Напоминание

"Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения"

Автор: Ищенко Евгения Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №59"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: тезисы
Тема: "Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 373.32
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ

ОТЗЫВЧИВОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ
Е.С. Ищенко Учитель начальных классов МБУ «Школа № 59» Обучение в современной начальной школе направлено как на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, так и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника определяется как спонтанный и педагогически организованный процесс, основанный на осознаваемых переживаниях жизненных впечатлений и собственного опыта отношений, связанных с выполнением ребёнком моральных норм. На основе анализа психолого-педагогической литературы [1,2] были выделены педагогические условия эффективности эмоционально- нравственного развития младших школьников: обращение к учебному материалу, обладающему нравственной направленностью; создание ситуаций, вызывающих эмоциональное восприятие нравственных ценностей; организация воспитывающей среды эмоционального взаимодействия учителей и учеников. Исследование осуществлялась на базе МБУ СОШ № 59. В работе принимали участие учащиеся 1 «Б» класса (КГ) и учащиеся 1 «В» класса (ЭГ). Для выявления уровня сформированности эмоционально-нравственной отзывчивости у учащихся первых классов были проведены следующие диагностические методики: беседа (модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.); «Сюжетные картинки» (И.Б.Дерманова); методика «Закончи историю»; метод проблемных ситуаций «Помоги товарищу». Результаты диагностик доказывают, что среди множества нравственных чувств преобладают благородные чувства: доброта, отзывчивость, сердечность, порядочность, дружелюбие, нежели отрицательные: злоба, зависть, черствость. У небольшого количества учащихся отмечаются проявления эмоционально- нравственной отзывчивости, с необходимыми для этого качествами: чуткость, отзывчивость, справедливость и взаимопомощь, но в то же время у большинства учащихся отмечается средний и низкий уровни сформированности данной нравственной категории.
Список используемых источников
1. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Груздова. – М., 1998. – 16 с. 2. Губанова, Е.В., Пушкова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушкова // Воспитание школьников. - 2011. - №5. С. 34-37.