Напоминание

Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника.

Автор: Можайская Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОАНО КГИК
Населённый пункт: Московская область,г. Балашиха, мкр Павлино 13
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьника.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование современных образовательных технологий в

формировании ключевых компетентностей младшего

школьника.

Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней

связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во

многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать

процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него

были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них

скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при

которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою

интеллектуальную состоятельность?

За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение

современных педагогических технологий в начальной школе».

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке.

Главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию

проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть

умственный и творческий потенциал учащихся.

В основу деятельности учителя положен системно-деятельностный

подход в обучении с применением инновационных технологий т.к.

собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая

системно – деятельностного подхода. В начале учебного года я провела

стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы,

характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними

спланировала систему работы по обеспечению личностных и

метапредметных результатов. В ней четко прослеживается целостная работа

по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную

деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного

чтения, групповой работы, работы в парах.

Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе

осуществляется через применение технологий качественного обучения.

В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на

решение учебных задач:

1.

Развивающее обучение

2.

Проблемное обучение

3.

Разноуровневое обучение

4.

Использование исследовательского метода в обучении

5.

Проектные методы в обучении

6.

Игровые методы

7.

Обучение в сотрудничестве

8.

Информационно-коммуникационные технологии

9.

Здоровье сберегающие технологии

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только

грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое,

обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру

способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования:

самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений

и открытий.

Большое внимание в своей работе уделяю детям, проявляющим повышенный

интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми начинаю с

диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и

свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики,

составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет

предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных

методов обучения и воспитания.

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую

учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» либо полностью, либо

частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические

приемы. Обычно большую сложность вызывает у учителей формулирование

темы и задач урока детьми. Если к работе подходить формально, то это очень

непростая часть урока кажется часто невыполнимой. А если привлечь

смекалку и подойти творчески, то дети легко со всем справятся: составить

кроссворд, разгадать загадку и многие другие занимательные упражнения

сами подведут ребят к теме урока. Разгадав загадку, дети легко сообразят,

что на этом уроке русского языка речь пойдет о глаголе.

На уроках русского языка

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую

любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование,

развивающую игру проблемную ситуацию:

В результате все ученики включены в мыслительную деятельность, готовы к

восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде

деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний

использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в

компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест,

который занимает 3-4 минуты.

Быстро проверить знания учащихся позволяет работа с текстами. Для этого

на одном слайде появляется текст, в котором пропущены орфограммы, или

допущены ошибки. После написания работы учащиеся проверяют свою

работу по следующему слайду и выставляют оценки.

Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки,

исправляют их и получают оценки.

На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая

их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики

текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик

выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но

необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении.

Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них

я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой

оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.

Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая

наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока,

задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть

«услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой –

каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим

ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для

творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же

основная задача литературного чтения – формирование читательских умений

и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки,

и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей,

направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной

впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или

иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется

дифференциация обучения.

Уроки литературного чтения - это уроки искусства, где важны и музыка, и

живопись. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее

мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами

живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую

музыку. Сегодня на уроках литературного чтения все чаще используются

современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и

проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов.

Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами

искусства, использование последних технических средств становится все

более актуальным.

Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно назвать

работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе

PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации,

могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным

материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные

портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие

другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся

интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить

личность писателя.

На уроках математики

Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность

думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на

которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и

решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми.На моих

уроках присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому

ребёнку.

А на уроке математики достаточно поиграть «в магазин», чтобы подвести

детей к новым понятиям:

Методически грамотная подача материала способствует успешному

формированию личностных компетенций обучающихся при изучении любой

темы. Ученики без труда подводят итог урока, выводят алгоритм действий.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную

групповую дифференциацию.

На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее активны,

стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают

дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать

условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным

типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно

«открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным

материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют

практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. Ребята

активно участвуют в проектной деятельности.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки

технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети

увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие

способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В

процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном

устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к

культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Для отслеживания качества обучения отдельных предметов использую

Мониторинг.Процесс усвоения знаний учащимися – индивидуальный,

поэтому я использую различные формы диагностики, контролирующие

работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности

каждого ученика класса.

Результатом работы является повышение уровня самооценки и

самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели

качества знаний.

Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные

формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры,

собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые

эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую

деятельность.

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я

предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это

нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Даже

те, кто не любит и не умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения,

отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

В системе каждодневно используются:

Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового

образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток. А

также провожу динамические паузы.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и

облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению

знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии

использую на уроках. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра

активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое

напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Информационно коммуникативные технологии. Активно использую в

своей практике ИКТ: разрабатываю мультимедиа-презентации не только

сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают

новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется

их кругозор, повышается мотивация учения. Также при проведении уроков и

подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой

коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в

Интернет.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной

деятельности. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их

самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный

проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам

информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу:

«…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению,

а остальное я сделаю сам». Формирую у детей необходимых УУД:

Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют

развивать у учащихся:

– умение работать в группе;

– высказывать свое личное мнение;

– выслушивать мнение товарищей;

– создавать благоприятный психологический климат,

– атмосферу взаимопомощи, толерантности.

Личностные. Мотивация учения, моральный выбор.

Познавательные. Формулирование цели, поиск и выделение

информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем

творческого и поискового характера.

Регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися

своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной

деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в

классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так

называемые карточки «светофоры», а также смайлики.

Также, для фиксирования результатов учебной и вне учебной деятельности

ведём « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной

деятельности, т.к. в нем отражены достижения не только в учебе, но и вне

учебной деятельности.

Вывод.

Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном

процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому

задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка

в разные виды деятельности. Овладение учащимися УУД

создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых

знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения

учиться. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные

перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для

развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития

(а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так

формулируются задачи начального образования в Федеральных

государственных стандартах общего образования.

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС

невозможно без условий реализации основной образовательной программы,

особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное

обеспечение.

Использование современных образовательных технологий позволяет

учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число

учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах

и различных творческих конкурсах.