"Сутеев В.Г. "Ёлка"

Автор: Баковкина Нина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с УИОП №1
Населённый пункт: г. Советск Кировской области
Наименование материала: конспект урока литературного чтения 1 класс
Тема: "Сутеев В.Г. "Ёлка"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



Баковкина Нина Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области
Технологическая карта урока литературного слушания

Класс:
1 «а»
Учитель:
Баковкина Нина Николаевна
Тема урока:
Сутеев В.Г. «Ёлка»
Тип урока:
урок открытия нового знания
Цель
: создать условия для ознакомления со сказкой Сутеева В.Г. «Ёлка», для развития осознанности восприятия литературного произведения, расширения представлений об авторской сказке, формирования интереса к чтению, осмыслению текста, развитию речи, внимания, воображения, обогащению словарного запаса.
Задачи:
1) формировать читательские умения через аналитическое чтение (анализ сюжета), выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям); 2) понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении; 3) уметь добывать знания из различных источников;
Планируемые результаты (УУД):

Предметные:
научатся читать вслух произведения разных жанров (сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему ( о Родине, о детях, о природе, о животных), составлять схематический план с введением « заместителей» героев сказки: ребята – Р, заяц – З и т.д..
Метапредметные:


регулятивные
– принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности;
познавательные
- понимают фактическое содержание текста, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей, определяют тему прослушанной сказки;
коммуникативные –
используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;
Личностные: в
ысказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Методы и приёмы обучения:

по источнику получения знаний:
словесные, наглядные.
по характеру познавательной деятельности:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, работа с учебной книгой, слушание.
по организации деятельности:
метод стимулирования учебной деятельности.
по форме контроля
: самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности
: фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:
Ефросинина Л.Л. Литературное чтение. Уроки слушания; 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор- составитель Л.А. Ефросинина _ М. Вентана- Граф, 2012Ефросинина Л.А. 1 класс: рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений/ автор- составитель Л.А. Ефросинина _ М. Вентана- Граф, 2012

Структура и содержание урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствует уч-ся. Даёт положительный настрой на урок. Проверяет готовность к уроку. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на позитивную работу. 2.Актуализация опорных знаний Организует работу в парах, знакомит с портретом и краткой биографией В. Г. Сутеева. Через парную работу вводит в тему урока. Создаёт условия для самостоятельной подготовки целей. Работая в парах, делят сказки на авторские и народные и , разгадав анаграмму, формулируют тему урока. 3. Постановка учебной задачи. Создаёт условия для готовности уч-ся к активной мыслительной деятельности. Обсуждают, как решить возникшую проблему, формулируют цели урока. 4. Открытие нового знания. Первичное слушание произведения. Читает сказку, используя хоровое чтение, чтение хорошо читающих детей. Высказывают свои предположения и догадки, слушают сказку. 5. Первичное закрепление во внешней речи. Задаёт вопросы по содержанию. Просит смоделировать обложку, используя условные Отвечают на вопросы по первичному восприятию текста. Самостоятельно моделируют обложки,
обозначения, организует взаимопроверку. используют взаимопроверку. 6.Физминутка Включает музыку. Танцуют. 7.Самостоятельна я работа Предлагает задания в разных формах, организует работу в парах, в группах. Работают самостоятельно в парах и в группах. Действуют в соответствии с поставленной задачей. 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение Использует работу с «заместителями». Создаёт условия для проведения анализа произведения, создания мультипликационного фильма, пересказа сказки по плану. Используя «заместителей», работают над сюжетом, анализируют произведение, пересказывают по плану. 9. Итог урока. Рефлексия Учитель задаёт вопросы. Создаёт условия для оценки деятельности урока. Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке.

