Автор: Бурмистрова Татьяна Владимировна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Ступино, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ "ПАРАЛЛЕЛОГРАММЫ"
ЗАНЯТИЕ ПО ГЕМЕТРИИ « ПАРАЛЛЕЛОГРАММЫ»
ЦЕЛИ:
Образовательная:
систематизировать и углубить знания учащихся,
закрепить навыки решения геометрических задач по проёденной теме;
умение сравнивать, систематизировать знания и умения.
Воспитательная:
воспитывать у учащихся чувство ответственности, взаимоуважения, умение работать в
группах;
формирование активности, инициативности.
показать практическую значимость, применяемость знаний.
Развивающая:
развивать математическое мышление,
развивать интерес к предмету;
формировать потребность к приобретению знаний
развивать речевые знания
умения переносить знания на новую ситуацию.
развитие творческих навыков
Задачи:
обучающие:
привести в систему теоретические знания по теме “Параллелограммы”;
закрепление навыков решения задач по данной теме;
определить сферы практического использования знаний.
развивающие:
развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
развивать пространственное мышление;
развивать логическое мышление.
воспитывающие:
развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к предмету
Слово учителя:
Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги.
Я хочу начать наше занятие со слов французского архитектора Ле Корбюзье. Он говорил:
«Я думаю, что никогда, до настоящего времени, мы не жили в такой геометрический период. Всё
вокруг – геометрия». Эти слова очень тонко характеризуют и наше время. Мир, в котором мы
живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
И на сегодняшнем занятии я постараюсь, доказать вам справедливость этих слов, и надеюсь,
что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.
Итак, Мы начинаем наше занятие, и я предлагаю его провести в виде научно-практического
семинара, а значит, мы с вами будем научными сотрудниками. Предметом исследования будут
параллелограммы.
1
Целью нашего семинара является систематизация основных свойств параллелограммов,
проверка теоретического материала и совершенствование навыков решения задач.
Систематизировать основные свойства фигур и их определения.
закрепить теоретического материала по данной теме
Совершенствовать навыки решения задач по теме.
НАЧНЕМ, МЫ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ,
Первый говорит о себе так:
Хоть стороны мои
Попарно и равны,
И параллельны,
Все ж я в печали,
Что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.
А кто я, догадайтесь сами.
(Параллелограмм)
Для представления параллелограмма приглашается :
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА (на доске слайд с
чертежом, свойствами, признаками)
Вторая фигура дает себе следующую характеристику:
Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам.
(Ромб)
Ромб представляет научный сотрудник:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОМБА (на доске слайд с чертежом,
свойствами, признаками)
Третья характеристика:
В нем четыре стороны-
Все, как на подбор равны.
Все углы по девяносто.
Сам же он красавец просто.
(Квадрат)
Представить нашего красавца доверим:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАДРАТА (на доске слайд с чертежом,
свойствами,признаками)
Четвертый делает следующую подсказку:
А у меня равны диагонали,
Вам подскажу я, чтоб меня узнали.
И хоть я не зовусь квадратом,
Считаю я себя квадрата братом.
(Прямоугольник
)
Прямоугольник представит:
2
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (на доске слайд с
чертежом, свойствами, признаками).
ПОСЛЕ ТАКОГО ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Давайте решим устно несколько задач, чтобы применить свойства параллелограммов на практике.
(Готовые чертежи представлены доске).
1)
Найти P
MNPK, МNHK
- параллелограмм.
2)
Угол ACB равен 30. Найти угол AOD. АВСД - прямоугольник. Пожалуйста, высказывайте
свои предложения, предлагайте свои идеи.
3)
Угол EDC равен 60, ED = 6см. Найти EC. FЕДС -ромб
3
А ТЕПЕРЬ Я ПЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАНЯТЬСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:
для этого мы должны разделиться на группы. Давайте разделимся на четверки, для этого дети,
сидящие впереди повернитесь к ребятам, сидящим за вами. Каждая группа получает рабочий
материал.
