"Анализ применения интерактивной системы голосования на примере МБОУ СШ № 68 города Липецка"

Автор: Ширяева Наталья Петровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СШ № 68
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ применения интерактивной системы голосования на примере МБОУ СШ № 68 города Липецка"
Дата публикации: 07.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Содержание
Введение.................................................................................................. 3 Глава 1. Теоретические вопросы применения интерактивной системой голосования на уроках информатики как средство повышения интереса учащихся.............................................................6 1.1 Интерактивные технологии в образовании...............................6 1.2 Интерактивные системы тестирования и голосования............7 1.3 Виды интерактивных систем голосования..............................10 Глава 2. Анализ методик использования системы голосования на уроках информатики........................................................................12 Заключение............................................................................................ 18 Библиографический список................................................................. 20 2

Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют приоритеты в области технического оснащения образовательного процесса. Предъявляются серьезные требования к педагогическим работникам, в том числе, и в части использования со- временных технических средств обучения. В образовательных учреждениях с каждым годом появляется все больше интерактивного оборудования, с помощью которого становится возможным достижение высокой наглядности и интерактивности учебного материала. МБОУ СШ № 68 города Липецка не стала исключением, в настоящее время большинство учебных классов оборудованы современными интерактивными досками и интерактивными комплексами, позволяющими организовать одновременную работу у доски группы учащихся, демонстрировать презентации, работать с классом в системах голосования. Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию? Помогают в решении этого вопроса использование на уроках интерактивных комплексов. Популярность информационных технологий позволяют сегодня сделать обучение более актуальным, интересным, открытым. А их использование на различных этапах урока - существенно повысить интерес учащихся к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные 3
характеристики должностей работников образования"» говорится о том, что учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). ИКТ следует применять не столько для демонстрации учебного материала, наращивания его количества и качества для усвоения школьниками, сколько для активизации и развития учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроках информатики. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания информатики. У учителя информатики есть все возможности для использования на уроках различных видов интерактивной техники. Но как не растеряться в разнообразии новинок, как подобрать для применения на определенных этапах урока такое интерактивное средства, которое бы дало наиболее эффективный результат? Интерактивной доской в школьном кабинете уже никого не удивишь. Но помимо электронных досок в техническом оснащении школ появляются и другие новинки интерактивного оборудования-системы опроса и голосования.
Цель:
4
исследование применения одного из видов интерактивного оборудования в рамках дисциплины «Информатика».
Объект:
уроки по дисциплине «Информатика», на которых применяется интерактивная система голосования.
Задачи:
1. Изучение теоретических аспектов применения интерактивного оборудования в образовательном процессе. 2. Анализ аспектов работы с интерактивными комплексами на уроках информатики. 3. Исследование методик работы с интерактивной системой голосования на уроке информатики в МБОУ СШ № 68 города Липецка. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. 5

