Напоминание

"Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Автор: Кунцман Тамара Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ТДМШ"
Населённый пункт: г.Тогучин, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения в классе фортепиано"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Тогучинского района

«Тогучинская детская музыкальная школа»

(МБУДО «ТДМШ»)

Методическая разработка

Тема: «Организация игрового аппарата

на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Выполнила: Кунцман Тамара Васильевна,

преподаватель

г. Тогучин

2022г.

1

Содержание:

I. Вступление

II. Организация игрового аппарата

1. Организация кисти

2. Воспитание цепкости пальцев

3. Организация движений первого пальца

4. Организация движений пятого пальца

5. Организация движений запястья

6. Горизонтальные движения

7. Вертикальные движения

8. Организация движений локтевого сустава

III. Недостатки в организации игрового аппарата

IV. Заключение

V.Список использованной литературы.

2

«При игре наша рука не должна быть

ни мягкой, как тряпка, ни жёсткой,

как палка,- она должна быть упругой,

подобно пружине»

Л.Николаев

I. Вступление

Организованный

пианистический

аппарат

-

это

система

взаимосвязанных, рациональных движений, при которых в руке сохраняется

состояние комфортности, удобства и ловкости. Организация аппарата

является очень сложным и ответственным процессом, требующим от

педагога внимания и последовательности в закреплении усвоенных навыков.

В процессе обучения ребёнка игре на фортепиано следует помнить об

особенностях детской психики. А именно: ребёнок не может подходить

к осмыслению музыкального произведения или решению ставящейся перед

ним задачи с позиций взрослого человека, имеющего в своём арсенале и

какой-то жизненный опыт, и более или менее богатое ассоциативное

мышление.

Для

ребёнка

более

характерен

игровой

способ

решения

ставящихся перед ним задач.

В

то

же

время

дети

чрезвычайно

наделены

двигательными

способностями и испытывают ярко выраженную потребность в движении.

Поэтому

на

начальном

этапе

целесообразно

использовать

детскую

предрасположенность к движению и на этой основе активно формировать

инструментальные, в данном случае пианистические навыки. Можно

добавить, что у детей очень сильно развита способность «перенимать»,

копировать определённые движения. Конечно, нельзя полагаться только на

игру и копирование, так как для накопления базовых навыков необходимо

особенное восприятие их. Именно поэтому необходимо объяснить ученику те

или иные приёмы в такой форме, которые были бы доступны для его

сознания.

Обучение ребёнка не следует начинать со сложных технических формул.

Правильнее идти от простого к сложному, по принципу расчленения

сложного действия на простые, но важные элементы, которые должны

использоваться поэтапно, по возрастающей.

Следующий этап обучения - соединение отдельных навыков (или их

элементов) вначале в облегчённые, а затем и в сложные комплексы. Следует

помнить, что технический навык является усвоенным не после его

понимания учеником, а лишь после его двигательной автоматизации. Должна

возникнуть память рук на определённые движения. Не следует

часто

напоминать о свободе рук, плеч, запястий, особенно в этот период обучения,

что может привести к

обратному результату, так как ученик начинает

обращать внимание на эти части аппарата особое внимание. Правильнее

3

говорить об организованности действий рук и их частей. Свобода рук должна

быть не самоцелью для ученика, а лишь средством для исполнения тех или

иных задач.

Вначале пианистические навыки, предложенные в виде игр,

усваиваются чистодвигательно, однако, после овладения основами данного

движения, необходимо ввести оценочный критерий. Ученик должен хорошо

представить себе звуковой образ к которому он стремится, искать

правильные движения и запоминать мышечные ощущения, связанные с этим

движением, если ему удалось добиться цели, нужного звука. Правильность

движений даёт соответствующий звуковой результат. К примеру, если в

пианистическом приёме «толчковое стаккато» звук лишён яркой звонкости,

значит толчок конца пальца и «рессорное» движение запястья лишены

должной активности и т. д. Звуковой критерий в последствии становится

ведущим началом, на которое нарабатывается автоматически двигательная

реакция.