Конспект урока по литературному чтению (слушанию).
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) На урок вас приглашаю, И удачи пожелаю. Чтобы новое узнать, Будем книгу мы читать. Очень рада видеть вас, За работу! В добрый час! -А какой урок приглашает нас «в гости»? (Слайд1) -Чему же мы учимся на уроках литературного слушания? (ответы детей)
Вывод
: мы учимся работать с книгой. - С каким настроением вы пришли на урок литературного слушания? (Слайд 2) -Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке? -Давайте улыбнёмся друг другу и поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.
2. Актуализация опорных знаний

-
Ребята, наш урок мы начнём с того , что вам уже известно, вам необходимо поработать в парах. Перед вами – карточки с названиями художественных произведений. Вам нужно их прочитать и попробовать разделить на 2 группы.
Помните о правилах работы в паре. -Что объединяет данные произведения? -А на какие группы вы их разделили? Прочитайте.
Карточка
Лисичка – сестричка и волк «Палочка-выручалочка» «Мышонок и карандаш», «Дядя Миша» «Гуси – лебеди» «Хаврошечка» -Кто автор сказок «Дядя Миша», «Мышонок и карандаш», «Палочка- выручалочка»? Вот портрет В.Г. Сутеева. (Слайд 3) Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник, писатель, мультипликатор.Сутеев обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать.А еще Владимир Григорьевич очень любил детей. Поэтому он и мог писать и снимать такие интересные и добрые сказки. Вот каким замечательным интересным человеком был Владимир Григорьевич Сутеев. - Но вернемся к нашему произведению. Расшифруйте его название.
лкаЁ
(«Ёлка»)
3. Постановка учебной задачи.
- Тема урока: В.Г. Сутеев. «Ёлка»» -Какую цель перед собой поставим? (Цели ставят дети).
-Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Какова его тема? (Жанр определить трудно.Может быть, это произведение о природе, о животных…) Возникла проблема: как её решить? (Прочитать произведение)
4. Открытие нового знания. Первичное слушание произведения
. -Читаем произведение вместе.(Текст письма читаем хором, конец сказки - хорошо читающие дети) - Понравилось ли вам произведение? Чем?(Ответы детей)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
-Ответить на проблемный вопрос, поставленный перед чтением, нам поможет моделирование обложки. -Что вы слушали? Докажите, что это сказка. -Как показать на модели, что это сказка? -О ком сказка, которую вы слушали? Покажите это на моделях. -Покажите на своих моделях автора и название сказки. Взаимопроверка. (Слайд 4) -Что скажете о работе соседа по парте? Обобщение.
6. Физкультминутка.
Танец «Вперёд четыре шага»
7. Самостоятельная работа. Работа в группах.
-Продолжаем работу над произведением В.Г. Сутеева «Ёлка». (Слайд 5)
-Кто является главным героем сказки Сутеева В.Г? (Главный герой сказки – Снеговик). -Снеговик очень хочет прийти к нам в гости, но не может найти правильную дорогу. Поднимите руку, кто хочет помочь Снеговику. (Работа по карточкам в группе. Карточка 1 в Приложении). Проверка. (Открываю картину Снеговика). -Наши ребята подготовили дополнительный материал о Снеговике, им хочется поделиться с вами своими знаниями. (Рассказы детей).
Ученик 1.
Какой он – снеговик? По одной из легенд, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А если снеговик – это ангел, то он может передавать Богу просьбы людей. Передавали свои просьбы так - лепили маленького снеговичка из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Ученик 2
. 18 января - Всемирный День Снеговика. Почему именно в этот день? Все очень просто и символично. Зима и так пора сплошных праздников. Когда придумывали дату, старались, чтоб она не перекликалась к каким - нибудь другим праздником. А цифры 8 и 1 очень смахивают на силуэт снеговика с метлой, поэтому их легко запомнить. Идея создания Дня Снеговика принадлежит немецкому коллекционеру снеговиков КорнелиусуГрэтцу, в коллекции которого было около 3000 снеговиков.
Ученик 3.
В России тоже празднуется День Снеговика, правда, он ещё не очень распространён. Отмечается он 28 февраля. В этот день, малыши и взрослые, лепят снеговиков.
Ученик 4.

