"Жизнь Сердца..."

Автор: Соболева Лада Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №3 р.п.Линёво Искитимского района Новосибирской области"
Населённый пункт: Линёво НСО Искитимский район
Наименование материала: Система работы по здоровьесбережению
Тема: "Жизнь Сердца..."
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Жизнь сердца…»

«Из всей земной музыки

ближе всего к небесам

биение истинно

любящего сердца.»
Что за сила любовь! Это самая замечательная из всех существующих сил. Любовь даёт жизнь. Любовь зажигает пламя в ледяном сердце. Любовь приносит надежду и радость. Разная существует любовь. Моя любовь – к детям, к коллективу, к тому святому пространству, которым заполнена моя школа… Я счастлива этой любовью. Она предаёт мне силы и уверенность в жизни. Мечтали ли вы когда – нибудь попасть в сказку? Попасть в чудесный волшебный мир? Я поняла, что это сделать легко, но не во сне, а наяву, потому что чудесный сказочный мир существует вокруг нас и внутри нас. Это мир Детства и искорки его сияют в наших душах. Добро пожаловать в наш мир! Любить детей – и до конца! И не исчезнет свет с лица, И именем детей, любя, Открою сердце вам, друзья!

Системность работы по здоровьесбережению.
С 1996 года наша школа находится в системе непрерывного здоровье сберегающего образования детский сад – школа, целью которого является формирование потребностей в здоровом образе жизни, формирование нравственности и активной творческой личности на основе равных для всех детей возможностей обучения и развития. Ведущей деятельностью школы является учебно–познавательная, направленная на конструктивное (в интересах здоровья человека) преобразование мира ребёнка, школьной среды, семьи окружения ученика с учётом социальных и экологических компонентов. Идеология: здоровье, как высшая ценность, престиж здорового образа жизни, помощь и защита ребёнка, здоровая, счастливая семья. Результат: готовность школьника к здоровому образу жизни. В основу формирования непрерывного оздоровительного пространства положено ступенчатое построение системы образования: детский сад, начальная школа, неполная средняя, полное среднее образование.
Начальная школа – территория здоровья.
• Система школьных занятий, Г П Д • Медицинский осмотр, контроль здоровья • Динамические паузы, физкультминутки на уроках • Урок физкультуры • Урок Здоровья (Программа «Детство») • Мастерская Здоровья (внеурочные мероприятия) • Детская организация «Шар» 
Организационные условия учебного процесса.
Учителем Здоровья я работаю уже более 11 лет. Свою работу очень люблю, рада, что нахожусь на начальных ступенях формирования и развития здоровой личности. Детям, с которыми я работаю от 6 до 10 лет. Работа учителя призвана постоянно думать о том, как приобщить ребёнка к ЗОЖ, как лучше сформировать у него потребность к такому образу жизни и мысли, как сделать урок
более интересным и жизненно необходимым, востребованном в нашем современном мире. Всё это привело меня к выбору темы самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в учебном пространстве начальной школы». Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности, «отодвигание » утомления и исключение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого большое значение я уделяю следующим основным моментам школьной жизни: 1.
Продолжительность урока
(в зависимости от возраста) 2.
Расписание уроков
стараюсь составить с точки зрения здоровье сберегающей педагогики, учитывая динамику работоспособности в сочетании со сложностями предмета. Известно, что работоспособность как в течение дня, так и в течение недели претерпевает закономерные колебания. Так, если анализировать дневную динамику работоспособности, то практически во всех возрастах 1-й урок не очень продуктивен, т. К. падает на фазу врабатывания. 2-й и 3-й уроки соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности и, следовательно, максимальной продуктивности. Что же касается 4-го урока, то в начальной школе (особенно в 1-ом классе) он уже мало эффективен, т. К. падает на период некомпенсированного утомления. При анализе недельных динамик, ещё раз убедилась, что самым малопродуктивным днём является понедельник и четверг, а наиболее продуктивным – вторник и среда. Таким образом, на дни и часы высокой работоспособности стараюсь отвести предметы сложные, требующие большого напряжения сил учащихся, а на дни и часы сниженной работоспособности – предметы «полегче», попроще. Особое место в расписании стараюсь уделять контрольным, создавая спокойную и доброжелательную обстановку. 3.
Переменам
уделяю особое внимание. Совместно с организатором провожу «рекординки» по определённым темам. Дети имеют возможность в течение перемены установить свой собственный рекорд. Это поднимает настроение, вселяет уверенность, сплачивает детей из разных классов. Возможности кабинета Здоровья позволяют организовать весёлые спортивные старты; игры, сделанные руками детей; просто спокойно отдохнуть. А в
определённые дни посетить видеозал – посмотреть фильм о своём классе. 
Методические условия.
«Здоровье – ценность, а ценности не даются даром». Сейчас для ведения ЗОЖ человеку надо прилагать определённые интеллектуально – волевые усилия. Такие усилия будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитанно ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления и средство это – воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Мы регулярно ведём разговор с детьми о том, « от чего зависит здоровье».
Object 3
Используя передовой опыт в области сохранения здоровья, в 1998 году мною написана школьная программа «Детство», которая была представлена на конкурс Федеральных Экспериментальных площадок Министерства образования Российской Федерации. С 1999 году наше педагогическое учреждение находится в системе непрерывного валеологического образования. В данной модели внедрён курс ОБЖ (д/с – школа). Я продолжаю начатую в дошкольном учреждении работу по развитию личности ребёнка.

