Напоминание

Использование информационных технологий в начальной школе

Автор: Можайская Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОАНО КГИК
Населённый пункт: Московская область,г. Балашиха, мкр Павлино 13
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в начальной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование информационных технологий в

начальной школе

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный

ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в

информационной

культуре

он

должен

стать

координатором

информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть

современными методиками и новыми образовательными технологиями,

чтобы достичь взаимопонимания с учениками.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,

является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем

мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в

нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного

ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник»

вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание –

компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации

образования является использование информационных технологий в

образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке

целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в

школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению

современными

компьютерными

технологиями

и

способность

актуализировать

полученную

с

их

помощью

информацию

для

дальнейшего самообразования. Для достижения этих целей возникает

необходимость применения в практике работы учителя начальных

классов разных способов обучения младших школьников и в первую

очередь использование информационно-коммуникативных технологий в

учебно-воспитательном процессе.

Школа должна готовить детей к жизни в современном обществе,

следовательно, информатизация образовательного процесса является

одним из приоритетных направлений образования. Для решения этой

задачи перед семьей и школой возникает необходимость знакомства

детей с теоретическими основами информатики и практическим

использованием компьютера, причем не на уровне экскурсий и игр, а в

виде регулярных занятий.

Включение информационных технологий для изучения в начальной

школе готовит школьников к использованию их как средства повышения

эффективности познавательной и практической деятельности в рамках

всех учебных предметов.

Использование компьютера в обучении младших школьников должно

стать

обогащающим

и

преобразующим

элементом

развивающей

предметной

среды.

Ведь

именно

в

этом

возрасте

происходит

интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается

фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

развивать

умение

учащихся

ориентироваться

в

информационных

потоках окружающего мира; овладевать практическими способами

работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться

информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому

очень важно строить их обучение, применяя как можно больше

качественного

иллюстративного

материала,

вовлекая

в

процесс

восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность

компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к

деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом

учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний

учащимися.

Одна из важнейших задач школы состоит не только в обучении

школьников предмету, но и в воспитании гармонично развитой

личности,

умеющей

осуществить

свои

позитивные

возможности,

раскрыть

свои

задатки

и

способности.

Одним

из

важнейших

направлений российского образования на современном этапе развития

является его информатизация, поэтому важно и необходимо вести

целенаправленную

работу

по

внедрению

и

применению

информационных и коммуникационных технологий в образовательном

процессе. В ходе данной работы, учащиеся обучаются поиску новой

информации и практическим способам работы с ней, овладевают

компьютерной грамотностью, в результате чего повышается мотивация

усвоения знаний в учебном процессе, ребёнок становится активным

субъектом учебной деятельности, появляется огромная возможность для

самореализации своих способностей.

Необходима смена приоритетов в расстановке целей образования: одним

из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна

стать готовность детей к овладению современными компьютерными

технологиями

и

способность

актуализировать

полученную

с

их

помощью информацию для дальнейшего самообразования.

В настоящее время возникает острая необходимость организации

процесса обучения с использованием современных информационно-

коммуникативных технологий как фактора самореализации младшего

школьника,

где

в

качестве

источников

информации

всё

шире

используются электронные средства. Использование информационно-

коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет

развивать

умение

учащихся

ориентироваться

в

информационных

потоках окружающего мира, овладевать практическими способами

работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться

информацией

с

помощью

современных

технических

средств.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

•активизировать познавательную деятельность учащихся;

• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных

технологий в

учебном

процессе

является

актуальной проблемой

современного школьного образования. Сегодня учитель по любой

школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с

использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно,

красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и

ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю

работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает

возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты

обучения.

В

стандартах

нового

второго

поколения

говорится,

что

целью

образования

учащихся

является

развитие

у

них

познавательных

универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией,

представленной в разных видах и разных источниках (словарях,

справочниках, энциклопедиях, Интернет). Разработчики стандартов

второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её

саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается

и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят

получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим

мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением

обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной

компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда

основная цель образования – это научить ученика учиться.

Система образования не может отставать от тех требований, которые

диктует современное общество, а общество переживает период бурной

информатизации.

Компьютеризация

школы

это

актуальнейшая

проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все

учителя.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу

учителя начальных классов способствует достижению основной цели

модернизации

образования

улучшению

качества

обучения,

увеличению доступности

образования,

обеспечению

гармоничного

развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве,

приобщенной

к

информационно-коммуникационным

возможностям

современных технологий.

