"Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Бартош Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Курганинск, Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 12 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАТЕЛЬ Бартош Е.В.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой полностью не исследована. Поэтому изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования важны в дошкольные годы для воспитания развивающейся личности. Через познание живого происходит эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Общаясь с ней изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут. Они открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ее ценность. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, и именно в этом возрасте необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, в основе которого лежат чувства и эмоции. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка осуществляются в процессе воспитательно- образовательной работы. Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Дидактическая цель становясь игровой задачей, делается незаметной для ребенка, и усвоение познавательного содержания происходит непреднамеренно, в ходе интересных для детей игровых действий. Основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится здесь естественное для дошкольника стремление играть, именно это заставляет детей лучше воспринимать окружающее. Перечень дидактических игр по экологическому воспитанию младший дошкольный возраст
Название игры

Дидактическая задача
Когда это бывает Закрепление знаний о временах года, связи в живой и неживой природе с действиями людей С какого дерева листок Учить различать и называть деревья по характерной для них форме листьев. Развивать наблюдательность Кто где живет Закрепить знания детей о месте обитания диких и домашних животных. Маленькие и большие Закрепить знания детей о животных и их детенышах, выделяя наиболее характерные особенности их внешнего вида
Разложи по группам Подводить детей к пониманию обобщающих слов: овощи, фрукты, животные, птицы. Учить группировать отдельные экземпляры в вышеуказанные группы. Зеленый друг Учить узнавать и называть отдельные виды травянистых растений, овощей, фруктов, деревьев, ягод Четвертый лишний Учить детей находить не соответствующий определенной группе предметов объект, закреплять понимание обобщающих слов (овощи, фрукты, птицы, животные) Назови признак Учить группировать овощи, фрукты, ягоды по цвету, величине и форме, закрепить их название Найди пару Учить различать по внешнему виду и находить похожие изображения животных, растений, насекомых, овощей, фруктов, ягод. Закреплять их названия. Помоги кукле Кати Закреплять названия и назначения отдельных частей тела Собери урожай Продолжать учить различать овощи, фрукты, ягоды. Угадай-ка Учить детей узнавать по описанию овощи, фрукты, животных и птиц, выделяя характерные особенности их внешнего вида Сложи картинку Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания детей об овощах, фруктах, растениях. Чудесный мешочек Учить узнавать овощи фрукты на ощупь, выделяя при этом форму, детали, поверхность объекта. Найди что опишу Учить находить комнатное растение по описанию Летает не летает Развивать у детей слуховое внимание, закреплять знания детей о животных и птицах Вершки и корешки Упражнять в составлении целого из частей Что за птица Учить узнавать птиц по характерным признакам Какое время года Закрепить знания детей о временах года, учить соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание. Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления к которому они остались бы равнодушными. Задача воспитателя развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала, возраста детей, а также от местных условий. Однако основным методом ознакомления детей с природой являются наблюдения. Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит через систему сезонных ежедневных наблюдений в процессе которых формируются: - основы и начальный опыт природосообразного поведения дошкольника - умения и навыки наблюдений за природными объектами - эмоционально-положительное отношение к окружающему миру - способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы.
