Напоминание

"Активизация творческого потенциала и повышение качества образования в условиях дополнительного образования детей"

Автор: Салимова Эльмира Гилемзяновна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 татарская"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация творческого потенциала и повышение качества образования в условиях дополнительного образования детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОВЫШЕНИЕ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Салимова Э.Г.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа

искусств №13 (татарская)» г.Набережные Челны

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом воз-

расте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно его эстетического

воспитания» - писал В. Сухомлинский. Существует ошибочное мнение о том, что заниматься

искусством должны только одаренные дети, которые смогут впоследствии работать в сфере

искусства. Остальным лучше приналечь на то, что пригодится в реальной жизни. Эта, до-

вольно распространенная, точка зрения – ошибочный предрассудок, который лишний раз

показывает, какими недальновидными могут быть не в меру практичные люди. Следует по-

мнить, что, занимаясь художественно-эстетическое творчеством в ребенке, в какой – то мере,

сохраняется целостность растущего человека, постоянно оживляя сферу его чувств. Бесчув-

ственным называют того, кто слеп и глух душевно. Вряд ли, кто захочет иметь дело с такими

людьми и станет воспитывать бесчувственным «умником» собственного ребенка.

В условиях общего образования, искусство помогает ребенку войти в единый поток мировой

культуры, почувствовать себя ее ответственным наследником, хранителем и творцом. В об-

ласти искусства ребенок приобретает ранний и полноценный опыт творчества. Обращаясь к

различным словарям, мы увидим, что понятие «Творчество» истолковывается почти одина-

ково: это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший

смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого

мира в процессе культурной миграции.[1] Самое интересное определение, на мой взгляд, ко-

торое отражает личностную суть определения – это формующая деятельность духа, интел-

лектуальная активность человека, непреложное явление природы, являющееся отражением

вечного процесса Божественного Творения.[2] Творчество, по своей природе, основано на

желании сделать то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя су-

ществовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это все-

гда стремление к совершенству. Искусство воспитывает в человеке творческое начало, и в

этой своей функции искусство ничем не может быть заменено. В способности вызывать в че-

ловеке творческую фантазию искусство занимает первое место среди всего многообразия

элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фанта-

зии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит перед

российским образованием новую цель: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка

становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,

компетентного гражданина России». Педагоги основного и дополнительного образования яв-

ляются первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формиро-

вание основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-

нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоро-

вья. Успешное решение задач, поставленных новыми образовательными стандартами, воз-

можно только совместными усилиями школы, семьи, общественности и государства. Про-

цесс развития креативной личности обучающего невозможен без активного, нестандартно

мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия ребенка, как

правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагога – организовать творческую дея-

тельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала обучающегося.

Для активизации творческого потенциала и повышения качества образования можно предло-

жить педагогическую модель, выведенную доцентом ВОИПК и ПРО Чурляевым Ю. А. и

адаптированную для эффективной деятельности театрального объединения и не только. [3]

Модель работает на определенную и конкретную цель – это создание совокупных психолого-

педагогических и методических условий для активизации творческого потенциала учащихся

и повышения качества образования. Модель позволяет сформировать устойчивый интерес к

определенной дисциплине с помощью технологии развивающего обучения, а также активи-

зировать творческий потенциал воспитанников при широком использовании информаци-

онно-коммуникационных технологий. Кроме того, модель создает условия для проектно-

исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями. Создает

условия для творчества и самоподготовки с помощью инновационных средств обучения.

Доступность обучения, научность, преемственность, последовательность, систематич-

ность, наглядность, дифференциация и индивидуализация, взаимодействие и сотрудниче-

ство, сознательность и творческая активность, продуктивность, - основные принципы, на

основе которых решаются поставленные задачи. Для того, чтобы решить эти задачи воспи-

танники должны пройти шесть этапов активизации творческого потенциала.