Использование информационных технологий в учебном процессе

начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить

эффективность,

мотивировать

учащихся,

но

и

дифференцировать

процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. В

настоящее время в процессе обучения школьников используются все

новые образовательные средства, в том числе и информационно-

коммуникационные

технологии

под

которыми

понимаются

разнообразные программно-технические средства, предназначенные для

решения определенных педагогических задач, имеющие предметное

содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Уроки с использованием информационных технологий не только

расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной

степени

повышают

творческий

и

интеллектуальный

потенциал

учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего

школьника

велики,

стоит

учить

его

как

можно

чаще

излагать

собственные мысли, в том числе и с помощью информационных

технологий. Использование информационных технологий на уроках в

начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся.

Использование информационных технологий может преобразовать

преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав

детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания

учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий

уровень интерес детей к учебе.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу:

информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать

новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей

профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он,

педагог современной российской школы, соответствует требованиям

века грядущего.

Мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс

направлен

на

развитие

логического

и

критического

мышления,

воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к

творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже.

Одним из основных направлений использования ИКТ в моей

практике являются

уроки

на

основе

авторских

компьютерных

презентаций. Презентации – это превосходное средство передачи

знаний. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или

электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала

включается ассоциативное мышление.

Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и

в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта

работы в электронном виде.

Неистощимым источником идей для создания мультимедийных уроков

является Интернет. Иногда совсем не обязательно «изобретать колесо»,

а можно обменяться опытом с коллегами по всей России. (соблюдая

авторские права).

Сегодня в процесс обучения активно внедряются разнообразные

средства информационных технологий. Дистанционное обучение –

прекрасная возможность углубить свои знания, а также овладеть

навыками информационно-коммуникативной культуры.

В

период

дистанционного

обучения,

сайт

Учи.ру помог

многим

наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат.

Ученики нашли на портале интерактивные курсы по всем основным

предметам. Были полезны тематические вебинары по дистанционному

обучению.

Сервис

позволил

работать

над

ошибками

учеников,

обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показал прогресс

школьников в личном кабинете. Кроме того, был интересен в личных

кабинетах специальный внутренний чат, в котором можно держать связь

с учениками и родителями.

Также, есть другие образовательные платформы, на которых каждый

учитель может найти для свой профессиональной работы, что-то

познавательное или поделиться своим опытом работы.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего,

должна

способствовать

активизации

познавательной

сферы

обучающихся,

успешному

усвоению

учебного

материала

и

способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ

должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь

ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, но

не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как

вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая

психологические

особенности

младшего

школьника,

работа

с

использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.

Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий

характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен

тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие

логического

и

критического

мышления,

воображения,

самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому

поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс

становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный

фон урока становится более благоприятным, что очень важно для

учебной деятельности ребёнка.

Использование информационно – коммуникационных технологий в

начальной

школе

это

не

просто

новое

веяние

времени,

а

необходимость

и

поиск

нового

смысла

урока.

Использование

информационных

технологий

может

преобразовать

преподавание

традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд,

оптимизировав

процессы

понимания

и

запоминания

учебного

материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень

интерес детей к учебе.

ИКТ

позволяют

показать,

объяснить,

научить,

проанализировать,

систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше показывали

на пальцах.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу:

информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать

новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей

профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он,

педагог современной российской школы, соответствует требованиям

века грядущего.

Но

для

внедрения

ИКТ

в

учебную

деятельность

необходимо

переоснащение кабинетов начальной школы. В каждом классе должен

быть, как минимум один компьютер и интерактивная доска. Я уверенна,

учителя начальных классов готовы использовать в своей работе

современные технологии, но для этого им должны создать все

необходимые условия.

Вывод:

Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться

компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку

или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями

и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования

методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это

необходимость.

Существует

много

различных

видов

работы

с

применением

информационных технологий для проведения уроков в начальной

школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем

предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для

каждого возраста. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент

учебного

процесса,

а

не

основной.

Учитывая

психологические

особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ

должна

быть

четко

продумана

и

дозирована.

Таким

образом,

применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер.

Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно

продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей

работе педагог использует инновационные технологии.

С

учетом

модернизации

обучения

актуальным

сегодня

является

использование компьютерных технологий.

Использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений

учащихся, эффективности и мотивации обучения, интереса к изучаемому

предмету.