II. Организация игрового аппарата

Прежде чем приступать непосредственно к «лепке» рук, надо научить

ребёнка полностью освобождать своё тело, сказав ребёнку, что его руки

должны быть свободными, гибкими, «как резиновый шланг для поливки»

(или сделать другое подобное сравнение). Надо добиваться, чтобы сила

«текла» по всей руке - от плеча к кисти и кончику пальца, «как вода по

шлангу». В этом поможет гимнастика, предложенная А.Д. Артоболевской:

Упр.№1. Встать прямо, слегка нагибаясь вперёд, опустить руки вниз,

покачивая навстречу друг другу «Шалтай-Болтай».

Упр.№2. Встать ровно, опустить обе руки свободно вдоль туловища, как

плети. Раскачивать вначале одной рукой, потом другой взад-вперёд, как

маятник. Всё выше и выше, пока рука не начнёт крутиться по инерции

вокруг плеча, как «ветряная мельница».

Важным моментом является посадка. Садиться следует на полстула, ноги

должны прочно упираться пятками в скамеечку (или пол). Это создаёт

привычку необходимую при педализации. Затем взять кисть ребёнка и

попросить «отдать на время», покрутить у запястья, как «колобок из теста».

«Раскручивать» надо по очереди правую и левую руку ребёнка. Это

упражнение помогает освободить кисть. Потом, освободившуюся кисть

ребёнка можно положить на резиновый мячик, чтобы рука, полежав, приняла

форму «свода». Нельзя говорить «играй круглыми пальцами». Надо, чтобы

между

1-ым

и

остальными

пальцами

просто

получилось

«овальное

окошечко». Для того, чтобы ребёнок лучше понял, что прикасаться к

клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его подушечку,

можно поиграть в игру «поцелуй с карандашиком». Кончиками пальцы по

очереди «здороваются» с карандашом. Лучше, чтобы на конце карандаша

была мягкая резиночка.

4

Преодолевая «ударность» фортепиано, педагог

должен в своих

объяснениях говорить, что рояль «поёт», а пальцы «погружаются», «мягко

падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам.

С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать

руки гибкими, свободными, естественными. Но также необходимо помнить о

качестве, красоте звука. Исходя из этого, уже на первых уроках, когда ученик

играет упражнения на звукоизвлечение и «постановку рук», следует научить

его слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиками

пальца, пока он длится.

При переносе руки на другую клавишу, например, через октаву (упражнение

«Радуга»), ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести»

звук. В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из

дослушивания и переносов. Это ощущение, кстати, будет способствовать

более естественной форме руки и поможет в работе над постановкой. Живая

рука и живые активные пальцы – это необходимое условие в работе над

организацией пианистического аппарата. Не ставить палец и руку на

клавиатуру, а брать, извлекать звук; не выжидать и держать

клавишу, а слушать и вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание - такие

задания

гораздо

естественнее

формируют

руку,

чем

требования

необходимой (хоть и правильной) позиции.

Для того, чтобы научить слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой

окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные

ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения

и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу,

помогают выражению музыкального смысла. То есть движение, создающее

определённую звучность, сначала вырабатывается осознанно, впоследствии

же становится средством воплощения звуковых представлений. И путь к

этому лежит через усвоение движений – навыков в простом и комплексном

виде.

В работе с ребёнком должен соблюдаться порядок возрастания сложности.

Некоторые варианты упражнений нужно (рекомендуется)

выполнять

предварительно на крышке рояля или столе. Такое разделение

звуковых

и двигательных

целей является кратковременным приёмом,

способствующим расчленению и упрощению технических задач, стоящих

перед учеником. Целью здесь является само пианистическое движение.

Итак, какие же задачи стоят перед педагогом на данном этапе

обучения?

Каковы средства (навыки, упражнения) способствующие решению этих

задач?

1. Научить маленького пианиста владеть своим игровым аппаратом

дифференцированно. Ученик должен уметь соединить одновременно в

движении руки многоплановые тенденции:

напряжённость конца пальца;

мышечно-пружинящий свод;

5

эластично организованное запястье;

свободное движение локтя;

тяжесть в плече.

2. Усвоить в упражнениях основные формы пианистических движений,

из

которых

в

последствии

формируются

сложные

технические

комплексы.

Воспитать

цепкость

и

чуткость

в

конце

пальцев:

извлечением звуков прикосновением к дну клавиш. Организация

округлой формы кисти, мышечно упругого свода. Обучить движениям

запястья: вертикальному, горизонтальному, кругообразному. Определить

положение и действие1-го пальца. Обучить основным принципам

пальцевой и весовой игры.

