"Мой любимый город Тында"

Автор: Ермакова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ДЕТСКИЙ САД №11 "БЕЛОСНЕЖКА""
Населённый пункт: город Тында, Амурская область
Наименование материала: Программа по дополнительному образованию
Тема: "Мой любимый город Тында"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию г. Тынды Амурской области
ПРОГРАММА

по дополнительной образовательной услуге

«Мой любимый город Тында»
Для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации программы- 1год Автор: Ермакова Ирина Анатольевна, воспитатель МДОБУ «ДС №11 «Белоснежка» г. Тында,2015 2

Пояснительная записка.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка. Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель программы
– воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.
Задачи:
- сообщить элементарные знания о родном городе Тынде, Тындинском районе; познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города, района, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием; 3
- ознакомить с достопримечательностями, традициями города, района; - рассказать о труде взрослых; - воспитать чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное); Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного города со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны: - люди работают в разных учреждениях, на фермах, полях и т.д.; - в родном городе, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда; - здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях; - в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают; - здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу. Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах. 1. Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Тынде и Тындинском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. 3. Принцип увлекательности : материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка. 4. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов. 5. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности. 4
6. Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач. 7. Деятельный подход к организации образования , включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности. 8. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Срок реализации дополнительной программы
-1 год
Режим занятий
-1раз в неделю по 30 минут, всего 36 занятий. Дети в кружок набираются по желанию, состав группы постоянный
.

Ознакомительный материал в данной программе планируется по

темам:
1. Моя семья. 2. Мой детский сад. 3. Родные края - это Тында, родина моя. 4. Развитие труда в Тынде. 5. Прошлое и настоящее Тынды; 6. Достопримечательности нашего города. 7. Люди, прославившие Тындинскую землю. 8. С днем рождения, мой город. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения.
Работа по каждой теме включает:
- специально организованную деятельность; - совместную деятельность:  игровую,  познавательную,  трудовую,  художественную; - самостоятельную деятельность детей в развивающей среде. 5
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учится подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому необходимо использовать следующие методы: - практические:  дидактические игры;  подвижные игры;  творческие игры;  трудовая деятельность в природе;  продуктивная деятельность - наглядные:  рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;  наблюдения;  посещение музеев;  прогулки;  экскурсии по территории детского сада ;  виртуальные экскурсии;  просмотр видеофильмов о родном крае - словесные:  беседы;  рассказ воспитателя;  рассказ из личного опыта;  ознакомление с художественной литературой В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому целесообразно использовать такие методические приемы, как: - сравнение; - вопросы, 6
- индивидуальные задания, - обращение к опыту детей, - предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю, - рассказ из личного опыта, - использование художественных средств в зависимости от темы, - игровые приемы и др. Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы. Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять. Использование игровых приемов позволяет повысить познавательную активность, заинтересованность, эмоциональную атмосферу занятий. Использование художественных средств в разных сочетаниях в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись - помогают поддерживать эмоциональный фон занятия. Способствуют эстетическому развитию дошкольников.
К концу подготовительной группы дети должны владеть следующими

знаниями и представлениями:
- знать название родного города Тынды, как столицы БАМа , крупных городов Амурской области, символику родного города; - знать достопримечательности города Тынды; - знать историю возникновения города Тынды - знать основные промышленные объекты г. Тынды, основные профессии людей, работающих в городе. - знать объекты живой природы лесов, водоемов города Тынды и Тындинского района; - иметь представления о климатических условиях района, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями района; 7
- иметь представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира. Знать некоторых представителей Красной книги. - знать произведения тындинских поэтов.
Формы подведения итогов:
 выставки, конкурсы;  праздники, музыкально-литературные мероприятия;  открытые занятия, познавательные игры Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В познавательный уголок целесообразно внести фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику города Тынды, Тындинского, фотографию мэра города Тынды. Если есть возможность, то можно создать мини-музей «Мой город». Все это расширяет возможности ребенка в боле успешном приобщении к культуре родного народа. Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Ведь позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, посильная любой семье. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания любая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: « Здесь строится…», « Здесь – музей, который рассказывает о прошлом Тынды, знаменитых людях…» и т.д. Чтоб ребенок осознал себя как равноправный член семьи, необходимо ребенка привлекать к посильному труду дома, совместно готовиться к отдыху, праздникам. Постепенно ребенок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – семьи, детского сада, города, страны. Особого внимания требует от родителей тема «Родная природа». Ведь именно взрослый близкий человек, которому ребенок доверяет, которого любит, и стремится подражать, является образцом поведения в природе, отношения к живому. Поэтому взрослый должен стать ребенку положительным примером для подражания. Родителям необходимо доверять детям работы по уходу за объектами природы, ведь природа – это источник не только нравственного воспитания, но и трудового. 8
Можно сделать вывод, что для успешной реализации программы требуются следующие условия:  Успешное взаимодействие с родителями по вопросу патриотического воспитания дошкольников  Предметно – развивающая среда  Информационная компетентность педагога в области краеведения  Взаимодействие с социумом
Сетевое взаимодействие с социальными институтами города
:  Тындинский музей БАМа  Детская музыкальная школа  Детская художественная школа  Детская библиотека
Тематическое планирование.
Старший дошкольный возраст.


