Автор: Букина Ирина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 ст.Зольской
Населённый пункт: Ставропольский край, Кировский район, станица Зольская
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 3 класса
Рабочая программа. Математика. 3 класс.
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 3 класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, планированных результатов начального общего образования, программы
воспитания, примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2-х частях – М: Просвещение 2016г., на основе авторской
программы «Математика» М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой,
ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России», учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4» ст. Зольской Кировского района Ставропольского края на 2022-2023 учебный год.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению
знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью
других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами,
процессами окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения
познавательных задач
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические
термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения
учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-
символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять
недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаковосимволической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаковосимволические средства для ее представления, для
построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисковотворческих заданий.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано
высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою
позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя
обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения
учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек
зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой
разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный
сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы
площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм)
и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по
массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение
и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстом
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом
чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий
расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя
соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или
«неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Математика» в 3 классе отводится 136 часов ( 4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Воспитательный аспект предмета: «Математика»
Программа разработана на основе «Программы воспитания школы» и включает основные воспитательные аспекты предмета «Математика».
Предмет «Математика» в начальной школе призван воспитывать у учащихся логической культуры мышления, строгость и стройность в
умозаключениях; творческого воображения детей, расширению их кругозора, укреплению связи обучения с жизнью; самооценки;
воспитывать в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца,
ответственность; уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни
человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Содержание учебной программы (136 часов)
Основной формой учебных занятий является - урок.
Числа от 1 до 100(сложение и вычитание (9 ч.)
устные и письменные приёмы сложения и вычитания;
решать уравнения с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении;
решать уравнения с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании;
обозначать геометрические фигуры буквами;
решать задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме;
определять закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур;
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100;
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе
знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.
Табличное умножение и деление (55 ч.)
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий.
Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и
делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения:
переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и
вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового
выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное,
двузначное и трехзначное число. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и
результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с
буквой. Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на
основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.
находить долю величины и величину по её доле;
сравнивать разные доли одной и той же величины;
описывать явления и события с использованием величин времени;
переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между
ними;
выполнять задания творческого и поискового характера;
дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их;
«располагать предметы на плане комнаты по описанию;
работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы;
оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и спосо-
бов действий;
анализировать свои действия и управлять ими;
воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления; применять знания таблицы умножения при
выполнении вычислений;
сравнивать геометрические фигуры по площади;
вычислять площадь прямоугольника разными способами;
умножать числа на 1 и на 0;
выполнять деление 0 на число, не равное 0.
анализировать задачи;
устанавливать зависимости между величинами;
составлять план решения задачи;
решать текстовые задачи разных видов.
чертить окружность (круг) с использованием циркуля;
моделировать различное расположение кругов на плоскости;
классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации;
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (31ч.)
выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;
использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число
при выполнении деления;
сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный;
использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление;
вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке
выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата;
решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя;
разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку;
решать текстовые задачи арифметическим способом;
выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, со-
держащими логические связки: «если не ..., то», «если не то не ...»;
выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям;
составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами;
проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их;
составлять план решения задачи;
работать в парах, анализировать и оценивать результат работы;
оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
анализировать свои действия и управлять им.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 ООО Нумерация (14 ч.)
читать и записывать трёхзначные числа;
сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения;
заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых;
упорядочивать заданные числа;
устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в
ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию;
переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между
ними;
сравнивать предметы по массе, упорядочивать их;
выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами;
сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел;
читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков;
анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов
действий
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 ООО
Сложение и вычитание (12 ч.)
выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений;
сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;
применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000;
контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений;
различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных - равносторонние) и называть их;
выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
работать в пар;находить и исправлять неверные высказывания;
излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника;
использовать различные приёмы для устных вычислений;
сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный;
различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный; находить их в более сложных фигурах;
Умножение и деление (10 ч.)
применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия;
использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с
использованием калькулятора.
ПОВТОРЕНИЕ (5 ч.)