3. Выстроить упражнения и пояснить их выполнение таким образом,

чтобы они создавали не только зрительные образы движения, но главное-

технические ощущения (мышечные), без которых невозможна автоматизация

навыков.

1.

Организация кисти

Вообще мышечная организация кисти (свода) очень сложный и

ответственный процесс. Сложность его заключается в умении держать пясть

на весу при сокращённых пястно-суставных мышцах (1го-5го пальцев) с

легко ходящими опорными пальцами и свободным запястьем.

При игре на фортепиано кисть пианиста должна иметь округлую

куполообразную форму: все суставы видны, не прогибаются внутрь купола.

Результатом недостаточной организованности свода, недостаточной опоры

каждого пальца в суставах кисти являются прогибающиеся внутрь пястно-

кистевой сустав. Чтобы предотвратить появление этого дефекта, необходимо

создать пружинистость свода, цепкость пальцев. Педагог должен уделять

большое внимание процессу организации свода и быть последовательным в

закреплении

приобретаемых

навыков.

Для

появления

естественного

ощущения свода на начальном этапе обучения можно предложить такие

упражнения:

1. Упражнение выполняется у стола. Ребёнок стоит или сидит в зависимости

от роста. Руки кладутся на стол – от локтя до кисти. Кисть свободная, пальцы

естественно округлены, касаясь поверхности «подушечками», локти немного

отведены от корпуса, что, кстати придаёт им естественное положение

(своевременность освоения которого помогут в дальнейшем избежать

недостатков в организации движения локтевого

сустава):

а) простукивать ритм любой считалочки, стихотворения попеременно

каждой рукой всеми пятью пальцами, не отрывая запястья от стола ( так как

при простукивании всей рукой от локтя - запястье и кисть будут излишне

фиксироваться);

6

б) второй этап – выстукивание ритма парами пальцев в соединении с

первым: первый – третий, первый – четвёртый, первый – пятый. При

выполнении этого упражнения появляется визуальное ощущение свода,

особенно на первый – пятый пальцы;

в) выстукивание ритма каждым пальцем в отдельности.

Внимание при этом должно концентрироваться на ощущении хорошей

опоры пальца на сустав кисти и цепкости кончика пальца. При перенесении

этого упражнения на фортепиано, оно приобрело иную форму и иное

название: игра в «Стрекозу». Дети с большим интересом вовлекаются в

игру. Упражнение состоит из двух фаз:

а) сначала рука плавно поднимается и кладётся на пюпитр, пальцы

свободно раскрыты: «стрекоза» плавно взлетела, расправила крылышки и

греется на солнышке.

б) рука также опускается на клавиатуру, третий палец ставится на

чёрную клавишу, пальцы собираются: «стрекоза» села на сучок и собрала

крылышки, чтобы не сломать их о ветки. «Стрекоза» легка, значит звук,

извлекаемый 3-им пальцем, должен быть тихим, нежным. Собранные пальцы

(крылышки) придают кисти округлую форму.

Следующее упражнение выполняется за инструментом и состоит из трёх

этапов:

а) взятие звука хорошо опёртым пальцем, выполняется каждым пальцем по

очереди;

б) взятие звука 3-им пальцем (с хорошей опорой) и подстройка к нему звука

взятого 1-ым пальцем на терцию ниже (ми – до, 3 – 1 пальцы). Затем

одновременное извлечение 2-х звуков терции с контролем за сохранением

опёртости 3-го пальца, как при игре одного звука. Тоже самое повторить 2-

ым пальцем

(интервал секунда), 4-ым пальцем (кварта), 5-ым пальцем

(квинта);

в) выполнение упражнения наоборот – начиная подстройку к 1-му пальцу:

1-3, 1-2, 1-4, 1-5. Следует особое внимание уделить взятию звука 1-ым

пальцем «подушечка» 1-го пальца находится сбоку и не должна занимать

больше половины фаланги. В результате между 1-ым и 2-ым пальцами

образуется полукольцо.

3. Полезно играть приём, выполняющийся на нешироком интервале (кварта,

квинта, секста) хватательным движением внутрь ладони1-ми и 5-ми

пальцами. Это упражнение поможет ощутить хорошее сокращение пястно –

суставных мышц.

