"Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения"
Автор: Ищенко Евгения Сергеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №59"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: тезисы
Тема: "Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения"
ОБУЧЕНИЯ
Е.С. Ищенко
Учитель начальных классов МБУ «Школа № 59»
Обучение в современной начальной школе направлено как на усвоение
учащимися определенных знаний о предметном мире, так и на развитие
гуманной направленности личности, заключающейся в положительной
установке на позицию другого человека.
Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника
определяется как спонтанный и педагогически организованный процесс,
основанный на осознаваемых переживаниях жизненных впечатлений и
собственного опыта отношений, связанных с выполнением ребёнком
моральных норм.
На основе анализа психолого-педагогической литературы [1,2] были
выделены педагогические условия эффективности эмоционально-
нравственного развития младших школьников: обращение к учебному
материалу, обладающему нравственной направленностью; создание ситуаций,
вызывающих эмоциональное восприятие нравственных ценностей; организация
воспитывающей среды эмоционального взаимодействия учителей и учеников.
Исследование осуществлялась на базе МБУ СОШ № 59. В работе
принимали участие учащиеся 1 «Б» класса (КГ) и учащиеся 1 «В» класса (ЭГ).
Для выявления уровня сформированности эмоционально-нравственной
отзывчивости у учащихся первых классов были проведены следующие
диагностические методики: беседа (модифицированный вариант методики
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.); «Сюжетные картинки» (И.Б.Дерманова);
методика «Закончи историю»; метод проблемных ситуаций «Помоги
товарищу».
Результаты диагностик доказывают, что среди множества нравственных
чувств преобладают благородные чувства: доброта, отзывчивость, сердечность,
порядочность, дружелюбие, нежели отрицательные: злоба, зависть, черствость.
У небольшого количества учащихся отмечаются проявления эмоционально-
нравственной отзывчивости, с необходимыми для этого качествами: чуткость,
отзывчивость, справедливость и взаимопомощь, но в то же время у
большинства учащихся отмечается средний и низкий уровни
сформированности данной нравственной категории.
Список используемых источников
1.
Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего
дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.В. Груздова. – М., 1998. – 16 с.
2.
Губанова, Е.В., Пушкова Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание
личности / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушкова // Воспитание школьников. - 2011. - №5. С. 34-37.