Автор: Баисова Диана Хусиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Радуга"
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Экологические игры как форма интеллектуального развития дошкольников"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
(МАДОУ «ДС «РАДУГА»)
«Экологические игры как форма интеллектуального развития
дошкольников»
Подготовил:
воспитатель МАДОУ «ДС «Радуга»
Баисова Д.Х.
г. Новый Уренгой,
2022 г
В
жизни
детей
дошкольного
возраста
игра
является
ведущей
деятельностью. Необходимо чтобы игра заинтересовывала ребенка и
создавала благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного»
содержания.
Из практики педагогической работы известно, что игры, в частности
экологические
игры,
помогают
уточнять,
закреплять,
обобщать
и
систематизировать знания детей об окружающей действительности. Играя,
дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся
устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Игры
помогают
увидеть
целостность
экосистемы,
осознать
уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что
неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые
процессы в природе.
Усвоение
знаний
о
природе
при
помощи
игры,
вызывающей
переживания, не может не оказать влияния на формирование у них
бережного и внимательного отношения к объектам растительного и
животного мира.
А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у
детей, войдут в их самостоятельную игру, станут содержанием, лучше, чем
знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Следовательно, можно сказать, что экологическая игра представляет собой
многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым
методом обучения детей дошкольного возраста, и средством всестороннего
воспитания ребенка.
Игры экологической направленности бывают:
Дидактические
Настольно-печатные
Подвижные
Сюжетно-ролевые
Игры-путешествия
Игровые обучающие ситуации
Мультимедийные
Вышеперечисленные игры могут быть включены в любой раздел
программы и их возможности следует использовать. Проводятся они с целью
закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов,
обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание,
сообразительность. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность,
обучение идет через игровые правила, игровые действия.
Методика
формирования
элементов
экологической
культуры
у
дошкольников должна учитывать психологические особенности детей
данного возраста.
Интеллектуальные и учебно-дидактический игры делают процесс
обучения
интересным
занятием
для
ребенка,
снимают
проблемы
мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям,
умениям и навыкам.
Интеллектуальные игры в системе работы по формированию начал
экологической культуры у детей дошкольного возраста представляют собой
не конкретный набор игровых действий, объединенный общим игровым
условием, а форму организации деятельности детей. Такая игра может
сочетать в себе и настольно-печатную игру, и подвижную, и словесную, и
интерактивную.
В
рамках
Всероссийского
природоохранного
социально-
образовательного проекта «Эколята-дошколята», реализуемого в МАДОУ
«ДС «Радуга» с 2021 года, а также образовательной деятельности с детьми
мною
в
старших
и
подготовительных
группах
были
организованы
следующие интеллектуальные игры по экологии:
1.
«Экологический
КВН»(развивает
сообразительность,эрудицию,
логическое мышление), включающий семь ситуативных конкурсов на
знание правил поведения в природе;
2.
Квест-игра
«Мы
–
эколята-защитники
природы»(развивает
познавательную
активность,
словарный
запас,
внимание,
наблюдательность),состоящая из пяти игр, где ребята последовательно
собиралипазл планеты Земля, рассказывали о правилах поведения в
лесу, сортировали мусор;
3.
Экологическая викторина «Путешествие в мир природы»(развивает
познавательную и исследовательскую активность, любознательность,
вариативное
мышление,
коммуникативные
и
творческие
способности), основной целью которой являлся сбор резных картинок
по теме «Времена года», подбор правильных знаков поведения в лесу;
4.
Игра «Экологический калейдоскоп»(развивает любознательность,
логическое мышление, воображение, речь, умение рассуждать и
обосновывать
свои
суждения),
состоящая
из
нескольких
дидактических игр, игры-загадки, игры-ассоциации.
Неотъемлемой частью таких игр для детей дошкольного возраста
является наглядность. Данную функцию выполняет ИКТ. В сценарии
мероприятия обязательно используются презентации, выполняющие разные
цели, сопровождающие задания этапов игры. В них включены слайды для
проведения дидактических игр, заданий на внимание и сообразительность,
слайды демонстрационного характера и т.д.
Все это служит для обеспечения наглядности и стимулирования активности
детей. Я считаю, что традиционные занятия в тандеме с современными
методиками
ускоряют решение
поставленной
задачи
экологического
образования.
Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтобы экологическое
образование
ребенка
сегодня
сформировало
у
человечества
новое
экологическое сознание в ближайшем будущем.
Исходя, из вышесказанного сделала вывод: игра доставляет детям много
радости
и
содействует
их
всестороннему
развитию.
Считаю,
что
интеллектуальные
игры
способствуют
формированию
экологической
культуры дошкольников, развитию познавательных и речевых умений.
Расширяют знания детей о жизни растений и животных,о местах их
произрастания
и
проживания.
Подводят
к
пониманию
причинно-
следственных связей между живой и неживой природой.