4. Упражнение на закрепление полученного ощущения свода. Исходное

положение – взятие квинты 1-ым и 5-ым пальцами с хорошим сводом. Резко

расслабить суставы 1-го и 5-го пальца (при этом пястно-кистевые суставы

должны прогнуться внутрь). Затем «выпрямиться», вернув кисть в исходное

положение. Таким образом, в игровой манере, можно без особых усилий

воспитать (привить) ученику ощущение свода.

7

2.

Воспитание цепкости пальцев

У ребёнка должно возникать «чувство конца пальца» как «органа»

артикуляции в пианизме. Ногтевые фаланги выполняют как бы речевые

функции. А часто бывает так, что ученик заменяет активность кончика

пальца давлением руки на него, что приводит к проминанию фаланги.

Поэтому воспитание столь важного пианистического навыка как способ

прикосновения ногтевой фаланги к «дну» клавиатуры, необходимо развивать

с первых уроков. При этом следует различать 2 понятия и помнить что дети

воспринимают всё буквально. Так, когда мы объясняем ученику принцип

звукоизвлечения, правильнее сказать, что звук необходимо «брать», а не

«нажимать» на клавишу. Движения «взять» и «нажать» очень сильно

различаются

даже

в

сознании

ребёнка.

Существует

другой

вариант

объяснения. Москаленко Н.А., автор книги «Организация игрового аппарата

на начальном этапе обучения» предлагает цепкое звукоизвлечение связать с

приветствием, с поклоном. В качестве примера можно предложить несколько

упражнений:

1.а) игровая ситуация: педагог рассказывает историю о десяти братьях –

пальцах, которые пришли в гости к своей тёте. Сначала все поклонились ей, а

потом поздоровался каждый в отдельности. Это упражнение выполняется

стоя или сидя, у стола или на крышке инструмента. Сначала обе кисти

поднимаются, а предплечье лежит на столе. Затем кисти снова опускаются в

первоначальное положение, то есть поклонились. Любая пара одноимённых

пальцев

выполняет

следующие

движения:

ногтевые

фаланги

делают

цепляющие движения, при котором сустав их образует тупой угол, но палец с

моста не соскальзывает. Можно показать это движение на руке ученика: при

этом ногтевая фаланга слегка натягивает кожу, но не скользит по ней.

Движение можно подтекстовать. Если сустав прогибается внутрь, его можно

назвать «теряет голос» или «шепелявит».

б). второй этап – перенесение этого упражнения на инструмент. Кисть легко

кладётся на клавиатуру (основание ладони лежит на белых клавишах).

Ученик,

здороваясь разными пальцами, следит

уже не только за

правильностью движения, но и за характером звучности. Проследить затем,

чтобы взятие звука не подменялось давлением руки на палец. Кисть должна

быть свободной.

2. Также цепкость кончиков пальцев можно отрабатывать и при игре цепким

пальцевым стаккато. Без замаха пальца движение осуществляется собранной

и цепкой ногтевой

фалангой под ладонь. Оно должно быть резким и

коротким.

3.

Проверить

цепкость

пальцев

можно

при

помощи

следующего

упражнения: зацепиться кончиками пальцев за крышку инструмента (не

скрючивая

фаланги

и

держаться

на

них),

почувствовать

свободное

провисание рук. Раскачивать руку во все стороны.

Воспитание цепкости пальцев – очень важный момент в организации

аппарата.

Своевременное

и

качественное

приобретение

его

позволит

8

избежать в будущем многих проблем, как технического, так и звукового

характера.

3.

Организация движений первого пальца

Организация движений первого пальца требует от преподавателя

особого внимания. По своей природе первый палец имеет самую короткую и

толстую из пястных костей, в отличие от других имеет две фаланги и к тому

же малоподвижен. Для большого пальца характерны горизонтальные

движения, тогда как для других – вертикальные. Именно поэтому

необходимо сразу же создать у ученика впечатление о первом пальце как о

сильном, длинном (сильная мышца у первого пальца заменяет 3-ю фалангу

и если размашисто подвигать первым пальцем, то можно заметить, что по

длине он как третий).

Вторая задача – научить начинающего пианиста хорошо владеть

концом первого пальца: играть цепко боковой частью подушечки.

При умелой организации первый палец может быть

достаточно

подвижным, ведь в горизонтальном

движении он имеет большую

амплитуду, может он и вертикальное движение делать. То есть для хорошей

организации первого пальца необходимо овладение горизонтальными и

вертикальными движениями. Очень полезна будет игра в «подпольщика».

