Автор: Скакун Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН, ОБРАЗЦОВЫЙ
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики"
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ ПЕРВЫХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«Дидактическая игра как средство повышения
эффективности урока математики»
Скакун Е.А., учитель МБОУ СОШ № 9
Август, 2021г.
ст. Ленинградская
2
«Ребенок не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь». (Франсуа Рабле)
В первые годы обучения в школе, наиболее трудным, а для некоторых
детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем,
что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной
деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифи-
цировать, дифференцировать. Для успешного обучения детей необходимо
на первых же порах пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, акти-
визировать их деятельность. Одним из наиболее эффективных средств, про-
буждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая
игра.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит
по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется пра-
вилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учеб-
ную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидак-
тическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, застав-
ляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка,
приучает считаться с интересами товарищей. Увлеченные игрой дети легче
усваивают программный материал, приобретают определенные знания, уме-
ния и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упраж-
нений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настрое-
ние, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает
утомляемость и поддерживает внимание.
Значение дидактических игр:
значительно повышается познавательный интерес младших школь-
ников;
урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;
формируется положительная мотивация к обучению;
развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособ-
ность;
формируется умение работать в команде
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов
игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и класси-
фикации педагогических игр.
3
По характеру познавательной деятельности дидактические игры мож-
но отнести к следующим группам:
1.
игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помо-
щью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые вы-
ражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной)
2.
игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены
на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка»,
«Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи
курс корабля»)
3.
игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круго-
вые примеры», «Математическая гусеница»)
По характеру используемого материала дидактические игры условно де-
лятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
По функциям дидактические игры делятся на:
1.
обучающие;
2.
контролирующие;
3.
обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают но-
вые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе под-
готовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чет-
че будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре,
но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит
в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия
в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготов-
ка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют
установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений
действовать в различных учебных ситуациях.
По числу участников дидактические игры могут быть: коллективные,
групповые и индивидуальные.
Дидактические игры могут использоваться на отдельных этапах урока,
выступая в виде игровых моментов.
4
Хочу рассказать о некоторых дидактических математических играх, ко-
торые я использую на своих уроках при изучении табличного умножения
и деления. Методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и по-
нимали принципы ее составления, дающие возможность находить любое
произведение. Вычислительные навыки, как известно, приобретаются в ре-
зультате многократных повторений одних и тех же операций. Чтобы избе-
жать однообразия в отработке табличных случаев умножения и деления, про-
вожу упражнения в игровой, занимательной форме.
Ценность дидактической игры я определяю не по тому, какую реакцию
она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно по-
могает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.
Подбирая какую-либо дидактическую игру для урока, продумываю сле-
дующие вопросы:
1.
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процес-
се ее проведения? Какие воспитательные цели преследуются в процессе
игры?
2.
Посильна ли она для учащихся моего класса?
3.
Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?
4.
Подведение итогов игры.
Для проведения дидактической игры на уроке, если это необходимо, заранее
составляю группы таким образом, чтобы в каждую группу вошли учащиеся,
как с сильными, так и со слабыми учебными возможностями. В каждой груп-
пе назначаю ответственного. Как правило, это ученик с хорошими учебными
возможностями или самого организованного, который может организовать
работу группы.
Важную роль на уроках я отвожу устным упражнениям. Для того чтобы
привлечь к этому всех учащихся я использую сигнальные карточки. Они по-
могают дисциплинировать учащихся и одновременно получать информацию
об усвоении материала. С их помощью можно в виде игры проводить много
устных упражнений.
На своих уроках я использую следующие игры.
Игра «Да. Нет»
На доске даны примеры: 4×6, 8×3, 4×5, 7×3, 9×4, 5×6. Показываю
карточки с числами. Если число является ответом, учащиеся хором говорят
«Да», затем произносят пример 4×6=24. если число не является ответом, го-
ворят «Нет».
5
«Живая математика»
У всех учащихся есть карточка с цифрами от 0 до 9. Читаю пример
(3×2). Встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6.
Лучше всего давать примеры на деление, так как в ответах получаются одно-
значные числа.
