Автор: Можайская Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОАНО КГИК
Населённый пункт: Московская область,г. Балашиха, мкр Павлино 13
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника.
Использование современных образовательных технологий в
формировании ключевых компетентностей младшего
школьника.
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней
связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во
многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать
процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него
были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них
скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при
которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою
интеллектуальную состоятельность?
За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение
современных педагогических технологий в начальной школе».
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке.
Главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию
проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть
умственный и творческий потенциал учащихся.
В основу деятельности учителя положен системно-деятельностный
подход в обучении с применением инновационных технологий т.к.
собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая
системно – деятельностного подхода. В начале учебного года я провела
стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы,
характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними
спланировала систему работы по обеспечению личностных и
метапредметных результатов. В ней четко прослеживается целостная работа
по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную
деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного
чтения, групповой работы, работы в парах.
Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе
осуществляется через применение технологий качественного обучения.
В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на
решение учебных задач:
1.
Развивающее обучение
2.
Проблемное обучение
3.
Разноуровневое обучение
4.
Использование исследовательского метода в обучении
5.
Проектные методы в обучении
6.
Игровые методы
7.
Обучение в сотрудничестве
8.
Информационно-коммуникационные технологии
9.
Здоровье сберегающие технологии
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только
грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое,
обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру
способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования:
самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений
и открытий.
Большое внимание в своей работе уделяю детям, проявляющим повышенный
интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми начинаю с
диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и
свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики,
составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет
предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных
методов обучения и воспитания.
На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую
учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо
частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические
приемы. Обычно большую сложность вызывает у учителей формулирование
темы и задач урока детьми. Если к работе подходить формально, то это очень
непростая часть урока кажется часто невыполнимой. А если привлечь
смекалку и подойти творчески, то дети легко со всем справятся: составить
кроссворд, разгадать загадку и многие другие занимательные упражнения
сами подведут ребят к теме урока. Разгадав загадку, дети легко сообразят,
что на этом уроке русского языка речь пойдет о глаголе.
На уроках русского языка
При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую
любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование,
развивающую игру проблемную ситуацию:
В результате все ученики включены в мыслительную деятельность, готовы к
восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде
деятельности может быть либо полной, либо частичной.
При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний
использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в
компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест,
который занимает 3-4 минуты.
Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого
на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, или
допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою
работу по следующему слайду и выставляют оценки.
Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки,
исправляют их и получают оценки.
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая
их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики
текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик
выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но
необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении.
Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них
я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой
оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая
наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока,
задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть
«услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой –
каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим
ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для
творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же
основная задача литературного чтения – формирование читательских умений
и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки,
и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей,
направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной
впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или
иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется
дифференциация обучения.
Уроки литературного чтения - это уроки искусства, где важны и музыка, и
живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее
мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами
живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую
музыку. Сегодня на уроках литературного чтения все чаще используются
современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и
проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов.
Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами
искусства, использование последних технических средств становится все
более актуальным.
Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать
работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе
PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации,
могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным
материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные
портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие
другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся
интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить
личность писателя.
На уроках математики
Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность
думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на
которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и
решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми.На моих
уроках присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому
ребёнку.
А на уроке математики достаточно поиграть «в магазин», чтобы подвести
детей к новым понятиям:
Методически грамотная подача материала способствует успешному
формированию личностных компетенций обучающихся при изучении любой
темы. Ученики без труда подводят итог урока, выводят алгоритм действий.
На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную
групповую дифференциацию.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее активны,
стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают
дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать
условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным
типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно
«открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным
материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют
практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. Ребята
активно участвуют в проектной деятельности.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки
технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети
увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие
способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В
процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном
устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к
культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Для отслеживания качества обучения отдельных предметов использую
Мониторинг.Процесс усвоения знаний учащимися – индивидуальный,
поэтому я использую различные формы диагностики, контролирующие
работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности
каждого ученика класса.
Результатом работы является повышение уровня самооценки и
самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели
качества знаний.
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные
формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры,
собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые
эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую
деятельность.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я
предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это
нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Даже
те, кто не любит и не умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения,
отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.
В системе каждодневно используются:
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового
образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток. А
также провожу динамические паузы.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и
облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению
знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии
использую на уроках. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра
активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое
напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Информационно коммуникативные технологии. Активно использую в
своей практике ИКТ: разрабатываю мультимедиа-презентации не только
сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают
новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется
их кругозор, повышается мотивация учения. Также при проведении уроков и
подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой
коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в
Интернет.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной
деятельности. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их
самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный
проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам
информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу:
«…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению,
а остальное я сделаю сам». Формирую у детей необходимых УУД:
Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют
развивать у учащихся:
– умение работать в группе;
– высказывать свое личное мнение;
– выслушивать мнение товарищей;
– создавать благоприятный психологический климат,
– атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Личностные. Мотивация учения, моральный выбор.
Познавательные. Формулирование цели, поиск и выделение
информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем
творческого и поискового характера.
Регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися
своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной
деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в
классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так
называемые карточки «светофоры», а также смайлики.
Также, для фиксирования результатов учебной и вне учебной деятельности
ведём « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной
деятельности, т.к. в нем отражены достижения не только в учебе, но и вне
учебной деятельности.
Вывод.
Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном
процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому
задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка
в разные виды деятельности. Овладение учащимися УУД
создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых
знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения
учиться. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные
перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для
развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития
(а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так
формулируются задачи начального образования в Федеральных
государственных стандартах общего образования.
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС
невозможно без условий реализации основной образовательной программы,
особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное
обеспечение.
Использование современных образовательных технологий позволяет
учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число
учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах
и различных творческих конкурсах.