Упражнение состоит из трёх фаз.

Первый палец – « подпольщик», разведчик, выполняющий важное задание…

«живёт он в лесу, в палатке» - из 4-ёх пальцев с хорошим сводом.

а) в начале упражнение выполняется на столе или крышке инструмента.

« Подпольщик» выходит на связь. Первый палец проходит под ладонью

(«шалаш» неподвижен) и касается пальца педагога, который находится с

другой стороны кисти ученика. Затем «подпольщик» возвращается обратно:

б) упражнение переносится на клавиатуру, где опорным становится 3-ий

палец.

в) третий палец на клавише «фа», а первый по очереди берёт нотки «ми» и

«соль».

Игра гаммы До мажор со следующей аппликатурой: 1-ый – 2-ой;

1-ый – 3-ий; 1-ый – 4-ый; 1-ый - 5-ый пальцы.

Следующее

упражнение

направлено

на

активизацию

вертикальных

движений первого пальца.

а) На крышке фортепиано. Исполнение репетиции 1-ым пальцем при опоре

на 3-5 пальцы. Движения должны быть лёгкими и свободными. Выполнять в

медленном темпе.

б) За инструментом. Необходимо следить за тем, чтобы палец двигался

легко, не «застревал» на клавише после её взятия, а сразу отскакивал вверх.

Упражнение «Медленная трель» (1-2 пальцы, 1-3…и т. д.)

Овладение техникой первого пальца способствует развитию хорошей

беглости и качества звучания инструмента.

9

4.

Организация движений пятого пальца

Малоподвижный и слабый

пятый палец также создаёт множество

неудобств в игре, так как он самый слабый, самый короткий из всех 4-х

пальцев. В отличие от независимого первого пальца пятый палец мало

самостоятелен, чаще он зависит от четвёртого и работает в паре с ним. Как

правило, напряжённый 5-ый палец бывает либо поджатым под ладонь, либо

напряжённо вытянутым, либо при игре кладётся на клавиатуру всей длинной

и играет при помощи кисти. Значит нужно научить его (пятый палец)

правильности движений от 4-го пальца.

1. Упражнение на 4-х звуках

Играть

следующей

аппликатурой:

1-2-3-4

+5.

Пятый

палец

слегка

прижимается к 4-му и действует с ним одновременно. Таким образом он

приучается к правильности положения.

2. Так же полезно играть интервалы. Аппликатура следующая: 5-4; 5-3; 5-2;

5-1.

5.

Организация движений запястья

Роль запястья как части пианистического аппарата, очень велика.

Запястье выполняет множество функций. Оно является проводником

разнообразных движений, идущих от пальцев к другим частям руки и в

обратном направлении. Запястье изменяет, направляет, корректирует эти

движения, выполняя кроме того ряд самостоятельных функций. Его можно

назвать «дыхательным» аппаратом руки. Начинающего пианиста необходимо

сразу

научить

различным

формам

движения

в

виде

элементарных

упражнений. Это упражнения на активные и пассивные движения, которые

делятся на вертикальные, горизонтальные и вращательные. Упражнения

вводятся одновременно или последовательно, иначе одно из движений

запястья может стать доминирующим.

Данные упражнения обеспечивают возможную гибкость, подвижность

запястья, его «рессорность». Умелое владение этим видом движений

позволяет добиваться богатства и разнообразия в звукоизвлечении.

1. Упражнение на дыхательное движение. Выполняется на столе:

а) Кисть ставится на 2-й или 3-й и 4-й, или только на 3-й палец, запястье

провисает: «глубокий вдох»- запястье поднимается вверх, «маленький

выдох» - запястье опускается вниз, но не провисает.

б) Выполняется за инструментом. «Вдох» - над клавиатурой, «выдох»- при

взятии звука, на клавише (активное движение

лёгкого вдавливания).

Выполнять по очереди всеми пальцами, следя за качеством звука.

2.

Упражнение на противоположное, «рессорное» движение

запястья

(толчковое стаккато). Для простоты восприятия за основу возьмём игру

«кузнечик». Сразу уточним, что запястье будет выполнять роль спинки

«кузнечика», и чем сильнее он её выгнет, тем дальше прыгнет, то есть

10

упражнение основано на образном сопоставлении

движения руки

с

прыжком кузнечика. Начать с выполнения одним пальцем, лучше третьим.