Игра требует двигательной активности, поэтому проводить ее можно
вместо физминутки в середине урока.
«
Математический футбол»
На доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди,
берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то
забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.
«Проверь себя»
Заготавливаю карточки, на которых записаны результаты умножения ка-
ких-либо чисел, например 18. Я показываю карточку, а ученики записывают
пример на умножение с таким ответом.
« Кто скорее, кто вернее?!»
Раздаю на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так,
что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т.д. Я читаю при-
меры (4×4; 9×2 или 40:4 и пр.), а дети должны быстро сообразить, сколько
получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить чис-
ло 16. За каждый пример засчитывается очко тому ряду, в котором быстрее
и правильно составили ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигры-
вает.
Игра не только способствует закреплению определенного вычислитель-
ного навыка, в частности табличного умножения и деления, но в ходе
ее уточняется понимание поместного значения цифр — учащимся нужно
встать так, чтобы одна цифра обозначала единицы, другая — десятки. Сме-
шение мест рассматривается как проигрыш.
«Не подведи друга!»
К доске выходят одновременно двое (трое) учеников. Читаю пример,
например: 6×7. Предлагаю составить три примера на умножение и деление
с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение,
а другой — на деление. Если примеры составлены и решены верно, одобряю
ребят за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так:
6
6×7=42 7×6=42
42:7=6 42:6=7
Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного
по известному произведению, понимали, что из примера 7×6 =42 вытекает
42:7=6, 42:6=7.
«Делится — не делится»
Называю различные числа, а ученики хлопают в ладоши, если число де-
лится, например, на (4, 5) без остатка.
«Собери слово»
На доске записаны примеры, справа и слева одинаковое количество.
К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных учеников
решает один из примеров. Далее выбирает среди подготовленных карточек,
карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки
написана буква). Команда, первая составившая слова, побеждает.
В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут
быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.
«Молчанка»
Примеры на умножение и деление записаны на доске. Показываю при-
мер, дети на карточках — ответы. (У каждого ученика есть числовой набор).
«Лучший счетчик»
На доске прикреплён круг с цифрами. Даю задание: увеличить (или
уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради.
Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает
ответы, и все проверяют свои записи)
«Круговые примеры»
Заранее готовлю карточки с примерами, подбирая их так, чтобы ответ
предыдущего примера являлся началом следующего. Каждый учащийся од-
ного ряда получает такую карточку. Здесь очень важно не ошибиться!
На следующем уроке эти круговые примеры получают ребята другого ряда.
«Чей ряд лучше?»
7
Учащиеся первого ряда задают вопросы ученикам второго ряда по та-
блице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда
готовят примеры для ребят третьего ряда. На доске я подсчитываю количе-
ство правильных ответов каждого ряда.
«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги.
Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ра-
кеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу
примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают
по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры кол-
лективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летит в космос»
первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю
новые. Завтра ракета опять готова к полёту!
Аналогично проводятся игры «Кто быстрее окажется на таинственном
острове?», «Какой ряд сегодня умники и умницы?»
«Бабочки»
На доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям
предлагают отгадать, на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают при-
меры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабо-
чек на цветы.
«Математическое лото»
Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны
результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку
с выражением, например 5×3, а ребята на своих карточках закрывают круж-
ками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточ-
ке. Фишки учащиеся изготавливают на уроке трудового обучения.
«Найди пару»
К доске по очереди выходят по 3 ученика от каждого ряда. Задание: за-
писать в окошках числа, чтобы получились верные равенства.
9×4 = ? + ?
42 : 6 = ? — ?
76 — 44 = ? х ?
8
27 + 27 = ? х ?
Очень нравится детям игра «Я, фотограф», в которой я показываю детям
полоску с цифрами, знаками, а ученики должны их запомнить за 5 секунд
и «сфотографировать» в тетрадь.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической
сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний уча-
щихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на эта-
пах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее
число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные за-
дачи урока так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть
основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра
помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной фор-
ме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо
при обучении детей младшего школьного возраста.