Основная задача курса
на этом этапе: сформировать отношение к себе, к своему «я» как к уникальности, неповторимости, которая может проявляться и на физическом уровне. К концу обучения в начальной школе ребёнок должен знать специфику, законы, закономерности развития своего организма. В качестве
основы развития школьников
положена
учебная деятельность
, которая понимается как особая форма активности ребёнка, направленная на изменение самого себя. В свободной деятельности, главным образом через подражание и озарение, осуществляется формирование половой ориентации, обучение умению управлять своим поведением. Таким образом, смысл разработанной программы «Детство» состоит в том, чтобы ребёнок научился оздоравливать и развивать себя сам. При составлении данной программы я использовала опыт и методические рекомендации доктора медицинских наук, заведующей кафедрой ОБЖ НИИПРиПРО Скляновой Н. А. Использованы труды академика Казначеева В. И., работы Лазарева М. Л., Струве Г., Сигимовой М. Н., Мельничук И. Н., Татарниковой Л. Р., Зайцева Г. К. Семь основных разделов программы затрагивают сферы его жизнедеятельности: интеллектуальную, эмоциональную, дыхание, движение, систему защиты и адаптации, обмен веществ, репродуктивную. Каждому разделу программы соответствует сказочный герой, который знакомит с возможностями человеческого организма. Дети будут знать и беречь своё здоровье тогда, когда полюбят сам предмет, когда он будет им интересен и доступен. А этого можно достичь особой атмосферой урока. Стараюсь, чтобы в ходе учебного процесса у каждого ребёнка создалось настроение особой радости, нежности к самому себе. Результаты исследования на протяжении многих лет говорят о том, что использование музыки на уроке позволяет оживить эмоциональную сферу ребёнка, частично снизить стресс, воздействовать на различные функции организма. Музыка учит, гармонизирует собственные биоритмы. Результаты РОФЭС диагностики позволяют проанализировать вегето – эмоциональное состояние учащихся до и после уроков Здоровья.

Object 5
Использование элементов эвритмии (искусства видимой речи) способствует двигательной творческой активности детей. Это им нравится, вызывает интерес, развивает воображение. Уроки Здоровья обязательно сопровождаются практическими занятиями. Разрабатываем их вместе с детьми. Каждая большая тема программы рассчитана на один месяц, после чего проводится тестирование детей на наличие ЗУН. Неотъемлемой частью являются вопросы ОБЖ, соответствующие основным требованиям Государственного стандарта школ России.
Результат работы
в целом направлен на результат в области знаний о здоровье, формирование психофизиологических качеств и поведенческих оздоровительных навыков. Эта триада является методологической основой занятий. Соответственно результатами деятельности детей является их
активность,