К смеху детскому привык Наш веселый снеговик. Он гуляет во дворе Дни и ночи в январе. Вместо глаз - два уголька, Шарфик с окантовкой, И видна издалека Рыжая морковка. -Ребята, в какое время года начинаются события в сказке? -Кому написали письмо дети? О чём просили? -Как появился главный герой? -Как работали ребята? -С кем отправился в путь Снеговик? -Трудным был его путь? Подтвердите свои слова словами текста.
Работа в группах.
-Помогите найти тень Снеговика. (Работа по карточкам в группе. Карточка 2 в Приложении). Проверка работы. -Что случилось со Снеговиком? - А кто помог Бобику и спас Снеговика? -Кто вернул письмо? -Как Дед Мороз выполнил просьбу ребят?
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа с заместителями.
-Просмотрите сказку. Назовите всех персонажей. (Выставляют заместителей) -Кто помогал Снеговику? -А кто ему мешал?
-Кто из героев сказки вам понравился? Почему? -Для того, чтобы вы лучше запомнили содержание сказки, представьте себя мультипликаторами. -Кого из героев сказки вы поместили бы в каждый кадр? (Кадр – отдельный снимок, изображение на киноплёнке, на телеэкране.) -Какая карточка будет первой? Почему? -Какая следующая? -Перескажите сказку по плану. -Какую пословицу вы бы подобрали к этой сказке?(Ответы детей). - А мне очень нравится эта. (Слайд 6) (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Работа в парах. Наш Снеговик потерял варежку. Помогите Снеговику

найти её.
(Работа по карточкам в паре. Карточка 3 в Приложении).
-
Прочитайте последнее предложение сказки. (А утром Снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была ёлка.) -Вот и наша ёлочка.(Открываю картину). -Почему сказка Сутеева называется «Ёлка»? -Чему учит нас эта сказка?
Обобщение
: сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и смелыми. -Совсем недавно был новогодний праздник. Какие подарки вы находили под ёлкой? (Ответы детей).
Р

С

н

С

н
щ С н з щ л в С н Б ДМ щ з с С н
Ёлочка из произведения В.Г. Сутеева тоже приготовила вам подарок: она советует прочитать вам эти книги: (Представлена выставка книг) Самая известная – сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик». Собака рассказывает снеговику о своей жизни, о людях и о печке, у которой она так любила греться, будучи щенком. И у снеговика тоже появилось необъяснимое желание приблизиться к печке, ему казалось, что-то шевелится в нем. Целыми днями, вместо того, чтобы радоваться трескучим морозам, он тосковал, глядя на печь через окно... Пришла весна, и снеговик растаял. И только тогда нашлось объяснение его печали: снеговика укрепили на кочерге, которая и шевелилась в нем при виде родной печки. Герой другой доброй немецкой сказки Мэнди Фогель «Der Wunshdes braunen Schneemannes» («Мечта коричневого снеговика») – шоколадный снеговик. Он мечтает увидеть снег, и его друг, мальчик Тим, выносит его на улицу. Снеговичок в восторге от белого зимнего дня и детских игр в снежки. В конце концов, шоколадный снеговик сам покрывается снегом, он искренне радуется этому, думая, что теперь он такой же белый, как и все вокруг. Но Тим, видя, что его сказочному коричневому другу еще далеко до идеальной белизны, не решается нарушить его счастье. А вот мои любимые книги о снеговиках , их тоже написал Андрей Усачев. Они называются "Школа снеговиков" и "Приключения в Дедморозовке". Прочитайте, и вы узнаете о необыкновенных приключениях этих героев в наше время. Пришла зима и преобразила мир. И мы будто попали в чудесную сказку: летит белый пушистый снег, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. -Ребята, а не появилось ли у вас желания дать совет ребятам из сказки «Ёлка» Сутеева? -Каждый год мы отмечаем Новогодний праздник. Каждый год в наших домах будут стоять ёлки, но лучше, если они будут искусственные.
9. Итог урока. Рефлексия (под музыку песни «В лесу родилась елочка») -Я предлагаю вам украсить нашу елку шариками. Выберите шарик, цвет которого соответствует вашему настроению, и прикрепите на елку. (Дети украшают ёлку блестящими магнитиками).