Глава 1. Теоретические вопросы применения интерактивной

системой голосования на уроках информатики как средство

повышения интереса учащихся

1.1 Интерактивные технологии в образовании
Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Современную образовательную систему характеризуют: сжатые сроки обучения, большой объем получаемой информации, серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика или студента. [5] Одна из главных задач для нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования. В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных ИТ, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.). Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление 6
информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.[5] Что такое интерактивные технологии? Интерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно- коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.[10] В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками. Их использование во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками. Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике. Педагог с помощью интерактивной доски может взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия.
1.2 Интерактивные системы тестирования и голосования
В современной школе появились средства, которые не только помогают учителю представить интересный урок, но и мощные средства, которые дают возможность составить такой урок, а также средства контроля знаний учащихся, отслеживания успеваемости и проблемных областей в обучении. 7
Средством контрольно-оценочной деятельности является система интерактивного голосования, которая открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе. Система интерактивных опросов предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Тесты для опроса готовит и вносит в компьютер учитель. А проверяет и оценивает работу компьютер. [15] Интерактивная система опроса и голосования – это мобильный комплект, который хранится в компактном чемоданчике и включает в себя набор пультов для опроса учеников, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере. Очевидными плюсами использования системы интерактивного голосования на уроке, на мой взгляд, являются: – простой и удобный редактор тестов, позволяющий быстро исправить или добавить вопросы; – простой интуитивно понятный интерфейс всех модулей системы, не требующий много времени на изучение; – возможность создания вопросов на домашнем компьютере учителя и перенос их в школу; – автоматическая обработка результатов; – возможность получать детализированные отчеты, которые позволяют выявить не только уровень знаний каждого ученика, но и моментально оценить, какие темы вызывают наибольшую сложность; – удобная форма отчётов, позволяющая, например, сравнивать ответы учеников разных классов на одни и те же вопросы и быстро выявлять пробелы в знаниях; – быстрая регистрация пультов в момент их получения учениками; – возможность анонимного анкетирования, что важно при проведении различных мероприятий воспитательного характера и для выявления мнения детей по различным проблемам школьной жизни; 8
– возможность присоединить к вопросу мультимедиа (картинки, видео, музыка); – вопросы различного типа (один ответ, да/нет, несколько ответов); – встроенный «классный журнал» и возможность экспорта и печати всех отчетов. Систему голосования можно использовать для проверки домашнего задания, блиц-опросов учащихся по пройденной теме, промежуточных срезов и проверочных работ, для создания проблемной ситуации при изучении новой темы, при контроле отдельных этапов урока.[12] Подготовка тестовых заданий не отнимает много времени. Возможности изменения начертания текста, цвета, фона позволяет педагогам активизировать внимание обучающихся. А режим «отчёта» помогает учителям быстро находить затруднения и ошибки, допущенные детьми. Учитель имеет возможность в конце каждого урока с применением данной техники сделать анализ усвоения учебного материала, обратить внимание на пробелы в знаниях. Интерактивная система голосования заинтересовывает обучающихся воспитанников, вовлекает их в процесс обучения. Очень удобно тестировать сразу весь класс или даже целую параллель. Исходя из результата, учитель подбирает индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Программа позволяет точно составить индивидуальный общеобразовательный маршрут для каждого обучающегося, умело сочетать коллективные и индивидуальные формы работы.
1.3 Виды интерактивных систем голосования
На сегодняшний день создано большое количество различных интерактивных систем для голосования. В МБОУ СШ № 68 используют следующие системы: Система голосования – это интуитивно понятная система интерактивного тестирования учащихся, предназначенная для 9
стимулирования совместной работы всего класса и вовлеченности учеников, а также предоставляющая данные о прогрессе учеников в реальном времени. Учитель может использовать систему в начале урока для оценки фоновых знаний учеников в классе, проверять прогресс понимания учеников в ходе урока или мгновенно определить уровень знаний учеников по текущей теме. Кроме того, ученики могут работать в индивидуальном темпе, а учитель получит подробные результаты их работы с помощью режима индивидуального темпа ActivExpression. Колесо экспресс-опроса Express Poll отображается поверх многих компьютерных приложений, таких как веб- обозреватели, Microsoft® Word® и Microsoft® Excel®, и предоставляет быстрый доступ к системе ActivExpression, благодаря чему учителя смогут сократить время на подготовку к уроку и больше времени уделить важной работе в классе. Также учитель может легко экспортировать результаты оценивания в Microsoft® Excel, чтобы сохранять, просматривать и отслеживать тенденции понимания материала учениками. С помощью системы ActivExpression в классе создается интерактивная среда обучения, а возможности для достижения успеха находятся в руках учеников.[13] Система голосования SMART Response - предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также для работы с детьми с ограниченными когнитивными функциями и нарушениями опорно- двигательного аппарата. Пульты управления SMART Response LE имеют интуитивно понятный интерфейс, крупные яркие кнопки и легкоразличимые символы, что делает процесс работы с ними простым и быстрым. LCD-экран пульта показывает до 3х строк текста: это может быть вопрос, информация о том, отправлен ли ответ, а также результаты тестирования. Кроме того, на экране содержится информация о заряде батареи и наличии сетевого соединения. Можно использовать вопросы со следующими типами ответов: “Да / Нет”, “Истина / Ложь”, “Выбор единственного правильного из нескольких вариантов ответа”.[12] 10

