Напоминание

Современные методы эффективного обучения

Автор: Муравьёва Вера Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская средняя школа
Населённый пункт: п.Приаргунск
Наименование материала: статья
Тема: Современные методы эффективного обучения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муравьёва Вера Геннадьевна

Современные методы эффективного обучения

Современный урок – урок формирования высокого уровня мотивации к познавательной

деятельности, творческой инициативы и развития критического мышления обучающихся.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска и применения новых

технологий, методов и способов, необходимых для развития у обучающихся универсальных

учебных действий. Одной из современных сторон эффективного обучения и является

системно-деятельностный

подход,

в

котором

на

первый

план

выходит

проблема

самоопределения ученика в учебном процессе.

Системно-деятельностный подход – основной инструмент деятельности педагога.

Он способствует понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся

теоретических знаний. Обучающиеся должны овладеть навыками применения этих знаний в

нестандартных условиях, научиться принимать решения на основе проведённого анализа.

Во главе учебного процесса становится познавательная деятельность ученика, активная и

более самостоятельная.

Реализацию

технологии

системно-деятельностного

метода

обеспечивает

система

дидактических принципов:

1) Принцип деятельности ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их

сам, осознавая при этом цель своей деятельности.

2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми этапами обучения.

3) Принцип

целостности

формирование

учащимися

обобщенного

системного

представления о мире.

4) Принцип

минимакса

возможность

освоения

содержания

образования

на

максимальном для обучающегося уровне.

5) Принцип

психологической

комфортности

создание

в

школе

и

на

уроках

доброжелательной

атмосферы,

где

обучающийся

осознает

свое

место

в

учебно-

воспитательной деятельности.

6) Принцип вариативности – формирование у обучающихся способностей к выбору и

принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – ориентация на творческое начало в образовательном процессе,

приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на

четыре группы:

1.

уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);

2.

уроки рефлексии (Р);

3.

уроки общеметодологической направленности;

4.

уроки развивающего контроля.

Реализация системно-деятельностного подхода будет выполнена при умелом применении

личностно-ориентированного обучения. Деятельный подход предполагает постоянное и

целесообразное обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и

поступкам, основываясь на личном опыте. Педагог лишь направляет деятельность учеников.

Использование системно-деятельностного подхода на уроках создаёт необходимые

условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать,

отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для

решения практических задач, условия для формирования универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход сочетается с проблемным обучением, технологией

критического мышления, игрой, исследовательской и проектной деятельностью. К примеру,

в рамках проектной деятельности на уроке вы можете выстроить схему «замысел (цель,

задачи, поиск решения, план) – реализация (проверка на реализуемость) – продукт

(презентация)».

Эффективными формами работы являются: работа в парах, микрогруппах, группах.

В деятельности учащихся появляется больше позитивного восприятия материала. На

уроке

отводится

больше

времени

самостоятельной

работе,

характер

её

стал

исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся

формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Учитель при этом формирует

у учеников навыки самоконтроля и самооценки. Если прежде самостоятельная деятельность

детей на уроке использовалась только с целью контроля уровня знаний и умений, то в

условиях ФГОС самостоятельная деятельность осуществляется, в основном, для достижения

поставленной цели.

Выполнение заданий из учебника – это поиск, обработка информации, обобщение

способов действия, постановка учебной задачи и др. Дети могут самостоятельно приобретать

знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в

нестандартных ситуациях. Это положительный результат новой деятельности в условиях

ФГОС.

Умелое использование различных приёмов обучения, методик и форм работы даёт

учителю

возможность

реализовать

деятельностный

подход

в

обучении

младших

школьников.

Реализация

системно-деятельностного

подхода

в

начальной

школе

способствует

успешному обучению младших школьников.

Литература:

- Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования. Редактор: Сафронова И. А. Издательство: Просвещение, 2011,

- Планируемые результаты начального общего образования. Ковалева Г.С., Логинова О.Б.,

- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового

поколения. ФГОС. Публикации. 2010.

- Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41.