Напоминание

Мониторинг освоения учащимися личностных показателей в соответствии с требованиями ФГОС

Автор: Зейбель Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ № 37
Населённый пункт: Хабаровский край г. Комсомольск -на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Мониторинг освоения учащимися личностных показателей в соответствии с требованиями ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мониторинг освоения учащимися личностных показателей

в соответствии с требованиями ФГОС

Зейбель Ольга Анатольевна,

педагог-психолог МОУ СОШ № 37,

город Комсомольск – на - Амуре

Необходимость оптимизации образования осознаётся обществом

как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между

новой системой требований к результатам образования и реальными

результатами образовательных программ. На данном этапе развития

системы образования, такая

необходимость появилась в следствие

следующих причин:

1.

Скорость

обновления

научных

знаний,

возрастание

информационного объёма, что требует создание мобильной системы

непрерывного образования;

2.

Усложнение

содержания

учебного

материала

школьного

образования, требующего поиска новых форм и путей внедрения

идей развивающего обучения в школьное обучение;

3.

Перегруженность учащихся как фактор риска соматического, нервно

психического

и

психологического

здоровья

детей

требует

изменения учебной нагрузки без ущерба качества образования;

4.

Расширение форм социализации и воспитания детей, включающее

различные виды средств массовой информации;

5.

Расширение

социального

и

ценностно

смыслового

аспекта

образования.

Важнейшей задачей образования на современном этапе

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих школьникам умение учиться, формирование способности

к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём

сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Одной их составляющих при формировании УУД школьников

является психологическое сопровождение данного процесса.

Цели психологического сопровождения ФГОС:

1.Оказание

психологической

поддержки

учащимся,

родителям

и

педагогам;

2.Оказание информационной помощи педагогам и родителей по вопросам

психологии возраста и особенностей развития личности;

3.Осуществление мониторинга ФГООС.

Этапы осуществления психологического сопровождения ФГОСов:

1.Мониторинг процесса адаптации.

2.Мониторинг формирования УУД у учащихся.

3.Обеспечение

преемственности

психологического

мониторинга

формирования УУД на разных ступенях обучения.

5.Организация

психологического

просвещения

педагогов

по

формированию УУД.

6.Организация

групповой

работы

(занятия)

по

формированию

коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных УУД.

При формировании УУД у школьников необходимо отслеживание

динамики

и

качества

их

формирования.

Для

получения

полной

информации проводятся комплексные диагностические мероприятия в

виде мониторинга в течение всех лет обучения ребенка в школе, как со

стороны педагогов, так и со стороны психолога.

Предметом мониторинга является не само психологическое развитие

ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий

характер

образования,

или

социально-психологические

риски,

существующие в образовательной среде.

Целью

мониторинга

в

современных

условиях

является

отслеживание процесса развития и формирования УУД учащихся для

проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

К диагностическим методикам предъявляются определенные

требования, в том числе и морально-этического характера:

- доступность в использовании выбранных методик для педагогов;

- диагностика должна носить комплексный характер;

- анализ результатов и легкость в обработке результатов обследования;

- возможность использования результатов по отдельным методикам в

работе по другим направления;

- наличие

четко осознаваемых

целей и мотивов

проводимого

обследования для всех участников;

- определение круга задач для обследования;

- подбор необходимого инструментария с учетом усложнения, либо

изменения используемых методик для изучения динамики в проявлении

того или иного качества;

-

соответствие

методики

возрастным

и

личностным

особенностям

школьника (возрастные нормы с течением времени меняются);

-выбор оптимального времени для обследования учащихся (с учетом

возраста и индивидуального самочувствия).

- определение времени продолжительности проведения мониторинга:

периодичность

проведения

обследования,

времени

окончания

обследования;

-

востребованность

и конфидициальность полученной в результате

обследования информации;

- результаты психологического обследования ни при каких условиях не

должны быть использованы во вред ребенку;

- необходимо делать скидку на определенный процент недостоверности

полученных результатов.

Виды методик, используемых педагогом-психологом: наблюдение

(организованное и неорганизованное), беседа, анкетирование открытого и

закрытого типа, тесты (групповые и индивидуальные), проективные

методики, анализ результатов практической деятельности.

Таким образом, блок методик для мониторинга всех видов УУД на

всех ступенях обучения представляет собой набор тестов, которые

перекликаются от ступени к ступени обучения, что позволяет отслеживать

результаты развития УУД в соответствии с законами преемственности

обучения учащихся на всех ступенях обучения.

Диагностические методы мониторинга учащихся.

Содержание

познавательных УУД: формирование системы способов

познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса

поиска,

исследование

и

совокупность

операций

по

обработке,

систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Используемые методики:

1.Гит (субтесты 3,5,6)

2. Интеллектуальная лабильность

3. Методика пол ред. Замбивичене.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по

общению или деятельности;

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном

обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта

совместной деятельности).

Используемые методики:

1. Социометрия Морено

2.Методика «Выбор»

3.Лусканова Н.Г. «Учебная мотивация»

4. Филлипс «Тест школьной тревожности»

Регулятивные УУД отражают способность учащихся строить учебно-

познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив,

прогноз, средства, контроль, оценка).

Используемые методики:

1. Гит. (субтесты 1,4)

2.Интеллектуальная лабильность.

3. «Таблицы Шульте»

Личностные

УУД

включают

в

себя

самоопределение,

смысловообразование, нравственно-этическая ориентация. Формирование

ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия

выражаются формулами: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и

общество», «Я и познание», «Я и я», что позволяет ребенку выполнять

разные социальные роли (гражданин, школьник, ученик, собеседник,

одноклассник, пешеход и др) .

Используемые методики:

1.ДДО

2..Лусканова Н.Г. «Учебная мотивация»

3. Анкета на самооценку: «Опросник личностного роста»

4.ДДЧ

5 Анкетирование: «Опросник личностного роста»

Мониторинг УУД позволяет получить достаточно объемную

информацию об успешности формирования универсальных действий у

учащихся всех ступеней обучения. Информация, полученная в результате

психологического

обследования,

предоставляется

всем

участникам

образовательного процесса:

1. Педагогам в полном объеме – персональная информация, итоговая по

классу с выводами и рекомендациями.

2. Администрации - итоговая по классам с выводами и рекомендациями, а

также сравнительная по общим результатам классов, что позволяет

отследить динамику формирования УУД по параллели классов.

3. Родителям - персональная информация по каждому ребенку, без

оглашения фамилий и итоговые данные по классу.

4. Учащимся, начиная с 4 класса - персональная информация по каждому

ребенку, без оглашения фамилий и итоговые данные по классу.

Библиографический список:

1.

Немов Р. С.: «Психология», книга 3 «Психодиагностика», М, изд.

«Владос» 2001 год.

2.

«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

- Пособие для учителя под ред. А.Г, Асмоловой, М, «Просвещение» 2011 г.

3.

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования» - 3 –е издание, М., «Просвещение», 2016 г.

4.

«Готовность детей к школе, диагностика психического развития и

коррекция его неблагоприятных вариантов», под ред. Слободчикова

Томск, «Пеленг» , 1992 г.

5.

Резапкина Г.В., Заика Е.В.: «Оценка уровня сформированности учебной

деятельности», Томск «Пеленг», 1993 г

6.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.: «Справочник психолога средней школы»,

издание шестое, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 год.

7.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.: «Справочник психолога средней школы»,

издание шестое, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 год.