состояние Здоровья
, а также продукты их игровой и творческой деятельности. Рисунки, сочинения – это их индивидуальность. Поэтому они могут быть оценены только качественной, положительной оценкой. Ребёнок не должен испытывать чувство страха за отрицательную реакцию учителя, это вызовет скованность, неуверенность в себе, неискренность. Особый игровой метод с использованием модели «Говори по очереди» позволяет мне выслушать и принять все ответы детей без порицаний. Повышается самооценка, возникает чувство радости и желания отвечать вновь. Такая форма работы является обязательной на первом вводном уроке определённого блока. Это своеобразный запрос на все последующие темы («Знаю – хочу знать»). На своих
уроках стараюсь научить детей бережно относиться к здоровью окружающих. И поэтому всегда прошу дома попробовать применить практические навыки, полученные на уроке (73% детей используют элементы определённой гимнастики или массажа, 80% - регулярно чистят зубы 2 раза в день). За годы работы в нашей школе пришлось применить и испробовать различные формы работы. Это и «8 волшебных человечков», «лучшие помощники поваров», «рекординки», «театры Здоровья», конкурсы, агитбригады… В памяти остались имена сказочных героев, которые и осуществляют связь знаний на других предметах: Ростик расскажет о правилах питания, о росте растений на природоведении, поможет в зелёном уголке. Вита – проследит за чистотой речи на уроке и перемене. Логик поможет сформулировать цели урока и т. п. Всё содержание образования в начальных классах стараюсь сделать для ребёнка не целью, а средством достижения им своих игровых и творческих потребностей. Каждый год несёт с собой новые затеи. Весёлое накопление смешных жетонов определённого цвета, затем эмблем и получение медали Здоровья на самом деле помогает детям корректировать своё поведение, соотносить свои действия с действиями других. Учиться действовать в общих интересах. Пробовать себя в роли
разных героев нашей программы «Детство» - это стимул к достижению главного результата, снижению процента заболеваемости, формированию валеологического сознания. 
Гигиенические условия.
Не мене важным считаю организацию гигиенических условий учебного процесса:
I.

Воздушно – тепловой режим
. Стараюсь обеспечить его рядом «маленьких хитростей». Окно, ближайшее к доске, на зиму не заклеиваю; во время урока дверь в класс держу слегка приоткрытой, создавая запас свежего воздуха; осуществляю максимально возможное проветривание во время перемен; трёхминутное сквозное проветривание в отсутствии детей в классе; проводим регулярно влажную уборку помещения. Немаловажным является и правильная посадка учащихся в зависимости от состояния здоровья, а именно: зрения, слуха и склонности к простудным заболеваниям; а также
II.

Гигиенические критерии рациональной организации урока.
№ п/ п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% И не более 75- 80% 85- 90% Более 90% 2 Число видов учебной деятельности 4-7 2-3 1-2 3 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин 11-15 мин Более 15 мин 4 Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через 11-15 мин Смена через 15- 20 мин 5 Число видов преподавания Не менее 3 2 1 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через 10-15 мин Через 15-20 мин Не чередуется 7 Наличие эмоциональных 2-3 1 Нет
разрядок (число) 8 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9 Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем 10 Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 лёгких упражнений, по 3-5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью Отсутствует 11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12 Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не менее чем через 40 мин Не менее чем через 35-37 мин Менее чем через 30 мин
III.

Световой режим
. Известно, что зрение приносит человеку наибольшее количество информации (80 – 85%) об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определяет жизненный тонус и ритм. Сила биологического воздействия света на организм зависит от длины волны участка спектра, интенсивности и количества излучения. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором. Недаром старая английская пословица гласит: «Куда редко заглядывает солнце, туда часто заглядывает врач». Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности. Эти же причины обусловливают развитие заболеваний органов зрения. Знаменитый врач – гигиенист Эрисман Ф. Ф. ещё в 1870 году отмечал, что в развитии близорукости у детей большую роль играет нерациональное
устройство освещения в школе. Каким бы оно ни было – естественным, искусственным или смешанным, мы с родителями стараемся следовать требованиям: 1. Достаточность. Поддерживаем чистоту стёкол, количество и мощность источников света. 2. Равномерность. Учитываем расположение окон, конфигурацию классного помещения, контрастность между окраской стен и штор, оборудования и учебных материалов. 3. Отсутствие теней на «рабочем месте». Это зависит от стороны падения света. И так как в классе есть «леворукие» дети, мы понимаем необходимость верхнего бестеневого источника. 4. Отсутствие слепимости (длескости). Стараемся избегать поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застеклённые шкафы…) 5. Очень важна профилактика заболеваний и травм опорно – двигательного аппарата школьников. Неправильная патологическая осанка формируется в результате комплекса причин. В первую очередь, из-за высокого удельного веса гипокинезии и гиподинамии в жизни детей, нерационального питания. Это приводит к мышечной гипотрофии и ослаблению суставно – связочного аппарата. Доказано, что вовремя учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка, определённое расстояние от глаз до книги и т. д. Этому, конечно, способствует школьная мебель, соответствующая специальным стандартам. Мы надеемся со временем заменить существующую старую. 6. С позиции охраны здоровья детей провожу профилактику некоторых заболеваний, направленную на организацию:  правильного рационального питания;  санацию полости рта;  привлечение детей в спортивные секции, дополнительное посещение бассейна;  санитарно – гигиеническое воспитание и просвещение школьников и родителей;  Санитарная самодеятельность учащихся (агитбригада «Мойдодыр», выставка работ);  Лекции и беседы с участим школьного врача;
 Съёмка специальных школьных сюжетов.
Результаты оздоровительной деятельности в группе

