"Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности"
Автор: Братчикова Марина Владимировна Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ-ЦО №27
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности"
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе,
труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в
формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание . На учебных занятиях, тренировках, а особенно
во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические
и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление
соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий
каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам
коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных
соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют
формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость,
самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка,
дисциплинированность.
Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом
учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения
двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни,
усваивают правила закаливания организма, обязательные требования
гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается
уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной
организации занятия физической культурой могут стать важным средством в
предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке
к экзаменам.
Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями
способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной
чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти,
особенно зрительно – двигательной.
Трудовое воспитание. Постановка физического воспитания в каждом
среднем специальном учебном заведении определяет в значительной степени
готовность каждого выпускника к работе по специальности. Сущность
трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и
свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к
общественно полезному труду. В процессе подготовки и проведения занятий
необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку
снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по
благоустройству площадок, выполнению производительного труда в период
нахождения в оздоровительно – спортивных лагерях и т.д.
Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий
физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения
максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют
физические упражнения. Целеустремленность, многократное выполнение
физических упражнений для настойчивости в достижении цели переносятся
в последующем и на трудовую деятельность.
Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены
огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития
способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в
поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до
степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста.
Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике,
фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия
туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют
понимать и чувствовать прекрасное в природе.
Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить
здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие
от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в
виде совершенных по красоте движений.
Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием
имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать
внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание
морально – волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Физическая культура и спорт – средство укрепления мира, дружбы и
сотрудничества между народами. Выступая в соревнованиях в различных
странах, на различных континентах, спортсмены знакомятся с культурой и
бытом страны, с историческими местами. Совместные выступления
спортсменов разных стран в клубах и национальных сборных командах
укрепляют дружбу народов. Теплая дружеская обстановка соревнований,
взаимопомощь, уважительное отношение к спортивному противнику
способствуют интернациональному воспитанию не только спортсменов, но и
зрителей. Международные встречи воспитывают уважение к спортсменам
различных стран, к их обычаям, традициям, помогают преодолеть расовые
предрассудки, поощряют международное сотрудничество.