Автор: Зейбель Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ № 37
Населённый пункт: Хабаровский край г. Комсомольск -на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг освоения учащимися личностных показателей в соответствии с требованиями ФГОС
Мониторинг освоения учащимися личностных показателей
в соответствии с требованиями ФГОС
Зейбель Ольга Анатольевна,
педагог-психолог МОУ СОШ № 37,
город Комсомольск – на - Амуре
Необходимость оптимизации образования осознаётся обществом
как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между
новой системой требований к результатам образования и реальными
результатами образовательных программ. На данном этапе развития
системы образования, такая
необходимость появилась в следствие
следующих причин:
1.
Скорость
обновления
научных
знаний,
возрастание
информационного объёма, что требует создание мобильной системы
непрерывного образования;
2.
Усложнение
содержания
учебного
материала
школьного
образования, требующего поиска новых форм и путей внедрения
идей развивающего обучения в школьное обучение;
3.
Перегруженность учащихся как фактор риска соматического, нервно
–
психического
и
психологического
здоровья
детей
требует
изменения учебной нагрузки без ущерба качества образования;
4.
Расширение форм социализации и воспитания детей, включающее
различные виды средств массовой информации;
5.
Расширение
социального
и
ценностно
–
смыслового
аспекта
образования.
Важнейшей задачей образования на современном этапе
является
формирование
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, формирование способности
к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём
сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.
Одной их составляющих при формировании УУД школьников
является психологическое сопровождение данного процесса.
Цели психологического сопровождения ФГОС:
1.Оказание
психологической
поддержки
учащимся,
родителям
и
педагогам;
2.Оказание информационной помощи педагогам и родителей по вопросам
психологии возраста и особенностей развития личности;
3.Осуществление мониторинга ФГООС.
Этапы осуществления психологического сопровождения ФГОСов:
1.Мониторинг процесса адаптации.
2.Мониторинг формирования УУД у учащихся.
3.Обеспечение
преемственности
психологического
мониторинга
формирования УУД на разных ступенях обучения.
5.Организация
психологического
просвещения
педагогов
по
формированию УУД.
6.Организация
групповой
работы
(занятия)
по
формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных УУД.
При формировании УУД у школьников необходимо отслеживание
динамики
и
качества
их
формирования.
Для
получения
полной
информации проводятся комплексные диагностические мероприятия в
виде мониторинга в течение всех лет обучения ребенка в школе, как со
стороны педагогов, так и со стороны психолога.
Предметом мониторинга является не само психологическое развитие
ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий
характер
образования,
или
социально-психологические
риски,
существующие в образовательной среде.
Целью
мониторинга
в
современных
условиях
является
отслеживание процесса развития и формирования УУД учащихся для
проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
К диагностическим методикам предъявляются определенные
требования, в том числе и морально-этического характера:
- доступность в использовании выбранных методик для педагогов;
- диагностика должна носить комплексный характер;
- анализ результатов и легкость в обработке результатов обследования;
- возможность использования результатов по отдельным методикам в
работе по другим направления;
- наличие
четко осознаваемых
целей и мотивов
проводимого
обследования для всех участников;
- определение круга задач для обследования;
- подбор необходимого инструментария с учетом усложнения, либо
изменения используемых методик для изучения динамики в проявлении
того или иного качества;
-
соответствие
методики
возрастным
и
личностным
особенностям
школьника (возрастные нормы с течением времени меняются);
-выбор оптимального времени для обследования учащихся (с учетом
возраста и индивидуального самочувствия).
- определение времени продолжительности проведения мониторинга:
периодичность
проведения
обследования,
времени
окончания
обследования;
-
востребованность
и конфидициальность полученной в результате
обследования информации;
- результаты психологического обследования ни при каких условиях не
должны быть использованы во вред ребенку;
- необходимо делать скидку на определенный процент недостоверности
полученных результатов.
Виды методик, используемых педагогом-психологом: наблюдение
(организованное и неорганизованное), беседа, анкетирование открытого и
закрытого типа, тесты (групповые и индивидуальные), проективные
методики, анализ результатов практической деятельности.
Таким образом, блок методик для мониторинга всех видов УУД на
всех ступенях обучения представляет собой набор тестов, которые
перекликаются от ступени к ступени обучения, что позволяет отслеживать
результаты развития УУД в соответствии с законами преемственности
обучения учащихся на всех ступенях обучения.
Диагностические методы мониторинга учащихся.
Содержание
познавательных УУД: формирование системы способов
познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса
поиска,
исследование
и
совокупность
операций
по
обработке,
систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Используемые методики:
1.Гит (субтесты 3,5,6)
2. Интеллектуальная лабильность
3. Методика пол ред. Замбивичене.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по
общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта
совместной деятельности).
Используемые методики:
1. Социометрия Морено
2.Методика «Выбор»
3.Лусканова Н.Г. «Учебная мотивация»
4. Филлипс «Тест школьной тревожности»
Регулятивные УУД отражают способность учащихся строить учебно-
познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив,
прогноз, средства, контроль, оценка).
Используемые методики:
1. Гит. (субтесты 1,4)
2.Интеллектуальная лабильность.
3. «Таблицы Шульте»
Личностные
УУД
включают
в
себя
самоопределение,
смысловообразование, нравственно-этическая ориентация. Формирование
ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия
выражаются формулами: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и
общество», «Я и познание», «Я и я», что позволяет ребенку выполнять
разные социальные роли (гражданин, школьник, ученик, собеседник,
одноклассник, пешеход и др) .
Используемые методики:
1.ДДО
2..Лусканова Н.Г. «Учебная мотивация»
3. Анкета на самооценку: «Опросник личностного роста»
4.ДДЧ
5 Анкетирование: «Опросник личностного роста»
Мониторинг УУД позволяет получить достаточно объемную
информацию об успешности формирования универсальных действий у
учащихся всех ступеней обучения. Информация, полученная в результате
психологического
обследования,
предоставляется
всем
участникам
образовательного процесса:
1. Педагогам в полном объеме – персональная информация, итоговая по
классу с выводами и рекомендациями.
2. Администрации - итоговая по классам с выводами и рекомендациями, а
также сравнительная по общим результатам классов, что позволяет
отследить динамику формирования УУД по параллели классов.
3. Родителям - персональная информация по каждому ребенку, без
оглашения фамилий и итоговые данные по классу.
4. Учащимся, начиная с 4 класса - персональная информация по каждому
ребенку, без оглашения фамилий и итоговые данные по классу.
Библиографический список:
1.
Немов Р. С.: «Психология», книга 3 «Психодиагностика», М, изд.
«Владос» 2001 год.
2.
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»
- Пособие для учителя под ред. А.Г, Асмоловой, М, «Просвещение» 2011 г.
3.
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» - 3 –е издание, М., «Просвещение», 2016 г.
4.
«Готовность детей к школе, диагностика психического развития и
коррекция его неблагоприятных вариантов», под ред. Слободчикова
Томск, «Пеленг» , 1992 г.
5.
Резапкина Г.В., Заика Е.В.: «Оценка уровня сформированности учебной
деятельности», Томск «Пеленг», 1993 г
6.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.: «Справочник психолога средней школы»,
издание шестое, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 год.
7.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.: «Справочник психолога средней школы»,
издание шестое, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 год.