продлённого дня учащихся 3 «Б» класса.
Количество учащихся, занимающихся в спортивных школьных кружках: 2003 -2015гг.
Object 7
Результат реализации программы «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких в 3 «Б» классе. Количество детей, питающихся в школьной столовой.

Object 9

Object 11
Важ ное значение в школьной жизни занимает полноценный комплексный обед. Дети не должны отвлекаться во время занятий мыслями о предстоящей трапезе. В определённое время дня ребёнок принимает пищу и продолжает работать. 2003 2015

Воспитание у обучающихся нравственности и

духовности
В наше время остро ощущается потребность в новом подходе к обучению и воспитанию в школе. Образовательный процесс теперь рассматривается параллельно с оздоровительным. Мы стоим перед фактором ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. «Главное
назначение начальной школы –

воспитательное
. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника» (Москва «Просвещение» 2001 год, Программа Общеобразовательных Учреждений.) Средствами учебных предметов (в этом году: уроков Здоровья, математики, русского языка, природоведения, музыки, литературного чтения) стараюсь воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, духовным ценностям и природе, способствовать раскрытию творческих способностей. Важную роль в реализации целей и задач, стоящих в начальной школе, по моему мнению, принадлежит духовно – нравственному воспитанию. Говорят, чудес не бывает! Что вы! Вы можете говорить только до тех пор, пока не увидите счастливые глаза родителей, смотрящих фильм про своих детей. Глаза, в глазах увидевшие чудо, Душа, душе вернувшая покой, Свой вещий свет Любовь разбудит всюду, Она во всём и всех зовёт с собой. С какими чувствами дети поют о Родине на классном часе, посвящённом Дню Отечества, дарят друг другу подарки. Конечно, это взаимопонимание между детьми не всегда, но это то, что они почувствовали, и к чему будут стремиться всегда. Главное - дать ребёнку попробовать глоток любви. Она одна божественна целебна, Она одна все души утолит, Своим прикосновением волшебным Она мгновенно землю озарит.
Каждая встреча на уроке должна служить развитию души. «Дотронемся до счастья» - я предлагаю детям перечислить, каким бывает счастье (радостным, весёлым, сияющим). Затем включаю спокойную музыку, прошу закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Затем предлагаю нарисовать портрет своего счастья и описать свои ощущения от этого чувства. Мы говорим о нас, о наших взаимоотношениях, каким они должны быть. Мы танцуем, поём, берёмся за руки… Мы счастливы, мы любим друг друга. Так появляется газета «Наш любимый класс». Родители рады, что дети с удовольствием идут в школу, несмотря на свои отметки, они стремятся за знаниями, в коллектив, они ощущают любовь к себе. Это самое главное! Я люблю играть с детьми. Тогда они ощущают себя на равных со мной. Их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Это очень помогает в воспитательном процессе, сокращает дистанцию между педагогом и детьми. Во время игры стараюсь проявлять те качества, которым хочу научить своих воспитанников. Стараюсь быть примером справедливого и внимательного отношения к людям, быть вежливой, терпимой. Наш опыт показал, что дети совершенно не умеют общаться. А отсутствие навыков общения приводит, как известно, к тяжёлым психологическим последствиям. Поэтому мы учились радоваться друг за друга. Первые победы одноклассников давались трудно. Коллективы, с которым приходилось работать, были разные… чаще не сформированные. Работы предстояло и предстоит очень много. Первое, что мы делали с ребятами: распределяли обязанности между собой.. Приобщение к труду, воспитание настоящих мужчин и истинных девочек помогло заинтересовывать спортом 80 из 100% учащихся. Мы с ребятами гордились этими победами. А как мы радовались победе наших призёров! Вот и проявлялась индивидуальность: не в учёбе, так в спорте. Главное -
создать
необычное
пространство Любви
. В Любви у ребёнка могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность. Прекрасно, когда человек умеет вести себя в обществе, но если это результат привитой привычки, общение с другими не сделает
его жизнь содержательнее и интереснее, и в сложных жизненных ситуациях такое умение вести себя исчезнет без труда. Поэтому в своей работе уделяю особое внимание формированию таких навыков общения, которые воспитываются исходя из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, как к бесценной и неповторимой душе. Духовно – нравственное воспитание неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр должны стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей.
«Дети всегда единственное будущее рода