Наблюдения на прогулке младший дошкольный возраст сентябрь тема содержание Неживая природа 1. отмечать состояние погоды: тепло или холодно, ветрено или тихо, пасмурно или солнечно. 2. наблюдать за небом: показать особенности осеннего неба – ясное, появляются облака, все небо затянуто облаками, в начале осени небо ясное, голубое. 3. наблюдать за дождем: показать что осенний дождь может быть разным, показать простейшую связь между явлениями природы – после дождя все мокрое, появляются лужи. 4. наблюдать за ветром: учить определять ветреную погоду – дует легкий ветерок или холодный ветер. 5. наблюдать за солнцем: солнышко греет на улице тепло, формировать понятия о том что для жизни на земле необходимо солнце. Живая природа птицы 1. дать общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей) – внешний вид, питание, как двигаются. 2. дать понятие «пернатые», насекомые 1. дать представление о насекомых (бабочки, майские жуки, божьи коровки) 2.внешний вид насекомых есть голова туловище, ноги, крылья. 3. все насекомые живые не стоит их без надобности брать в руки, их можно только рассматривать. растения 1. дать представления о деревьях (ель, клен, береза, рябина), травянистых растениях(трава, цветы – астры, бархатцы). 2. показать особенности строения деревьев(ствол, ветки, листья или иголки), знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. 3. осмотреть клумбу с цветами, рассмотреть цветы(форма, на что похож, какого цвета, запах) 4. учить любоваться осенними цветами. октябрь тема содержание Неживая природа 1. отмечать состояние погоды: становится холоднее, реже выглядывает солнце, часто дует холодный ветер. 2.понаблюдать за облаками, на что похожи, в какую сторону движутся. 3.солнца на небе не видно, его закрыли тучи, будет дождь. 4.сравнить осенний и летний дождь: осенний холодный, моросящий, сопровождающийся ветром. 5.наблюдать за ветром: дует холодный ветер – люди одеваются теплее, сильный ветер – деревья раскачиваются, срывает листья. 6.во время дождя люди идут под зонтами, капли дождя стучат по крышам домов. 7. обратить внимание на почву: от частых дождей она сырая, на улицах грязно. Живая природа птицы 1. учить узнавать пернатых по внешнему виду, птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают во время полета, машут крыльями. насекомые 2. формировать желание наблюдать за насекомыми, подвести к пониманию того что все насекомые живые, показать отличительные особенности насекомых, когда становится холодно, насекомые прячутся. растения 3. обратить внимание на красоту деревьев, отметить какого цвета листья, собрать букет, сравнить их между собой.
4. с каждым днем листьев на деревьях становится все меньше, много листьев лежит на земле, познакомить с осенним явлением – листопад. 5. расширять представления о том, что осенью собирают овощи и фрукты, учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, где растут. 6. обратить внимание на увядающую и сохнущую траву, цветы. ноябрь тема содержание Неживая природа 1. продолжать ежедневные наблюдения за природой: учить выделять характерные признаки осени: на улице холодно, идут частые дожди, дует холодный ветер, меняется окраска листьев, они опадают, солнце появляется редко и оно не греет, люди одеваются теплее. 2. наблюдать за силой ветра, дать детям игрушки (вертушки, флажки), сделать вывод игрушки вертятся значит на улице ветрено. 3. наблюдать за облаками тучами, в пасмурные дни тучи тяжелые низкие, нависают над землей значит будет идти дождь или снег. 4. обратить внимание, что в конце осени бывают заморозки: лужи покрываются корочкой льда. Живая природа птицы 1. отметить что птиц осталось мало, многие улетели на юг, остались: вороны, голуби, воробьи. 2. сравнивать птиц: - у вороны голова, крылья, хвост, лапы черные остальное серое, вороны каркают: кар-кар. - голубь птица величиной чуть меньше вороны, окраска сизо-голубая, по земле передвигается также как и ворона: ходит иногда прыгает. - воробей маленькая бойкая птичка, воробьи чирикают: чик-чирик, по земле прыгают. растения 1. обратить внимание что ветви на деревьях голые, листья почти все опали, но ель осталась зеленой, на ее веточках вместо листочков иголки. 2. обратить внимание на увядшую, побуревшую от заморозков траву. 3. учить бережно относиться к растениям. животные 1. расширять представления о диких животных (медведь, лиса, заяц, белка), о том как звери готовятся к зиме. декабрь тема содержание Неживая природа 1. обратить внимание на изменения в природе: часто идет снег, лежит на деревьях, крышах домов, дует холодный ветер, мороз щиплет нос и щеки. 2. учить устанавливать связь между погодой и одеждой. 3. показать что солнце светит во все времена года, зимой солнце светит но не греет. 4. наблюдение за движением вертушек во время ветра, определять направление. 5. небо зимой бывает синее, голубое, серое, вечером рано начинает темнеть. 6. наблюдение за снегом: белый. холодный, пушистый, из снега можно лепить снежки и снеговика.
