Напоминание

"Техники формирующего самооценивания"

Автор: Лариса Юрьевна Тихомолова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Павловская СШ №1
Населённый пункт: р.п. Павловка
Наименование материала: Статья
Тема: "Техники формирующего самооценивания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Управление образования администрации

муниципального образования «Павловский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Павловская средняя школа №1

Статья по теме: «Техники формирующего самооценивания»

Автор статьи: Тихомолова Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов

Оценивание собственного мышления и мышления своих сверстников

позволяет учащимся отрабатывать навыки, необходимые для независимого и

самостоятельного обучения.

Самооценка помогает учащимся усвоить стандарты, согласно которым

будут оцениваться их работа и учебная деятельность.

Во время работы над проектом учащиеся могут использовать такой

способ оценивания, как критерии оценки, которые часто применяются для

итоговых работ, чтобы определить, насколько их работа соответствует

ожидаемым результатам.

Когда учащиеся участвуют в разработке рубрик, они также должны

задуматься о стандартах высокого качества в данной области. Они также

учатся находить разногласия между своими рассуждениями и рассуждениями

специалистов в данной области. Такая практика помогает им развить навыки,

необходимые для самооценки собственных успехов. Можно использовать

следующие правила успешной самооценки:

1.

Критерии оценивания любых учебных достижений должны быть

понятны учащимся, чтобы у них сложилось четкое представление о целях

своей работы и о том, что подразумевается под её успешным выполнением.

Эти критерии могут быть абстрактными – чтобы добиться понимания, в

моделирующих упражнениях должны использоваться конкретные примеры.

2.

Учащихся нужно обучить навыкам и способам совместной

работы и обратной связи, поскольку, во-первых, они действительно важны, и,

во-вторых, взаимное оценивание поможет в достижении объективности,

необходимой для эффективной самооценки.

3.

Нужно мотивировать учащихся думать о целях работы и

оценивать свои успехи на пути к их достижению.

Самооценивание может происходить в нескольких формах:

письменные сообщения;

обсуждения (всем классом или в малых группах);

журнал рефлексии;

контрольный лист самооценивания;

интервью, которое дает ученик учителю;

рубрики.

Самооценка может быть организована в конце урока в виде мини-

обзора, анкеты, в конце недели в виде недельного отчета, который может

заполняться в рефлексивные дневники.

Примеры приемов самооценивания

Таблица 3.

Прием

Содержание деятельности

1.

«Недельный отчёт»

листы, которые ученики заполняют один раз в

неделю, отвечая на три вопроса: «Чему я научился

за эту неделю?», «Какой изученный материал

остался для меня неясными?», «Какие вопросы я

задал бы ученикам, если бы я был учителем,

чтобы проверить, поняли ли они изученную

тему?».

Данная методика позволит отследить

успешность обучения за неделю. С помощью ее

можно узнать о затруднениях и ошибочных

понятиях. Ученик сам ответит, что его затруднило,

над

чем

ему

еще

нужно

поработать.

Проанализировав и учитель, и ученик начнут

плодотворную работу по устранению причин

затруднений.

2.

«Одноминутное

эссе»

(возможные

варианты:

двух-

трёх-, пятиминутное

эссе)

заключается в написании короткого эссе по

вопросам: «Что самое главное ты узнал сегодня на

уроке?»,

«Какой

материал

остался

для

тебя

непонятным?»

3.

Методика

«Мини-

обзор»

Данная

методика

проводится

в

последние

несколько минут урока, ученикам предлагается

ответить на ряд вопросов (приложение 6).

Целью является получение данных о том, что

проходили и поняли ученики в течение урока. На

следующем уроке учителю следует акцентировать

внимание

нате

вопросы,

которые

вызвали

наибольшее

недопонимание

среди

учеников

класса.

Вопросы:

1. Что изучали? Назовите тему урока.

2. С какими заданиями ты справлялся без помощи

учителя, одноклассников?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4. Что вызвало трудности, осталось неясным?

5. Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6. Что у меня получилось лучше всего?

7. Что мне необходимо усовершенствовать?

4.

«Аффективный

опросник»

Ученикам выдается таблица для заполнения. В ней

приводятся вопросы об отношении учащегося к

предмету

в

целом,

к

различным

аспектам

деятельности, к выполнению домашнего задания и

т. д. Таблица оценивания сопровождается шкалой

оценивания.

Цель

проведения:

даёт

возможность

учителю

оценить

метапредметные

результаты

обучающихся во время разных уроков.

5.

Лист

индивидуальных

достижений

способ

фиксирования,

накопления

и

оценки

индивидуальных

достижений

учащихся.

Позволяет

учитывать

результаты

достигнутые

учеником в учебной деятельности и является

важным элементом практико-ориентированного

подхода к образованию (приложение 7).

Лист индивидуальных достижений вводится для

более

информативной

обратной

связи

о

результатах обучения школьника для родителей,

учителей и учащегося.

Лист

индивидуальных

достижений

это

отдельный

лист,

на

котором

изображается

таблица, фиксирующая успешность формируемых

основных навыков и умений по предмету.

Листы оформляются в 5 - 7 классах после

изучения каждого блока, как итог по теме. Листы

оформляет учитель в конце каждой четверти.

6.

«Билет на выход»

прием

рассчитан

на

развитие

рефлексивных

умений учащихся и на установление обратной

связи между педагогом и ребенком. Суть техники

следующая:

после

окончания

учебной

деятельности педагог просит детей ответить на

три вопроса:

1. Что я понял?

2. Что осталось не понятным?

3. Какой бы вопрос я задал, если бы был

учителем?

Первые

два

вопроса

помогают

ребенку

вербализировать,

а

посредством

этого

и

осознавать прирост своего знания и степень

незнания по итогу учебной деятельности. Третий

вопрос

позволяет

ребенку

стереть

границы

учитель – ученик, заставляет встать в позицию

учителя.

Важным моментом является то, что в рамках

формирующего оценивания ребенок, отвечая на

вопросы, обращается к предыдущему своему

опыту. Следует понимать, что в ответах на вопрос

акцент делается на изменениях, произошедших с

учеником в процессе урока. В этой связи вопросы

могут формулироваться немного иначе:

1. Что во мне изменилось?

2. Что мне не удалось изменить?

3. Что бы я сделал, если бы был учителем?

В зависимости от особенностей детей класса

или договоренности учителя с учениками «билеты

на выход» могут быть разными для каждого

вопроса.

Письменные ответы передаются учителю,

либо

дежурному

ученику

(«билетеру»),

либо

прикрепляются на входную дверь, стенд и проч.

Правилами устанавливается что это «билет на

выход», т. е. чтобы выйти из класса, необходимо

его предъявить в том или ином виде. Детьми

«билет

на

выход»

воспринимается,

как

своеобразная игра.

Алгоритм самооценивания:

1.Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что

требовалось получить в результате?

2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение или ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чем?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал,

в чем?)?

5. Какое умение развивали при выполнении задачи?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу?

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты

можешь себе поставить?