человеческого».

Формирование мотивации здорового образа

жизни у обучающихся и пропоганда ЗОЖ среди

населения

«Здравосохранное образование начальных классов в урочной и внеурочной формах». Наши с детьми открытые занятия привлекают многих постоянных гостей. Своей необычной формой проведения урока мы пытаемся показать и передать особую атмосферу таких занятий. Считаем лучшей оценкой качества – слёзы на глазах милых женщин, которым бывает посвящена встреча. На протяжении 4 лет обучения в школе дети учатся здоровью. Они не всегда получают готовые знания, некоторые задания приходится выполнять самостоятельно, работая индивидуально или в группах. Так накапливается определённый жизненный опыт, в течение учебного года происходит своеобразное погружение детей по определённым блок – темам, одной из которых является «Здоровое питание». С 2003 года оно приобрело особый смысл благодаря программе М. М. Безруких, предложенной институтом возрастной физиологии Российской академии образования подсказала нам проект действий на каждое занятие. Мы обогатили их экскурсиями, играми, песнями, КТД 2 – 4 классов. Ребятишки с удовольствием участвуют в групповой работе с малышами, взаимно обогащая друг друга знаниями и умениями. Так родилась идея создания игры «Полезно – неполезно», так появился сборник стихотворений о здоровом питании. В 2003, 2012 году наши ребятишки стали победителями конкурса по Новосибирской области на лучшую реализацию данной программы. А проведённые исследования показали, что нет ни одной равнодушной семьи.

Object 13
В 2006,2012 годах работы детского коллектива были названы одними из лучших в номинации «Подарок своей школе» региональный тура Всероссийского конкурса программы «Разговор о правильном питании». «Звуковое письмо Искрят» стало традиционным обращением к семинару учителей, работающих по данной программе. Работы наших воспитанников узнаваемы и любимы на разных уровнях. Подлинный центр здоровья находится в самом человеке. Поэтому субъектом учебного процесса является, конечно, ребёнок. На втором месте – семья, и на третьем – педагогическое, медицинское учреждение. Школьная программа Здоровья предполагает взаимодействие всех трёх составных частей данной схемы и свободное участие в процессе формирования здоровья всех членов социума. Родители, взаимодействуя с нами, оказывают посильную помощь, а некоторые принимают активное участие, помогая в накоплении методического игрового материала. Регулярный опрос родителей показывает постоянный интерес к предмету, понимание необходимости его преподавания. Взаимодействие с местной телевизионной компанией , а также работа в ней наших учащихся помогает повышает авторитет и пропаганду здорового образа жизни среди населения нашего поселка. Программа «Детство» включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья, учит любви к себе, людям, к жизни. Соответствующий разным возрастам подбор сказок, рассказов, стихотворений позволяет проводить глубокую беседу, развивая словарный запас, речь детей, раскрывая индивидуальные душевные качества детей.
Вопрос нравственности воспитания и творческого развития нашёл своё отражение и во внеклассной работе, являясь частью программы в Центре Здоровья. Традиционной в нашей школе стала оздоровительная профилактическая работа агитбригад учащихся 10 – 11 классов. Особенно ярко она проходит при встрече детей с настоящим Мойдодыром . Очень важно, чтобы дети ощутили себя частью большой дружной семьи, почувствовали любовь и внимание всех жителей дома под названием «Школа».
Большую роль в этом играет не только атмосфера занятий, в которой будет проходить обучение. Кабинет Здоровья является любимым. Он имеет учебное и игровое пространство. Ребятишки с удовольствие проводят в нём своё свободное время, дежурят на переменах, имеют возможность участвовать в эксперименте с фитонцидами. Вот уже несколько лет я руковожу «Мастерской Здоровья», которую посещают учащиеся 1 – 4 классов. Их руками создан дендрарий, они учатся ухаживать за растениями. Связь с Новосибирским ботаническим садом позволила нам познакомиться и изучить некоторые виды растений, рекомендуемые в состав классных комнат. В течение последних четырёх лет у нас появился опыт оздоровления воздушной среды помещений и профилактики ОРВИ с помощью фитонцидных растений. Возможности кабинета позволяют мне применять разнообразные формы урока и ощущать радость познания в совместной с детьми деятельности. Для формирования мотивации ЗОЖ большое значение имеют различные ситуативные задачи, как в прямой постановке, так и путём доказательств. Для воспитания убеждения в необходимости сохранить и укрепить
здоровье в процессе своей деятельности третьеклассники заполняют «Лесенку здоровья», которая помогает им вести контроль самочувствия. В течение всего учебного года предметом анализа является настроение, сон, аппетит. Эту самодиагностику дети воспринимают как игру, предложенную персонажами сказок. Учатся анализировать, контролировать состояние здоровья. Особенностью преподавания курса Здоровья является безоценочная система работы. К концу 4 класса детей ожидает итоговая игра – соревнование «Что я знаю о себе?». Содержание учебного материала формируется по принципу «спирали», от ненаучного (бытового) к научному (представлению), что является основой для естественных наук в старших классах. Учебный материал соответствует уровню развития сознания ребёнка. 
Система диагностики уровня здоровья

