"Художественное творчество в дизайне"

Автор: Ананьева Лилия Валериевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ Михайловская СОШ
Населённый пункт: с.Михайловка Тереньгульского района Ульяновской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Художественное творчество в дизайне"
Дата публикации: 10.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УМК:
Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов.-М.:Просвещение,2011.80с.-(Работаем по новым стандартам).-ISBN 978-5-09-022883-1.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:  Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный стандарт;  СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;  Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.  О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);  Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы среднего общего образования (2009 г.);
Назначение программы
Согласно учебному плану общеобразователь ных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъ емлемой частью образовательного процесса. Время отводимое на внеурочную деятельность, используется по же ланию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено общекультурное направление. Рабочая программа внеурочной деятельности « Художественное творчество в дизайне» предназначена для общекультурной работы с обучающимися, проявляющими интерес к дизайну, в 5-6 классах.
Актуальность и перспективность курса
. Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Художественное творчество в дизайне» обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры. Современный дизайн обеспечивает овеществление духовных ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное содержание времени.

Цель

программы
художественного творчества школьников — формирование у них способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Задачи

программы:
- расширение общего и художественного кругозора учащихся подростковых классов, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса; формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия; - развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
Особенности программы


Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«
Художественное творчество в дизайне
»,
предназначена для обучающихся 5-6 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН
.

Возрастная группа:
дети, обучающиеся 5-6 классов МОУ «Михайловская СОШ».
Объём часов, отпущенных на занятия:
70 часов ,2 часа в неделю по 40 мин.
Количество обучаемых в кружке
— 16 человек.
Продолжительность одного занятия:
Занятия проводятся в школе, в кабинете технологии: понедельник– 14 05 – 14 45 , среда – 14 05 – 14 45 .
Программа основывается на принципах:

Принцип природосообразности
предполагает процесс художественного творчества школьников, который должен согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности
предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности
предполагает, что художественное воспитание и образование, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности
предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества.
Принцип патриотической направленности
предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края.
Принцип проектности
предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия.
Принцип диалога культур
предполагает: рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
Принцип поддержки самоопределения воспитанника
. Самоопределение в художественном творчестве — процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности.
Формы и режим занятий
: Информационные занятия предполагают беседы и лекции. Фронтальная беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Разновидностью беседы является «Встреча с интересным человеком», формы которой могут быть следующими: • ток-шоу — интенсивная беседа по актуальной и неоднозначной проблеме; • беседа от всей души — внимательный, заинтересован ный разговор о личном значении тех или иных событий, как правило, прошедших. Лекция — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов на какой-либо вопрос. Художественное образовательное событие — акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями. Учебный и воспитательный эффекты художественного события для автора произведения обусловлены встречей с читателем (зрителем), с отношением последнего к авторскому произведению. Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспози ции. Для успешного проведения экскурсии необходимо со ставить подробный план, разработать маршрут, сформулиро вать задания и вопросы для учащихся. Конечно, сегодня бла годаря широкому применению электронных образовательных средств распространены виртуальные экскурсии. Такого рода мероприятие следует рассматривать в качестве «организации просмотра».Участники экскурсии делятся на тех, кто организует на - блюдения, консультирует, сообщает необходимые сведения, и тех, кто самостоятельно наблюдает, ведёт записи, осущест вляет фото- и видеосъёмки, магнитофонные записи.
Просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, кон церта — представление, в ходе которого участникам демон стрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Следует различать про смотр концерта (спектакля, фильма и т. п.), подготовленно го кем-либо, и спектакль (концерт), где выступают сами вос - питанники. Основанием для такого разделения являются признаки формы совместной деятельности. Воспитательные потенциалы складываются из двух обстоятельств: содержание демонстрируемого и характер взаимодействия в процессе просмотра. Первое обстоятельство особенно важно при про смотре видеофильмов, спектаклей, второе обстоятельство связано с совместным переживанием эмоционального подъёма (например, на концертах и спортивных соревнованиях).
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию программы:

Межпредметные связи на занятиях по общекультурному направлению:
 с уроками литературного чтения: умение организовывать диалог, обмениваться мнениями и использовать ранее изученный материал;  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;  с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам проектов.
Личностные УУД
1. формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области дизайна; 2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; 3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; 4. формирование духовных и эстетических потребностей; 5. овладение различными приѐмами и техниками дизайнерской деятельности; 6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; 7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы 8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности
Регулятивные УУД
1. проговаривать последовательность действий; 2. учиться работать по предложенному учителем плану; 3. учиться отличать верно выполненное задание от неверного; 4. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии; 5. основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; 2. делать предварительный отбор источников информации;
3. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; 4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; 5. преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания; 6. овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.
Коммуникативные УУД
1. уметь пользоваться языком дизайна: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме; 2. уметь слушать и понимать высказывания собеседников; 3.уметь защищать свои проектные работы; 4. совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им; 5. учиться согласованно работать в группе; а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Содержание деятельности

