одним словом? - Молодцы, ребята, теперь давайте попробуем Учащиеся отвечают на вопрос( «О погоде»), формулируют тему урока. Отвечают на вопрос( «явления»)
Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, как она будет звучать? – Какую цель ставим? – Сегодня, ребята, у нас урок-путешествие по временам года. Мы поговорим о явлениях погоды, характерных для каждого времени года. Откройте ваши тетради и запишите тему урока-
«Явления погоды».
«Явления погоды» (узнать о явлениях природы.) Записывают тему в тетради. Освоение нового материала. Первичное ознакомление.
Цель: «Включение»

в целенаправленное

действие.
Ребята, работать мы сегодня будем в группах -группа №1,№ 2, №3 и № 4. Сейчас я предлагаю каждому участнику под №1, взять лист формата А4, в центре листа напишите слово –«ПОГОДА», разделите лист на 4 части, пронумеруйте каждую часть листа от 1 до 4. Сейчас на протяжении 1 минуты, задача каждого участника написать все ассоциации, которые приходят вам в голову произнося слово ПОГОДА. Задание ясно?-Приступаем. После того, как минута закончилась, учащимся предлагается в течение 2-х минут обсудить в группе все ответы по кругу(Континиус Раунд Робин-сингапурский метод), начинает участник №1, у каждого участника по 30 секунд. После обсуждения в группе, по одному выступающему от группы озвучивают все ассоциации возникшие в группе. - Ребята, вы молодцы, справились с заданием хорошо. Теперь подумайте и попробуйте сформулировать определение , ПОГОДА-это… (ответы детей). А сейчас я предлагаю вам посмотреть какое определение приведено у вас в учебнике на стр.75.
ПОГОДА-это состояние нижнего слоя атмосферы в

данном месте и в данный момент.
Давайте вспомним, что такое атмосфера?-это воздух. Молодцы, с понятием погода, мы с вами разобрались, а как вы понимаете слово «явление»? Учащиеся работают в группах. Самостоятельно формулируют определение к слову «ПОГОДА» Открывают учебник на стр.75, озвучивают определение «ПОГОДА-это», записывают его в тетрадь. Формулируют ответ на вопрос «что такое явление»
Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Да, ребята, явление-это изменения которые происходят в природе. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года, для того, чтобы поближе познакомиться с различными явлениями погоды. Готовы? Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холода щеки горят, Любо в лесу мне бежать. Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать.
– Как вы думаете, с какого времени года мы начнем

наше путешествие?
Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик про осень и ответить на вопрос, какое явление погоды мы часто наблюдаем осенью?
Видео про осень.
Послушайте, как описывает осенние дожди писатель Георгий Алексеевич Скребицкий.
“Осенние дожди, совсем не похожи на летние. Дождь

осенний – моросящий, как зарядит сыпать маленькими

капельками на землю, так и будет идти день, два, три, а

может, и неделю, не переставая. И тогда становится

очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и

моросит холодный, нудный дождь”.

– А еще, какое явление природы можно наблюдать

осенью?
Отгадайте загадку. Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. «Да» Слушают стихотворение, отгадывают о каком времени года идет речь. Осень Смотрят видео, отвечают на вопрос(дождь). Слушают Отгадывают загадку.
Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Отработка и закрепление.
Цель: «Включение»

в тренировочную

деятельность.
Растворилось молоко, Стало видно далеко.
(Туман)
Туманы бывают во все времена года. Гуще всего туманы бывают по утрам, когда земля сильно остывает. Осенью они стелются над землей, кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом. Так оно и есть, потому что, облака в небе и туман низко над землей состоят из крохотных капелек воды. – А мы продолжаем своё путешествие. Следующее явление погоды, вам предстоит определить выполняя физкультминутку.
Физкультминутка «Снежинки»

Какое время года мы с вами только что увидели?(зима)

О каком явлении погоды идет речь?(снег, снежинки)

-
Молодцы, ребята. А когда идет сильный снег, можно сказать “валит снег” – как называется это явление природы?
Снегопад.
А по утрам, зимой , деревья бывают одеты в белоснежный серебристый наряд из многочисленных снежинок. Как называется такое явление?
Иней.
А еще, зимой, какие бывают явления?
Мороз
- Мы продолжаем свое путешествие и оказываемся в следующем времени года. Выросла сосулька За ночь у окна. Ручеек забулькал. Что это?...
Весна.
У вас на столах лежат разнообразные картинки, выберите те, которые по вашему мнению имеют отношение к весенним явлениям погоды. Весной, когда повышается температура воздуха, начинают появляться
сосульки
. Днем подтаивает снег, а ночью Выполняют движения под музыку, далее определяют о каком времени года идет речь, какое явление погоды имеется в виду. Учащиеся выбирают картинки с изображением капель, таяние снега), обосновывают свои выбор.
Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

замерзает. Особенно много сосулек свисает с крыш. И мы часто слышим звуки весенней капели. Если дует ветер теплый, хоть и с севера. Если луг – в ромашках и комочках клевера. Все в природе расцвело, роща зеленью одета, Это значит, что пришло…Что пришло, ребята?
(Лето)
Конечно, лето – это самое любимое время года и детей и взрослых. – Какие же явления погоды можно наблюдать летом? -Ребята, а знаете ли вы, как появляется на небе радуга?
Просмотр видео «Как появляется радуга»
Отвечают на вопрос.
(Летний гром и молния, теплый

летний дождь, а после дождя радуга).
Обобщение, систематизация, применение.
Цель: «Включение»

в продуктивную

деятельность.
Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия. Сейчас, ребята, я хочу обратить ваше внимание на надписи, развешанные по углам нашего кабинета, ваша задача выбрать любое время года. Сейчас я попрошу вас в парах обсудить ответ на вопрос, почему я выбрал именно это время года и какие явления погоды характерны для этого времени года. У каждого участника для ответа есть по 30 секунд, отвечать начинает тот, кто ниже по росту. По истечении 30 секунд, отвечает второй участник.(«Конэрс»-сингапурский метод). Спасибо, ребята, присаживайтесь.
– Наше путешествие по временам года закончилось.

Сделаем вывод.

– О чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

Хочется узнать ещё больше по этой теме?

– Достигли ли поставленных целей?
Учащиеся расходятся по углам с надписями- зима, весна, лето, осень. Обсуждают. Учащиеся соотносят цель, задачи урока и пытаются ответить на вопрос, все ли им понятно по итогу урока, все вопросы ли были рассмотрены.
Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД


Цель(для учителя):
получение данных для ориентировки и /или индивидуализации обучения.
Цель(для ученика):
самоопределение, постановка личных и познавательных задач.
Учащиеся отвечают на вопросы:

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Домашнее задание: стр.74-78, читать.
Ученица читает стихотворение, подготовленное дома, с букетом осенних листьев. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холода щеки горят, Любо в лесу мне бежать. Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать.



Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________


Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________

Больше всего мне понравилось___________________

Я поработал на оценку___________________________


О С Е Н Ь