Название разделов, тем

Количество

часов

1.Кто мы, откуда? Где наши корни?
1. Родной очаг. Моя семья, мои близкие родственники 1 час 2 Семья-это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род. 1час 3 Где наши корни? Изготовление семейного древа семьи 1час 4 Традиции нашей семьи 1 час 5 Совместное развлечение с родителями «Мама, папа, брат и я –вместе мы одна семья!» 1час
2.Мой детский сад
1. Детский сад-часть моей Родины 1 час 2. Путешествие по нашему микрорайону 1 час 9
3 Кто работает в детском саду? 1 час 4. Территория детского сада-территория детства 1 час 5 Конкурс рисунков. Детский сад будущего. 1час
3.Родные края -это Тында, Родина моя.
1. Хоть пройдешь весь свет, лучше края не найдешь. 1 час 2 Прозрачный цвет воды моей. Естественные водоемы города Тынды и Тындинского района 1 час 3 Растительный мир 1час 4 животный мир наших лесов 1 час 5 Красная книга, заповедные места 1час 6 Природные богатства нашего района 1 час 7 Наблюдения на экологической тропе детского сада 1час 8 Музыкально – литературная гостиная «Славлю тебя, Тында моя, родные края!» 1 час
4. Развитие труда в Тынде и Тындинском районе.
1. Все профессии важны, все профессии нужны 1 час 2. Знаменитые люди нашего города 1 час 3 Экскурсия к Доске почета. Почетные жители города Тынды 1 час 4. Конкурс рисунков «У меня растут года, будет мне семнадцать, где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» 1 час
5.Прошлое и настоящее Тынды.
1. История возникновения города Тынды. 1 час 2 БАМ-стройка века. Видеофильм. 1час 3 Символика города Тынды Что может герб нам рассказать… 1 час 4 Символика города Тынды 1 час 10
История флага 5 Виртуальное путешествие по улицам нашего города. 1час 6 Чем славен наш город (достопримечательности, памятники) 1 час 7 Конкурс рисунков. Тында в будущем 1час
6.Люди, прославившие тындинскую землю.
1. Слава, героям-строителям 1 час 2. Тында, воспетая в стихах и картинах 1 час 3 Тында - город спортивный 1 час 4 Экскурсия к памятнику погибших воинов в ВОВ 1час 5. Музыкально- литературная гостиная «Люблю тебя, мой город славный!» 1 час
7.С днем, рождения, любимый город!
1. Конкурс стихов «Тында- столица БАМа» 1час 2. Итоговое занятие. Праздник. Славься, мой город родной! 1час
Содержание.

Тема 1. Моя семья, мои близкие родственники. Где наши корни?


