Напоминание

"Экологические игры как форма интеллектуального развития дошкольников"

Автор: Баисова Диана Хусиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Радуга"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологические игры как форма интеллектуального развития дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

(МАДОУ «ДС «РАДУГА»)

«Экологические игры как форма интеллектуального развития

дошкольников»

Подготовил:

воспитатель МАДОУ «ДС «Радуга»

Баисова Д.Х.

г. Новый Уренгой,

2022 г

В

жизни

детей

дошкольного

возраста

игра

является

ведущей

деятельностью. Необходимо чтобы игра заинтересовывала ребенка и

создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного»

содержания.

Из практики педагогической работы известно, что игры, в частности

экологические

игры,

помогают

уточнять,

закреплять,

обобщать

и

систематизировать знания детей об окружающей действительности. Играя,

дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся

устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

Игры

помогают

увидеть

целостность

экосистемы,

осознать

уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что

неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые

процессы в природе.

Усвоение

знаний

о

природе

при

помощи

игры,

вызывающей

переживания, не может не оказать влияния на формирование у них

бережного и внимательного отношения к объектам растительного и

животного мира.

А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у

детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем

знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Следовательно, можно сказать, что экологическая игра представляет собой

многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым

методом обучения детей дошкольного возраста, и средством всестороннего

воспитания ребенка.

Игры экологической направленности бывают:

Дидактические

Настольно-печатные

Подвижные

Сюжетно-ролевые

Игры-путешествия

Игровые обучающие ситуации

Мультимедийные

Вышеперечисленные игры могут быть включены в любой раздел

программы и их возможности следует использовать. Проводятся они с целью

закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов,

обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание,

сообразительность. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность,

обучение идет через игровые правила, игровые действия.

Методика

формирования

элементов

экологической

культуры

у

дошкольников должна учитывать психологические особенности детей

данного возраста.

Интеллектуальные и учебно-дидактический игры делают процесс

обучения

интересным

занятием

для

ребенка,

снимают

проблемы

мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям,

умениям и навыкам.

Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал

экологической культуры у детей дошкольного возраста представляют собой

не конкретный набор игровых действий, объединенный общим игровым

условием, а форму организации деятельности детей. Такая игра может

сочетать в себе и настольно-печатную игру, и подвижную, и словесную, и

интерактивную.

В

рамках

Всероссийского

природоохранного

социально-

образовательного проекта «Эколята-дошколята», реализуемого в МАДОУ

«ДС «Радуга» с 2021 года, а также образовательной деятельности с детьми

мною

в

старших

и

подготовительных

группах

были

организованы

следующие интеллектуальные игры по экологии:

1.

«Экологический

КВН»(развивает

сообразительность,эрудицию,

логическое мышление), включающий семь ситуативных конкурсов на

знание правил поведения в природе;

2.

Квест-игра

«Мы

эколята-защитники

природы»(развивает

познавательную

активность,

словарный

запас,

внимание,

наблюдательность),состоящая из пяти игр, где ребята последовательно

собиралипазл планеты Земля, рассказывали о правилах поведения в

лесу, сортировали мусор;

3.

Экологическая викторина «Путешествие в мир природы»(развивает

познавательную и исследовательскую активность, любознательность,

вариативное

мышление,

коммуникативные

и

творческие

способности), основной целью которой являлся сбор резных картинок

по теме «Времена года», подбор правильных знаков поведения в лесу;

4.

Игра «Экологический калейдоскоп»(развивает любознательность,

логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и

обосновывать

свои

суждения),

состоящая

из

нескольких

дидактических игр, игры-загадки, игры-ассоциации.

Неотъемлемой частью таких игр для детей дошкольного возраста

является наглядность. Данную функцию выполняет ИКТ. В сценарии

мероприятия обязательно используются презентации, выполняющие разные

цели, сопровождающие задания этапов игры. В них включены слайды для

проведения дидактических игр, заданий на внимание и сообразительность,

слайды демонстрационного характера и т.д.

Все это служит для обеспечения наглядности и стимулирования активности

детей. Я считаю, что традиционные занятия в тандеме с современными

методиками

ускоряют решение

поставленной

задачи

экологического

образования.

Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтобы экологическое

образование

ребенка

сегодня

сформировало

у

человечества

новое

экологическое сознание в ближайшем будущем.

Исходя, из вышесказанного сделала вывод: игра доставляет детям много

радости

и

содействует

их

всестороннему

развитию.

Считаю,

что

интеллектуальные

игры

способствуют

формированию

экологической

культуры дошкольников, развитию познавательных и речевых умений.

Расширяют знания детей о жизни растений и животных,о местах их

произрастания

и

проживания.

Подводят

к

пониманию

причинно-

следственных связей между живой и неживой природой.