обучающихся
представлена в форме медицинских осмотров, анализа состояния качества зрения, мониторингом исследования «на энтеробиоз». Приложение. Все наши совместные усилия, в конечном счёте, направлены на сохранение здоровья детей. Этой общей цели отвечает вся деятельность школы. И всё же основная задача формирования личного опыта развития и сохранения здоровья принадлежит этому особому предмету. Пройдя полный курс обучения, ребёнок
должен захотеть
быть здоровым, а это самое главное. Дети с удовольствием познают тайны своего организма. Я думаю, это приносит им радость и хорошее настроение. Тем более что обязательным элементом занятий является двигательная активность детей.
Таким образом, в совместной с детьми деятельности стараюсь найти такой источник новых сил и средств, который вызовет продолжительный, устойчивый интерес ребёнка.
Педагогической основой
достижения высоких результатов в усвоении знаний и развитии учащихся является ориентированность на задачу общего развития, внутренне принятие этой задачи учителем. Данный курс предполагает
формирование у детей сознания, личного опыта

развития
. И хотя начальные ступени далеки от той перспективной цели, к которой мы все стремимся, но если эти ступени будут достигнуты путём самостоятельной мысли и живого чувства, то в этом верный залог успеха. Именно поэтому в своей работе внутренние и внешние резервы становления интереса в обучении детей.
Внешним резервом
обучения является стимулирование познавательных процессов (восприятие, внимание и др.) и поддержание общей работоспособности, большое значение здесь имеет рефлексия, самооценка ученика.

Внутренним резервом обучения
является активизация мышления, стимулирование воображения и творчества. В процессе обучения стараюсь видеть ребёнка как личность, личность, думающую и имеющую свои взгляды, оценки, отношение к окружающему миру. Поэтому в своей работе не ограничиваюсь только передачей знаний, формированием умений и навыков, определенных программой. Стараюсь обеспечить функционирование всех сторон психики ребёнка, затрагивая сферы его жизнедеятельности. Какими бы средствами я не пользовалась для достижения учебных задач, стараюсь обязательно поощрять ребёнка, показывать его достижения, создавать ощущение успеха, помогая сохранить веру в себя. Я очень счастлива, что нахожусь в этом прекрасном вечно молодом мире «Детство» рядом с любимыми детьми. Быть педагогом – это счастье, предназначение, судьба. Все тайны мира - в детской власти, а сила духа так сильна! Спасибо детям за стремленья, за луч душевной красоты! В совместной радости творенья – свет бесконечен доброты!