Самое важное для человека-это его семья. Семья состоит из папы, мамы, детей - брата и(или)сестры, дедушки и бабушки. Это члены семьи. Мужчины и женщины в семье выполняют различные семейные роли: мужчины - папа, дедушка, сын; женщины - мама, бабушка, дочь. В семье все любят, уважают друг друга, сочувствуют друг другу. Дети играют, помогают взрослым по дому. Семья живет в квартире(доме). Каждый член семьи следит за чистотой и порядком в своей комнате. Труд мужчин и женщин различен. Несколько поколений составляют род (родословное древо). В каждой семье есть свои обычаи, традиции, герб.
Тема 2.Мой детский сад
11
Детский сад-часть нашей малой родины. Наш микрорайон. Кто работает в детском саду. Что находится на территории детского сада. Чем гордится детский сад.
Тема 3. Родные края -это Тында, родина моя.
Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства.
В данном разделе перед педагогом поставлены следующие задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства. - развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях Тындинского района, города Тынды. - формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса, моря и реки. У дошкольников любовь к природе выражается, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Это элементарная забота о животных, посильный труд по выращиванию цветов для украшения территории детского сада и т.д. Ознакомление с природой родного края включает знакомство детей с естественными водоемами города Тынды и Тындинского района. Природные объекты нашего района: растительный и животный мир водоемов, лесов. Зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе. Красная книга, заповедные места. Охрана растительного и животного мира. Наблюдения за объектами природы на экологической тропе ДОУ. Природные богатства нашего района.
Тема 2. Развитие труда в Тынде и Тындинском районе.
В процессе приобщения дошкольников к труду важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. Основным видом деятельности людей в Тынде является строительство, железная дорога и работа на обслуживающих предприятиях города. 12
Действенным методом по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых является приглашение родителей, знаменитых людей и рассказ на основе личного опыта о профессиях. Основные задачи данного раздела: - формировать обобщенные представления о различных видах труда, профессиях в Тынде и Тындинском районе, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека; - расширять кругозор детей, развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени; - воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых, подчеркнуть вклад труда тындинцев в развитие всей страны
Тема 5. Тында в прошлом и настоящем.
В этом разделе детям сообщаются знания об истории возникновения первого поселения, о стройке века - БАМе, присвоения поселку Тындинский статуса «город Тында», символике города, улицах, достопримечательностях города.
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного

края
– показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом города и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории города Тынды и Тындинского района, собранные в музее БАМа, позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление города, района. Также даются сведения и понятия о родном городе, детей знакомят с историей возникновения города Тынды, его символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Основная идея
знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Задачи:

-
развивать у детей представления об истории развития Тынды, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека, 13
его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;
-
познакомить с символикой города Тынды; -формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому г. Тынды, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость за родину; - активизировать познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».
Тема 6. Люди, прославившие тындинскую землю.
Знакомство с тындинскими художниками, поэтами, а также с поэтами, чьи произведения отражают красоту тындинской земли, помогают детям осознать значимость своего города, народа в огромном мире, воспитывают эстетически чувства, способствуют приобщению к культуре родного народа. Полезно знакомить детей с произведениями тындинских поэтов, включая в совместное чтение, рассказывание и заучивание. В рамках данной темы дети целенаправленно знакомятся с земляками, которые оставили «свой след» в истории города. Также в рамках данной темы дети получают знания о героях Советского Союза г. Тынды, участниках ВОВ, знакомятся со спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта города Тынды.
В данной теме решаются следующие задачи:
- средствами художественной литературы различного жанра знакомить детей с доступными их пониманию эмоциональными переживаниями, поступками и проблемами людей, приобщать детей к истокам народной культуры родного края: - воспитывать чувство гордости за родную землю, стремление прославить свой город на основе ознакомления с земляками, прославившими родную землю.
Тема7. С днем, рождения, любимый город!
Данная темя является итоговой. Дети прославляют наш город стихами, песнями. Проходит конкурс рисунков. И заканчивается тема большим праздником, который посвящен своему любимому городу.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной услуги.
1. Авторские презентации:  Город Тында-город спортивный  Путешествие по родному городу  Достопримечательности и памятники нашего города 14
 Тында красива во все времена года 2. Видеофильмы  Прошлое и настоящее нашего города(автор: Стаценко Л.В., учитель-логопед)  Тында-БАМ (автор: Четошникова В.Н., воспитатель)  Фотовыставка «Есть на свете красавица Тында»  Видеофильм «Праздник оленеводов».  Видеофрагменты: «Амурские просторы»  Красная книга (автор: Щеглова Л.В., воспитатель) 3. Методические разработки  Конспект занятия. Устный журнал. «Есть на карте такой город, который мы любим»  Фотоальбом «Символика нашего города»  Конспекты праздников, музыкально-литературных гостиных. 4.Сборники стихов тындинских поэтов, репродукции картин тындинских художников. 5. Задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом-М.: ТЦ Сфера,1999.-112с. 2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с 3. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину:Руководство для воспитателей и учителей. М.:АРКТИ,2005-168с; 4. «Зеленый мир» Информационный бюллетень. Амурская региональная детская общественная организация г.Тынды; 15
5. Коломийченко Л.В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. Методическое пособие.-М.: Творческий центр Сфера,2013.,-128с.; 6. Копосов Г.БАМ продолжается.Фотоальбом.Литовский фонд культуры,1990.-255с 7. Логинова Л.В. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2006.-72с; 8. Ломоносов М.В. Сказание о БАМе. Альбом.-М.: Изобразительное искусство-1987.-196с 9. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в ДОУ:планирование, разработки занятий и мероприятий.-Волгоград: Учитель,2008.-148с.; 10.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет:Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.:Мозаика-Синтез,2008.-80с.; 11.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55. 12.Сигимова М.Н. Познание мира животных.-Волгоград:Учитель,2009.- 391с.; 13.Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6. 16
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Задания для определения уровня сформированности знаний о родном