Живая природа птицы 1. наблюдать за воробьями, воронами, голубями, сравнивать их по величине и голосам, повадкам. 2.вынести на участок кормушки, воспитывать желание ежедневно подкармливать птиц. 3. формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду, дать представления о снегире. растения 1. расширять представление о деревьях: у деревьев есть ствол, ветки, зимой когда нет листьев деревья можно отличать по стволу: у березы он белый с черными крапинками. 2. показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период. 3. показать особенности травянистых растений в зимний период: травы нет, лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы, под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом. животные 1. расширять представления о домашних животных и их детенышах, по возможности понаблюдать за кошкой за ее поведение повадками. 2. продолжать расширять знания детей о диких животных. январь тема содержание Неживая природа 1. отмечать состояние погоды: холодно, морозно, солнце светит но не греет, идет снег, дует ветер. 2. продолжать наблюдение за снегопадом: снег падает редкими снежинками, крупными хлопьями, 3. снег блестит на солнце, искрится, если идет мокрый снег - на улице слякоть. 4. наблюдение за ветром определение направления ветра, ветер поднимает кружит снег, при сильном ветре люди поднимают воротники. 5. небо перед снегопадом становится темным. 6. солнце светит значит день солнечный, не светит солнце значит – пасмурно. Живая природа птицы 1. продолжать наблюдение за птицами, учить замечать как птицы передвигаются, ходят, летают, клюют корм. 2. сравнивать птиц по голосам, внешнему виду. 3. во время подкормки птиц наблюдать как они обнаруживают корм, подлетают к нему, как клюют корм. 4.на снегу остаются следы птиц, наблюдать как воробьи в теплый день летают стайками. растения 1. рассмотреть растения в зимнем уборе, полюбоваться ими, если светит солнце снег искрится на деревьях, если дует ветер то слетает с деревьев. 2. обратить внимание что на рябине сохранились ягоды, ими любят лакомиться снегири и другие птицы. 3. рассмотреть траву под снегом, она сохранилась, под снегом ей тепло, как под одеялом. животные 1. продолжать расширять представления детей о диких животных, особенностях жизни зимой. 2. побеседовать о том как зимуют домашние животные
февраль тема содержание Неживая природа 1. наблюдать за состоянием погоды: холодно, морозно, солнце светит но не греет. 2. понаблюдать с детьми за метелью: после нее появились сугробы, объяснить откуда они появились (идет снег дует сильный ветер, поднимает снег с крыш домов, разметая во все стороны) 3. обратить внимание на появление сосулек на крышах, почему они появились (после оттепели) 4. светит солнце но на улице мороз, мороз щиплет нос и уши, на окнах появляются узоры 5. снег холодный но если его зажать в руке то он растает, превратится в воду Живая природа птицы 1. продолжать наблюдать за птицами, подкармливать их, формировать желание помогать птицам в зимний период. 2. предложить самостоятельно описать внешний вид птиц, повадки. растения 1. привлечь внимание детей к деревьям после снегопада они стоят запорошенные 2. рассмотреть деревья на фоне голубого неба и снега, обратить внимание на форму их частей: ствол прямой, внизу толще, чем вверху, ветки около ствола толстые на конце тонкие. 3. обратить внимание на ель, сосну, уточнить что иголки у них зеленые. 4. срезать несколько веточек и поместить их в группу, наблюдать за ними. Сделать вывод что деревья зимой отдыхают, но они живые, в тепле сразу распускаются животные 1. расширять представления о жизни диких и домашних животных зимой март тема содержание Неживая природа 1.обратить внимание на первые признаки весны. Солнышко ярко светит и греет. 2. наблюдать за сосульками, послушать капель, почему с сосулек капает вода. 3. показать особенности весеннего неба, часто бывает голубым безоблачным, плывут белые облака. 4. рассмотреть снег отметить что он стал рыхлым, темным. 5. отметить появление проталин, луж, ручейков. 6.обратить внимание на продолжительность дня, утром когда идем в садик светло, вечером позже темнеет. Живая природа птицы 1. наблюдать за оживленным поведением птиц: воробьи звонко чирикают, вороны громко каркают, синички звонко поют 2. понаблюдать как птицы ищут что-то на проталинках, греются на солнышке, воробьи купаются в лужах 3. формировать желание наблюдать за птицами прилетающими на участок детского сада растения 1. закрепить представления о деревьях: есть ствол, ветки, листья. 2. на веточках есть почки, показать изменения происходящие с деревьями в весенний период – из почек появляются листочки 3. на березе появились сережки 4. появились первые цветы, первоцветы, мать-и-мачеха. животные 1. поговорить с детьми о изменениях происходящих в жизни диких животных и домашних с наступлением весны
