"Организация работы с информацией на уроках информатики в начальной школе"
Автор: Валидова Татьяна Александровна Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация работы с информацией на уроках информатики в начальной школе"
Организация работы с информацией на уроках информатики
в начальной школе
Валидова Татьяна Александровна,
учитель информатики МБОУ СОШ №6
г. Ноябрьск
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса
перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения
самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса
информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать
информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на
протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти
разделов курса.
Обучение начинается с введения понятий информация, источники информации,
поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории
информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на
полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им
задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение
о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача,
обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным
процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте
компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С
этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства,
которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер),
обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают
человеку (устройства вывода — монитор, принтер).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся
выполняют практические задания, связанные:
со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и
организацией ее различными способами;
поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации,
необходимой для решения поставленной задачи;
обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без
него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с
жизненным опытом учащихся.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения базируется в первую
очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных
непосредственно в учебнике информатики. С этой же целью можно использовать
компьютерные программы. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по
другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники.
В процессе изучения курса «Информатики» у выпускника формируются
следующие познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию
информации в виде списков, таблиц, деревьев многому другому.
1.
Подумай и сформулируй вывод
Если Антон сегодня выучит уроки и
получит пятерку, то…
Если все на работе и никого из родителей
нет, то…
Познавательные УУД
Общеучебные действия: поиск и выделение
информации; выбор наиболее эффективного
способа решения задач.
Логические действия: построение
логической цепи рассуждений.
Формирование общеучебных универсальных действий начинается с введения во 2-
ом классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и
обработка информации. Обращается внимание на полезность или бесполезность
информации для человека с точки зрения решаемых им задач, формируется критическое
отношение к получаемой информации.
Дети учатся фиксировать результаты наблюдений и организовывать полученную
информацию в виде таблиц, списков, схем, деревьев, рисунков; упорядочивать списки по
различным признакам (по алфавиту, по возрастанию и убыванию численных
характеристик), обрабатывать результаты наблюдений с использованием компьютера и без
него.
Учебник, часть 1, с 10, тетрадь ч.1, с 9 №8
Во 2-ом классе вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или
решения задачи, состоящего из дискретных шагов, обсуждается влияние на результат
выполнения алгоритма, как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
На этом этапе рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции. Перед
учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она
определена в постановке каждой задачи.
Тетрадь, ч 1, с 3 №1, с 8 №6
Действие «смысловое чтение». В процессе изучения курса во втором классе
ученики выполняют целый ряд заданий, направленных на развитие смыслового чтения.
Эти задания основаны на совместном анализе коротких литературных текстов и
графических объектов и отбора необходимой текстовой и графической информации. В
третьем и четвёртом классах развитие действия смыслового чтения продолжается в
процессе работы с различными справочными информационными источниками.
В 3-ем классе информация рассматривается в контексте понятия объект.
Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель
объекта, а алгоритм изменения значения свойств – как динамическая информационная
модель процесса.
Действие «поиск и выделение необходимой информации». Учебники содержат
также систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную
информацию
В третьем и четвёртом классах учащиеся используют готовые графические модели
процессов для решения задач, а также составляют такие модели самостоятельно в
процессе изучения темы «Алгоритмы и исполнители.». К таким моделям относятся
алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное. Широко используются
табличные модели. Таблицы используются для записи условия и решения логических
задач, а также для описания группы объектов живой и неживой природы и объектов,
созданных человеком.
1.
2.
Обработай информацию о мультфильмах и заполни базу данных «Мультик»
Название
Персонажи
Краткое содержание
3.
Исходя из своего жизненного опыта, определи какие высказывание истинные, а какие
ложные:
Если в городе идет дождь, то асфальт мокрый;
Если асфальт мокрый, то в городе идет дождь
Если у ребенка ангина, то у него болит горло
В процессе обучения в начальной школе учащиеся должны овладеть умениями:
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации; использовать
различные способы поиска, обработки, анализа и интерпретации информации в
соответствии с учебной задачей.
Используемая литература:
1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2,3,4 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013г.
2. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2,3,4 класса. Ч.1 – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2013г.
3. Матвеева Н.В. Обучение информатике во 2,3,4 классе: Методическое пособие. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.