Раздел 1. Знакомство с основами дизайна 2 часа
. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование.
Раздел 2. Основные организации пространства. Дизайн костюма. Дизайн интерьеров и архитектурное проектирование. 10

часов.
Разработка и осуществление дизайн – проекта интерьера «Комната моей мечты». Презентация выставки дизайн – проектов интерьера «Комната моей мечты». Философия новогоднего праздника. Разработка дизайнерских проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Конкурс дизайн – проектов организации пространства праздника (новогодний праздник). Реализация проекта – победителя конкурса. Презентация оформления школьного сада. Материаловедение. История
костюма. Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма». Защита исследовательских проектов «Дизайн исторического костюма». Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Дизайн помещения классной комнаты». Презентация выставки дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты».
Раздел 3. Основы ландшафтного дизайна. Стиль в ландшафтном дизайне.18 часов
. Декоративная дендрология. Разработка и осуществление дизайнерского проекта интерьера «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн). Презентация дизайн – проекта «Школьная клумба». Средства гармонизации композиции. Разработка проекта «Сквер родного города» (села). Защита проекта «Сквер родного города» (села).
Раздел 4. Особенности web – дизайна 18 часов
. Разработка, реализация исследовательских проектов «Лучший современный сайт» Научная конференция «Современные тенденции «web-дизайна».
Раздел 5. Основы фотодизайна 22 часов
. Индивидуальность в дизайне. Разработка и осуществление проектов фотодизайна «Фотоальбом», «Моя школьная жизнь».
Предполагаемые результаты реализации
Воспитательные результаты внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов
— приобретение школьни ком социальных знаний о ситуации межличностного взаимо действия, её структуре, пространстве взаимодействия, спосо бах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в раз личных ситуациях, способов типизации взаимодействия, ин - струментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеют проведение новогоднего праздника для сверстни ков и для младших классов (разработка дизайн-проекта оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный порадовать представителей школьного сообщества.
Третий уровень результатов
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организа ционных и финансовых возможностей для реализации проек та в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, ис пользование различных способов информирования). Здесь ос ваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экспертам собственные разработки. Для достижения данного уровня результатов особое значе ние имеет взаимодействие школьника с социальными субъек тами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родно го города (села)», любительский спектакль для жителей округи, открытый общественный показ документальных видеопро ектов.
Описание материально-технического обеспечения программы.

Результаты деятельности кружка «Художественное творчество в дизайне»
Проектные работы – 4 . Защита исследовательского проекта по теме: «Лучший современный сайт». Защита проекта по теме: «Современные тенденции web – дизайна».
Защита проекта по теме: «Сквер родного города». Защита проекта по теме: «Моя школьная жизнь».
Перечень учебно-методического обеспечения:
Литература для учителя:  Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Д\\\\. В. Григорьев, Б. В. Куприянов.-М.:Просвещение,2011.80с.98 6  Иттен И. Искусство цвета. 2-е изд. М.: Д. Аронов, 2012  . Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2011  Земпер Г. Практическая эстетика. М.,2011 Литература для учащихся:  Бхаскаран Л. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: АРТ-РОДНИК. 2009.  Михайлов С.М. История дизайна: В 2 т. Учеб. пособие. М.: Союз дизайнеров России, 2004.  Серия «Стиль в дизайне ». - М.: Белый город,2010.  Детская энциклопедия. История Дизайна. – М.: ИДДК, 2008.
Материально-техническое обеспечение
: 1. Доска интерактивная. 2. Ноутбук. 3. Магнитофон. 4. Телевизор.
5. DVD .6. Проектор интерактивный. 7. Документ – камера. 8. Нетбуки – 13 шт. 9. Микроскоп цифровой – 5 шт.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


КРУЖОК «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ДИЗАЙНЕ»(70 ЧАСОВ) № Тема Форма организации Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формируемые

