Автор: Галлямова Марина Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им.М.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УДК 37.013.42
Галлямова М.С., студент
Гайсина Г.И., доктор наук. Профессор
РФ, г.Уфа ФГБОУ ВО «БГПУ» им.М.Акмуллы
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ
УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Современный
учитель
начальной
школы
является
одновременно
преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным
участником
общения
с
учениками,
их
родителями
и
коллегами,
исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и
общественником. Таким образом, учитель начальных классов выполняет
разные функции, одна из которых - социальная. Мы знакомы с большим
количеством трудов, посвященных социальной педагогике: Закатова И.Н.,
Мудрик А.В., Бочарова В.Г. Но очень немногие авторы говорят о том, что
часто в малокомплектной школе нет социального педагога, и его функции
ложатся на плечи учителя начальных классов, а потом и классного
руководителя.
Среди педагогических профессий особое место занимает профессия
учителя начальных классов. Первый школьный учитель призван обеспечить
высокое качество начального образования и тем самым заложить прочные
основы для последующих ступеней образования. Он не только обучает
знаниям, навыкам и умениям, но и осуществляет формирование личности
детей. Поэтому от учителя начальных классов требуется, чтобы он был и
компетентным профессионалом, и многогранной личностью, служащей
эталоном и примером для учащихся.
Для совершенствования подготовки учителей начальных классов в
педагогических
учебных
заведениях
в
настоящее
время
внедряются
обновленные государственные стандарты профессионального образования,
но их качественная реализация сдерживается целым рядом факторов, в том
числе недостаточным развитием учебно-материальной базы, медленным
внедрением прогрессивных образовательных технологий и др.Учитель
начальных классов выполняет множество функций, одна из которых -
социально-педагогическая функция учителем начальных классов.
Часто в малокомплектных школах на одного сотрудника возлагается очень
много обязанностей, один преподаватель ведет несколько предметов или
берет больше классов, чем в школах, где нет кадровой проблемы.
Соответственно в школах, где не хватает предметных преподавателей, редко
бывает социальный педагог, и классным руководителям приходится брать на
себя роль социального педагога.
Если
сравнить
функции,
выполняемые
классным
руководителем
и
социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются
лишь в объеме реализации.
Классный руководитель, берущий на себя роль социального педагога, должен
обратить гораздо большее внимание на группу функций, называемых
целевыми или социально-гуманитарными:
1.
социальная
защита
ребенка
от
неблагоприятных
воздействий
окружающей среды - это комплекс психолого-педагогических мер,
обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и
формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим
социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он
должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к
опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от
ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
2.
своевременная
поддержка
детей,
попавших
в
экстремальные
ситуации (лишение родителей их прав, определение ребенка в
госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, сбор
документов для направления детей и подростков в специальные
воспитательно-профилактические учреждения и т.п.);
3.
принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае
пропусков занятий;
4.
взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
5.
ряд
частных
задач,
связанных
с
формированием
отношений
учащихся
со
своими
сверстниками
в
классе
(организация
коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления).
Таким образом, изучив функции классного руководителя, социального
педагога стало возможным поставить цель и задачи воспитательной работы в
начальных классах, как в малокомплектной школе, так и в той школе, где нет
кадровой
проблемы
и
предложить
примерный,
подробный
план
воспитательной работы в начальных классах, особо обратив внимание на
воспитательные мероприятия с отдельными группами учащихся.
Список литературы
1.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. СПб.-Питер,
2008 г. - с.500.
2.
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 1994 - 284с.
3.
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-
педагогического исследования. М., 1995. - 130с.
4.
Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. М., 1996. - 143с.