Глава 2. Анализ методик использования системы голосования

на уроках информатики
Совсем недавно у меня появилась возможность при проведении тестирования на уроке информатики использовать современное оборудование - систему интерактивного тестирования и голосования. Сколько было положительных эмоций при первом тестировании. Как детям хотелось скорее 11
взять пульт в руку и прикоснуться к его кнопкам при выборе правильного ответа. С того момента все учащиеся, независимо от успеваемости, с нетерпением ждут следующего тестирования. На уроках стали проявлять большую активность, радоваться успехами одноклассников и гордиться своими. Данная инновационная система используется в школе для проведения опросов мнений и оценки знаний учащихся. Оценивание и контроль знаний учащихся являются составными частями процесса обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради отметочных показателей уровня обученности. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках. Современные технические, интерактивные, программные средства контроля разнообразны, но все они должны быть направлены на повышение качества успеваемости учащихся. В последнее время все большее применение находит тестирование. Многие признают тесты качественным и объективным способом оценивания, рассматривают тесты как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону снижения его трудоемкости. Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе Систему голосования можно использовать не только на уроке информатики, но и на любом предмете и в любом классе. Для подготовки опроса с использованием этой системы необходимо создать тест по особому алгоритму и завести классный журнал. Процесс использования прост: 12
учитель раздает пульты ученикам, демонстрирует им вопросы, на которые они отвечают, с помощью клавиш на пульте (выбирая вариант ответа), после чего система за считанные секунды автоматически проверяет и систематизирует результаты опроса, представляя их преподавателю в форме таблицы или гистограммы. В таком отчете, отображенном на интерактивной доске, проекционном экране или мониторе компьютера, учитель видит, как на тот или иной вопрос ответил каждый ученик, какие варианты ответа предпочли большинство присутствующих в классе, сколько всего правильных и неправильных ответов. Результаты автоматически добавляются в электронный журнал успеваемости и сохраняются в одном файле, что помогает оперативно систематизировать и обрабатывать данные . Система голосования дает учителю возможность быстро протестировать учеников и получить результаты мгновенно в режиме реального времени. Детальные отчеты помогают преподавателю анализировать ответы учащихся и наиболее полно и объективно оценить уровень их знаний. Интерактивная система опроса и голосования голосования – это мо-бильный комплект, включающий в себя набор пультов для опроса учеников, пульт преподавателя, приемник сигнала и программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере, как правило ноутбуке. Хочу поделиться опытом использование голосования на уроках ин- форматики в нашей школе на различных этапах.
1.Урок
. Информатика в 5 классе МБОУ СШ № 68. Тема «Хранение информации» Проверка домашнего задания, актуализация знаний. Хочется отметить, что при проведении тестирования можно использовать различные режимы: оценка, опрос, соревнование, голосование, демонстрация, индивидуальный тест. Для того чтобы понять, усвоили ли ученики материал, в начале урока можно провести тестирование в режиме «Опроса» с помощью ActivExpression2. 13
При составлении теста можно использовать графику, аудио-файлы, видео- файлы, Интернет - странички и флеш – анимации, что, безусловно, повышает заинтересованность и вовлеченность учеников в учебный процесс, делает урок более наглядным и понятным при объяснении материала. (Приложение 1) Подробные отчеты системы ActivExpression2 помогут учителю отследить, кто из учеников разобрался с материалом, а кто отстал, и на основе полученных данных учителю будет легче строить урок. Ниже представлен фрагмент (ответ на один из вопросов) проверки домашнего задания с помощью системы голосования: Рис. 1 Режим голосования. Текстовый ответ. Проблема объективности оценки знаний при таком тестировании будет решена – проставляя оценки по результатам тестирования в системе ActivExpression2, учитель опирается на результаты сводных таблиц, полученные в результате тестирования, не принимая во внимание свое субъективное отношение к ученику. Каждый учитель сталкивался с ситуацией, когда на вопрос по теме несколько учащихся поднимают руки и перед учителем становится выбор, кого спросить. В таком случае можно использовать режим «Текстовый ответ», при котором на экран выводятся все варианты ответов учащихся, а также определяется кто первым нажал на кнопку устройства.
2. Урок
. Информатика в 6 классе МБОУ СШ № 68. Тема «Информационные системы» 14
Ученики лучше осваивают и запоминают материал в процессе дискуссии. Обсуждение темы не только повышает интерес к материалу, но повышает его усвоение. Объясняя материал, учитель ставит проблемный вопрос и спрашивает, что об этом думают ученики. В этом случае целесообразно использовать режим «Голосование». Обсуждение результатов так же повышает участие и вовлеченность учеников. (Рис. 2) Рис. 2 Фрагмент результатов голосования на уроке по дисциплине «Информатика» в 6 классе.
3. Закрепление.
В этом случае ActivExpression2 помогает учителю определить, понятен ли новый материал ученикам, какая область оказалась трудной для ребят, а с какой частью ученики справились.
4. Тестирование, контрольные работы, экзамены.
Тестирование в 9 Б классе. Блок «Кодирование и измерение информации» [5] В настоящее время актуальным стало проведение контрольных работ и экзаменов в тестовом режиме. Это обусловлено введением ГИА и ЕГЭ. Для проведения такого контроля в ActivExpression2 есть режим «Индивидуальный тест », с помощью которого можно протестировать 15
учеников в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. В этом режиме каждому ученику назначаются свои вопросы определенной сложности. Такое построение теста позволит избежать «списывания» учениками, а так же следить за процессом выполнения заданий каждым из учащихся. (Рис. 3) Рис. 3 Диаграмма прохождения теста учащимися на уроке информатике в 9 классе
5. Классные