Всего 3 задания (см. в презентации):
1)
определить тип фигуры, используя линейку (пар-м, ромб, квадрат, прямоугольник);
2)
достроить до пар-ма первый чертеж, и до ромба второй чертеж;
3)
помощью одного надреза ножницами превратить фигуру в квадрат.
У каждой группы картонка на ней отведено место для каждого задания, по мере выполнения
заданий вам необходимо приклеить результаты на отведенное место: (время ограничено 5-7 мин)
Время подошло к концу, давайте разберем, что у вас получилось, (подведем итог проделанной
работы).
1)
Ромб, Параллелограмм, квадрат (кто может прокомментировать ПОЧЕМУ);
2)
Для построения первого чертежа необходимо вспомнить, что диагонали параллелограмма
точкой пересечения делятся пополам, а значит, на продолжении отрезков надо отложить
отрезки равные …
3)
С третьим заданием справились все (МОЛОДЦЫ)
А сейчас проведём Математическую разминку «да» и «нет» не говори, соглашаешься - руку
подними, нет - покачай головой. (дети встают и выполняют упражнения , двое учеников задают
вопросы ,которые можно увидеть на экране)
1)
Любой ли четырёхугольник является параллелограммом? (нет);
2)
Любой ли параллелограмм является четырёхугольником? (да);
3)
Параллелограмм – это пятиугольник? (нет);
4)
Любой ли квадрат является прямоугольником? (да);
5)
Любой ли прямоугольник является квадратом? (нет);
6)
Диагонали прямоугольника равны? (да);
7)
Диагонали параллелограмма равны? (нет);
8)
Диагонали квадрата перпендикулярны? (да);
9)
Любой ли параллелограмм является ромбом? (нет);
10) Диагонали ромба – биссектрисы углов? (да).
Уважаемые научные сотрудники усаживаемся на свои места.
А сейчас мне хотелось бы решить с вами очень полезные задачи. ( можно увидеть на экране, двое
учеников решают задачи на доске , затем все вместе проверяем )
ЗАДАЧА 1: ДОКАЖИТЕ, что биссектриса внутреннего угла параллелограмма отсекает
равнобедренный треугольник.
ЗАДАЧА 2: На сторонах BC и СD параллелограмма АВСD отмечены точки M и H
соответственно так, что отрезки BH и MD пересекаются в точки O; <BHD=95°,
<DMC=90°, <BOD=155°. Найти углы параллелограмма.
4
Теперь уважаемые научные сотрудники пришло время поработать вам самостоятельно.
Самостоятельная работа. Заполнить таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет).
Параллелограмм
1вариант
Прямоугольник
2 вариант
Ромб
1вариант
Квадрат
2вариант
1. Противолежащие стороны
параллельны и равны
2. Все стороны равны
3. Противолежащие углы равны, сумма
соседних углов равна 180 градусов
4. Все углы прямые
5. Диагонали пересекаются и точкой
пересечения делятся пополам
6. Диагонали равны
7. Диагонали взаимно перпендикулярны
и являются биссектрисами его углов
ОБМЕНЯЙТЕСЬ РАБОТАМИ, РЕЗУЛЬТАТЫ НА ДОСКЕ, КРИТЕРИИ ОТМЕТОК В ПРАВОМ
Верхнем углу.
Поднимите руки, кто получил 5.4.и…
Ну, что наше занятие подходит к концу.
Давайте подведем итоги нашей работы.
Давайте вспомним, что мы сегодня сделали, чем занимались.
1)
Систематизировали знания по теме;
2)
Проводили исследования;
3)
Совершенствовали навыки решения задач;
4)
И даже составили пособие, в котором приведены в систему все свойства
параллелограммов и я думаю, оно пригодится вам в дальнейшем.
Но остался еще один момент, ребята, мне интересно знать: Каково впечатление у вас от урока.
РЕФЛЕКСИЯ
Выбери вариант соответствующий своим ощущениям после сегодняшнего занятия:
1)
Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
2)
Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
3)
Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
4)
У меня остались некоторые вопросы.
Вам сегодня равных нет.
Желаю новых всем побед.
Молодцы, спасибо всем за урок.
5