Автор: Муравьёва Вера Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская средняя школа
Населённый пункт: п.Приаргунск
Наименование материала: статья
Тема: Современные методы эффективного обучения
Муравьёва Вера Геннадьевна
Современные методы эффективного обучения
Современный урок – урок формирования высокого уровня мотивации к познавательной
деятельности, творческой инициативы и развития критического мышления обучающихся.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска и применения новых
технологий, методов и способов, необходимых для развития у обучающихся универсальных
учебных действий. Одной из современных сторон эффективного обучения и является
системно-деятельностный
подход,
в
котором
на
первый
план
выходит
проблема
самоопределения ученика в учебном процессе.
Системно-деятельностный подход – основной инструмент деятельности педагога.
Он способствует понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся
теоретических знаний. Обучающиеся должны овладеть навыками применения этих знаний в
нестандартных условиях, научиться принимать решения на основе проведённого анализа.
Во главе учебного процесса становится познавательная деятельность ученика, активная и
более самостоятельная.
Реализацию
технологии
системно-деятельностного
метода
обеспечивает
система
дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их
сам, осознавая при этом цель своей деятельности.
2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми этапами обучения.
3) Принцип
целостности –
формирование
учащимися
обобщенного
системного
представления о мире.
4) Принцип
минимакса –
возможность
освоения
содержания
образования
на
максимальном для обучающегося уровне.
5) Принцип
психологической
комфортности –
создание
в
школе
и
на
уроках
доброжелательной
атмосферы,
где
обучающийся
осознает
свое
место
в
учебно-
воспитательной деятельности.
6) Принцип вариативности – формирование у обучающихся способностей к выбору и
принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – ориентация на творческое начало в образовательном процессе,
приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на
четыре группы:
1.
уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);
2.
уроки рефлексии (Р);
3.
уроки общеметодологической направленности;
4.
уроки развивающего контроля.
Реализация системно-деятельностного подхода будет выполнена при умелом применении
личностно-ориентированного обучения. Деятельный подход предполагает постоянное и
целесообразное обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и
поступкам, основываясь на личном опыте. Педагог лишь направляет деятельность учеников.
Использование системно-деятельностного подхода на уроках создаёт необходимые
условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать,
отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для
решения практических задач, условия для формирования универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход сочетается с проблемным обучением, технологией
критического мышления, игрой, исследовательской и проектной деятельностью. К примеру,
в рамках проектной деятельности на уроке вы можете выстроить схему «замысел (цель,
задачи, поиск решения, план) – реализация (проверка на реализуемость) – продукт
(презентация)».
Эффективными формами работы являются: работа в парах, микрогруппах, группах.
В деятельности учащихся появляется больше позитивного восприятия материала. На
уроке
отводится
больше
времени
самостоятельной
работе,
характер
её
стал
исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся
формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Учитель при этом формирует
у учеников навыки самоконтроля и самооценки. Если прежде самостоятельная деятельность
детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в
условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения
поставленной цели.
Выполнение заданий из учебника – это поиск, обработка информации, обобщение
способов действия, постановка учебной задачи и др. Дети могут самостоятельно приобретать
знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в
нестандартных ситуациях. Это положительный результат новой деятельности в условиях
ФГОС.
Умелое использование различных приёмов обучения, методик и форм работы даёт
учителю
возможность
реализовать
деятельностный
подход
в
обучении
младших
школьников.
Реализация
системно-деятельностного
подхода
в
начальной
школе
способствует
успешному обучению младших школьников.
Литература:
- Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011,
- Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.,
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового
поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
- Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-
методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41.