городе у детей 5-6 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель:
Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа:
Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование:
Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы:
Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения:
Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение. 17

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика родного города»

Цель:
Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе родного города.
Материалы:
Герб города Тынды.
Методы
: беседа
Ход проведения
: Беседы и рассматривание герба города Тынды.
Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Тындинского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. 18

Задание 3. «Историко-географический и природный компоненты

родного края»

Цель:
Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Тындинского района; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа
: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Тынды»
Ход проведения
. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4. «Личностное отношение к родному городу»

Цель
: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения:
Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы: - Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Тынде? - Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?
Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)
19
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет.
Фамилия имя ребёнка Задания: Родной город ,символика родного города, историко-географический и природный компоненты родного края, личностное отношение к родному городу Высокий уровень (13-15 баллов) Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площадь; знает и узнает флаг, герб города Тынды, может объяснить символику Тындинского герба; называет народные праздники; называет природные богатства родного края, передает настроение. Средний уровень (8-12 баллов) Знает название города, свой домашний адрес, герб города Тынды; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами. Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети 20
часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Конспект занятия

История возникновения города Тынды.
Цель:Ознакомление с историей возникновения города Тынды Задачи:  Познакомить с историей возникновения названия городаТында;  Познакомить с первыми поселениями, народами города тында  Воспитание чувства любви, гордости за свой город
1. Сообщение темы.
– Сегодня мы с вами будем о говорить о нашем родном городе, в котором мы живем. 21
– Как называется наш город? Кто сможет пойти и показать его на карте Амурской области (флажок). – Занятие сегодня проведем, путешествуя по страничкам устного журнала. Так познакомимся с историей образования города.
Первая страница “Историческая".
– Открываем первую страничку. Как она называется. (Историческая). Ученые утверждают, что имя молодого таежного города, вставшего на слиянии "большого" и "малого" БАМа – ТЫНДА – переводится, как место, где распрягают оленей. И действительно, в этих местах когда-то пролегала оленья тропа. В течение долгих столетий по долинам реки Тынды кочевали ЭВЕНКИ. Кроме них никто не забирался в эти суровые края. Одна из легенд коренных жителей здешнего края рассказывает о возникновении имени реки, названной Тындой (ребенок рассказывает легенду.) (Легенда) – Жила на берегу реки княжеская дочь, звали ее Тындэ. Жила она одна, так как была шибко большой, неряшливой и не очень умной. Как-то раз плыл по реке молодой и красивый парень. Тындэ полюбила его, но парень испугался Тындэ и убежал от нее. Долго Тындэ искала его и, наконец, поняла, что парень никогда не вернется. Горю ее не было конца. И тогда Тындэ бросилась в реку и утонула.С тех пор и назвали реку именем таежной княжеской дочери Тындой, а поселок Тындинский. – Так звучит старинная легенда.
Музыка. (Хомуз)
У эвенков богатый и самобытный фольклор. Музыкальный фольклор-это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Потому что каждое из них порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Как у каждого народа у эвенков есть музыкальные инструменты – в том числе и хомуз. Этот музыкальный инструмент делается из березы, когда у нее идет сок. Древесину обрабатывают особым образом и она становится очень мягкой. Этот инструмент похож на небольшой кусочек дерева с расщепленным краем. Один край зажимают зубами – другим играют.
Слушание:
22
Музыкальность и пластичность эвенков были замечены первыми исследователями. “…утром и вечером, старые и молодые, сильные и слабые все поют. Целый день голоса не смолкают. Главная особенность искусства эвенков– импровизация. Особенно ярко это проявляется в песне. Всегда есть солист, которому вторит хор. Обычно эвенки сидят в кругу и солисты сменяют друг друга. В песнях отражалась жизнь, которой жили эвенки и что для них было особенно важно. Невозможно было представить жизнь эвенков без оленей, и конечно в своих песнях они говорили об этих животных.
Песня “Олененок”.