а) Первая фаза – подготовительная. Приближение к поверхности от

которой нужно оттолкнуться (палец чуть касается её). Запястье несколько

занижено при готовности к толчку.

б) Вторая фаза – толчок.

Палец резко отталкивается от дна клавиши, а запястье резко поднимается

вверх. Взлёт и перемещение на другую клавишу.

в) Третья фаза – приземление.

Оно осуществляется на «выдохе». В случае необходимости упражнение

нужно показать «ручным способом», направляя движение ученика своими

руками.

После

освоения

упражнения

третьим

пальцем,

выполнять

упражнение всеми остальными пальцами.

Когда физическое ощущение толчка закрепится достаточно хорошо,

нужно уменьшить амплитуду и использовать

вариант с «маленькими

кузнечиками», которые умеют только прыгать на соседнюю клавишу, они тут

же от неё отталкиваются и скачут дальше.

6.

Горизонтальные движения

Необходимы для достижения ровности звучания в гаммах, пассажах,

коротких арпеджио при необходимости избежать акцентов, помогают

пианисту при исполнении различных общих форм движения. Существует

множество упражнений для развития навыков владения этим движением. Как

примеры, можно привести такие упражнения:

1.«Рулевой»

«Рулевым» будет третий палец как самый устойчивый. Он ставится на

любую белую клавишу, а кисть с помощью запястья совершает повороты

вправо и влево «до отказа». Работает только запястье, вертикальных

движений запястья и движений других участков руки не должно быть.

2.«Колёсико с мелодией» из четырёх звуков.

Третьим пальцем пружинисто и устойчиво берётся звук «ми» и тянется на

протяжении

всего

упражнения.

Первый

палец

играет

ноты

«си-до»

(восходящие), 5-ый «ля-соль» (нисходящие). Получается как бы «вползание»

в звуке квинты «до-соль»: «си-до-ля-соль». Кисть нужно слегка поворачивать

к крайним звукам мелодии, сохраняя её формы, как для взятия квинты.

Запястье при этом поднимается. Играть на легато и стаккато. Стаккато

боковым движением; легато – скользящим движением, добиваясь его

непрерывности и перенося опору и вес руки с клавиши на клавишу.

Эти упражнения развивают гибкость и плавность кистевых горизонтальных

движений.

7.

Вертикальные движения

Вертикальные движения необходимы в дальнейшем при исполнении

аккомпанемента, требующих возвращения к басу ( особенно в вальсах) и

11

быстрого но главного переноса руки, при этом на достаточно большое

расстояние.

Упражнение «Рисуем круг»

Третий палец поставить на крышку фортепиано или взять им устойчиво,

цепко любую клавишу. Запястьем рисовать круги в разные стороны. Можно

предложить соревнования между руками,: какая лучше? Умение владеть

всеми основными формами движений запястья значительно расширит

технические и музыкальные возможности ученика.

8.

Организация движений локтевого сустава

Положение локтевого сустава зависит от конкретной ситуации и

регулируется расположением руки на клавиатуре, то есть он должен быть

свободным и подвижным, должен помогать, а не мешать в решении

определённых пианистических задач. Как пример возможных упражнений

для освобождения локтевого сустава можно предложить следующее:

1. Упражнение «Лебедь»

Оно состоит из нескольких этапов:

а) «дыхание» локтём – он поднимается отведением от корпуса как «крыло»,

а затем тяжело опускается.

б) вертикальные движения локтём как бы вперёд и вверх. После чего он

свободно падает в исходное положение. В момент подъёма кисть слегка

провисает вниз, запястье поднимается.

в) выполнение за инструментом. Упражнение основано на движениях

предыдущего этапа.

2. Упражнение.

Сидя за инструментом с закрытой крышкой опускать рук на все

пальцы, как в упражнении «лебедь», а затем перенос её на другое место

крышки плавным движением, представляющим собой соединение первого и

второго этапа упражнения «лебедь».

3. Упражнение.

Упражнение выполняется на инструменте. Переносить каждую руку

отдельно широким дуговым движением с возвращением к начальному звуку,

с каждым разом увеличивая амплитуду между ними. Играть каждым пальцем

по очереди. Звук должен браться с хорошей опорой, певучий без призвуков.