апрель тема содержание Неживая природа 1. солнце светит ярче, стало теплее, солнышко пригрело и появились первые насекомые 2. обратить внимание на небо, оно часто бывает голубым, безоблачным 3. иногда по небу бегут облака, на что они похожи 4. ветер гонит облака по небу, определять направление ветра с помощью вертушек, ленточек 5. показать что весенний дождь может быть разным, капли дождя бывают разными – крупными и мелкими, после дождя все мокрое, появляются лужи 6. после дождя обратить внимание на почву: она мокрая, липнет к обуви 7. ежедневно наблюдать за изменениями погоды: солнце припекает, становится теплее, люди меняют одежду на более легкую Живая природа птицы 1. наблюдать за повадками воробьев – купаются в лужах, весело щебечут, дерутся 2. птицы прыгают по земле ищут червячков, вьют гнезда растения 1. обратить внимание на появление первой зеленой травки, стебельки травки очень тонкие легко гнутся и ломаются. 2. на лужайках появляются одуванчики, это травянистое растение, у него есть стебель, цветок у одуванчика желтого цвета 3. обратить внимание что на березе появились сережки, из почек появляются первые листочки. 4. на клумбах появляются всходы других цветов насекомые 1. продолжать расширять знания детей о насекомых, учить различать их. 2. осторожно рассмотреть божью коровку, найти голову, усики, ножки, крылья, Наблюдать как ползает, летает 3. рассмотреть появившихся бабочек, сравнить их по окраске. червяки 1. показать отличительные особенности червяка, внешний вид, длинный похож на веревочку, у него нет ног, заползая в землю черви рыхлят ее. май тема содержание Неживая природа 1. ежедневно наблюдать за состоянием погоды: тепло, солнечно, дует теплый ветер 2. наблюдать за весенним дождем: темная туча застилает небо, начинается ливень, часто гремят грозы, после дождя бывает радуга 3. понаблюдать за солнцем в полдень солнце поднимается высоко, припекает, становится жарко, 4. отмечать состояние почвы и песка после дождя – они мокрые. Пригреет солнышко - высыхают 5. обратить внимание на форму облаков, как плывут по небу, на что похожи
Живая природа Птицы 1. продолжать наблюдение за птицами, послушать пение скворцов, ласточек, синиц 2. продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (воробей, голубь, скворец) 3. формировать доброе отношение к миру природы, по возможности повесить скворечник на участке, в домике живут скворцы, в скворечниках выводятся маленькие птенчики. растения 1. показать изменения происходящие с деревьями в весенний период, цветут яблони, черемуха, цветы ароматно пахнут 2. закрепить представления о кустарниках, цветы сирени ароматно пахнут, кустарники весной обрезают, чтобы выглядели красиво 3. отметить появление цветов на клумбе, полюбоваться полянкой одуванчиков 4. привлечь детей к посадке лука, гороха, к уходу за грядками. 5. отметить появление листьев на всех деревьях, сравнить листья березы, клена, черемухи, яблони насекомые 1. продолжать учить различать насекомых: бабочки, жуки, мухи летают, муравьи ползают 2.наблюдать за насекомыми: как ползают, как летают, садятся на цветы собирают нектар животные 1. поговорить о том какие изменения произошли в жизни диких и домашних животных с наступлением весны ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Младшего дошкольного возраста Опыт это наблюдение которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. 1. Вода - прозрачная Дать элементарные представления о свойствах воды. Перед детьми поставить два стаканчика: один с водой другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком палочки видны в каком нет. Вывод: вода прозрачная. 2. Вода жидкая может течь Дать элементарные представления о свойствах воды. Перед детьми поставить два стаканчика, один с водой другой пустой. Перелить аккуратно воду из одного в другой. Вода льется потому что она жидкая. Поскольку вода жидкая, может течь ее называют жидкостью. 3. Вода на морозе замерзает Продолжать знакомить со свойствами воды