часы,

родительские собрания
Система голосования может использоваться не только для тестирования и контроля знаний на уроке, но и для других целей, например, проведение анкетирования среди учащихся, опросов родителей на общешкольных родительских собраниях, проведение голосования и анкетирования педагогов по различным организаторским вопросам и т.п.
6. Проведение игр, соревнований
Для проведения в учебном процессе таких игр, как «Своя игра», «Самый умный», «Брэйн-Ринг», «Такси», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать 16
миллионером?», ActivExpression удобен тем, что ведется автоматический подсчет баллов и быстрое определение победителей.
7. Рефлексия
Ну и конечно, в конце любого занятия нам интересно узнать мнение зала. Мгновенную оценку успешности проводимого занятия даст опрос в режиме «Голосования». Причем результат можно увидеть в реальном времени и в процентном соотношении в виде диаграммы.
Заключение
В настоящее время одна из основных задач образования - это вхождение в современное информационное общество. Одновременно 17
происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ. Компьютерная техника очень хорошо подходит для активизации учащихся на занятиях по любому предмету. Преподаватели самых различных дисциплин все шире и шире используют компьютеры в своей повседневной практике. Это и подготовка карточек, методических раздаточных материалов, использование средств ИКТ в качестве наглядности при объяснении нового материала, а так же различные способы закрепления и проверки усвоенных знаний. Анализ педагогической, методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы: Чтобы идти в ногу со временем, учитель информатики должен хорошо владеть информационных технологий, владеть наиболее распространенной в настоящее время операционными системами, уметь работать в распространенных компьютерных программах, и рядом специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также использовать на уроках интерактивные системы. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью интерактивных комплексов. Программы таких комплексов помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Урок с использованием интерактивного голосования, 18
становиться наиболее увлекательным для учеников и более простым для преподавателя. Мною были получены следующие теоретические результаты: - Современные технические, интерактивные, программные средства контроля разнообразны, но все они должны быть направлены на повышение качества успеваемости учащихся. - Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. - С помощью систем голосования учащиеся проявляют большую активность, радуются успехам одноклассников и гордятся своими. Было проведено исследование методик работы с интерактивной системой голосования на уроке информатики в МБОУ СШ № 68 города Липецка, на основании которых можно сделать выводы: 1. Системы голосования доступны для изучения и применения на любых уроках. 2. Учащиеся, которые могут проверить свои знания, умения с помощью интерактивных систем, с большим интересам относятся к работе на уроке. 3. Интерактивные системы голосования применимы к различным типам уроков, и в образовательном процессе на любых ступенях обучения
Библиографический список
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса [текст]. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. 19
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса [текст]. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 144 с. 3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса [текст]. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. – 193 с. 4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 6 класса [текст]. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. – 125 с. 5. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса [текст]. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012. – 204 с. 6. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса [текст]. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010. – 131 с. 7. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики [текст] Учеб. пособие. - Мн.: Высш. шк., 2004. – 431 с 8. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе [текст] // ИНФО, 2006.-№ 1. – 140 с. 9. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности [текст] / М.А. Данилов. – Казань, 2005. – 163 с. 10. Клейман Г. Возможности использования информационных технологий [текст]: / Г. Клейман. - М: Просвещение, 2006. – 398 с. 11. Кузнецов А.А. Проблемы компьютеризации [текст]: / А.А. Кузнецов. – М: Просвещение, 2005. – 217 с. 11. Кривошеев О.А. Информационные технологии [текст] / О.А. Кривошеев. – М: Просвещение, 2006. – 259 с. 12. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [текст]: / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей; Юрайт, 2004. – 464 с. 13. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Ин- форматика» для профессиональных образовательных организаций / М. С. 20
Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 27 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: (Дата об- ращения 16.11.2015). 14. Строганов И.В. Система опроса ActivExpression2. Методические материалы по использованию в учебных заведениях. 2014 – 86 с. 15. Охотина Л.Н. Компьютерное тестирование знаний студентов по математики. Педагогическая информатика № 3 2007 – 56 с. 16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: (Дата обращения 16.11.2015). 17.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 КЛ.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: (Дата обращения 16.11.2015). 18.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа (Дата обращения 16.11.2015). 21
22