На первом этапе – познавательно-информационном, развивается эрудиция, учащиеся

получают и накапливают определенный объем информации. Второй этап – эмоционально-

ценностный или ценностная ориентация. На этом этапе приходит осознание ценности полу-

ченной информации, для осуществления творческой деятельности. На третьем этапе – по-

требностно-мотивационном, вырабатываются внутренние мотивы, без всяких усилий со сто-

роны обучающегося, вследствие интереса (мотивы, направленные на деятельность). Четвер-

тый этап – деятельный. Это этап применения теоретических знаний, умений и навыков в

творческой деятельности. Пятый этап – интеллектуальный. На этом этапе учащиеся анализи-

руют информацию, исследуют проблему, разрабатывают творческий проект. Шестой этап –

самореализации, рефлексии. Этап оптимизации и саморазвития. Воспитанники осознанно

подходят к творческой деятельности и приходят к осознанию проделанной работы.

Содержание, которое обеспечивает активизацию творческого потенциала и повышение

качества образования воспитанников включает: развитие памяти + развитие внимания + раз-

витие фантазии и воображения + внутренняя мотивация и развитие логического мышления =

творческая личность. Для активизации творческого потенциала учащихся и повышении каче-

ства знаний, следует соблюдать ряд условий: широкое применение информационно-комму-

никационных технологий; моделирование проектной и исследовательской деятельности в со-

четании с информационными технологиями позволяют развивать познавательный интерес

среди воспитанников, а также проявлять инициативу и самостоятельность, демонстрируя

индивидуальные качества. Применение технологии развивающего обучения, позволяет осу-

ществлять принцип дифференцированного образовательного процесса направленного на раз-

витие творческой личности.

В условиях театрального объединения такая модель работает безукоризненно, незави-

симо от года обучения. Так, например, в работе над спектаклем (а спектакль – это своего

рода проект) создается несколько творческих групп, которые отвечают за определенный этап

работы: звуко-техническое сопровождение спектакля, костюмер-гример, бутафор-декоратор,

имиджмейкер или пиар-менеджер и другие, в зависимости от масштабности проекта. Соста-

вы этих групп в течении года меняются, но в каждой группе есть один, кто является постоян-

ным и согласовывает все действия и предложения переходящих лиц. Таким образом, все вос-

питанники на разных этапах получают возможность высказать свое мнение, пожелание в по-

становке спектакля и понять суть той или иной театральной профессии. Воспитанники 4-го

года обучения самостоятельно готовят отрывки из драматургических произведений в каче-

стве режиссера. Они сами подбирают актеров из числа воспитанников объединения и разра-

батывают свой творческий проект. Итогом такого проекта является защита презентации по-

становочного плана. Наиболее интересный проект берется для воплощения. Следует заме-

тить, что вначале детей несколько обескураживает такой принцип деятельности. В

большинстве своем, они привыкли уже к готовым вариантам воплощения, но когда механизм

приводится в действие, воспитанники объединения, незаметно для себя, с азартом включают-

ся в предложенные правила игры. Занятия-презентации, видео-занятия, творческие «капуст-

ники», бенефисы, использование на занятиях ИКТ и многое другое позволяют творчески раз-

виваться нашим воспитанникам. Использование инновационных средств обучения создают

условия для творчества и самоподготовки. Конечно, эта модель должна быть частью педаго-

гической системы педагога. Во время занятий происходит сложный процесс взаимного об-

щения педагога с детьми, в результате чего происходит обмен информацией, который мы,

собственно, и называем процессом обучения. В основе любой системы лежат педагогические

приемы. А высшим результатом работы является – творчество. Главным условием работы та-

кой модели является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявле-

ние творческой активности, т.е. демонстрация образца. Педагог должен быть интересен

своим воспитанникам. Развитие творческих качеств детей тесно связано с ростом и развити-

ем творческих возможностей самого мастера.

В заключение хочется сказать, что в образовательных учреждениях должны быть созданы

все условия, чтобы любой ученик мог творчески мыслить, выражать себя посредством раз-

личных видов творческой деятельности. «Жизнь, как говорил известный психолог Л. С. Вы-

готский, – это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного

комбинирования и создания новых форм поведения».

[1] Новая философская энциклопедия. – 2003

[2] Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства, 2004-2009

[3] Большаков, А.В. Современные концепции творчества / А.В.Большаков //Вестник Там-

бовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – №1. – С. 235-239