Напоминание

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 3 класса

Автор: Букина Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 ст.Зольской
Населённый пункт: Ставропольский край, Кировский район, станица Зольская
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 3 класса







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рабочая программа. Математика. 3 класс.

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 класса разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования, планированных результатов начального общего образования, программы

воспитания, примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2-х частях – М: Просвещение 2016г., на основе авторской

программы «Математика» М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой,

ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России», учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 4» ст. Зольской Кировского района Ставропольского края на 2022-2023 учебный год.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению

знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

понимание значения математических знаний в собственной жизни;

понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью

других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;

осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами,

процессами окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения

познавательных задач

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащийся научится:

понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические

термины, символы и знаки;

планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Учащийся получит возможность научиться:

самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения

учебной задачи;

адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-

символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять

недостающие в ней элементы;

выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях);

стремление полнее использовать свои творческие возможности;

общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для

построения моделей изучаемых объектов и процессов;

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисковотворческих заданий.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано

высказывать свои оценки и предложения;

принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;

принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою

позицию;

знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя

обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения

учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек

зрения, корректно отстаивать свою позицию;

контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Числа и величины

Учащийся научится:

образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой

разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на

несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный

сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы

площади в другие;

читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм)

и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по

массе.

Учащийся получит возможность научиться:

классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение

и деление;

выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстом

Учащийся научится:

анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом

чертеже;

составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий

расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

обозначать геометрические фигуры буквами;

различать круг и окружность;

чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

измерять длину отрезка;

вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя

соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией

Учащийся научится:

анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

читать несложные готовые таблицы;

понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или

«неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Воспитательный аспект предмета: «Математика»

Программа разработана на основе «Программы воспитания школы» и включает основные воспитательные аспекты предмета «Математика».

Предмет «Математика» в начальной школе призван воспитывать у учащихся логической культуры мышления, строгость и стройность в

умозаключениях; творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью; самооценки;

воспитывать в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца,

ответственность; уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни

человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.

Содержание учебной программы (136 часов)

Основной формой учебных занятий является - урок.

Числа от 1 до 100(сложение и вычитание (9 ч.)

устные и письменные приёмы сложения и вычитания;

решать уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении;

решать уравнения с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании;

обозначать геометрические фигуры буквами;

решать задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме;

определять закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур;

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100;

решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе

знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

Табличное умножение и деление (55 ч.)

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий.

Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и

делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения:

переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и

вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового

выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное,

двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и

результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с

буквой. Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на

основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.

находить долю величины и величину по её доле;

сравнивать разные доли одной и той же величины;

описывать явления и события с использованием величин времени;

переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между

ними;

выполнять задания творческого и поискового характера;

дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их;

«располагать предметы на плане комнаты по описанию;

работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы;

оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и спосо-

бов действий;

анализировать свои действия и управлять ими;

воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; применять знания таблицы умножения при

выполнении вычислений;

сравнивать геометрические фигуры по площади;

вычислять площадь прямоугольника разными способами;

умножать числа на 1 и на 0;

выполнять деление 0 на число, не равное 0.

анализировать задачи;

устанавливать зависимости между величинами;

составлять план решения задачи;

решать текстовые задачи разных видов.

чертить окружность (круг) с использованием циркуля;

моделировать различное расположение кругов на плоскости;

классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации;

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (31ч.)

выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;

использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число

при выполнении деления;

сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный;

использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление;

вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке

выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата;

решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя;

разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку;

решать текстовые задачи арифметическим способом;

выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, со-

держащими логические связки: «если не ..., то», «если не то не ...»;

выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям;

составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами;

проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их;

составлять план решения задачи;

работать в парах, анализировать и оценивать результат работы;

оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

анализировать свои действия и управлять им.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 ООО Нумерация (14 ч.)

читать и записывать трёхзначные числа;

сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения;

заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых;

упорядочивать заданные числа;

устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в

ней числа;

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию;

переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между

ними;

сравнивать предметы по массе, упорядочивать их;

выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами;

сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел;

читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков;

анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов

действий

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 ООО

Сложение и вычитание (12 ч.)

выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений;

сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000;

контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений;

различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных - равносторонние) и называть их;

выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;

работать в пар;находить и исправлять неверные высказывания;

излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника;

использовать различные приёмы для устных вычислений;

сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;

различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный; находить их в более сложных фигурах;

Умножение и деление (10 ч.)

применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия;

использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с

использованием калькулятора.

ПОВТОРЕНИЕ (5 ч.)