умения

Плановые

сроки

прохождения

Скорректирован

ные сроки

прохождения

Раздел 1.Знакомство с основами дизайна (2 часа)
1-2 Ввводный инструктаж. Дизайн интерьера и архитектурное проектирование Беседа, Презента- ция Приготовить материал к беседе и презентации Участие в беседе Навыки творческой деятельности в пространстве эстетического выбора 2.09 7.09
Раздел 2. Основы организации пространства (10 часов)
3-4 Разработка проекта «Дизайн помещения классной комнаты» Беседа, круглый стол Приготовить материал к беседе и презентаци Участие в беседе Формирование навыков поисковой, творческой работы 9.09 14.09 5-6 Разработка проекта «Комната моей мечты» Беседа, исследовате льская работа Приготовить материал к беседе и презентаци Участие в беседе Формирование навыков поисковой, творческой работы 16.09 21.09 7-8 Разработка Исследовате Подготовка Самостоятельный Формирование 23.09
дизайнерского проекта «Новогодний праздник» льская работа, беседа, презентация презентации подбор материала навыков поисковой, творческой работы 28.09 9-10 Выставка дизайнерских проектов интерьера «Дизайн помещения классной комнаты) Исследовате льская работа, беседа, презентация. Оформление проектов Подготовка презентации Самостоятельный подбор материала Формирование навыков поисковой, творческой работы 30.09 5.10 11- 12 Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты» Исследовате льская работа, беседа, презентация. Оформление проектов Подготовка презентации Самостоятельный подбор материала Формирование навыков поисковой, творческой работы 7.10 12.10
Раздел 3. Особенности web-дизайна (18 часов)
13 14 15 16 Особенности web- дизайна. Разработка исследовательског о дизайна «Лучший современный Исследовате льская работа Приготовить материал к беседе Участие в обсуждении, участие в исследовательской работе Формирование навыков «активного» слушателя 14.10 19.10 21.10 26.10
17 сайт» 28.10 18- 19 Защита исследовательског о проекта «Лучший современный сайт» Презентации , брошюры, рисунки Приготовить материал к беседе Участие в обсуждении, участие в исследовательской работе. Формирование навыков «активного» слушателя 9.11 11.11 20 21 22 23 24 Разработка исследовательског о проекта «Современные тенденции web- дизайна Исследовате льская работа Подготовить презентацию Участие в обсуждении увиденного, создание рисунков на тему Формирование навыков творческой работы;работа в группах 16.11 18.11 23.11 25.11 30.11 25- 26 Научная конференция «Современные тенденции web- дизайна» Презентация проекта Подготовить презентацию Участие в обсуждении увиденного, создание рисунков на тему Формирование навыков творческой работы;работа в группах 2.12 7.12 27 28 29 30 Защита проекта«Совреме нные тенденции web-дизайна» Презентации , брошюры, рисунки, экскурсия по сайтам дизайнерски х студий Подготовить презентацию Участие в обсуждении увиденного, создание рисунков на тему Формирование навыков творческой работы;работа в группах 9.12 11.12 16.12 21.12

Раздел 4. Основы ландшафтного дизайна (18 часов)
31- 32 Стиль в ландшафтном дизайне. Средства гармонизации в композиции Беседа с наглядным материалом Подготовить материал к беседе Участие в беседе Формирование навыков «активного» слушателя. 23.12 11.01 33 34 35 36 37 38 39 40 Разработка проекта «Сквер родного села» Беседа, подбор материала Подготовка материала Участие в беседе,исследователь ская работа, творческая работа Формировать умение анализировать 13.01 18.01 20.01 25.01 27.01 1.02 3.02 8.02 41- 42 Защита проекта «Север родного села» Экскурсия по территории школы Подбор материала к презентации Участие в беседе,исследователь ская работа, творческая работа Формировать умение анализировать 10.02 15.02 43 Защита проекта «Север родного села» Экскурсия по селу Подготовка презентации Участие в беседе,исследователь ская работа, Формировать умение анализировать 17.02
творческая работа 44 45 46 47 48 Защита проекта «Север родного села» Презентация ,фильм,бесе да,создание иллюстраци и. Подобрать материал, составить презентацию Участие в беседе, создание рисунков Формирование чувства прекрасного,творчес ких способностей 22.02 24.02 29.02 7.03
Раздел 5.Основы фотодизайна (22 часа)
49 50 51 52 Основы фотодизайна Презентация , фильм, беседа,созда ние иллюстраци й Подобрать материал,соста вить презентацию Участие в беседе, создание рисунков Формирование чувств прекрасного,творчес ких способностей 9.03 14.03 16.03 21.03 53- 54 Индивидуальност ь в дизайне Беседа Подобрать материал к беседе Участие в беседе Формирование чувств прекрасного,творчес ких способностей 23.03 4.04 55 56 57 58 Разработка проектов фотодизайна фотоальбом «Моя школьная жизнь» Презентация Подготовить вопросы к обсуждению Участие в обсуждении Формировать умение анализировать 6.04 11.04 13.04 18.04
59 20.04 60 61 62 63 64 Осуществление проектов фотодизайна фотоальбом «Моя школьная жизнь» Презентация Подготовить вопросы к обсуждению Участие в обсуждении Формировать умение анализировать 25.04 27.04 2.05 4.05 65 66 67 68 69 70 Презентация выставки проектов фотодизайна фотоальбом «Моя школьная жизнь» Презентация Подобрать материал, составить презентацию Участие в обсуждении увиденного материала Формирование чувств прекрасного, творческих способностей 11.05 16.05 18.05 23.05 25.05 30.05