Напоминание

ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ "ПАРАЛЛЕЛОГРАММЫ"

Автор: Бурмистрова Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Ступино, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЗАНЯТИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ "ПАРАЛЛЕЛОГРАММЫ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЗАНЯТИЕ ПО ГЕМЕТРИИ « ПАРАЛЛЕЛОГРАММЫ» ЦЕЛИ:
Образовательная:
 систематизировать и углубить знания учащихся,  закрепить навыки решения геометрических задач по проёденной теме;  умение сравнивать, систематизировать знания и умения.
Воспитательная:
 воспитывать у учащихся чувство ответственности, взаимоуважения, умение работать в группах;  формирование активности, инициативности.  показать практическую значимость, применяемость знаний.
Развивающая:
 развивать математическое мышление,  развивать интерес к предмету;  формировать потребность к приобретению знаний  развивать речевые знания  умения переносить знания на новую ситуацию.  развитие творческих навыков
Задачи:

обучающие:
 привести в систему теоретические знания по теме “Параллелограммы”;  закрепление навыков решения задач по данной теме;  определить сферы практического использования знаний.
развивающие:
 развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);  развивать пространственное мышление;  развивать логическое мышление.
воспитывающие:
 развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;  прививать интерес к предмету
Слово учителя:
Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги. Я хочу начать наше занятие со слов французского архитектора Ле Корбюзье. Он говорил: «Я думаю, что никогда, до настоящего времени, мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия». Эти слова очень тонко характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. И на сегодняшнем занятии я постараюсь, доказать вам справедливость этих слов, и надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Итак, Мы начинаем наше занятие, и я предлагаю его провести в виде научно-практического семинара, а значит, мы с вами будем научными сотрудниками. Предметом исследования будут параллелограммы. 1
Целью нашего семинара является систематизация основных свойств параллелограммов, проверка теоретического материала и совершенствование навыков решения задач.  Систематизировать основные свойства фигур и их определения.  закрепить теоретического материала по данной теме  Совершенствовать навыки решения задач по теме. НАЧНЕМ, МЫ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, Первый говорит о себе так: Хоть стороны мои Попарно и равны, И параллельны, Все ж я в печали, Что не равны мои диагонали, Да и углы они не делят пополам. А кто я, догадайтесь сами. (Параллелограмм)
Для представления параллелограмма приглашается
: ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛОГРАММА (на доске слайд с чертежом, свойствами, признаками) Вторая фигура дает себе следующую характеристику: Мои хотя и не равны диагонали, По значимости всем я уступлю едва ли. Ведь под прямым углом они пересекаются, И каждый угол делят пополам. (Ромб)
Ромб представляет научный сотрудник:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОМБА (на доске слайд с чертежом, свойствами, признаками) Третья характеристика: В нем четыре стороны- Все, как на подбор равны. Все углы по девяносто. Сам же он красавец просто. (Квадрат)
Представить нашего красавца доверим:
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАДРАТА (на доске слайд с чертежом, свойствами,признаками) Четвертый делает следующую подсказку: А у меня равны диагонали, Вам подскажу я, чтоб меня узнали. И хоть я не зовусь квадратом, Считаю я себя квадрата братом. (Прямоугольник )
Прямоугольник представит:
2
ВЫХОДИТ ОДИН РЕБЕНОК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЯМОУГОЛЬНИКА (на доске слайд с чертежом, свойствами, признаками). ПОСЛЕ ТАКОГО ИСЧЕРПЫВАЮЩЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Давайте решим устно несколько задач, чтобы применить свойства параллелограммов на практике. (Готовые чертежи представлены доске). 1) Найти P MNPK, МNHK - параллелограмм. 2) Угол ACB равен 30. Найти угол AOD. АВСД - прямоугольник. Пожалуйста, высказывайте свои предложения, предлагайте свои идеи. 3) Угол EDC равен 60, ED = 6см. Найти EC. FЕДС -ромб 3
А ТЕПЕРЬ Я ПЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАНЯТЬСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: для этого мы должны разделиться на группы. Давайте разделимся на четверки, для этого дети, сидящие впереди повернитесь к ребятам, сидящим за вами. Каждая группа получает рабочий материал. Всего 3 задания (см. в презентации): 1) определить тип фигуры, используя линейку (пар-м, ромб, квадрат, прямоугольник); 2) достроить до пар-ма первый чертеж, и до ромба второй чертеж; 3) помощью одного надреза ножницами превратить фигуру в квадрат. У каждой группы картонка на ней отведено место для каждого задания, по мере выполнения заданий вам необходимо приклеить результаты на отведенное место: (время ограничено 5-7 мин) Время подошло к концу, давайте разберем, что у вас получилось, (подведем итог проделанной работы). 1) Ромб, Параллелограмм, квадрат (кто может прокомментировать ПОЧЕМУ); 2) Для построения первого чертежа необходимо вспомнить, что диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам, а значит, на продолжении отрезков надо отложить отрезки равные … 3) С третьим заданием справились все (МОЛОДЦЫ) А сейчас проведём Математическую разминку «да» и «нет» не говори, соглашаешься - руку подними, нет - покачай головой. (дети встают и выполняют упражнения , двое учеников задают вопросы ,которые можно увидеть на экране) 1) Любой ли четырёхугольник является параллелограммом? (нет); 2) Любой ли параллелограмм является четырёхугольником? (да); 3) Параллелограмм – это пятиугольник? (нет); 4) Любой ли квадрат является прямоугольником? (да); 5) Любой ли прямоугольник является квадратом? (нет); 6) Диагонали прямоугольника равны? (да); 7) Диагонали параллелограмма равны? (нет); 8) Диагонали квадрата перпендикулярны? (да); 9) Любой ли параллелограмм является ромбом? (нет); 10) Диагонали ромба – биссектрисы углов? (да). Уважаемые научные сотрудники усаживаемся на свои места. А сейчас мне хотелось бы решить с вами очень полезные задачи. ( можно увидеть на экране, двое учеников решают задачи на доске , затем все вместе проверяем )  ЗАДАЧА 1: ДОКАЖИТЕ, что биссектриса внутреннего угла параллелограмма отсекает равнобедренный треугольник.  ЗАДАЧА 2: На сторонах BC и СD параллелограмма АВСD отмечены точки M и H соответственно так, что отрезки BH и MD пересекаются в точки O; <BHD=95°, <DMC=90°, <BOD=155°. Найти углы параллелограмма. 4
Теперь уважаемые научные сотрудники пришло время поработать вам самостоятельно. Самостоятельная работа. Заполнить таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет).
Параллелограмм