Вторая страница «Первое поселение»
– Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах
зимовья Шкарубы
. Появилось оно на берегу реки Тында не позднее
1918
года. Возле зимовья проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам. Зимовье Шкарубы появилось в очень удобном для остановки на ночлег месте. За плату у Шкарубы можно было обогреться, поесть, помыться в бане. Кроме хозяина в нем жили два старика, которые пекли хлеб ,заготавливали сено для лошадей, ловили рыбу.
Третья страница «Поселок Тындинский»
В
двадцатых годах
началось строительство Амуро-Якутской автомобильной дороги (АЯМ). В очень удобном месте – сосновом бору – возник поселок Тындинский. Поселок явился перевалочной базой для золоодобытчиков. Он находился на пересечении “транспортных” путей, ведущих на прииски. Самым распространенным видом транспорта были лошади, олени даже верблюды
(фотография)
.6О градусные морозы зимой, 30 градусная, жара летом мало беспокоили старожилов. Они занимались охотой, рыбалкой, работали на своих огородах. Строиться поселок начал к
1926
году. Близь Тындинского по многим ключам обнаружили золото. Численность населения поселка стала увеличиваться. Строилось жилье, магазины, автовокзал, столовая. При прокладке АЯМа был обнаружен уголь Южной Якутии (Нерюнгринский уголь.)
1932
году вышло решение правительства о строительства БАМа. Новая железнодорожная магистраль должна была открыть путь из Сибири к Тихому океану от станции Бамовская через Тынду до Комсомольска-на-Амуре. Началось строительство железной дороги и вновь возросла численность населения в Тындинском. С
1936
года поселок стал районным центром.
7ноября 1937
года берег таежной речки и поселок огласились паровозным гудком. В Тындинский прибыл поезд, но не пришлось поселку стать узловой станцией. Началась Великая Отечественная война. В
1942
году по решению 23
правительства рельсы были сняты с уже построенных участков БАМа и направлены для нужд фронта. До семидесятых годов Тындинский оставался тихим таежным поселком. Жило здесь чуть более трех тысяч человек и большая часть населения составляли эвенки. Музыка. – По данным археологических исследований, танец – один из первых видов художественной деятельности людей. Основу танцев эвенков составляют движения, построенные на подражании и имитации действий и поведения представителей животного мира. Очень часто героями сказок были животные: умный соболь, трусливый заяц, добродушный, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса. Кроме того, есть элементы, воспроизводящие простые бытовые действия. Характерная черта танцев эвенков – круговые танцы с убыстрением темпа. Танцует рассказчик, а остальные зрители. Танцы с промысловой темой: “Первая охота”, “Неудачная охота”, “Дружные утята”, “Борьба изюбрей”, “Воронята”. Бытовые танцы связаны с женским трудом: “Мастерица”, “Выделка кожи”, “За ягодами”. Женщины по очереди поют песни и танцуют. – Как вы думаете, как можно показать в движении лису? Соболя? – А как собирают ягоду, грибы? Дети под музыку исполняют танцевальные движения. Ребята, на следующих занятиях мы более подробно будем знакомиться с жизнью эвенов, съездим в музей в с. Первомайское, а также узнаем, когда нашему городу присвоен статус «город Тында» 24

2
. Литературная страничка. (Стихи о Тынде)
Тындинский.

В.П.Романов
Перевал – лишь в полет вороний МАЗ труднее прошел рубежи Перед нами, как на ладони, оживленный поселок лежит. Вспоминается древняя Нюкжа, и Онон, и село Уркима, И бараки совсем неуклюжие, и старательские дома 25
Отрываюсь от детских тропок, двадцать лет – немалый срок. И районный поселок меж сопок будто маленький городок. Говорю, не давая отсрочки (и в пророчестве нет вреда.) Не беда, что на улицах бочки и пока привозная вода. Не беда – тротуары из досок, не беда, что дрова во дворах, Будет город плечистый и рослый, в этих самых медвежьих горах. Газ в квартирах станет привычным, в дом придут и тепло и вода Будут в Тынду спешить электрички и байкальские поезда. Много есть, еще больше будет... За хорошую жизнь бои, здесь живут золотые люди- Земляки коренные мои
Апрель в Тынде.
Изменчивый, обманчивый, раскисший идет апрель, шатаясь на ходу. А ночью звезды крупные, как вишни, все разом отражаются во льду. В соседний лес вороны прилетели, сутулятся, гуляют и молчат. Уносит солнце белые постели, как мама утром, ласково ворча. Здесь выше сопок новый город вырос вода асфальтом вешняя бежит.
Мой город.
Т.Шульга. Да, нам бывало не сладко: гас свет, и не было тепла… И вся-то радость, что палатка в осенний день не протекла. И вот он настоящий город, до туч лохматых этажи, Где мы с тобой светло и гордо сто лет, не меньше будем жить 26