Рука в момент исполнения упражнения должна ощущаться как «крыло». В

сфере движения локтя уместно понятие тяжести: «тяжёлое» звукоизвлечение

может осуществляться при помощи вертикального движения локтя. Оно

необходимо при исполнении аккомпанемента с глубокими басами, например,

в кантилене. Это движение легко понимается ребёнком. Опустить «тяжёлый»

локоть вниз на взятие баса при слуховом контроле над качеством звука –

вполне ясное и доступное для ребёнка задание.

Таким образом, овладение движениями локтевого сустава является

важным этапом в процессе организации аппарата и ему необходимо уделить

достаточное внимание.

12

III. Недостатки в организации игрового аппарата

Что касается недостатков, то они бывают двоякого характера:

1) Анатомически обусловленные

2) Приобретённые

Естественно речь пойдёт о недостатках приобретённых.

Общие причины возникновения недостатков:

неверное восприятие отдельных приёмов или неверность самих

приёмов. Чаще всего это происходит по вине педагога, который

проявляет недостаточную последовательность в работе. Например –

добившись хорошего результата в применении отдельного приёма

дальнейшее его закрепление пускает на « самотёк», не доводя до

автоматизации.

невнимание к индивидуальным особенностям конкретного аппарата

может

привести

вместо

необходимой

приспособленности

к

инструменту к появлению более серьёзных недостатков.

неосознанное

овладение

навыками,

недостаточность

слухового

контроля. Возьмём конкретный пример: игра мелодии на легато. Коли

ухо не слышет до конца, а пальцы выполняют движение по инерции,

рука расслабляется и каждый следующий звук мелодии не выливается

из предыдущего, а берётся как бы заново, с помощью нового

движения

руки

или

кисти.

В

результате

фраза

становится

разорванной, а исполнение статичным. «Если нажав на клавишу, я

забуду о данном звуке, то потом не буду в состоянии согласовать с

ним следующий звук, и получится именно та пунктирность, которая

убивает живое дыхание музыкальной линии» ( А. Гольденвейзер).

Ученик должен хорошо представлять себе звуковой образ, звуковую

цель к которой он стремится. Приобретённые недостатки в свою очередь

бывают: первичными и вторичными. Например: поднятые плечи чаще всего

являются следствием недостаточной опоры в пальцах. То есть, чтобы

устранить этот дефект, являющийся вторичным, необходимо вначале

избавиться

от

первичного

недостатка

-

слабости,

неустойчивости,

неопёртости пальцев. Для этого можно применить упражнения на цепкость

пальцев, приведённые ранее.

В работе над устранением недостатков не следует часто заострять

внимание ребёнка на наличие в его аппарате дефекта, лучше показать каким

должно быть данное движение.

IV. Заключение

Движение

рук

настоящих

пианистов

отличаются

большим

многообразием. В зависимости от музыкально - звуковых и фактурных задач

руки пианистов принимают самые различные положения. Это значит: какова

музыка - таковы и движения рук. Если музыка тихая, мягкая - руки

двигаются тихо и мягко, если музыка величавая, звучная руки должны быть

13

пластичными и «тяжелыми», если требуется острый, звонкий звук - руки

играют энергично, концы пальцев обострены и т. д.

В фортепианной литературе встречаются самые разнообразные виды

изложения и всем элементам музыкальной ткани соответствуют различные

приемы фортепианной игры, постепенное овладение которыми необходимо

каждому музыканту.

В

класс

фортепиано

поступают

ученики

самых

разнообразных

музыкально - творческих, технических способностей. Поэтому культура

работы над фортепианной техникой, «кухня» исполнительского процесса

наиболее важные вопросы методики обучения игры на фортепиано.

14

Литература:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1988г.

2. Бардовская В. В. «Некоторые методические рекомендации для

исправления типичных недостатков пианистического аппарата учащихся

ДМШ». Новосибирск, 1997г.

3. Басков Д.И. «О роли внутренне слуховых представлений в процессе

работы над техническими навыками игры на фортепиано». Иркутск, 1994г.

4. Москаленко Л.А. Методика организации пианистического аппарата. –

Новосибирск. 1989г.

5. Смирнова Т.И. Методические рекомендации к курсу «Фортепиано.

Интенсивный курс». – М., 2003г.

6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1989г.

7. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.,

1985г.

8. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Учебно-методическое издание.

Сост. Грохотов С.В. – М., 2006г.

15