"Организация работы с информацией на уроках информатики в начальной школе"

Автор: Валидова Татьяна Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация работы с информацией на уроках информатики в начальной школе"
Дата публикации: 08.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация работы с информацией на уроках информатики

в начальной школе
Валидова Татьяна Александровна, учитель информатики МБОУ СОШ №6 г. Ноябрьск В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса. Обучение начинается с введения понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах. При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер). Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:  со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;  поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;  обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся. Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. С этой же целью можно использовать компьютерные программы. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. В процессе изучения курса «Информатики» у выпускника формируются следующие познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев многому другому.
1.

Подумай и сформулируй вывод
Если Антон сегодня выучит уроки и получит пятерку, то… Если все на работе и никого из родителей нет, то…
Познавательные УУД
Общеучебные действия: поиск и выделение информации; выбор наиболее эффективного способа решения задач. Логические действия: построение логической цепи рассуждений. Формирование общеучебных универсальных действий начинается с введения во 2- ом классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач, формируется критическое отношение к получаемой информации. Дети учатся фиксировать результаты наблюдений и организовывать полученную информацию в виде таблиц, списков, схем, деревьев, рисунков; упорядочивать списки по различным признакам (по алфавиту, по возрастанию и убыванию численных характеристик), обрабатывать результаты наблюдений с использованием компьютера и без него. Учебник, часть 1, с 10, тетрадь ч.1, с 9 №8 Во 2-ом классе вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритма, как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме. На этом этапе рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции. Перед
учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи. Тетрадь, ч 1, с 3 №1, с 8 №6 Действие «смысловое чтение». В процессе изучения курса во втором классе ученики выполняют целый ряд заданий, направленных на развитие смыслового чтения. Эти задания основаны на совместном анализе коротких литературных текстов и графических объектов и отбора необходимой текстовой и графической информации. В третьем и четвёртом классах развитие действия смыслового чтения продолжается в процессе работы с различными справочными информационными источниками. В 3-ем классе информация рассматривается в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритм изменения значения свойств – как динамическая информационная модель процесса. Действие «поиск и выделение необходимой информации». Учебники содержат также систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию В третьем и четвёртом классах учащиеся используют готовые графические модели процессов для решения задач, а также составляют такие модели самостоятельно в
процессе изучения темы «Алгоритмы и исполнители.». К таким моделям относятся алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное. Широко используются табличные модели. Таблицы используются для записи условия и решения логических задач, а также для описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком.
1.

2.
Обработай информацию о мультфильмах и заполни базу данных «Мультик» Название Персонажи Краткое содержание
3.
Исходя из своего жизненного опыта, определи какие высказывание истинные, а какие ложные:  Если в городе идет дождь, то асфальт мокрый;  Если асфальт мокрый, то в городе идет дождь  Если у ребенка ангина, то у него болит горло В процессе обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть умениями: осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации; использовать различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей. Используемая литература: 1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2,3,4 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г. 2. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2,3,4 класса. Ч.1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
3. Матвеева Н.В. Обучение информатике во 2,3,4 классе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.