Воду налить в формочки и вынести на улицу(на мороз). Через некоторое время обратить внимание на то что вода замерзла превратилась в лед. Вывод: вода на морозе замерзает. 4. Снег, лед это тоже вода Продолжать знакомить со свойствами воды Принести снег и сосульки в помещение, поместив их в отдельную посуду, следить как постепенно уменьшаются сосульки и снег. Что с ними происходит, они тают остается вода. Снег и лед тают в комнате от тепла. Вывод: снег и лед тоже вода. 5. Вода нужна всем Дать детям представления о роли воды в жизни растений. В один стакан налить воду и опустить луковицу, так чтобы она касалась воды, в другой стакан без воды тоже поставить луковицу. Через некоторое время рассмотреть луковицы: в первом стакане у луковицы появились корешки и зеленый росток, во втором стакане луковица осталась прежней. Вывод: вода необходима для роста растений. 6. Вода нагревается на солнце Продолжать знакомить со свойствами воды. Поставить две емкости с водой одну на солнце, другую в тень. Через некоторое время попробовать воду, вода которая стояла на солнце нагрелась и стала теплой, вода которая была в тени осталась холодной. Вывод: вода бывает теплой и холодной. 7. Сыпучий песок Дать элементарные представления о свойствах песка. Сухой песок рассыпается. Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой он рассыпается. После сухого песка руки можно отряхнуть. На сухом песке не остаются следы. 8.Свойства мокрого песка. Полить песок водой. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, зато он может принимать любую нужную форму. Из него можно лепить. После мокрого песка руки нужно мыть. На влажном песке можно рисовать палочкой. На нем остаются следы.
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Младший дошкольный возраст схема изучения знаний детей о временах года, животных и растениях и методика обследования ЖИВОТНЫЕ 1. Узнают и называют ли дети по картинкам 2-3 вида домашних и диких животных, 1-2 птицы, бабочку, рыбку, лягушку? 2. Знают ли части тела животных (птиц)? 3. Знают ли где они живут? 4. Знают ли чем питаются? 5. Какие признаки животного (птицы) выделяют? методика диагностики Беседа с детьми по картинкам (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные) 1. Кто это?( если затрудняется с ответом спросить где корова, заяц и т.д. ) 2. Где живет? 3. Что это? (показать часть тела) 4. Живое ли это (показать картинку с изображением животного)? 5. Как догадались что живое? Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить изображения животных и то чем они питаются, Предложить детям выбрать. РАСТЕНИЯ 1. Узнают и называют дети по картинкам и в натуре 2-3 вида растений( комнатных, цветника, огорода), 1-2 дерева? 2. Знают ли их части (корень, лист, ствол, стебель, цветок, ветви)? 3. Осознают ли необходимость поливки? 4. Относят ли растения к живым существам? методика диагностики Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев) 1. Что это (название)? 2. Что будет если растение не поливать? 3. Живое ли растение? 4. Как догадался что живое? Организовать с детьми игру «Путаница» (части растений), дать задание сложить правильно.
ВРЕМЕНА ГОДА 1. Узнают ли дети на картинках сезоны года? 2. Знают ли о характерных признаках времен года? 3. Каковы особенности существования растений? 4. Животных? 5. Какими видами труда заняты люди? Как одеты? методика диагностики Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года. Какое время года? Почему? Назови приметы. Что происходит с жизнью растений, животных, почему? Как меняется жизнь людей с наступлением того или иного времени года. Организовать игру «Какое время года». ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ экологическое воспитание младший дошкольный возраст Ф.И. ребенка Отношение к природе Знания умения и навыки детей Об щи е пок аза тел и Владе ние некото рыми норма ми поведе ния в приро де Умени е устана вливат ь просте йшие причи нно- следст венны е связи Неживая природа Обобщенные представления о растениях Обобщенные представления о животных Владе ние просте йшими навык ами наблю дения за объект ами приро ды Навы ки пров еден ия прос тейш их опыт ов Прояв ление интере са к заметн ым явлени ям приро ды Прояв ление береж ного отнош ения к приро де Знание времен года их последова тельности характерн ых признаков Умен ие разл ичат ь дере вья, куст арни ки трав ы Назв ания неко торы х расте ний Ум ени е уха жи ват ь за ни ми Умени е различ ать домаш них и диких живот ных Названи я дом. животн ых их детены шей, польза Назван ия диких жив. их детен ышей