"Интерактивные методы обучения на уроках математики как инструмент формирования вычислительной культуры"

Автор: Ефремова Галина Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" ж.-д.ст. Шентала
Населённый пункт: станция Шентала, Самарская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Интерактивные методы обучения на уроках математики как инструмент формирования вычислительной культуры"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад «
Интерактивные методы обучения на уроках математики

как инструмент формирования вычислительной культуры»

Ефремова Г.П., учитель математики

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д.ст. Шентала
Математические расчёты нужны каждому человеку в повседневной жизни. Низкий уровень вычислительной культуры (навыков) затрудняет усвоение ряда разделов основной школы. Наблюдения показывают, что учащиеся на ГИА и ЕГЭ допускают вычислительные ошибки в тех заданиях, которые можно решить устно; тратят время из-за того, что не умеют анализировать ситуацию и не умеют находить новые подходы и рациональные способы решения.
Основная цель
: развитие способностей учащихся к интегрированному мышлению, которое поможет им увидеть новые подходы и рациональные методы решения задач, и создание условий для формирования высокой вычислительной культуры. Основные задачи, решаемые внедрением данной технологии: - Побуждение интереса к учебе и желания мыслить; -Ориентирование учащихся на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения. Главным методом обучения становится метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организация учебных действий. Первым является преобразование проблемной ситуации. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач. Задача будет решена при условии, если полученный ответ проверен, доказан и оценен. Огромную рель играет самооценка и самоконтроль. Решить задачу – значит, ответить на вопросы: Что это? Что нужно сделать? Зачем надо это делать? Как делать это правильно? Как себя проверить? Какие могут быть трудности и ошибки? Каковы причины и пути устранения этих ошибок? Деятельность, направляемая учителем, переходит во внутреннюю, ту, которую ученик сам осознаёт, принимает, планирует, выполняет, проверяет, оценивает и корректирует.
Методы и формы воплощения: Активные методы кругового воздействия, способствующие безошибочному выполнению заданий, применению быстрых способов вычислений и прочному усвоению материала : любые виды дискуссий по выбору рациональных способов решения, «мозговые штурмы», п роблемное обучение , игры, проектная исследовательская и поисковая деятельность , обсуждение альтернативных решений, моделирование, работа в группах. Примеры использования интерактивного метода. 1.На основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации, расширяющих знания, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет. 2. Сформулировать вопросы к материалу учебника, начинающиеся со слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…». Ученики, работая с одним и тем же текстом, получают совершенно разные задания. 3. Задания на прикидку и оценку (округление натуральных чисел и десятичных дробей): В одной столовой ложке -25г. риса, а в один стакан входит 235г. риса. Сколько целых ложек риса помещается в одном стакане? 4. Связка задач. В каждой связке по 3-5 задач: первые достаточно просты, но работа над ними готовит к решению последней, которая содержит проблему.
Методики и формы обучения можно разделить на
: ситуативные (рассмотрение
реальной задачи
или вымышленной ситуации), дискуссионные (обсуждение того или иного метода решения), рефлексивные, поисковые (получение определенной информации из разных источников) , аналитические, репродуктивные, игровые (моделирование реальных или вымышленных ситуаций). При использовании интерактивного подхода к обучению создаются условия для стимулирования поисковой деятельности, что ускорит образование вычислительных навыков и способствует повышению качества образования.