Напоминание

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Автор: Галлямова Марина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 37.013.42

Галлямова М.С., студент

Гайсина Г.И., доктор наук. Профессор

РФ, г.Уфа ФГБОУ ВО «БГПУ» им.М.Акмуллы

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный

учитель

начальной

школы

является

одновременно

преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным

участником

общения

с

учениками,

их

родителями

и

коллегами,

исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и

общественником. Таким образом, учитель начальных классов выполняет

разные функции, одна из которых - социальная. Мы знакомы с большим

количеством трудов, посвященных социальной педагогике: Закатова И.Н.,

Мудрик А.В., Бочарова В.Г. Но очень немногие авторы говорят о том, что

часто в малокомплектной школе нет социального педагога, и его функции

ложатся на плечи учителя начальных классов, а потом и классного

руководителя.

Среди педагогических профессий особое место занимает профессия

учителя начальных классов. Первый школьный учитель призван обеспечить

высокое качество начального образования и тем самым заложить прочные

основы для последующих ступеней образования. Он не только обучает

знаниям, навыкам и умениям, но и осуществляет формирование личности

детей. Поэтому от учителя начальных классов требуется, чтобы он был и

компетентным профессионалом, и многогранной личностью, служащей

эталоном и примером для учащихся.

Для совершенствования подготовки учителей начальных классов в

педагогических

учебных

заведениях

в

настоящее

время

внедряются

обновленные государственные стандарты профессионального образования,

но их качественная реализация сдерживается целым рядом факторов, в том

числе недостаточным развитием учебно-материальной базы, медленным

внедрением прогрессивных образовательных технологий и др.Учитель

начальных классов выполняет множество функций, одна из которых -

социально-педагогическая функция учителем начальных классов.

Часто в малокомплектных школах на одного сотрудника возлагается очень

много обязанностей, один преподаватель ведет несколько предметов или

берет больше классов, чем в школах, где нет кадровой проблемы.

Соответственно в школах, где не хватает предметных преподавателей, редко

бывает социальный педагог, и классным руководителям приходится брать на

себя роль социального педагога.

Если

сравнить

функции,

выполняемые

классным

руководителем

и

социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются

лишь в объеме реализации.

Классный руководитель, берущий на себя роль социального педагога, должен

обратить гораздо большее внимание на группу функций, называемых

целевыми или социально-гуманитарными:

1.

социальная

защита

ребенка

от

неблагоприятных

воздействий

окружающей среды - это комплекс психолого-педагогических мер,

обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и

формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим

социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он

должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к

опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от

ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

2.

своевременная

поддержка

детей,

попавших

в

экстремальные

ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в

госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор

документов для направления детей и подростков в специальные

воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);

3.

принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае

пропусков занятий;

4.

взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;

5.

ряд

частных

задач,

связанных

с

формированием

отношений

учащихся

со

своими

сверстниками

в

классе

(организация

коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления).

Таким образом, изучив функции классного руководителя, социального

педагога стало возможным поставить цель и задачи воспитательной работы в

начальных классах, как в малокомплектной школе, так и в той школе, где нет

кадровой

проблемы

и

предложить

примерный,

подробный

план

воспитательной работы в начальных классах, особо обратив внимание на

воспитательные мероприятия с отдельными группами учащихся.

Список литературы

1.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. СПб.-Питер,

2008 г. - с.500.

2.

Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 1994 - 284с.

3.

Загвязинский В.И. Методология и методика социально-

педагогического исследования. М., 1995. - 130с.

4.

Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. М., 1996. - 143с.