Вторая страница. Байкало-Амурская магистраль.
– А дальше открывается новая страница в биографии Тынды, а мы с вами открываем вторую страницу нашего журнала.
(Байкало-Амурская

магистраль).
(Звучит музыка.) В январе 1972 года на восточной окраине поселка появились первые строители. Они положили начало строительства будущей столицы БАМа. В числе первых строителей, приехавших на БАМ, были и дедушки и бабушки ребят из нашего класса. (фотографии бабушек и дедушек в юности) .
В 1974
году БАМ объявляют Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Люди 27
ехали со всех сторон, представители всех национальностей работали на стройке. В Тынду прибыл первый отряд посланцев комсомола (фотография отряд
17 съезда ВЛКСМ, встреча посланцев комсомола в Сковородино). 8

мая 1975года
Тында вновь услышала гудок тепловоза. На Тындинский вокзал прибыл первый пассажирский поезд. 4 ноября 1975 года рабочий поселок Тындинский получил статус города т.е. стал называться город Тында
– Сколько лет нашему городу?
-Знаете ли вы в чем пришлось жить первостроителям БАМа? (вагончики, бараки) Шефство над сооружением города в тайге взяла Москва. Строители из Москвы за короткие сроки возвели десятки благоустроенных девятиэтажек и первые шестнадцатиэтажные дома (фотографии старая Тында и новые кварталы Тынды). Имена строителей Аюбова, Гусева, Костенко, Васиной, Полянской – это история Тынды, ее вчерашний день. Поэтому многие улицы названы в честь строителей-москвичей.
– Какие это улицы? (Московских строителей, Московский бульвар,

Красная Пресня, Мосфильмовская, есть в нашем городе свой Арбат и

Сокольники).
Радовались люди поднимающимся кварталам, счастливые новоселы заселяли квартиры. Застраивался город комплексно. Наряду с жилыми домами строились магазины, кинотеатры, библиотеки. Был построен ж/д вокзал (фотография), который стал достойной визитной карточкой столицы БАМа. Возведен он по оригинальному проекту московских архитекторов. Проект отмечен Международной премией архитектурного конкурса в г. Софии Болгария. Строились детсады,
школы, детские сады (фотография нашей школы).
И наш город как самая настоящая столица-столица БАМа имеет свой герб и гимн (описание герба) 1 – изображение серебряного ключа (нижняя часть выполнена в виде железнодорожной эмблемы) – как символ соединения четырех направлений Байкало-Амурской железной дороги. 2 – золотая надпись ТЫНДА на голубом поле – имя города, произошедшее от названия реки, имеющей золотоносный шельф. 28
3 – белый олень на зеленом поле – этнографическая принадлежность, город находится в районе исторических и ныне существующих эвенкийских оленеводческих поселений 4 – зеленые ели и лиственницы на белом поле – географическая принадлежность, город окружен девственной непроходимой тайгой, экологическим источником жизни. 5 – фреза, совмещенная с циркулярной пилой голубого цвета на белом поле – символ лесопромышленной индустрии города. 6 – возведенная кирпичная кладка белого цвета на голубом поле – символ молодого строящегося самостоятельного города.
Слушание гимна города.

Третья страница. Поэтическая.

Вот
и открывается третья страница нашего журнала. Много стихов сложено о Тынде нашими местными поэтами с некоторыми из них мы познакомимся на этой странице.
Первая
Бамовская
школа
в капитальном исполнении была построена в Тынде – это
школа
№ 1 (теперь в этом здании располагается гимназия № 2 ).Ее первым директором был
Владимир Павлович Романов
, историк по образованию. Сейчас он живет далеко от Тынды. Но не забывает о годах, прожитых на БАМе, пишет об этом стихи. Послушаем его стихи в исполнении наших ребят. (дети читают стихи) Да, наш город вырос выше сопок. Дорогие с детства улицы, красивая природа. Вам в нем жить в будущем. А как бы вы назвали следующую страничку нашего журнала?
"Тында – город будущего".
– Эта наша страничка еще не заполнена. Сделаем это на следующих уроках. Много вы сегодня узнали о Тынде. Но это только частичка богатой истории нашего города, края, нашей маленькой родины.
Песня “Что мы Родиной зовем”.
29
30