1вариант

Прямоугольник

2 вариант

Ромб

1вариант

Квадрат

2вариант
1. Противолежащие стороны параллельны и равны 2. Все стороны равны 3. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 градусов 4. Все углы прямые 5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам 6. Диагонали равны 7. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов ОБМЕНЯЙТЕСЬ РАБОТАМИ, РЕЗУЛЬТАТЫ НА ДОСКЕ, КРИТЕРИИ ОТМЕТОК В ПРАВОМ Верхнем углу. Поднимите руки, кто получил 5.4.и… Ну, что наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги нашей работы. Давайте вспомним, что мы сегодня сделали, чем занимались. 1) Систематизировали знания по теме; 2) Проводили исследования; 3) Совершенствовали навыки решения задач; 4) И даже составили пособие, в котором приведены в систему все свойства параллелограммов и я думаю, оно пригодится вам в дальнейшем. Но остался еще один момент, ребята, мне интересно знать: Каково впечатление у вас от урока. РЕФЛЕКСИЯ Выбери вариант соответствующий своим ощущениям после сегодняшнего занятия: 1) Я все знаю, понял и могу
объяснить
другим! 2) Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому. 3) Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу. 4) У меня остались некоторые вопросы. Вам сегодня равных нет. Желаю новых всем побед. Молодцы, спасибо всем за урок. 5